Людмила Никитична

Меня удивила эта мысль. Как-то раньше я об этом не задумывался. Вот смотрите! Парикмахеру, который вас постриг, официантке, которая выполнила ваш заказ, таксисту, что довез вас до дома, вы говорите слова благодарности. Кому-то даже поклонитесь. Это нормально. Это так и должно быть. Мы благодарим многих, в большинстве своем незнакомых людей, с которыми в дальнейшем скорей всего не пересечемся. И нас в свою очередь благодарят за оказанную нами услугу, помощь, пожертвование. И в то же время никаких знаков благодарности, даже памяти тем, кто был с нами рядом годами, кто отдавал нам свою душу, вел нас по дороге жизни, когда мы делали первые шаги, предостерегал об опасностях, давал нам знания, делился с нами своими душевными сокровищами, утешал нас, когда нам было плохо и радовался вместе с нами. И не требовал от нас за это ничего, даже элементарных знаков внимания, благодарности. Я говорю об учителях. Как же так? Я не знаю дня рождения ни одного учителя, никого не поздравил ни с восьмым мартом, ни с днем учителя, ни с новым годом. Не послал открытку или письмо, не позвонил по телефону. Как только закончил школу, как только попрощался на выпускном, я ни разу не вспомнил об учителях, не поинтересовался, что и как у них, не зашел в школу для встречи с ними.

Но лучше поздно, чем никогда. Хотя уже слишком поздно. И нет уже этих людей в живых. И не услышат они моих благодарностей, которые я не сказал им при жизни их. Но есть же дети их, внуки, родственники. И хоть они услышат эти запоздалые слова благодарности.

Ну, что же! Начну с первой учительницы, Веры Петровны, которая четыре года была для нас настоящей классной мамой, высоким и неоспоримым авторитетом. Ее слово было для нас законом. Даже мысли не возникало оспорить его. Потом их было немало учителей-предметников. Кто-то запомнился лучше, кто-то хуже. Кто-то вел нас все годы до самого выпуска, кто-то мелькнул лишь на краткий миг. Большинство – и теперь я ясно вижу это из дали времени – были настоящими мастерами, учителями с большой буквы. И мне повезло, что я учился именно у них. Сейчас меня поражает, сколько же им нужно было терпения, выдержки, мудрости, чтобы вести эту шумную, несдержанную, безрассудную ватагу ребятишек, которые часто не отдавали себе отчета в том, что они делают, причиняли им боль и страдания. Сколько же неприятных минут мы доставили им не всегда безобидными шалостями. И наверно, они плакали от незаслуженных обид, от наших дурных поступков. Они терпели, прощали, не опускали руки и не вопили в отчаянии: «Да сколько же это можно терпеть! Да как вы мне все надоели! Не хочу вас видеть!» Нет! Они каждый день шли в школу и исполняли свой долг. А ведь, несомненно, у каждого были еще какие-то свои семейные неурядицы.

Я не помню ни одного злого учителя, никто меня ни разу не обозвал обидным словом, не дернул за ухо, не поставил в угол на горох. Может быть, мне просто везло на учителей. И ни одну шалость мне простили. Поэтому, когда сейчас снимают сериалы про школу, где учителя выглядят глупыми и смешными, мне жалко тех, кто писал сценарий, актеров и режиссеров. Видно, им очень не повезло и на их пути не попалось настоящего учителя, а были лишь выродки и клоуны, которым место только в комеди-клаб. Но я этому не верю. И наверно, когда-нибудь придет и такое время, когда всем этим авторам, соавторам, участникам сериалов станет стыдно за то, что они кривлялись в пошлых комедиях. И спросят они себя: «Зачем мы это делали? Зачем мы глумились над людьми, которые отдавали нам всю душу, которые несли нам только доброе и светлое? Как назвать того, кто за добро платит подлостью, насмешкой? Не смеемся же мы над своими родителями, над своими мамами и папами, бабушками и дедушками, хотя они не всегда оказываются на высоте и совершают ошибку и порой выглядят смешно и нелепо, и ведут себя иногда несуразно? Но пусть кинет камень в меня тот, кто безгрешен!» Но таких нет, и все отойдут в сторону.

Примериваю на себя роль учителя и признаюсь, что нет, я бы не смог, сорвался бы, выплеснул из себя злость и обиду, наговорил бы оскорбительных слов, за которые потом самому было бы стыдно. Чтобы быть учителем, надо обладать особыми качествами, складом ума, добрым сердцем и благородной душой, и ангельским терпением. Ведь учитель – не бог, не царь и не герой, он такой же обычный человек, с обычными житейскими проблемами, и в семье у него не все бывает ладно. Начальник, чиновник, депутат да кто угодно может прийти на рабочее место и выплеснуть свое раздражение, злость на коллег, подчиненных. Его даже поймут. Да, это нехорошо. Но все мы люди, все мы человеки. И начальнику ничего человеческое не чуждо. Понимаем и прощаем. «Ну, не с той ноги стал человек. Вот выскажется и успокоится! А с нас не убудет! Сейчас ругает, а потом по головке погладит и премию пообещает. Посочувствуем ему. Ну, жена — вот выдра, дети достают. Человек переживает, страдает. А тут еще и мы не все, как положено, делаем».

Но для учителя всё это непозволительно. И никто ему не будет сострадать, никто ему не будет сочувствовать.

Ему даже в голову не может прийти, что можно с утра обрушиться с упреками и злыми словами на ребятишек только потому, что дома была ссора с супругом и дети такие-рассякие. Это мы взрослые понимаем. А дети не поймут. Это они воспримут как несправедливую обиду. «За что? Они не сделали ничего плохого, не разбили стекло, не намазали доску мылом, а им говорят, какие они плохие и что из них не будет никакого толка». У детей четкая причинно-следственная связь; тебя ругать могут, если ты сделал что-то нехорошее. А в остальных случаях это несправедливая обида.

Людмила Никитична Дудкина невысокая, худая, темноволосая, в больших очках, в которых ее глаза кажутся больше, чем они есть на самом деле. Очки она никогда не снимает. Она некрасива. Но от каждого ее движения, слова, взгляда веяло обаянием. И вы уже не замечали ее некрасивости, глядели, не моргая, в ее одухотворенное лицо. Как только она появилась в нашем классе, с первого урока она понравилась мне. И вскоре она для меня стала лучшей учительницей в школе, а ее уроки самыми желанными. Она вела историю и литературу. Эти предметы, еще и география, и так были самыми любимыми у меня. После Людмилы Никитичны они стали для меня трижды интересными. Если бы я даже не интересовался этими предметами, то она, несомненно, пробудила бы к ним интерес.

До нее были другие. Так что можно было с кем сравнить. Она на их фоне выглядела как олимпийский чемпион.

Она стремительно входила в класс. Улыбалась так, как будто видела лучших друзей. И каждый бы уверен, что эта улыбка адресована именно ему и тоже улыбался в ответ. А как интересно она рассказывала! Нет, она не говорила ничего необычного из каких-то неизвестных источников. Да и откуда они могли быть у школьного учителя? Самое обычное, что у других выглядело сухо и буднично, она умела подать как необычное, как будто это было величайшее историческое открытие.

Ее хотелось слушать часами. И я боялся упустить даже слово из ее рассказа. Порой даже было важно не то, что она рассказывала, но как рассказывала. Она никогда не была равнодушной. Но часто она начинала урок с лирического отступления: рассказывала о недавно прочитанной книге и так, что непременно хотелось достать эту книгу и прочитать ее, о новой театральной постановке. Она была заядлым театралом.

И я давал себе слово непременно посмотреть этот спектакль или фильм. Потом через несколько лет это объявлялось шедевром. В ее устах это были развернутые рецензии, которые она давала эмоционально. И в то же время ее речь была грамотной, без всяких лишних слов. Если бы она писала рецензии и отзывы, то я уверен, что у нее немало оказалось бы поклонников.

Потом уже в десятом классе – тогда это был выпускной класс – я влюбился в женщину, которая была значительно старше меня и решил бросить школу и пойти на работу. А как иначе? Не выйдет же она замуж за школьника? А вот за рабочего – это вполне нормально.

Это была глупость. И Света, так звали мою возлюбленную, прекрасно это понимала и убеждала меня, что мы не пара. К тому же, сейчас я уверен в этом, она и не любила меня. Я уперся, как баран. Перестал ходить в школу. На работу меня нигде не брали. Уговоры родителей не действовали. Всё! Я решил и сделаю так, ка хочу.

Вот как-то вечером к нам домой пришла Людмила Никитична. Она разулась, мама пригласила ее к столу. Слова, которые она сказала, запали на всю жизнь и сломили моё упорство. Конечно, дело прежде всего было в том, что я верил каждому ее слову. Она сказала, что не хочет идти на работу, заходить в класс и вести урок, потому что не видит моих глаз. У нее просто опускаются руки и ей н ничего не хочется.

Для меня это было потрясение. Никто и ничего подобного не говорил мне. Она, словно на крыльях, подняла меня из пропасти к Олимпу. Выходит, что не только она для меня много значит. Но и я тоже для нее. Ослиное тупое упрямство было надломлено во мне. Я еще немного поломался, а потом пообещал, что завтра приду в школу. И как я мог не сказать и не сделать этого после ее слов обо мне. Таких слов, какие мне никто и никогда не говорил.

Я закончил десятый класс, сдал выпускные экзамены, поступил в университет. Представляю, как Людмила Никитична радовалась за меня. Это она мне посоветовала поступать в университет. Света, как оказалось, уже давно встречалась с разведенным мужчиной и в скором времени вышла за  него замуж. О дальнейшей ее судьбе мне ничего не известно. Я учился в университете и уже не вспоминал свою бывшую возлюбленную. Как-то я увидел ее в поселке и специально свернул, чтобы не встречаться с ней.

Любовь испарилась. И сейчас мне понятно, что только благодаря Людмиле Никитичне я не совершил глупость, которая могла бы изменить мою жизнь. Не в лучшую сторону.

Сейчас не об этом. Сейчас я думаю о том, что вот ни Людмилы Никитичну, ни других учителей я не поздравил ни с одним праздником, не навестил их, не постарался узнать об их жизни. Как будто провел черту между школьной жизнью и последующей. Может, такой я человек. А может, это наша всеобщая забывчивость, неблагодарность. И от других я не слыхал, чтобы они рассказали о своих учителях, о том, как благодарны им.

Тут уж порой забываешь, когда день рождения у ближайшего друга. Что уж тут говорить про учителей. Да и когда мы были учениками, разве поздравляли учителей с днем рождения?

Ставлю себя на их место. А что если бы мои бывшие ученики Иванов, Петров, Сидоров поздравляли меня каждый раз с днем рождения, Новым годом и другими праздниками, желали бы мне всяческих благ и заверяли бы, какой я был прекрасный учитель, как они благодарны мне и никогда не позабудут того, что я сделал для них? Что бы я чувствовал? Самоуважение, радость, гордость за то, что у нас такие прекрасные молодые люди, которые не забывают своих наставников и благодарны им. А еще, если бы они пришли в гости со скромным подарком: я бы поил их чаем, расспрашивал бы о их жизни, мы бы вспоминали разные школьные истории, мы бы смеялись. И было бы нам легко и хорошо. А я бы вспоминал об этой встрече долго-долго.

Единственное, что остается с нами, это воспоминания о школьной жизни, грустные, веселые, воспоминания об учителях, одноклассниках, наших праздниках и разных делах. Это единственное богатство, которое досталось учителям. А ведь на их месте мог бы оказаться любой из нас.

02.09.2023
Прочитали 184


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть