Заметка 11. Свечи. Соевые свечи.
Доброго времени суток, друзья. Заглянули послушать очередную историю? Славно. Весь цикл, на просторах Межпространственного вокзала, идут темпоральные дожди. Серый бетон ярусов лоснится от влаги. Ливневые канавы полнятся темпоральной жидкостью. На ее поверхности дрожат отражения бесчисленных неоновых вывесок. Антрацитового цвета тучи скрыли небеса. И рассказ мой будет соответствующим.
Что вы знаете о Мертвых Вселенных? Представьте себе все множество живых существ, обитающих с вами в одной Терре. А так же, все множество существ, когда либо обитавших в этой Терре. А заодно и все множество существ, которые будут в этой Терре обитать. Постарайтесь, хоть это и сложно. Так вот, Мультивселенная похожа на то, что вы только что представили. Мертвые Вселенные, это те реальности, что прекратили свой жизненный цикл. По естественным причинам или же нет. В большей степени — нет. Об этом мне поведал наш давний знакомый в широкополой шляпе. Помните, я рассказывал о нем? О том, что из Братства Якоря.
Так вот, в одной из таких Мертвых Вселенных исчезла Смерть. Парадоксально, не правда ли? Смерть исчезла, а Вселенная не стала вдруг Живой. Ничего удивительного, ведь Смерть — часть цикла Бытия. Наиболее важная ее часть. Я бы даже сказал — Замковый камень. Смерть отделяет души от тел и бережно сохраняет их до распределения в новые вместилища. Нет Смерти и души умерших блуждают во тьме, пока окончательно не теряются в закоулках Мембраны. А бессмертные тела продолжают бродить неупокоенные, лишенные всякого смысла и надежды.
Видели когда-нибудь пыль? Еще бы! Мертвые Вселенные, из которых исчезла Смерть, все полны пыли. И цвета они такого же. Удручающее зрелище, скажу я вам. Тем не менее — завораживающее. Как бы странно это ни звучало, тлеющие Миры всегда восхищали меня своим гротескным величием. Отправляясь в очередное путешествие по этим хрупким скорлупкам Реальностей, я испытываю некий душевный подьем. Наиболее резко ощущаю контраст между собой и окружающей меня средой. Это словно прыжок в ледяную воду с высокого утеса. Крайне бодрит. А еще меня очень занимает вопрос, куда делась Смерть из всех этих Вселенных. Однажды я выясню это и обязательно поделюсь с вами.
Я пересекал серую пустыню пепла. Из ее безжизненной глади, словно обломанные зубы, торчали верхушки монументальных зданий. Однажды, это была величественная империя, победившая Смерть. Сейчас здесь жил лишь ветер, уныло свистящий в пустых глазницах окон. Что же мне понадобилось в этом мертвом, холодном крае, спросите вы? А я отвечу — огонь. Почему я ищу огонь в таком месте? Потому, что самое ценное рождается из дефицита. В мире, полном огня, он не имеет никакого значения. Уверен, вы уловили суть.
Добравшись до края пустыни, я был насквозь пропитан пеплом. Он был повсюду. В сапогах, в карманах, в волосах, на зубах. Передо мной возвышалась отвесная скала, тянувшаяся в обоих направлениях до самого горизонта. Там в вышине, скала переходила в плато, такое же серое и безжизненное, как и пустыня за моей спиной. Но интересовало меня не плато. Меня интересовало то, что находилось в этой скале. В ее черной поверхности было вырезано множество отверстий сводчатой формы, из которых тянуло холодом. Я выбрал ближайшее ко мне отверстие и направился внутрь. Тусклое белое солнце проводило меня взглядом мертвой рыбы.
Гигантские залы, своды которых уходили во тьму над головой, наполнились эхом моих шагов. Стены покрывали барельефы. На них описывались подвиги многих поколений правителей этого некогда славного мира. Но меня не интересовала история, я прибыл за огнем. Сооружение представляло собой подгорный храмовый комплекс. В его недрах скрывались бескрайние залы. Высоченные колонны подпирали их потолки. Залы соединяли катакомбы, наполненные шепотом ушедших эпох. По истертым полам и ступеням, слонялись неупокоенные, лишенные душ. Тьму разрывали лишь крохотные огоньки расставленных повсюду свечей. За этим огнем я и пришел.
Но сначала меня ждала интересная беседа, о которой я тоже хочу вам поведать. Я встретил существо, отдаленно похожее на человека, но точнее описать его не смогу. С головы до пят оно было закутано в саван, такой же серый, как и все вокруг. Даже голос его был серым, если вы понимаете, о чем я. Оно поинтересовалась, знаю ли я, кто зажигает эти свечи. Я предположил, что оно и зажигает. Существо засмеялось, с тем звуком, с которым веник метет пыль. Верно, ответило оно — я зажигаю. Хотел бы я узнать зачем? Конечно же я хотел узнать зачем.
Обреченным нужно подсвечивать путь. В прямом и в переносном смысле. Им нужно двигаться, им нужна надежда. Пока у них есть надежда найти выход, они удерживают крупицы рассудка. Это все, что существо в саване может для них сделать. И оно старается изо всех сил. Оно столетиями блуждает по катакомбам и зажигает свечи. Взамен, неупокоенные приносят ему ценности, найденные ими в своих блужданиях по тайным залам и коридорам. Это его работа и его призвание. Это его искупление. Существо спросило, хочу ли я что-нибудь приобрести или узнать дорогу. Я признался, что прибыл за свечами. Существо снова рассмеялось. Оно было не против обменять свечи на то, чего у меня было предостаточно. Взамен на время. То самое, что местные жители никогда не ценили, а затем безвозвратно потеряли.
Существо потребовало от меня выслушать всю историю целиком, тем самым уделить ему столько времени, сколько потребуется на рассказ. Я согласился. Для некоторых нет ничего страшнее одиночества и все, что я мог сделать для бедняги, это составить ему компанию. Возможно, однажды я перескажу вам эту историю, услышанную в подгорных залах на мертвой планете, на самом краю Мертвой Вселенной. Уж очень много историй я вам обещал, дорогие друзья. Надеюсь, вы их дождетесь. Взамен, я потребую от вас лишь время.
Narrato refero