Эту статью хорошо дополнит другая наша статья как написать рассказ, если ты новичок?
Вступление
Хочу предупредить сразу: это не инструкция по созданию опусов, способных затмить Хемингуэя, Шукшина и О’Генри. Да ты вообще слышал эти имена? Нет? Так я и думал. Да, ты совсем недавно (по историческим меркам) сдал ЕГЭ, потом на деньги папы и мамы окончил (кстати, правильно в русском языке будет именно «окончил», а не «закончил»!) бакалаврат, может быть, даже магистрат чего-то там и теперь готов поведать urbi et orbi о своём – о, конечно же! – богатейшем внутреннем мире, без знания о котором человечество обречено на жалкое прозябание и культурную деградацию.
Прежде, чем выбрать тяжёлую и неблагодарную писательскую стезю, ты, конечно же, ознакомился с современной библиографией. Ну и как? Кто же они – российские властители дум? Ну, выбор довольно-таки широк: от писателя-патриота Захара Прилепина до шизоидного автора романа со сценами каннибализма, где домашние с гостями поедают молодую девицу, только что запечённую живьём в печи. Последний даже удостоился сжигания своих книг на площади движением «Наши», и совершенно напрасно, я считаю, ибо «нашисты» только составили автору дополнительный пиар. В промежутке между ними разместилась эстетствующая дама с её погрязшими в бытовухе персонажами; разговаривающий с публикой через губу кудрявый поэт и русофобствующий эстет, живущий уже вне России. Есть ещё гламурная, пожилая девушка с украинским именем и псевдонемецкой фамилией, пишущая в стиле мобильных СМС о тяжёлой доле российского олигархата и сосуществующих с ним приживалок. Это основные.
Ну, что, поехали?
Как начать писать рассказ
Для этого нужно определиться, о чём он будет. То есть определиться с сюжетом. Слово это французское, и означает оно саму канву повествования, где всё логически и композиционно связано и вытекает одно из другого. Именно сюжет обозначает последовательность событий в истории, которую ты решился поведать потенциальному читателю.
Иногда слово «сюжет» заменяют словом «фабула». Разные источники трактуют это слово уже латинского происхождения по-разному: то ставя между ними знак равенства, то чётко разграничивая их смысл. Я бы сказал, что фабула – это набросок сюжета, яснее видимый автору, чем читателю, и при написании рассказа, выстраивая сюжет, он как раз и руководствуется именно фабулой. То есть это вещь для внутреннего употребления.
Чтобы правильно выстроить сюжет, можно использовать различные композиционные элементы. К ним относятся:
Экспозиция.
Она же предисловие. Писательский приём, вводящий читателя в сюжет и определяющая его рамки.
Завязка
Определяющая характеры и действия героев часть текста, где начитается (завязывается) конфликт, который и является движущей силой произведения. Сюжета без завязки быть не может – тогда это уже не сюжет.
Впрочем, великие мастера слова иногда баловались бессюжетными рассказами. Но, во-первых, у них было имя и они могли позволить себе поиздеваться над снобами из публики. На робкие замечания литературных критиков же в ответ звучало «я так вижу!». Во-вторых, какой же издатель откажет маститому автору в публикации даже явной белиберды, оправдывая себя тем, что писатель имеет право на эксперимент со словом? Имеет. Как и на пощёчину общественному вкусу.
Развитие
Слово говорит само за себя: развитие сюжетных линий, их переплетение, намечающиеся гипотетические последствия тех или иных событий. На этом этапе читатель начинает активно сопереживать героям и пытается предугадать дальнейшее развитие сюжета.
Что, не пытается? Плохо! Тогда ты его не зацепил.
Кульминация
Точка бифуркации – когда события могут пойти как по одному пути, намеченному героями или автором, так и по другому, что в итоге может родить два радикально отличающихся в финале друг от друга сюжета. Это как чаша весов – куда всё качнётся? Момент, произойдёт совпадение событий, разрубающее клубок проблем и противоречий.
Развязка
Все сюжетные линии сходятся в одной точке, разрешаются конфликты и недоразумения между персонажами, они что-то находят для себя, их дальнейшая жизнь становится более или менее ясной. Зло, как правило, наказывается, а Добро если и не торжествует, то, по крайней мере, не несёт неприемлемого ущерба. Если развязка трагическая, то и трагедия персонажей служит делу Добра и Света.
Эпилог
Он же финал. Он же послесловие. В принципе, необязательная часть литературного произведения: иногда нужен элемент недосказанности автором только что описанного сюжета, где читателю предоставляется возможность пофантазировать.
О чем можно написать рассказ
О чём угодно! Это могут быть даже фантастические размышления старого дерева, много повидавшего на своём веку. По ходу повествования могут всплывать картины из его прошлого, которые определят ход событий в рассказе, а в финале под деревом могут появиться люди или животные, которые круто изменят ход событий, сделав концовку рассказа парадоксальной и неожиданной.
Или о старой, покрытой пылью и погрызенной мышами соломенной шляпе, висящей на гвозде в чулане. И о её новой жизни в качестве головного убора для огородного пугала. Ну, а что? Всё лучше, чем сгореть в костре вместе другими старыми вещами! Всё-таки новая жизнь…
Как придумать рассказ
Наблюдая жизнь, делая какие-то обобщения. И, естественно, не стоит браться за прозу, имея нулевой жизненный опыт. И хотя литературоведы утверждают, что всё великое многообразие мировой литературы сводится к всего нескольким, как бы не к семи, базовым сюжетам, поток прозы не иссякает. Сколько, по-вашему, можно оставить сочетаний из семи цифр? Около 10 миллионов. Написано ли и опубликовано столько за всю историю человечества? Сомневаюсь.
Мало жизненного опыта, чтобы написать рассказ, стать автором истории? А уши на что? Есть великолепные рассказчики, являющиеся авторами только устной формы рассказа. Это то, что называется «байками» (не путать с двух-трёхколёсными средствами байкеров-мотоциклистов). Слушай, мотай на ус, творчески переосмысливая услышанное, добавляй, наконец, своё! Возьми рассказчика в соавторы – если он амбициозен, или не бери, а просто упомяни о нём, как источнике сюжета, в завязке или в финале рассказа.
К финалу стоит добавить несколько соображений о роли пейзажа и интерьера в написании рассказа. Не верь снобам, утверждающим, что эти атрибуты повествования изжили себя. Они просто не умеют этого описывать. Живое, сочное описание пейзажа или интерьера, в которых происходят события, может стать отличной и оригинальной рамкой для сюжета, подчеркнуть характеры героев, да и просто доставить эстетическое наслаждение манерой описания.
Одна проблема – для этого нужно найти свежие, незатасканные метафоры, синонимы, антонимы и прочие элементы литературного слога. Что трудно – имея в виду, что все мы пользуемся и в творчестве, и в обиходе одними и теми же словами.
Талант писателя и состоит в том, чтобы из известных слов-кирпичиков выстроить оригинальное, никем ещё не виданное, здание. И пусть оно не будет дворцом: крепкий, добротный деревенский дом тоже может доставить эстетическое удовольствие.
Дерзайте!
Автор: Владимир Тамбовцев
Прочитали 59031
Как построить писательский распорядок и избежать рутины при написании истории
Звуко-буквенный анализ: как выполнить разбор на «отлично»
Вводные слова: как раз и навсегда запомнить их и не допускать ошибок?
Что такое Blackout поэзия и почему вам стоит это попробовать?
Неопределённая форма глагола: что это такое?
Как научиться писать рассказы правильно?
4 группы эмоционально-экспрессивных слов
Как описать экшн в книге, чтобы захватить внимание читателя?