Бжъэдыгъухьабл
Аул наш состоит из нескольких районов. Къуаджэшъхьэ – начало аула; Щамел – южная сторона; Махоркэтамэ — западная сторона; Центр или ЖАКТ(1) – собственно центр; Бжъэдыгъухьабл – северная сторона. Это основные.
Район, где я проживал – Бжъэдыгъухьабл(2).
Наш район примыкал северной стороной к объездной автомобильной трассе. Далее за трассой располагалось поле, которое использовалось как выпас для скота. В длину оно было около двух километров, в ширину около километра.
Мы все лето играли на нем футбол, устраивали чемпионаты между районами аула.
Именно на этом поле, в 1918 году, было устроено джэгу (игрища) в честь приезда Филимонова Александра Петровича — атамана Кубанского казачьего войска, и где так великолепно проявил себя наш земляк – Мос (см. одноименный рассказ).
Иногда поле использовалось как аэродром для самолетов сельхозавиации, и благодаря удобрениям, на доброй половине поля, трава вырастала до метровой высоты.
Вот на этом поле, в далеких семидесятых, и развернулись события о которых я хочу вам поведать.
Дедушка Азашиков
Первое сообщение пришло от нашего соседа — дедушки Азашикова Шабана Дадамовича.
Как-то, вечером, по своему обыкновению, дедушка Шабан прогуливался вдоль трассы. Дедушка был уже в преклонном возрасте, ветеран войны. Человек уважаемый в ауле. К тому же, он занимался народной медициной. Лечил аульчан, в том числе и нас, пацанов, при переломах, сильных ушибах. В этом деле он был мастер. Только от одного его прикосновения боль сразу же проходила. Опухоль спадала, переломы срастались правильно, и впоследствии не болели. По вечерам он совершал прогулки вдоль окраины аула, дышал свежим воздухом. Тогда, машин было очень мало, зимой мы даже играли на заледенелой дороге в хоккей, так мало было автотранспорта.
С противоположной стороны от аула, дорога имела трехметровый откос, поросший кустарником. Поравнявшись с кустарником, дедушка заметил под одним из кустов что-то белое. Сумерки брали свое, было уже достаточно темно, поэтому Шабану пришлось остановиться и присмотреться. Необычным было то, что эта белая материя, похожая на большую простыню, шевелилась, хотя ветра не было. Шевеление происходило резкими движениями. Было понятно, что под материей кто-то, или что-то(!) есть. Впрочем, во всякие потусторонние вещи он не верил.
— Похоже, кто-то решил поиграть в привидение, — подумал дедушка, и решил подкрасться и посмотреть, кто такую пакость вознамерился устроить.
Тихо подкравшись, дедушка Шабан, с размаху, ударил своей тростью по материи. Трость попала по чему-то твердому. В тот же миг тишину разорвал крик боли и столько было тоски в этом крике, что дедушка не на шутку испугался за шутника под простыней. Но, материя взвилась вверх, и не касаясь земли растворилась в темноте поля.
— Человека я не видел, — говорил потом Шабан, — простынь сама летела над землей.
Взрослые списали все на плохое зрение дедушки и забыли про инцидент.
— Привидений не существует, — сказали мне мои родители, — можете дальше спокойно играть на своем поле.
Но, это они так думали. Мы же, уличная братва, 6-10 лет, твердо были уверены в том, что на нашем поле поселилось самое настоящее привидение.
Угроза
Играя в футбол, либо другие подвижные игры, на своем любимом поле, мы все время всматривались вглубь, пытаясь, даже днем, рассмотреть признаки присутствия привидения. Увы, привидение никак не желало, хоть как-то, себя проявить. Игры не «клеились». Ребята стали невнимательными, рассеянными. Играть становилось совершенно не интересно, потому, что никто полностью не выкладывался. Об играх ночью, вообще, не было и речи. К тому же, к нашему району примыкало еще несколько улиц и проулков, ребята с которых постоянно играли с нами, и считали себя полноправными членами нашего района. Из-за привидения, нам теперь приходилось провожать припозднившихся гостей с этих улиц, домой. А, провожать приходилось вдоль трассы. Короче говоря, никакой «личной» жизни, все мысли были только о привидении. Нужно было что-то срочно делать. И мы решили созвать Хасэ.
Хасэ
У адыгов, для разрешения отдельных споров либо важных проблем, стоящих и возникающих перед селом, племенем или страной, избирался Хасэ — парламент (как называют сейчас). Хасэ состоял из уважаемых в народе людей. В своих решениях, Хасэ, руководствовался Адыгэ-хабзэ — свод неписаных законов — регулировавший взаимоотношения между отдельными людьми, группами людей, классами, племенами.
В настоящее время, Государственный совет, законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Адыгеи называется Хасэ Республики Адыгея — он, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти республики.
Все важные вопросы, возникавшие перед нами, мы, детвора, решали общим собранием – Хасэ. Хасэ решили созвать в день выпечки хлеба.
Хлеб
Вечерело. По району распространялся устойчивый запах свежеиспеченного хлеба. На нашей улице, раз в неделю, в одном из домовладений собирались женщины и выпекали хлеб, который потом разносили по всем домам. Хлеб выпекался по старинным рецептам. Больше недели он мог пролежать и совсем не испортиться. Он просто, чуть-чуть, подсыхал. Такой, сухой хлеб, держали над паром и напитавшись влаги, он снова становился очень вкусным. Даже лучше свежего. По крайней мере, хлеб на пару, лично мне, нравился больше. Хлеб получался большого размера. Сантиметров 40 на 20, и в высоту сантиметров тридцать. Испеченный хлеб клали в пристройке к кухне, смазывали маслом сверху и накрывали полотенцами. Вот, именно в это время, мы местные пацаны, и выкрадывали один хлеб и, горячим, съедали. Конечно, нам всем приносили испеченный свежий хлеб домой, но взятый без спросу, казалось, был вкуснее. В случае поимки в поличным, милые добрые женщины, особо не выбирали орудие наказания. Это могла быть метла или швабра. Хуже, когда в ход шла кочерга. Место удара, обычно по мягкому месту, заживало несколько дней. Еще и дома добавляли. Именно — это наличие опасности, адреналин в крови и попытки казаться храбрее остальных, и толкала нас на этот поступок. А, так как храбрецами себя считали все, то приходилось становиться в очередь.
В тот раз, очередь пала на меня и Меджида. На нашем Хасэ его не было, но по звукам гармони, мы знали где он может быть. Я отправился к нему домой. Он сидел на крыше и играл на пшинэ — адыгской гармошке. Хотя он только начинал познавать технику игры, у него получалось очень даже неплохо. Ну, а любимым местом музицирования он выбирал, почему то, крышу дома.
Я подошел, сделал знак рукой, и он спустился.
— Сегодня мы с тобой идем за хлебом. Нас ждут в штабе.
Штаб наш располагался позади нашего огорода, в зарослях терновника. Кусты были колючими и густыми. Взрослым, попасть вовнутрь было практически невозможно.
Когда стемнело, мы с Меджидом отправились к хлебопекам. Подкравшись сзади пристройки, мы аккуратно отодвинули одну из дощечек. Внутри никого не было. Зато, на полках аккуратно лежали свежеиспеченные хлеба. Меджид был помельче, поэтом он пролез в щель и передал мне один хлеб, и вылез сам.
Хасэ (продолжение)
В штабе нас ждали с нетерпением. Ребята сидели со включенными фонариками. Всем хотелось поесть свежего пахучего и еще горячего хлеба. Поделив хлеб, мы с жадностью стали его уплетать.
Церемония приема пищи во время таких мероприятий — Хасэ — уходит корнями в глубокую древность. Вместе преломив хлеб, мы уже не могли и не имели права предать никого из присутствующих. Общий стол скреплял наше братство.
Насытившись, приступили к рассмотрению повестки дня.
Привидение нужно было срочно изловить. Но, как? Все-таки, страшновато. Днем искать бесполезно, нужно ночью. А кто ночью пойдет в поле, при таких-то делах?
Было выдвинуто множество способов поймать, очень нам ненавистное, привидение. Один из нас, даже предложил воспользоваться помощью взрослых. Это сочли за трусость. А, «маменькин сынок», так его обозвали, лишился права голоса до конца совета.
В конечном итоге, решили вооружиться, и идти ловить привидение ночью, в поле. Было конечно, страшно, но никто не хотел выглядеть трусом. Охоту решили не откладывать и приступить к выполнению плана завтра же.
Охота
На следующий день, нас набралось около десятка человек. Мы вооружились, кто чем – палками, камнями, веревками (что бы связать привидение в случае удачной охоты). Дождались темноты, перешли дорогу и углубились в поле. Мы уже прошли метров двести, но привидения нигде не было. Слушая малейшие посторонние звуки и пристально вглядываясь в темноту, мы шли все дальше и дальше, подбадривая друг друга. И, вот когда мы уже достаточно продвинулись, прямо перед нами, метрах в ста, в небо взлетела белая материя. Взлет сопровождался уханьем и жутким криком. Взлетев, привидение, а это без сомнений было оно, спустилось ближе к земле и понеслось на нас.
От былой решимости у нас не осталось и следа. Увидев такую жуткую картину, мы дружно рванули к дороге. Я и Схатбий (на улице его звали Мышэ) в начале шли впереди, так как были постарше остальных. Теперь же, когда мы улепетывали, мы оказались замыкающими. Я пытался уследить, чтоб никто не отстал, но похоже пропустил одного. Сзади раздался душераздирающий крик:
— Мамочка!!! Он меня съест!!! Мамочка!!! Спасите меня!!!
Я оглянулся. Это кричал Мурат, «боец», пяти лет отроду.
Мурат лежал ничком на земле, умоляюще протянув руки в нашу сторону, и при этом дергал ногами, как будто бежал. Кричал он нечеловеческим голосом и столько в нем было отчаяния и страха, что у меня зашевелись, и так вставшие дыбом волосы. Вместе со мной остановился и Схатбий. Мы взглянули друг на друга и рванули обратно. Теперь я бежал навстречу чудовищу! Представьте себе девятилетнего пацана, в страхе бегущего навстречу привидению. Холодный пот лился с меня градом, сердце готово было выскочить из груди, но ноги несли… несли навстречу гибели, в этом я нисколько не сомневался. Мы не должны были успеть раньше привидения к Мурату, расстояние между ними было слишком коротким. Палка все еще была в моей руке, также, как и у Схатбия.
— Без боя не сдадимся, — думал я, ускоряя бег.
Привидение летело низко над землей, но не касалось травы. Сверху был какой-то хохолок, ниже прорези для глаз. Оно развевалось, издавая то крики, то смех, то какое-то уханье. И неслось прямо на нас. Жуткая картина! А, мы, вместо того чтобы бежать прочь, бежали прямо на него!
Каким-то чудом, мы успели раньше! Подхватив Мурата за руки, мы поволокли его к дороге, подальше от преследователя. А, оно было очень близко. Казалось, что вот-вот, оно коснется моей спины. Я бежал, не чувствуя ног. Мы всё-таки выскочили на дорогу, и только тогда оглянулись. На поле была полнейшая тишина! Ни привидения, ни звуков — все прекратилось. Усевшись на обочине, мы вглядывались в темноту, пытаясь хоть что-то увидеть. Увы… Привидения нигде не было. Кто-то тяжело вздыхал, кто-то всхлипывал, кто-то вытирал слезы. Я сидел весь в холодном поту. Руки и ноги била мелкая дрожь. Все молчали. Также молча, мы проводили соседских мальчишек и разошлись по домам.
Большая охота
Теперь, когда мы воочию убедились в существовании привидения, об этом можно было говорить, не боясь прослыть лжецом. О привидении с нашего поля узнали ребята других районов аула. Дело происходило в конце августа, и через несколько дней после нашей «охоты», наступило первое сентября.
Вся школа была взбудоражена нашими, т.е. участников «охоты», рассказами. Сравнив наши свидетельства, совпадающие в мельчайших подробностях, большинство сочло реальным существование привидения. После недолгих разговоров, все свелось к храбрости и трусости. Кто-то сказал, что сидеть и разглагольствовать, удел трусов, лишь смелый пойдет, и сам во всем разберётся. На Кавказе, если хочешь нажить себе врага, скажи, что он трус, и «кровник» тебе обеспечен. Поэтому, дабы не прослыть трусом, идти решили все. Старшеклассники, конечно же, отвергли все наши доводы о существовании потусторонних существ, так, что на охоту пошли ребята, примерно до пятого класса включительно.
Вечером наша улица подверглась нашествию «охотников за головами», как бы их сейчас назвали. Не менее ста мальчишек, от первого до пятого класса, вооружённые, кто луками, кто палками, утыканными гвоздями, и еще другим, всевозможным оружием, кто-то был даже с клюшкой, решили принять участие «большой охоте». Взрослые, конечно же, переполошились, от такого количества детворы, но узнав причину, вмешиваться не стали. Единственным условием, озвученным добровольцами еще утром в школе, было обязательное присутствие в рядах «охотников» — Эдика.
Эдик
Эдик был на пару лет старше меня. На улице, да и в ауле, за ним закрепилась слава изобретателя и затейника всяких игр и приключений. Обладая острым умом и дарованным природой талантом изобретателя, он никогда не сидел без дела. Все время что-то изобретал, мастерил, ремонтировал. Автопоилки и автокормушки для птиц, капканы для мышей и крыс и даже проектировал настоящий вечный двигатель, который он называл непонятным для меня тогда словом — Perpetuum Mobile. Я часто приходил в его мастерскую и помогал претворять в жизнь его идеи.
Как-то Эдик решил сконструировать гидроловушку для мышей. За неимением требуемых трубок, в то время было много дефицитных вещей, которых сейчас «валом», он решил использовать камыш. Камыш рос в изобилии, с краю нашего поля, куда он и отправился. По пути, он наткнулся на почти новую простыню, вероятно, унесенную ветром в поле от какой-то зазевавшейся хозяйки. Конечно же, это была удача — целая бесхозная простыня. Эдик подобрал простыню, и по пути раздумывал, чтобы с ней сделать. Идея не долго блуждала на стороне – это же готовое привидение!
Эдик вернулся домой, сложил камыш в углу, до лучших времен, и полностью отдался мыслям о привидении. Соорудил сверху хохолок, для пущего устрашения, покрасил красным цветом, сделал прорези для глаз. Надел на себя, но простыня до земли не доставала, и доходила всего лишь, до колен.
— Не беда, — решил Эдик, — одену темные трико, черные галоши. Со стороны будет казаться, что оно летит, не касаясь земли.
Зная, что тем вечером, мы будем играть ночью на улице, Эдик решил, не откладывая в долгий ящик, испытать свое привидение на нас.
Он обошел нашу улицу по соседней и вышел в поле. Были уже сумерки, поэтому Эдик подошел к дороге, примостился под кустом, и стал приводить в свое одеяние в соответствующий порядок.
Именно тогда его и заметил дедушка Шабан.
Удар по спине, а именно туда «приземлилась» трость дедушки, был для Эдика сколь неожиданным столь и болючим. Он боли и неожиданности он подпрыгнул, что было мочи и, не став разбираться, рванул в глубь поля. Отбежав на достаточное расстояние, он залег в траве, снял одеяние, и только тогда посмотрел на дорогу. На дороге стоял Шабан и всматривался в поле. Спина ужасно болела.
— Интересно, — подумал Эдик, — узнал он меня или нет? Если да, то стыда не оберёшься.
Ночью Эдик вернулся домой, спрятал свое «привидение», и решил пока отложить представление, прерванное таким бесцеремонным образом. Спина заныла с новой силой.
Через несколько дней, я пришел к Эдику и предложил поучаствовать в поимке привидения. Но, Эдик сослался на неотложные дела и отказался. Учувствовать, он, конечно же собирался, но только «по ту сторону баррикад».
Пока мы вечером готовились к охоте, Эдик обошел поле с тыльной стороны и затаился.
Когда мы подошли уже достаточно близко, Эдик выскочил из травы, подпрыгнул, и побежал на нас, не забывая при этом издавать устрашающие звуки. Видя, как мы улепётываем, он не на шутку развеселился, и смех стал мешать издавать приличествующие привидению, звуки. Нам от этого было не легче, а несомненно страшнее. Когда упал Мурат, Эдик замешкался. Подходить близко не входило в его планы, ведь могут и узнать. Но, и не «подлететь» к жертве он не мог. Эдик замедлил ход. Увидев, как я и Схатбий, стали возвращаться за Муратом, Эдик дал нам возможность побежать первыми. Все пошло по плану. Он покричал нам вслед, вернулся вглубь поля, и снял одеяние. Дождавшись, когда мы уйдем и довольный произведенным эффектом, вернулся домой.
Именно зная, о способностях Эдика, и не без оснований его подозревая, было поставлено условие его участия в «большой охоте».
Желая отвести от себя подозрения, и в дальнейшем, некоторое время нас периодически пугать, Эдик решил обратится к своему старшему брату, которого, как и Мышэ, звали Схатбий.
Он чистосердечно во всем признался, и они вместе посмеялись над нами, незадачливыми охотниками. Схатбий, с радостью согласился побыть один вечер привидением, и заблаговременно отправился кружным путем на поле.
Большая охота (продолжение)
Эдик, вместе с нами, встретил «охотников за головами», и любезно согласился поприсутствовать на охоте, впрочем, не участвуя в ней.
Когда стемнело, мы выдвинулись в поле. Растянувшись цепью в три ряда, мы пошли навстречу своему страху. На этот раз, я был полон решимости не отступать, также, как и ребята с нашей улицы. В отличии от других, мы уже видели привидение своими глазами и знали, что нас ждет.
И вот опять! Взлетает белая материя, спускается низко к земле, и на нас вновь понеслось, издавая страшные звуки, привидение. Я оглянулся назад, предполагая, что будет, и не ошибся. Добрая половина, даже большая часть «смельчаков», рванула к дороге. Но, часть нас стояла, не шелохнувшись! Мы молча смотрели на приближающееся привидение. Пот потек по моей спине, сердце бешено забилось.
Мы ждали. И тут кто-то крикнул:
— Еуэ (3)!
— Еуэ, Еуэ, — крикнули мы в ответ и ринулись вперед.
Привидение, судя по всему, не ожидало такого отпора, вначале замедлило ход, что-то прокричало и понеслось от нас прочь.
— Еуэ, Еуэ, — кричали мы и бежали следом, полные решимости изловить нарушителя спокойствия.
Привидение, довольно шустро уходило от нас, мы неслись следом. И тут оно остановилось.
— Ребята! Стойте! Это я, Схатбий, — сказало оно, и упало на землю.
Мы подбежали. Пред нами предстал наш сосед, Схатбий, собственной персоной, рядом лежало «привидение».
— Ребята, это я, — сказал он, — я сабы потерял.
В время описываемых событий, Схатбий учился уже в десятом классе. Это был серьезный, очень порядочный и приветливый молодой человек. Он играл на ударниках в местном ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Как и все модники того времени, носил брюки клеш — расклёшенные штаны, длинные, расширяющиеся книзу от колена штаны, которые были в моде в СССР. К клешам полагались сабы – кожаные туфли на каблуках, без задников. Такие себе шлепанцы, с каблуками. Такая одежда была предметом гордости владельца. И потерять сабы, которые он надел не подумавши, предполагая наше бегство, было для него совершенно не приемлемо. И ему пришлось остановится, хотя он мог бы и обогнать нас, детвору, с легкостью.
Конечно, же, мы были ошарашены такой новостью. Схатбий, и вдруг приведение. Такого быть просто не могло. Не в его это характере.
Мы дружно принялась, не скрою, не без облегчения, искать сабы. Обувь нашлась, и мы вернулись на дорогу.
Эдику, конечно же, не удалось отвертеться. И дабы не позорить своего старшего брата, он во всем признался. Как ни странно, уважать Эдика стали еще больше – такое придумать! Мало того, что держал нас в страхе, еще и дедушку Шабана умудрился ввести в замешательство.
1 — ЖАКТ – жилищно-арендное кооперативное товарищество. Это одна из форм собственности недвижимого имущества, зародившаяся когда-то еще во времена НЭПа. Интересно, что ЖАКТ существует лишь только на территории Южного Федерального региона.
2 — Прочитав этот рассказ, мои односельчане, порекомендовали мне более подробно описать происхождение названия нашего района — Бжъэдыгъухьабл. Я очень рад, что рассказом заинтересовались, поэтому счел нужным привести две основные версии происхождения названия района:
2.1. Первым на это место поселился Сетов Бжедуг (имя собственное)и впоследствии район получил его имя. Применить эту версию было бы, довольно, логично, так как и название самого аула — Хьэкурынэхьабл, пошло от фамилии первого царского старосты аула — Хакуринова. Т.е., называть аулы и его районы, именами проживавших там людей было в порядке вещей, если не сказать больше, традицией.
2.2. По второй версии, абадзехи, насильно переселенные царским указом с горной местности , сначала поселились в местах проживания бжедугов (теперешние административные районы Адыгеи — Теучежский и Тахтамукайский). По каким то причинам, абадзехи, не захотели жить на новом месте, и переселись в низовья реки Фарс, на место теперешнего расположения аула. А, так как они пришли на это место с бжедугских земель, то район аула, в котором они поселились, стали называть Бжъэдыгъухьабл. Название, таким образом, давало отсылку на то место, откуда прибыли переселенцы.
Хочу повторить, что вышеприведенные версии, основные. Вполне вероятно, что есть и другие, имеющие право на жизнь, версии. Пишите, дорогие аульчане, всегда буду рад внести дополнения.
3 — Еуэ –боевой клич адыгов.