В основном, — это оливье, селедка под шубой, шампанское, etc…
Кто-то идет в баню и летит в Ленинград, кто-то летит в Куршавель и катается там на лыжах …
Вариантов встречи этого замечательного праздника множество, особенно в наше время — на дне с аквалангом, на вершине горы, в кабине вертолета, в купе поезда…
Ко мне Новый год приходит вместе с балетом «Щелкунчик» — хрустальными звуками танца феи Драже, завораживающей магией адажио, волшебным звоном ручьев в вальсе цветов…
Ну вот, не будет у меня новогоднего настроения без музыки П.И.Чайковского! (Примета такая)
В детстве в канун Нового года мы с мамой пошли в Большой театр на «Щелкунчик», сказочная музыка вылетела из оркестровой ямы и попала прямо в сердце, как льдинка Каю, но осталась там, в отличие от него, навсегда.
С тех пор я всегда стараюсь побывать перед праздником на этом замечательном балете, не всегда, правда, получается…
Повезло увидеть последнее великолепное выступление моего любимого Николая Цискаридзе 31 декабря 2012 года.
Сейчас попасть в Большой на Щелкунчика почти нереально — и цены космические и нет, на мой взгляд, артистов, равных Е. Максимовой и В. Васильеву, тому же Н. Цискаридзе, который был главным российским Щелкунчиком 18 лет. Он танцевал свою партию более ста раз, даже 31 декабря — в день своего рождения.
Несколько лет назад мы нашли замечательную альтернативу Большому театру — Большой театр оперы и балета Белоруссии. (Мы в России так и не привыкли говорить «Беларусь», т.к это противоречит правилам русского языка, поэтому буду называть эту страну по-разному, чтобы никому не было обидно)
Про цены скажу кратко — смешные, а труппа на уровне самых высоких стандартов. Из Большого театра на выпускные спектакли Минского хореографического училища приезжают хореографы и приглашают понравившихся ребят на стажировку в Москву.
Помимо «Щелкунчика» за эти годы успели посмотреть много достопримечательностей, но обо всем по порядку.
Перед поездкой в Минск в декабре 2019 года абсолютно случайно увидела подборку самых красивых соборов Европы.
И, наряду с Миланским собором, собором святого Петра в Риме, Сан — Марко в Венеции, Нотр-Дамом, был в этом списке Собор (костёл) святой Троицы в местечке Гервяты Гродненской области.
На фотографии была запечатлена базилика невероятной красоты, удивительно, что я никогда о такой не слышала. ( И не одна я, надо сказать)
Решено, — едем туда, такую красоту нужно увидеть как можно скорее!
Быстрые сборы, верный стальной конь, великолепная трасса М-1. В семь утра, выезжаем из Москвы, к обеду уже в Минске. Повезло с погодой, — сухо и комфортно, снега ни в России, ни в Беларуси нет, — домчали быстро.
Невероятно красив праздничный Минск, очень люблю этот город с его широченными проспектами, великолепной архитектурой, чистейшими дорогами и улицами и замечательными людьми — гостеприимными, добрыми, очень вежливыми. А ведь когда-то и в Москве так было…
Давайте прогуляемся по ярко украшенной, сверкающей разноцветными огоньками новогодних ёлок столице Беларуси.
Очень мне нравится, что недавно появился здесь так называемый Старый (Верхний) город. Как известно, в годы Великой Отечественной войны Минск потерял почти девяносто процентов построек, в т.ч. и исторических.
В Троицком предместье города, где сохранились некоторые фрагменты исторической застройки, были отреставрированы и стилизованы под конец XIX века домики, построенные сразу после войны.
Несколько улочек стали пешеходными, здесь находятся музеи, кафе, букинистические и сувенирные магазины.
В канун зимних праздников ставятся красивые новогодние инсталляции — огромные кареты, елки, шары,- все горит и сияет, толпы туристов со всего мира гуляют, фотографируются, пьют вкуснейший глинтвейн для сугреву. Повсюду атмосфера праздника и веселья.
Рядом находится восстановленная белокаменная ратуша, возведенная в 1600 году в честь получения Минском Магдебургского права. В середине XIX века ратушу разрушили, но к 2003 году восстановили по сохранившимся чертежам, и она великолепно вписалась в ландшафт города, как будто всегда так и стояла здесь с незапамятных времен.
К зданию ратуши спешили радостные ребятишки — именно здесь проходит главная ёлка страны.
А в обычные дни тут представлены музейные экспозиции, организуются встречи с почетными гостями города.
На высокой башне ратуши установлены куранты, которые каждый час отбивают фрагмент гимна Минска композитора Игоря Лученка.
Есть в городе загадочный дом, ну не с привидениями, конечно, хотя, как знать… Минчане называют его Дом масонов. Возвели его в 1817 году по заказу масонской ложи. Хотя, настоящего заказчика никто не знал. Все держалось в глубокой тайне, в том числе и чертежи. Когда в 1922 году проводилась реставрация здания, неожиданно обнаружилось, что оно построено в форме масонского креста (раньше, видимо, на это не обратили внимания), а окна изнутри заложены кирпичом, чтобы никто не подсматривал за тайными заседаниями сей организации.
Ныне здесь располагается музей театральной и музыкальной культуры республики.
Обнаружили мы еще один интересный дом, в котором с 1960 по 1962 год жил никто иной, как Ли Харви Освальд, да -да, убийца 35 президента США.
Очень красивый, в стиле сталинского модерна дом с колоннами по улице Коммунистической, 4(бывшей Калинина). Здесь в квартире номер 24 и жил бывший морской пехотинец, совершивший одно из самых громких преступлений ХХ века. На доме висит соответствующая табличка (не поворачивается язык назвать её мемориальной доской)
Два с половиной года прожил Освальд в столице Белоруссии, работал токарем на радиозаводе. Правда, сам он хотел учиться в МГУ и какими хитрыми путями оказался он в Минске доподлинно не известно. В 1960 году дали ему однокомнатную квартиру в элитном доме по вышеуказанному адресу, зарплату он получал в пять раз большую, чем его сотоварищи. ( Такие вот привилегии имел сей таинственный американец). А обучал Освальда русскому языку и был его наставником по технической части старший инженер завода и будущий первый президент республики Станислав Шушкевич.
В Минске Освальду быстро надоело, стало скучно-большие деньги негде было тратить, ему хотелось в боулинг, в ночной клуб, а ближайшее злачное заведение находилось в то время даже не в Риге с Вильнюсом, а в Хельсинки.
Освальд постоянно стал бегать в консульство и проситься назад, его пожалели и разрешили вернуться обратно. Случилось это в 1962 году.
К тому времени он уже был женат на Марине Прусаковой — студентке медицинского института и даже успел стать отцом маленькой дочки Джун.
Кстати, после убийства JFK, в кармане Освальда нашли фото Марины, сделанное на балконе минской квартиры. Вот такие повороты судьбы порой случаются.
Мы видим трехбашенный красного кирпича костел святых Елены и Симеона — главный католический храм Минска. Его еще зовут «красным костелом»
Строился он с 1905 по 1910 годы под руководством и на средства минского дворянина Эдварда Войниловича в память о его рано умерших детях.
В 1923 году все ценности из костела были вывезены в неизвестном направлении, а 1932 году он и вовсе закрылся.
В 1942 году во время оккупации костел вновь открылся, фашисты разрешили проводить здесь службы.
После войны в здании размещались отделения «Беларусьфильма», затем Дом кино и Музей истории белорусского кино.
И только в 1990 году костел возвратили-таки католической церкви, восстановили все росписи, закрашенные в советское время, отреставрировали все здание. Сейчас он радует свой красотой и величием жителей столицы и гостей города.
Нельзя оставить без внимания величественный Свято-Духов кафедральный собор.
Строился он в XVII веке как костел монастыря Бернардинок, а через 100 лет становится православным храмом, но самое «интересное», что после революции 1917 года в здании разместилась тюрьма.
Вот такие метаморфозы претерпел за много сотен лет существования этот замечательный храм. Но к его чести, а к нашему счастью дошел он до нас почти в первозданном виде. Сейчас это главный православный храм республики Беларусь, историческая и культурная ценность, охраняемая государством.
Очень красив собор снаружи и внутри, здесь находится редчайшая чудотворная икона Божьей матери и мощи Святой Софии — внучки Анастасии Слуцкой.
И, конечно, будучи в Минске, нельзя не посетить монументальный музей Великой Отечественной войны. Открылся он 3 июля 2014 года в день освобождения Белоруссии от немецко фашистских захватчиков, на открытие музея был приглашен В.В. Путин.
Десять огромных залов с множеством экспонатов с настоящей военной техникой того времени — грузовики, танки, подлинные военные трофеи, оружие, газеты, листовки, личные вещи командиров, солдат, партизан.
Воссозданы военные сцены, например, начала войны, дислокации партизанского отряда, фрагменты боя и отдыха красноармейцев.
В одном зале стало просто жутко — воссоздан фрагмент гетто, на огороженной колючей проволокой территории стоят виселицы, личный вещи и фотографии узников гетто — детей, стариков…Мороз по коже, слезы на глазах …
Моя мама с матерью и сестрами сумела пережить в Белоруссии всю фашистскую оккупацию. Находясь здесь, задаешься вопросом: как можно было выжить в этой страшной, нечеловеческой обстановке, в постоянной тревоге и страхе за себя и своих близких, — это настоящее чудо …
А теперь покинем гостеприимный Минск и отправимся за его пределы.
В последнее время Беларусь стали называть страной зАмков и неспроста. По всей территории республики восстановлено множество старинных зАмков.
Мы с Вами побываем в двух самых знаменитых и красивых -Несвижском и Мирском.
Несвиж — небольшой городок в Минской области и знаменит он, именно этим самым зАмком.
Вначале он был деревянным, как и все постройки того времени, затем под руководством итальянского архитектора Бернардони строиться уже каменный замок в качестве резиденции князей Радзивиллов.
Это была хорошо защищенная крепость с толстыми каменными стенами, окруженная широким рвом, заполненным водой. Попасть в замок можно было по деревянному мосту, который затем можно было поднять и замок становился неприступным.
У Радзивиллов была собственная частная армия с отличной артиллерией.
Очень красив пейзажный парк, но приезжать нужно летом, нам не очень повезло. Поэтому парком любовались только по картинкам.
Как и с любым другим зАмком, с Несвижским связано множество легенд.
В замке когда-то находилась знаменитая коллекция из двенадцати апостолов, отлитых из золота в человеческий рост и украшенных большими драгоценными камнями. Коллекция была изготовлена по приказу Михаила Казимира Радзивилла и украшала парадную залу замка.
Правда, немногие знали, что это лишь восковые копии, а настоящая коллекция спрятана глубоко под землей, в тайной комнате.
В 1812 году, адъютант Наполеона и командир уланского литвинского полка Доминик Иероним Радзивилл, убегая вместе с почти разбитой французской армией, закопал коллекцию апостолов и другие несметные сокровища на территории замка, в надежде вернуться.
Но, и Радзивилл не вернулся назад, и сокровища, сколько ни копали, не нашли до сих пор.
После войны 1812 года некогда богатый и знаменитый род Радзивиллов становится обычной небогатой дворянской фамилией.
Кстати, многие представители этого рода, в отличие от того же Доминика, вполне успешно служили в Российской армии.
После революции 1917 года в Несвиже происходят события практически тождественные событиям в знаменитом фильме «Свадьба в Малиновке».
— в 1917 году пришла Красная армия и Радзивиллы покинули зАмок,
— в 1918 году пришли немцы и хозяйничали в городе до 1919 года,
— в 1919 году вернулись красноармейцы, но в 1921 году территория Западной Белоруссии по Рижскому мирному договору отошла Польше, князь Альбрехт Антоний Радзивилл вернулся в свое родовое гнездо и зажил своей княжеской жизнью — охотился (в замке имеется целый зал с его охотничьими трофеями), устраивал гастроли театров — Варшавского и Виленского, выставки картин и приемы, на которых бывал маршал Пилсудский и президент Польши Мосцицкий.
В 1939 году Несвиж вновь был занят Красной Армией, веселое семейство Радзивиллов арестовано, но благодаря заступничеству итальянской королевы Елены, в 1940 году отпущено восвояси за
границу.
С 1941 по 1944 год во время фашистской оккупации в замке размещался немецкий военный госпиталь (по другим данным — штаб).
Но, как ни странно, замок в это время практически не пострадал и почти сразу после окончания войны здесь открылся санаторий «Несвиж».
В 2000-е годы началась масштабная реконструкция замка, которая полностью завершилась к 2012 году.
Мы видим замок во всем его былом великолепии, повсюду актеры, одетые в костюмы средневековья, внутри, конечно, тоже неплохо, но подлинных предметов не осталось, только копии и евроремонт залов замка. Замок изнутри меня не впечатлил.
Кстати, дочка последнего владельца замка Эльжбета Радзивилл, приезжала сюда со свитой детей, внуков, правнуков «на экскурсию» в 2009 году и, по словам очевидцев, осталась весьма довольна. Интересно, чем? В этом году княгине должно исполниться сто три года (завидуем молча, порода, однако).
Ну, а мы отправляемся в Мирский замок, расположенный в посёлке Мир Гродненской области.
Замок построен в готическом стиле, вернее, в стиле белорусской готики.
Он тоже когда-то принадлежал Радзивиллам, но последними владельцами, вплоть до 1939 года были князья Святополк — Мирские.
Нимало войн повидал замок на своем веку. В 1812 году у стен замка произошел знаменитый бой между польской кавалерий генерала Рожнецкого, воевавшего на стороне Наполеона, и летучей конницей генерала Матвея Платова. Наши, конечно же, победили, наголову разбив поляков.
В замке висит копия картины В.В.Мазуровского «Дело казаков Платова», посвященная этому знаменательному бою.
А недалеко от замка есть памятный камень, напоминающий о первой значительной победе русских войск.
В 1939 году в замке размещалась производственная артель, а с 1942 по 1944 в замке находилось еврейское гетто.
Внутри замка находится экспозиция, посвященная этому страшному периоду истории.
Этот замок мне понравился больше Несвижского. В некоторых местах строители не заштукатурили отдельные фрагменты кладки стен, чтобы можно было видеть их монументальную толщину.
Экспонаты в массе своей тоже не настоящие, но как-то лучше они смотрятся, что ли, чем в предыдущем замке. Здесь есть рыцарские доспехи, оружие, картины, гобелены. Стоит старинная мебель, конечно, в замке она, вряд ли когда-то стояла. Повсюду восковые фигуры в костюмах той эпохи. Ну, а чем можно ещё наполнить экспозицию средневекового замка!? Внизу огромный погреб, табличка, помещенная там гласила, что провизии, которая хранилась здесь, могло хватить на три года осады. А если прибавить сюда огромные винные бочки, то я с табличкой была абсолютно согласна. Жалко, что бочки были пустыми, а я уж, грешным делом подумала, что нам устроят дегустацию зАмковых вин…Фигвам!
Надо подкинуть мою идейку местным бизнесменам — все сюда ломиться будут.
На территории великолепного парка в итальянском стиле находится родовая часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских с пятью захоронениями.
Естественно, чтобы увидеть парк во всей красе нужно приезжать сюда весной или летом. Такая пастораль — пруд, уточки, фонтанчики, ну и винишко в подвальчике на дегустации. День прошел не зря, как говориться. Но, это в будущем.
А мы отправляемся к самому красивому костелу Беларуси (гвоздю нашей программы) в деревню Гервяты, которая находится на самой границе с Литвой.
Надо заметить, что про это место мало кто знает и мало кто здесь бывал, даже из местных жителей.
Добраться на общественном транспорте сюда нереально, несколько пересадок с автобуса на автобус придется сделать. Только с экскурсией или на личном автомобиле,
Свернули с основной трассы на проселочную дорогу, подъехали к очень милой чистенькой деревне с одинаковыми домиками, здесь это называется агрогородок, а у нас бы назывался коттеджным посёлком, еще проехали немного по дороге и…чудо…Мираж в пустыне. Среди редких снежных островков и абсолютно лишенных листвы деревьев открылся нам настоящий Версальский ландшафтный парк с множеством вечнозеленых деревьев и кустарников, скульптурами, скамеечками, ровными дорожками, посыпанными камешками.
И на фоне всего этого великолепия возвышается неземной красоты собор цвета пыльной розы. Я, наверное, с минуту стояла не шелохнувшись, потом ущипнула себя и поняла, что это реальность, а не сон.
Откуда взялась здесь эта красота, какой волшебник создал это чудо?
Самое интересное, что ни одной живой души поблизости не было, что только добавляло таинственности моменту.
Вошли внутрь — и там никого, как-то даже страшновато стало, казалось, сейчас торжественно заиграет старинный орган и начнется невидимая месса.
Идеально симметричные высокие белые своды храма ведут нас вдоль длинного ряд скамеек темного дерева к величественному, украшенному статуями святых, главному алтарю. По бокам два алтаря меньшего размера. Тишина и акустика такая, что слышим свои шаги.
Садимся на скамейку и слушаем невидимый орган, кажется, он уже звучит.
Атмосфера настолько завораживает, что не хочется отсюда уходить.
Интерьер храма не перегружен деталями и выдержан в едином строгом стиле. На стенах изображены иконы и фигуры святых. Узкая витая лестница ведет к великолепной резной кафедре, с которой читают проповеди. В глубине зала материализовался старинный орган, сделанный европейскими мастерами. Здесь часто проходят концерты органной музыки.
Нет, это надо видеть своими глазами — рассказать об этом просто нереально.
Выходя из собора, берем на память маленькую книжечку на литовском языке.
Мессы в костеле проходят на трёх языках — литовском, белорусском и польском.
На территории, прилегающей к костелу разбит красивый ландшафтный парк с интересными деревянными крестами ручной работы (говорят, их вырезают только из засохших деревьев). Эти кресты являются традиционными для Литвы. Смотрятся очень необычно, я нигде подобных не видела. Повсюду стоят скульптуры святых, выполненные из светлого камня. В глубине парка небольшое кладбище, как я поняла, умерших настоятелей (или как они называются у католиков?) собора. Все строго, лаконично, четко.
Костел строился с 1899 по 1803 год. Для изготовления кирпичей для собора поблизости был возведен кирпичный завод, чтобы без задержки поставлять материалы. А местных жителей обязали ежедневно привозить сюда куриные яйца, дабы обеспечить прочность кирпичу.
Крыша изготовлена из черепицы, которая поставлялась прямиком из Германии.
Удивительно, что за годы своего существования, костел ни разу серьезно не пострадал ни от природных катаклизмов, ни от революций и войн.
Он несколько раз переходил от одного государства к другому, но дошёл до нас практически в первозданном виде.
Высота костёла шестьдесят один метр, он единственный в Беларуси, построенный в неоготическом стиле. Территория огорожена кованой ажурной решёткой великолепной работы.
Это место никого не может оставит равнодушным, сюда обязательно захочется вернуться.
До новых встреч, Белая Русь!