Вечер выдался дождливый и вместо прогулки по лесопарку я пошел в библиотеку. Взял с полки томик Бертольда Брехта. Полистал немного и выделил фразу:
— С того момента, как что-то произошло, пути назад нет. Это как раз и есть та реальность, которую мы знаем.
Что же, он прав. Чтобы понять не надо быть марксистом или буддистом, достаточно простого жизненного опыта. А его опыт начинался с Веймарской Республики и кончался в середине прошлого века. Мать протестантка, а отец католик. Два подхода к одному мировоззрению, были основой семейного конфликта веры у сына. Так он и стал марксистом, точнее радикальным модернистом в театре. Драматург прав, реальность это всего лишь момент времени, в который происходит то или иное событие. Я не радикал и у меня нет вопросов, а в его время это было шоком. Радикализм пошел дальше, а я застрял на этом понимании. Для меня понятна первая часть нового мышления:
-Реальность меняется каждое мгновение, — ничего не имею против.
А вот вторая часть мне не ясна:
-Если мы хотим запечатлеть меняющуюся реальность, то должны менять и способы ее отражения.
На подсознании я понимаю, что можно математически описать ситуацию, это не так и сложно, когда наблюдатель движется параллельно. Но реальность имеет свои пространственные параметры, а наблюдатель свои и не обязательно они совпадают. Совпадение это исключение. И как тут сочинять спектакль?