Как правильно написать сценарий: от идеи до оформления

Как писать сценарий

Сценарий — это основа любого аудиовизуального произведения, будь то фильм, сериал, мультфильм, реклама или видеоигра. Его создание требует особого подхода и знания специфических правил. В этой статье мы рассмотрим основные этапы работы над сценарием, от поиска идеи до окончательного оформления текста, и поделимся советами, которые помогут избежать типичных ошибок начинающих сценаристов.

Разбираемся, что такое сценарий

Сценарий отличается от литературного произведения тем, что его задача — не просто рассказать историю, но и описать визуальный и аудиальный ряд. Он включает диалоги, действия персонажей и описания сцен.

Основные элементы сценария:

  1. Диалоги — текст, произносимый персонажами. Пишутся с указанием имен персонажей и ремарками в скобках, если необходимо уточнить тон или действие.
  2. Действия — краткие описания происходящего, часто с использованием заглавных букв для акцентирования внимания.
  3. Описания обстановки — сжатые, но точные описания места и времени действия.

Ищем и отбираем идеи

Первый шаг в написании сценария — это поиск идеи, которая вдохновляет. Писать нужно о том, что вас волнует и интересует. Для поиска идеи можно использовать следующие методы:

  1. Составление виш-листа — запишите то, что хотите увидеть на экране.
  2. Сбор идей — соберите до 50 различных мыслей и задумок.
  3. Сопоставление и фильтрация — выберите из списка самые сильные и интересные темы.

Формулируем замысел и пишем логлайн

Замысел — это суть вашей истории, выраженная в одном предложении. Например, замысел «Молчания ягнят» звучит так: «Начинающий агент ФБР Кларисса Старлинг расследует серию убийств с помощью серийного убийцы Ганнибала Лектера».

Конструирующий принцип — это идея, на которой строится повествование. В «Молчании ягнят» это взаимоотношения Старлинг и Лектера, которые помогают ей в самопознании и профессиональном становлении.

Логлайн — краткое изложение сюжета с добавлением интриги. Пример: «Фотограф, прикованный к инвалидному креслу, следит за соседями и подозревает одного из них в убийстве жены» (из фильма «Окно во двор»).

Прорабатываем конфликты и персонажей

Конфликт — основа любой драматургии. Он может быть:

  • Внешним — между персонажами или персонажем и окружающей средой.
  • Внутренним — внутри самого персонажа, например, борьба с собственными страхами или слабостями.

Например, в фильме «Темный рыцарь» основным внешним конфликтом является противостояние Бэтмена и Джокера, который стремится разрушить моральные устои города. Внутренний конфликт Брюса Уэйна заключается в его борьбе с собственной идентичностью: быть символом справедливости как Бэтмен и вести обычную жизнь как Брюс Уэйн.

Создаем структуру и пишем синопсис

Синопсис — это краткое изложение всей истории, включающее основные поворотные моменты и конфликты. Он может занимать от половины до трех страниц и должен описывать только ключевые события.

Традиционная трехактная структура:

  1. Завязка — вводит зрителя в мир истории и представляет основные конфликты.
  2. Кульминация — пик напряжения, где конфликт достигает максимума.
  3. Развязка — разрешение конфликта и завершение истории.

Пишем основной текст и оформляем сценарий

Сцена — основная единица сценария, определяемая единством места и времени. Каждая сцена начинается с заголовка, указывающего место и время действия, например, «ИНТ. АЭРОПОРТ — ДЕНЬ».

Биты — мелкие элементы сцены, такие как реплики и действия персонажей. Важно, чтобы сцены были драматически насыщенными и развивали сюжет.

Оформление сценария: сокращения и примеры

Основные правила оформления:

  • Используйте шрифт Courier New, 12 кегль.
  • Выравнивание по левому краю.
  • Действия и описания пишутся в настоящем времени и от третьего лица.
  • В заголовках сцен указывается: «ИНТ.» (интерьер) или «ЭКСТ.» (экстерьер), место и время суток.
  • Минимум режиссерских указаний. Сценарист должен избегать указаний, как именно снимать сцену, оставляя эту работу режиссеру. Исключение составляют случаи, когда это критически важно для понимания сцены.

Правильное оформление сценария — важная часть работы сценариста, поскольку оно помогает ясно донести видение сцены до всех участников съемочного процесса. Существует ряд общепринятых сокращений, которые используются для обозначения различных аспектов сцены. Рассмотрим основные из них и приведем примеры.

Сокращения в заголовках сцен

ИНТ. (интерьер) и ЭКСТ. (экстерьер) — указывают на место действия сцены.

Пример
  • ИНТ. КАФЕ — ДЕНЬ
    Указывает на то, что сцена происходит внутри кафе днем.
  • ЭКСТ. ПАРК — НОЧЬ
    Указывает на то, что действие происходит в парке ночью.

ПАВ. (павильон) — обозначает съемки в помещении, на специально построенной декорации.

Пример
  • ИНТ. ПАВ. ДОМ ШЕРЛОКА — ДЕНЬ
    Подразумевается, что сцена снимается в студии, а не на реальной локации.

ПАН. (панорама) — используется, когда необходимо указать, что камера снимает панорамный вид.

Пример
  • ЭКСТ. ГОРЫ — ПАНОРАМА — ДЕНЬ
    Камера охватывает обширный вид на горы.

ЗТМ (затемнение) и ИЗ ЗТМ (выход из затемнения) — обозначают переход к черному экрану или выход из него.

Пример
  • В ЗТМ:
    Эпизод заканчивается затемнением экрана.
  • ИЗ ЗТМ
    Изображение появляется из темноты, переходя к следующей сцене.

Сокращения для обозначения работы камеры

КП (крупный план) — показывает предмет или лицо крупным планом.

Пример
  • КП: ГЛАЗА ГЕРОЯ
    Камера фокусируется на глазах главного героя.

КРП (крупный ракурсный план) — еще более крупный план, часто используется для детализации эмоций или важных объектов.

Пример
  • КРП: ЛАДОНЬ С ПИСТОЛЕТОМ
    Камера показывает руку, держащую пистолет.

ТЗ (точка зрения) — обозначает, что сцена снята с точки зрения персонажа.

Пример
  • ТЗ ДЖЕЙМСА:
    Мы видим то, что видит персонаж по имени Джеймс.

ЗК (за кадром) или ВПЗ (вне поле зрения) — означает, что звук или реплика исходят из-за кадра.

Пример
  • ЗК:
    (голос за кадром) «Ты никогда не поймаешь меня!»

Пример использования сокращений в описании действий

Пример

Мр. Браун ВХОДИТ в комнату и ОСМАТРИВАЕТСЯ. Он достает из кармана ПИСТОЛЕТ и тихо ЗАКРЫВАЕТ дверь за собой.

Здесь заглавные буквы используются для акцентирования ключевых действий, которые важны для визуализации и акцентирования на экране.

Правильное использование сокращений и стандартов оформления помогает сделать сценарий более профессиональным и удобным для восприятия режиссерами, продюсерами и актерами. Это не только упрощает процесс съемок, но и способствует лучшему восприятию текста, облегчая его чтение и понимание.

Доработка черновика

После написания первого черновика важно сделать перерыв, чтобы потом вернуться к тексту со свежим взглядом. Проверьте логику повествования, убедительность персонажей и динамику сюжета. Попробуйте получить отзывы от других людей и внесите необходимые правки.

Распространенные ошибки начинающих сценаристов:

  1. Избыточные описания — не следует описывать то, что не видно на экране.
  2. Излишние режиссерские указания — сценарий не должен заменять работу режиссера или оператора.
  3. Использование клише — старайтесь избегать избитых сюжетных ходов и фраз.

Вдохновляемся лучшими примерами

Чтобы улучшить свои навыки, изучайте успешные сценарии. На сайтах вроде «Киномания» можно найти сценарии известных фильмов, а также подробные разборы и советы по их написанию.

Прочитали 713

Привет! Я Penfox — твой гид в мире литературных приключений на этом сайте! Здесь я раскрываю тайны писательского мастерства. Если ты только начинаешь свой путь в литературном мире, то отлично! Давай вместе пройдем через этот лабиринт, держась за руки. Я помогу разобраться, как написать что-то, что не заставит читателя зевать, и избежать самых нелепых литературных оплошностей.
Внешняя ссылк на социальную сеть


Так же тебя заинтересует

Для начинающих


Новинки на Penfox

Загрузить ещё

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть