И когда раб скажет:
– Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него.
– Это то, что положено Моему рабу. И ему будет дано то, что он просит, — скажет Всевышний».(Ибн Маджа, Адаб, 52; Тирмизи, Тафсируль-Кур’ан, 1).
Намаз, который является одним из главных обязанностей любого мусульманина, переполнен словами восхваления Всевышнего Аллаха. Человек, читающий намаз пять раз в день минимум сорок раз восхваляет Всевышнего Творца, читая аят الْحَمْدُ للّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ (Хвала Аллаху, Господу миров!).
В большинстве хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хамд, то есть восхваление Всевышнего Аллаха, употребляется в качестве благодарности Всемогущему Аллаху, то есть шукр. Однако, хамд (восхваление) имеет куда более широкий смысл, чем шукр (благодарность), и поэтому, если хамд (восхваление) это шукр (благодарность), то не всегда шукр (благодарность) это хамд (восхваление).
Восхваляющий Аллаха человек – это в первую очередь благодарящий Его раб. На что указывает Хадис Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Восхваление – это начало благодарности, а тот, кто не восхваляет Аллаха, тот и не благодарит Его» (Бейхаки, Шуабуль-иман, IV, 96; Дайлями, Фирдавс, II, 155).
Ведь хвала Аллаху является поминанием и превознесением того, Кто даровал блага, стал помощником в благих начинаниях и уберег своего раба от бед. Однако истинное восхваление не ограничивается лишь одним произнесенным «Альхамдулиллях». Важно чтобы мысли человека были наполнены Им, сердце верой в Него, а его органы приносили пользу на Его пути, который станет неотъемлемой частью жизни человека. Восхваление одновременно это и благодарность за полученные блага и проявление покорности перед Его неограниченной властью, в моменты, когда приходится переживать моменты не легких испытаний.