Трехактная структура повествования: что это такое и как работает

Трехактная структура повествования — это прием, наиболее распространенный в драматических произведениях. Некая схема, костяк произведения, который помогает логично и последовательно выстроить сюжет. Это самый распространенный тип построения сюжета, его использует большая часть писателей-прозаиков и драматургов, даже не задумываясь о сущности приема. Является ли трехактная система единственной? Конечно нет, конфликт можно раскрывать и нетипичными способами, например по пути антисюжета (об этом подробнее скажем ниже), однако классическая схема лучше всего подойдет начинающим авторам или авторам, более нацеленным на раскрытие сюжета и идейной части, чем на игру с формой. Рассмотрим вопрос подробнее.

Суть трехактной структуры

Само название раскрывает значение приема. Суть этой структуры в том, что сюжет и основная конфликтная линия распределяются по трем частям произведения, трем актам:

  • завязка или тезис;
  • развитие сюжетной (конфликтной) линии или антитезис;
  • развязка или синтез.

Чтобы было понятно как работает схема, можно несколько упростить вышесказанное. Первая часть, завязка — это, по сути, знакомство с героями, локациями, и постановка конфликта. Вторая часть — это часть действий. Развитие сюжетных линий и конфликтов, здесь все последовательно подводит читателя к последней части, развязке. В развязке все конфликты разрешаются или обрываются.

1 Первый акт трехактной структуры произведения

Первый акт

В первом акте перед автором текста, не важно драматургического или прозаического, стоит задача ввести читателя в курс дела. Что должен сделать писатель в первом акте?

  • Ввести главного героя;
  • Ввести его антагониста;
  • Обозначить локацию;
  • Обозначить действия героев, ведущие к зарождению конфликта;
  • Наметить конфликт;
  • Вариативно, ввести неожиданный сюжетный поворот, уводящий от развития основного конфликта, отодвигающий его на конец второго акта и на третий, то есть на более динамичные части повествования или же, напротив, обостряющий конфликт. Главное в конце первого акта — это эффект неожиданности.

2 Второй акт трехактной структуры произведения

Второй акт

В драматургии есть негласное правило, которого просто нельзя не придерживаться, если хочешь удержать внимание читателя или зрителя. Это, если упростить, принцип «делай хуже». Имеется в виду не качество текста, естественно, а происходящие с героем события. Именно поэтому первый акт рекомендуется заканчивать «хэппи эндом» в миниатюре, дать читателю ложное чувство спокойствия за героя. Весь второй акт посвящается развитию конфликта, от слегка обозначившейся оппозиции в первом акте до катастрофического разрешения в третьем (не стоит воспринимать слово «катастрофический» слишком прямо, это всего лишь обозначение пика конфликта). Именно в ходе второго акта развиваются основные сюжетные события.

3 Третий акт трехактной структуры произведения

Третий акт

Третий акт — это та самая «катастрофа», ситуация наибольшего напряжения конфликта и последующая развязка, временное или полное разрешение ситуации. Третий акт должен быть наиболее эмоционально напряженным, так как именно окончание произведения оставляет самое сильное впечатление.

Это, в принципе, вся трехактная структура, однако это только теория. Практическое применение разберем ниже, но перед этим нужно понять, как прием из области драматургии можно применить на любое прозаическое произведение, что из этого выйдет и каковы плюсы и минусы использования трехактной структуры.

Где можно использовать трехактную структуру

Как уже было сказано выше, трехактная структура, как и само понятие акта, родом из драматургии. Именно три акта — это оптимальное по времени и насыщенности событиями решение для сцены. Но всегда ли это используется в театре и всегда ли подходит для написания художественной прозы? Как бы не хотелось облегчить положительным ответом жизнь начинающему писателю или сценаристу, ответом будет однозначное «нет».

Драматургическое искусство давным-давно отошло от классических приемов, трехактная структура очень ограничивает эксперименты с формой и, со времен зарождения модернизма, говорить о господстве этой структуры уже нельзя. Драматурги сознательно меняют акты местами, отказываются от конфликтного развития событий и сюжета вообще, то есть всячески экспериментируют, так как искусство не терпит постоянных повторений.

Где же сейчас используется эта структура? Да по сути везде, где упор ставится именно на развитие сюжета. Это все сериалы, художественные фильмы для широких масс, сюжетная литература, то есть приключенческая, детективная, любовная. Во всех случаях, когда автору важнее рассказать историю, а не поразить читателя неожиданным ходом.

Лучше всего структура эта прослеживается на примере современных сериалов. Небольшой первый акт — это «пилотная серия». Немного предыстории, резкие перемены в жизни главного героя, которые он будет осмыслять много серий и так далее. Второй акт — это сам ход сериала. Последняя серия — это третий акт. Вот такое неравномерное, но очень четко работающее распределение.

Для наглядности возьмем сериал «Сверхъестественное». Первый акт, то есть завязка, действительно укладывается в первую серию. Выделяются главные герои — братья Винчестеры, вводится антагонист — таинственный демон-убийца, основная локация — автомобиль «Импала». Действия героев, ведущие к зарождению конфликта — это приезд старшего брата к младшему, сообщение о том, что их отец, охотник на монстров, пропал и отказ младшего брата поехать на поиски, бросив учебу и девушку. Зарождение конфликта — категорическое нежелание младшего из братьев становится на стезю «охотников» и представление старшего брата о том, как должны вести себя члены одной семьи в таких ситуациях. Неожиданный поворот, ложная развязка — это смерть девушки младшего из Винчестеров, согласие временно вернуться к охоте.

Второй акт этого сериала длится уже вот как 14 сезонов. Весь он построен на принципе «делай хуже». Каждый новый монстр, с которым сталкиваются охотники, страшнее предыдущего, а за таинственными преступлениями стоят все более страшные силы. Такое нагнетание, усиление — это секрет успеха данного произведения кинематографа. О третьем акте, развязке, сказать пока нечего, возможно и сами сценаристы пока не знают, чем закончат бесконечное развитие конфликта «братья Винчестеры — весь остальной мир». Как эта система действует в драматургии должно быть понятно на данном примере. А вот что с прозой?

Трехактная структура прозаического художественного произведения

Строение литературного произведения несколько отличается от трехактной структуры киносценария. Ведь литературное произведение может иметь более сложную организацию и вовсе не иметь сюжетной линии, только сложный и многослойный конфликт.

Поэтому трехактную структуру литературного произведения мы будем рассматривать только на сюжетных произведениях. Это может быть рассказ, роман, повесть, но строго сюжетных жанровых разновидностей, где есть развитие внешних событий.

Примерный план приключенческого романа по трехактной структуре

В первом акте мы возьмем главного героя, например подростка, живущего в городе N обычной жизнью. Город N локация, подросток — главный герой, антагонистом может выступать таинственный незнакомец, пока не проявляющий враждебности, но о его враждебной сущности можно намекнуть читателю, оставив в неведении героя. Отсутствие знания о враждебной сущности незнакомца может послужить началом развития конфликта. Далее необходимо ввести действия героя, подталкивающие к развитию конфликта. Например, пусть он найдет дневник прадеда с картой, на которой обозначен клад и отправится на поиски сокровищ.

Второй акт — это все события в пути. Именно приключения и детективы хорошо ложатся на трехактную систему. Границы между началом пути, самим путем и его завершением всегда четко видны. Окончанием второго акта будет достижение точки на карте.

Третий акт, пик и катастрофа, ярче всего будут выражены в прямом противоборстве. Враг снимает маску, становится явным и неизбежно прямое столкновение.

Несмотря на то, что данная здесь план-схема не описывает конкретный приключенческий роман, сюжет может показаться смутно знакомым. А все потому, что мы подсознательно видим эти схемы в реальных произведениях. Поэтому иногда говорят о детективах Донцовой или о женских любовных романах, что все они одинаковы. Нет, сюжеты разные, но «костяк» один. Именно в этом и опасность использования драматургической схемы в художественной литературе. Сюжет должен быть очень ярким и необычным, чтобы перекрыть всем известный шаблон.

Однако, для начинающего автора, трехактная схема может быть хорошим подспорьем, так как отлично организует текст. Не стоит бояться ее использовать, если сюжет насыщен и ярок, однако и экспериментировать с формой тоже можно. Трехактная система — это не закон, а небольшая «шпаргалка», призванная помочь в творческих изысканиях.

Прочитали 42846



Так же тебя заинтересует



Новинки на Penfox

Загрузить ещё

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть