Поэма — что это?

Прочитали 53522

Поэма как жанр, на сегодняшний день, имеет весьма размытые рамки. Дело в том, что возникла она очень давно, еще в древнегреческой традиции, и с тех пор непрестанно видоизменялась под воздействием разных литературных эпох, под пером писателей с различным видением. Так и получилось, что от классического образца поэмы, каким она была в мифическом эпосе Древней Греции и Рима, у Гомера и Вергилия, она прошла путь до прозаической «поэмы» Гоголя. Но, для начала разберемся, что такое поэма в классическом жанровом определении.

Поэма

Что такое поэма? Определение

Исторически, поэма — это жанр лироэпики (изначально все же более эпический). Это произведение большого объема, пронизанное героическим или возвышенным пафосом, выполненное в стихотворной форме. Несмотря на стихотворную форму, изначально поэма была не лирической, то есть повествовала не о личном, не о чувствах и переживаниях, а о событиях большого масштаба, вроде космогонических зарисовок (о сотворении мира и установлении существующего миропорядка), о войнах и других крупных событиях в жизни стран и их властителей, о приключениях героев. Она вышла из эпоса и как литературное явление ближе именно к нему.

Что такое поэма в литературе? История развития

Классикой жанра принято считать поэму Вергилия «Энеида». Несмотря на то, что «Одиссея» и «Илиада» Гомера являются более ранними произведениями и соответствуют всем канонам жанра (героический пафос, стихотворная форма, крупное событие как основа сюжета), именно «Энеида» при всех тех же характеристиках всегда считалась более совершенной в художественном плане.

После образцового Вергилия можно начать рассматривать историю видоизменения поэмы, расширения рамок этого жанра.

Немалое влияние на поэму оказала, как это ни странно, рыцарская тематика. Странным это может показаться потому, что в 12 веке, когда данная тема в литературе процветала, истории о рыцарях традиционно преподносились в виде романов. Роман считался жанром более низким, развлекательным. Однако, если взять «Витязя в тигровой шкуре» Руставели, то это типичнейшая поэма. Типична она во всем, кроме того, что в ней исторический план, который был так важен для поэмы в силу ее эпического происхождения, теряет свое первостепенное значение, основой становится личность главного героя, его исключительные свойства. Так был сделан первый шаг к тому, чтобы поэма стала более лирическим жанром, более широким.

Важной вехой для поэмы можно считать и заключительный этап средневековья. Когда человеческая культура была на грани перехода в новую эпоху, эпоху возрождения, в свет вышла поэма Данте «Божественная комедия». Влияние этого произведения в том, что оно расширило спектр тем. Кроме поэмы героической и дидактической, то есть поучающей, образовательной, появилась поэма религиозная, поэма о поиске духовного пути.

Эпоха возрождения со своей страстью к античной культуре мало внесла в расширение жанра, эта эпоха скорее служила возрождению древнегреческого канона. Однако Милтон с «Потерянным раем» был куда ближе к Данте, чем к Вергилию.

Больше всего рамки жанра расширило привнесение в поэму комического, низовой культуры. В античной традиции смешение высокого и низкого было недопустимым. Примером фарса и юмора вместо возвышенного пафоса в поэме можно рассмотреть на примере «Орлеанской девственницы» Вольтера.

Романтическая поэма окончательно отошла от эпичности в сторону лиризма. Например, «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрона , в котором мысли и чувства главного героя уверенно берут верх над внешними скудными событиями.

Ну а о том, как вольно трактовали жанр поэмы в России — это отдельный разговор. Некрасов писал этим высоким жанром на «низкие» темы, то есть о крестьянстве, а еще и использовал элементы фольклора. Ахматова составила поэму «Реквием» из нескольких абсолютно лирических произведений, а Гоголь и вовсе назвал поэмой классический по форме роман «Мертвые души».

Именно благодаря такому сложному историческому пути и огромному количеству метаморфоз, о том что стоит считать поэмой, а что нет, говорить теперь сложно. Однако литературоведы признают жанровым определением поэмы именно то определение, что могли бы дать своим произведениям древние греки и римляне.

Из чего состоит поэма?

Ответ прост и вытекает из жанрового определения:

  • крупное событие, происходящее не один год (Одиссей путешествовал 25 лет);
  • выдающиеся герои (боги, герои, яркие исторические личности);
  • возвышенный пафос (героический, воспитательный, духовный, патриотический и т.д.);
  • стихотворная форма (несмотря на эксперименты Гоголя именно рифмованный текст признается формой поэмы).

В заключение можно сказать, что, если соблюдать все правила и каноны, то ограничений в творческом самовыражении не избежать. Но приниматься за эксперименты с формой стоит только если освоена классика жанра. Ведь даже авангардисты, пишущие картины, хаотично выливая краски на холст, могут считаться настоящими художниками, только если с легкостью напишут ренессансную Мадонну.

Наши авторы тоже пишут в жанре поэма.

  • Гнилое общество
    В чужой грязи копаться — нет резона, Когда своя по колено, как ни странно. В пустых словах не вижу я резона, В фальшивых лицах, что мелькают постоянно. Насквозь я вижу…
  • Потерянный рай
    Я рад, не прощаюсь, уходит нужда, Душа моя светом полна, как никогда. Ева завершилась, шедевр впереди, И я не сдамся, продолжу идти. Не громкие слова, не бред больного, А крик…
  • Мертвый мир
    В истином мире нет ни красок, ни огня, Лишь тени бродят в сумерках молча́. Забыты песни, не зовут меня, И сердце ноет горестно, кача́. Здесь время спит, истлевший в прах…
  • Идеальный мир
    Пусть шепчут вслед, что мир жесток и груб, Что ложь и злоба правят жизнью тут. Я видел сам коварство этих сил, И как надежды свет едва не погасил. Но потому…
  • Жизнь в мечтах, которых нет
    Когда мечта угасла, словно свечка, И серый день – как бесконечный круг, В душе тоска, как тихая речка, И жизнь без цели – самый злой недуг. Без паруса, без компаса,…
  • Я устал
    Я устал… Душа болит, как будто в ране, И мир вокруг в тумане серых дней. На сердце грусть, как камень в океане, И свет надежды гаснет всё сильней. Я устал……
  • Мой дом
    В стенах родных, но сердцу тесно, Где критика — привычное нам место. Ищу покоя, тишины в лесу, Но в одиночестве ли счастье я несу? Мне радостно, когда друзья смеются, Им…
  • Прощанья миг. Что же делать?
    Заката луч – прощанья миг,  Не хочется, чтоб стих.  Рассвет зовет, но страх велик,  Не хочется, чтоб сник.  Заката час – как жизни брег,Не хочет сердце в этот снег.Рассвет грядущий…
  • Внутренний крик
    Я здесь падал, не ходил, Крик чужой меня пленил. Внутри других — не я, не ты, Придуманы их черты. Решать не дано — лишь другим, Исчезнуть с голосом своим. Как…
  • Состав для одного
    В составе пустом, лишь я один сижу, Задержался сильно, домой спешу. Наушники дома, город шумит, Без музыки поездка душу гнет и злит. Вдруг голос знакомый предо мной возник, Мальчик напротив,…
Penfox

Привет! Я Penfox — твой гид в мире литературных приключений на этом сайте! Здесь я раскрываю тайны писательского мастерства. Если ты только начинаешь свой путь в литературном мире, то отлично! Давай вместе пройдем через этот лабиринт, держась за руки. Я помогу разобраться, как написать что-то, что не заставит читателя зевать, и избежать самых нелепых литературных оплошностей.
Внешняя ссылка на социальную сеть


Так же тебя заинтересует

Для начинающих


Новинки на Penfox

Загрузить ещё


Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть