Поэма — что это?

Прочитали 53601

Поэма как жанр, на сегодняшний день, имеет весьма размытые рамки. Дело в том, что возникла она очень давно, еще в древнегреческой традиции, и с тех пор непрестанно видоизменялась под воздействием разных литературных эпох, под пером писателей с различным видением. Так и получилось, что от классического образца поэмы, каким она была в мифическом эпосе Древней Греции и Рима, у Гомера и Вергилия, она прошла путь до прозаической «поэмы» Гоголя. Но, для начала разберемся, что такое поэма в классическом жанровом определении.

Поэма

Что такое поэма? Определение

Исторически, поэма — это жанр лироэпики (изначально все же более эпический). Это произведение большого объема, пронизанное героическим или возвышенным пафосом, выполненное в стихотворной форме. Несмотря на стихотворную форму, изначально поэма была не лирической, то есть повествовала не о личном, не о чувствах и переживаниях, а о событиях большого масштаба, вроде космогонических зарисовок (о сотворении мира и установлении существующего миропорядка), о войнах и других крупных событиях в жизни стран и их властителей, о приключениях героев. Она вышла из эпоса и как литературное явление ближе именно к нему.

Что такое поэма в литературе? История развития

Классикой жанра принято считать поэму Вергилия «Энеида». Несмотря на то, что «Одиссея» и «Илиада» Гомера являются более ранними произведениями и соответствуют всем канонам жанра (героический пафос, стихотворная форма, крупное событие как основа сюжета), именно «Энеида» при всех тех же характеристиках всегда считалась более совершенной в художественном плане.

После образцового Вергилия можно начать рассматривать историю видоизменения поэмы, расширения рамок этого жанра.

Немалое влияние на поэму оказала, как это ни странно, рыцарская тематика. Странным это может показаться потому, что в 12 веке, когда данная тема в литературе процветала, истории о рыцарях традиционно преподносились в виде романов. Роман считался жанром более низким, развлекательным. Однако, если взять «Витязя в тигровой шкуре» Руставели, то это типичнейшая поэма. Типична она во всем, кроме того, что в ней исторический план, который был так важен для поэмы в силу ее эпического происхождения, теряет свое первостепенное значение, основой становится личность главного героя, его исключительные свойства. Так был сделан первый шаг к тому, чтобы поэма стала более лирическим жанром, более широким.

Важной вехой для поэмы можно считать и заключительный этап средневековья. Когда человеческая культура была на грани перехода в новую эпоху, эпоху возрождения, в свет вышла поэма Данте «Божественная комедия». Влияние этого произведения в том, что оно расширило спектр тем. Кроме поэмы героической и дидактической, то есть поучающей, образовательной, появилась поэма религиозная, поэма о поиске духовного пути.

Эпоха возрождения со своей страстью к античной культуре мало внесла в расширение жанра, эта эпоха скорее служила возрождению древнегреческого канона. Однако Милтон с «Потерянным раем» был куда ближе к Данте, чем к Вергилию.

Больше всего рамки жанра расширило привнесение в поэму комического, низовой культуры. В античной традиции смешение высокого и низкого было недопустимым. Примером фарса и юмора вместо возвышенного пафоса в поэме можно рассмотреть на примере «Орлеанской девственницы» Вольтера.

Романтическая поэма окончательно отошла от эпичности в сторону лиризма. Например, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона , в котором мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними скудными событиями.

Ну а о том, как вольно трактовали жанр поэмы в России — это отдельный разговор. Некрасов писал этим высоким жанром на «низкие» темы, то есть о крестьянстве, а еще и использовал элементы фольклора. Ахматова составила поэму «Реквием» из нескольких абсолютно лирических произведений, а Гоголь и вовсе назвал поэмой классический по форме роман «Мертвые души».

Именно благодаря такому сложному историческому пути и огромному количеству метаморфоз, о том что стоит считать поэмой, а что нет, говорить теперь сложно. Однако литературоведы признают жанровым определением поэмы именно то определение, что могли бы дать своим произведениям древние греки и римляне.

Из чего состоит поэма?

Ответ прост и вытекает из жанрового определения:

  • крупное событие, происходящее не один год (Одиссей путешествовал 25 лет);
  • выдающиеся герои (боги, герои, яркие исторические личности);
  • возвышенный пафос (героический, воспитательный, духовный, патриотический и т.д.);
  • стихотворная форма (несмотря на эксперименты Гоголя именно рифмованный текст признается формой поэмы).

В заключение можно сказать, что, если соблюдать все правила и каноны, то ограничений в творческом самовыражении не избежать. Но приниматься за эксперименты с формой стоит только если освоена классика жанра. Ведь даже авангардисты, пишущие картины, хаотично выливая краски на холст, могут считаться настоящими художниками, только если с легкостью напишут ренессансную Мадонну.

Наши авторы тоже пишут в жанре поэма.

  • «Эталон»
    Так далеко от вас я не бывала,  Так чужда мне была моя постель, От того, что на прощанье ваше, Стала я как призрачная тень. Вас навсегда запомнит Петербург, Вздыхать по…
  • «Просто так»
    Греблю землю руками,  В слезах поту и крови. Что я хочу найти? Хоть малые намёки, что ты помнишь,Что ты плачешь, что ты любишь и страдаешь, Но я вижу только слякоть,…
  • ДАР
    ДАР 25 СЕНТЯБРЯ 2025 ГОДА. (ДРУЗЬЯМ ИЗ ИНЫХ МИРОВ) Солнце медленно скрылось за далёким горизонтом, окрасив небо в нежные оттенки розового и золотого. Этот миг словно замер, и время сосредоточилось…
  • «Хранитель»
    интересно, сколько мы с тобой ещё не увидимся? да, я знаю, что мы точно через часик спишемся. Мне бы твоих тёплых рук, как бедной сироте родня, и голос твой, внезапный…
  • «Скука»
    Вам я пишу, а так хотелось, Взглянуть на свет ваших очей. К вам моё сердце изболелось, По скуке питерских ночей. Вы самый чистый идеал, Я вас, казалось, не достоин, Счастливый…
  • К ****
    Ах, **, мой милый ***, Избавьте вы меня от муторных оков. Взор полыхает ярче всех костров, Вы — невольный пленник моих снов. Не льстите, не дразните эго, Меня вы отпустили…
  • ОСЕНЬ В ВОЛШЕБНОМ ЛЕСУ
    ОСЕНЬ В ВОЛШЕБНОМ ЛЕСУ ( переработка) Под вечер небо постепенно застилают тяжёлые, непроглядные тучи, словно огромная старая парусина, промокшая насквозь и не дающая просохнуть. Эти тёмные покрывала плывут низко над…
  • Кремль. Красный.
    Красное солнце              …………………. В поход выступает  . ……………………………………………………. Ночь. ………………………………Отгоняя …………………….Прочь Красные башни Кремля   ……………………….. Озирают …………………..Зорко  Москву —  ………………………………….Дочь. Бушуй, черней реки…
  • Гнилое общество
    В чужой грязи копаться — нет резона, Когда своя по колено, как ни странно. В пустых словах не вижу я резона, В фальшивых лицах, что мелькают постоянно. Насквозь я вижу…
  • Потерянный рай
    Я рад, не прощаюсь, уходит нужда, Душа моя светом полна, как никогда. Ева завершилась, шедевр впереди, И я не сдамся, продолжу идти. Не громкие слова, не бред больного, А крик…
Penfox

Привет! Я Penfox — твой гид в мире литературных приключений на этом сайте! Здесь я раскрываю тайны писательского мастерства. Если ты только начинаешь свой путь в литературном мире, то отлично! Давай вместе пройдем через этот лабиринт, держась за руки. Я помогу разобраться, как написать что-то, что не заставит читателя зевать, и избежать самых нелепых литературных оплошностей.
Внешняя ссылка на социальную сеть


Так же тебя заинтересует

Для начинающих


Новинки на Penfox

Загрузить ещё


Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть