ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.
При Анне Ивановне Орловой началось восстановление Марфина после Наполеоновского набега. Денег не хватало, работы шли очень медленно, и она продает имение своему свекру В.Г. Орлову, после смерти которого в 1831 году, имение переходит к его дочери Софье Владимировне Паниной. Для Марфино открывается еще одна яркая страница.
Софья Владимировна была личностью незаурядной, занималась благотворительностью, покровительствовала искусству, литературе и музыке. Она лично занялась возрождением усадьбы и возводением нового дома на месте сгоревшего.
Панины были одними из самых богатых семейств России и не жалели средств на строительство и восстановление.
Для оформления нового облика усадьбы Панины пригласили талантливого русского архитектора Михаила Быковского.
Он заново возвёл дворец в стиле неоготики (русской псевдоготики).
В основе проекта лежали не формы определенного стиля, а принцип живописной, «картинной» композиции, последовательно разворачивающейся в пространстве и раскрывающей элементы разных неостилей, восходящих к романике, английской готике, итальянскому Возрождению.
Стиль усадьбы Марфино можно именовать и неоготическим, и неоренессансным, и русским. Сочетание древнерусского узорочья, славянского орнамента, килевидных и стрельчатых арок не выглядит эклектикой, поскольку они были объединены единым композиционным пространством романтического мышления художника. Такие памятники демонстрируют не готический стиль, а некую игровую декорацию без ясной стилевой ориентации.