Анатолий пришёл чуть с опозданием и заметно нервничал.
— Все готово? — резко спросил он.
Николай молча махнул головой.
— Давай сюда- Анатолий буквально вырвал из рук Николая икону-тут остаток — Он кинул на стол очередной свёрток и молча, по-английски, не прощаясь, ушёл.
Николай ещё немного посидел, вышел из ресторана.
На улице его ждал Серёга.
— Ну как всё прошло? — поинтересовался друг
— Странный он какой-то. Нервный.
— Да и чёрт с ним- рассмеялся Сергей.
О талантливом художнике-иконописце быстро поползла молва в определённых кругах. Кто-то говорил, что он за свои способности продал душу дьяволу, кто-то наделил его даром свыше, а кто-то говорил, что он обычный мошенник и шарлатан. Так или иначе, были желающие получить его творение.
«Не меняются людишки в своём стремлении стать богаче, могущественнее, влиятельнее» — взволнованный необъяснимым чувством необычайной власти, размышлял иконописец, — «Что может удовлетворить тщеславие? Золото! Потоки золота»- процитировал О. Бальзака Николай и как-то злобно усмехнулся.
В тот ноябрьский вечер Николай возвращался в Солнечный после встречи с очередным клиентом. В нём (в клиенте) было отвратительно всё: рыженькие, реденькие, засаленные волосёнки, зачёсанные назад, маленькие, бегающие глазки серо-желтого цвета, которые смотрели как будто через засиженное мухами стекло. Его пальто, тёмно-коричневого цвета, источало мерзкий химический запах.
— В основном мое творчество направлено, как бы так выразится, на привлечение денег и фарта — деловито произнёс Николай. — Ваш заказ несколько отличается по своему содержанию.
— Я заплачу в пять раз больше стоимости ваших предыдущих работ — ответил писклявым голоском Заказчик, представившийся Оскаром — скоро Новый год, и я хотел бы преподнести этот подарок одному своему «хорошему другу» — ехидно улыбнувшись, сказал рыжий человечишко.
— Но я никогда не выполнял подобные заказы и не могу на все сто процентов уверить вас, что замысел сработает — ответил Николай в жалкой попытке отказаться от заказа.
— А мне достаточно и пятидесяти процентов гарантии — весело подмигнул мерзкий тип — трёх недель вам хватит?
— Да- задумчиво ответил Николай — Хватит, давайте обговорим детали. Что конкретно вы хотите получить?
— Вот и отличненько. Деловой подход — это по — нашему- пропищал Оскар — Есть у меня партнёр по бизнесу — Мишаня — отличный парень, стойкий, удачливый, одним словом-в темечко целованный, но начал он себе слишком много позволять. Короче, мне нужны такие черти да бесы, которые извели бы его до немощного состояния. Вот тут оплата-Оскар небрежно швырнул на стол толстую пачку пятитысячных купюр, — А если всё пройдёт как надо, получишь в пять раз больше.
“Лики милы дивны, да не яко андели румяны да розовы, а дюже злы да страшны люду божиму немилы, а нам чернознатам дюже диво милы да дороги» — распевал Николай.
Он достал заранее приготовленную осиновую доску, вырезал в ней углубление, как символ окна в преисподнюю. Сделал левкас. Зажег чёрные свечи, взял кисти, краски и приступил к работе.
“Благослови меня чёрным лихим благословлением на дела лихи, люты да проведи по ту сторону жития покажи картины дивны мира иного да в обрат верни разум мои тобе завещан да принадлежащ»- шептал себе под нос художник.
Сила иконы заключена не в доске и не в красках, а в вере. Икону нужно почитать и годами молиться ей, только тогда она действительно превратиться в предмет силы. В этом иконописец был уверен на сто процентов, а поэтому старался.
И вот, откуда-то из темноты проявился лик. Сначала глаза — злые, умные и какие-то маняще красивые, а потом и весь образ. Это была как голограмма, на которую направили луч лазера и получившийся силуэт словно завис в воздухе. При взгляде на картину казалось, что с нее, смотрят различные лица, одно за другим, а иногда и несколько сразу.
Некоторое время Николай в оцепенении смотрел на свое творение. Во всем существе художника боролись непонятные, смешанные чувства. С одной стороны -страх, от которого ломило сердце и холодели руки, а с другой стороны — невероятное восхищение и эйфория от соприкосновения с чем-то запредельным и величественным. В ушах шумело, из глаз не контролируемым потоком лились слезы. Неподвижными губами Николай начал читать: “Не во имя отца, сыну, да святого духу, а во имя диавола, молитву сию чту, честь великую диаволу воздаю да сказом сим народ божий на его сторону зову, вызываю, призываю…”
Взгляд с иконы внимательно следил за происходящим. Его, то зелёные, то черные глаза, исполненные какого-то спокойного лукавства, знают все. Та сила, которая исходила от образа способна обратить в пепел все муки людские, стереть память человеческую и все то, что было когда-либо создано. Ему подвластно создать тот мир, где желать и мочь соединены, где дозволено жить не зная меры, слить все радости воедино.
Несомненно, это было лучшее творение Николая.
Спустя три недели художник закончил свою работу над иконой. Бережно обернув ее черной материей, бумагой и положив в портфель Николай отправился на встречу с заказчиком.
Вечерний город полыхал неоновыми вывесками, фонарями, окнами и автомобильными фарами. На улице было прохладно — все уже конец октября и шел снег, даже не снег, а снежище.
Оскар уже ждал, прикупив два стаканчика кофе.