36 драматических ситуаций Жоржа Польти

36 драматических ситуаций Жоржа Польти

Наверное, многие заядлые читатели заметили, что, несмотря на многообразие литературы, так или иначе все сюжеты можно легко поделить на небольшие группы. Наиболее популярная классификация литературных произведений строится на 12 прозаических сюжетах и 36 драматических ситуациях.

Такую точку зрению на драматические сюжеты предложил Жорж Польти. Правда, сам он в своих работах отмечает, что ему лично принадлежит лишь переработка уже существующей работы Карло Готти, с которой Польти столкнулся благодаря упоминанию классификации в письмах Иоганна Вольфганга Гёте. Однако работа Карло Готти так и не была найдена, а потому сравнить обсуждаемую версию типичных сюжетов с той, что была создана ранее. Известна лишь история, как Фридрих Шиллер пытался в свое время доказать несостоятельность теории Гоцци и принялся за создание собственного списка типичных драматических сюжетов, но у немецкого поэта не получилось собрать даже заветных 36 сюжетов.

Жорж Польти переработал примерно тысячу двести драматических произведений разных эпох, направлений и авторов, были использованы для анализа даже несколько прозаических произведений. В результате столь основательного подхода к разработке системы, мы имеем в итоге 36 драматических ситуаций, авторство которых принадлежит Жоржу Польти.

Рассмотрим каждую драматическую ситуацию с точки зрения обязательных элементов в них и с примерами того, где и как могут проявляться эти сюжеты.

1. Мольба

Главный герой нуждается в помощи, о чем он и просит кого-то, часто его мольба касается не личных потребностей, он может просить и за кого-то из близких.

Обязательные элементы:

  • · Преследуемый (как правило, главный персонаж);
  • · Его гонитель, антагонист;
  • · Герой, от которого зависит исполнение просьбы. К нему и обращается мольба.
Примеры
  • · Просьба об убежище, где можно умереть;
  • · Приют после кораблекрушения;
  • · Просьба за близкого человека и т.д.

2. Спасение

Эту ситуацию можно сравнить с предыдущей, но есть и отличия, в основном, они заключаются в том, что спаситель появляется неожиданно, а главному герою не приходится молить о помощи. Спасение приходит вовремя и часто оказывается кульминацией сюжета.

Элементы ситуации:

· Несчастный или спасаемый;

· Персонаж, представляющий угрозу;

· Спаситель.

В отличие от первой ситуации в данном случае этот герой не нуждается в уговорах и обещаниях, он носитель не колеблющейся психологии, которую необходимо склонить к верному решению, а делает все по доброй воле.

Примеры

· Часто приводят пример из сказки о Синей Бороде;

· Спасение главного героя от казни, происходящее в последний решающий момент.

3. Месть, преследующая преступление

Сюжет часто касается мести, совершаемой на фоне кровной ненависти – за кого-то из близких или из-за любви, может также касаться и необходимого наказания преступнику, который вовремя не получил осуждения.

Составляющие сюжета:

· Персонаж, совершающий месть;

· Тот, кого ожидает кара – виновный;

· Само преступление.

Примеры

· Месть на фоне любовной драмы;

· Кровная месть;

· Месть неосужденному по всем правилам преступнику.

4. Месть за близкого человека близкому

Предыдущий и этот сюжет можно было бы объединить, однако принципиальное отличие состоит в том, что виновный тоже близкий для носителя кары. Эта деталь добавляет особый драматизм происходящему.

Необходимые элементы:

· Виновный родственник;

· Родственник, несущий наказание;

· Некая память о преступлении или обиде – часто ее роль играет тоже живой близкий человек.

Примеры

Примеры – различные вариации родственных отношений:

· Отцу за мать;

· Матери за отца;

· Между братьями;

· Братьям или сестрам за родителей или детей и т.д.

5. Преследуемый

В данном случае, не так важно виновен ли главный герой в том, в чем его обвиняют. Основа ситуации именно в преследовании его превосходящими по силе сторонами, часто преследование совершается не людьми, а некими потусторонними силами.

Составляющие ситуации:

· Главный герой, пытающийся скрыться от кары;

· Само злодеяние, в котором его обвиняют.

Примеры

· Ошибки в любовной истории, влекущие преследование;

· Гонение со стороны властей;

· В детективных историях это может быть охота на того, кто совершил разбой или нападение;

· Притеснение со стороны более сильного персонажа.

6. Внезапное бедствие

В идеальной жизни некой системы или отдельно взятой личности неожиданно наступает период, ломающий прежние порядки. Сюжет может развиваться как на примере одного главного персонажа, так и группы героев или даже в отношении целого города или народа.

Обязательные элементы:

· Часто поверженным бедствием выступает власть имущий персонаж или политическая система;

· Известие о том, что произошла беда.

Примеры

· «Последний день Помпеи» — рассматривается и крах в отношении отдельных личностей, и падение целого города;

· Сюжеты, связанные с поражением Наполеона и т.д.

7. Жертва

Основа сюжета – наличие пострадавшей стороны. Как правило, в ее роли выступает конкретный человек, он может не испытывать гонений общества, а быть просто жертвой обстоятельств, а может быть и отвергнутым.

Составляющие элементы:

· Обстоятельство или человек, мучающий персонажа;

· Сам герой-страдалец.

Примеры

· Сюжет на основе любовной драмы, где героя унижает невниманием предмет обожания;

· Ситуация, где угнетателем выступает тот герой, что в идеале должен был заботиться о страдальце.

8. Мятеж, бунт, возмущение

Эта ситуация касается описания недовольства политикой одного лица или группы руководителей.

Обязательные элементы:

· Мятежник – организатор бунта, как правило, главный герой, идущий против организованной системы, большинство голосов персонажей на его стороне;

· Диктатор, деспот и группа его приближенных.

Примеры

· Возмущение или тайный сговор нескольких лиц, имеющих предводителя;

· Политический заговор или недовольство одного лица – задуманное и организуемое в одиночку.

9. Дерзкая попытка

В основе ситуации – нарушение неких общепринятых правил или даже табу. Двигателем сюжета может быть линия любой направленности – как любовная, так и социально-общественное недовольство, так и внутренний конфликт главного героя.

Обязательные элементы:

· Смельчак, решившийся на нарушение запрета;

· Тот, кто противостоит ему, пытается предотвратить дерзкую попытку;

· Сам запрет – объект, то, на что решается смельчак.

Примеры

· Желание быть с любимой женщиной, влекущее нарушение правил и наказание за это дерзновение;

· Похищение некого объекта, артефакта;

· Приключения на грани опасности.

10. Похищение

Можно рассматривать данную ситуацию и как разновидность предыдущего сюжета, однако акцент похищения именно в том, что некий объект или человек оказываются забраны. Обычно объектом похищения становится человек, это может быть и мужчина, и ребенок, и женщина, но сюжет с похищением любимой женщины наиболее популярен, а потому именно он и ассоциируется с этой ситуацией.

Обязательные элементы:

· Тот, кто совершает похищение;

· Объект похищения;

· Охранник человека, который будет похищен.

Примеры

· Похищение ребенка;

· Выкрадывание товарища из плена;

· Похищение любимой женщины без ее согласия (но часто страстно жаждущей такого развития событий);

· Похищение женщины с ее согласия, то есть она уведомлена о плане и даже участвует в этом действии.

11. Загадка

Вокруг этой ситуации строится большинство детективных и приключенческих историй.

Обязательные составляющие:

· Предмет загадки – то, что надо отгадать или найти, чтобы получить желаемое;

· Загадыватель задачи;

· Герой, ищущий отгадку или предмет, позволяющий получить необходимый объект или проход дальше.

Примеры

· Самый распространенный пример ситуации – загадки от Сфинкса, когда герою необходимо решить загадку, иначе он умрет;

· Необходимость найти потерявшихся персонажей;

· Поиски предмета или человека, в случае неудачи ищущего также ожидает жестокая кара или смерть.

12. Достижение цели

Довольно обширная группа сюжетов, где герой может иметь самые разные цели, мотивации и даже употребляемые им средства могут серьезно различаться. Однако стоит отличать эту ситуацию от похищения.

Элементы ситуации:

· Герой, идущий к цели;

· Сила, противостоящая ему;

· Третья сторона или некий предмет, способствующий достижению чего-либо.

Примеры

· Часто главный герой использует силу красноречия и убеждения, чтобы договориться с противником;

· Частный пример, имеющий широкое распространение, — попытки получить согласие от второй стороны на некое действие или право обладать. Например, получить девушку в жены или должность.

13. Ненависть к близким

Не всегда близкие люди и родственники оказываются любящими друг друга, отсюда и этот сюжет – ненависть к тем, кто живет рядом или с кем судьба связала кровными узами.

Обязательные элементы:

· Близкий человек, испытывающий ненависть;

· Близкий человек, на кого направлено это чувство;

· Причина ненависти.

Примеры

· Различные родственные отношения, которые принято изображать сложными – невестка и свекровь, зять и теща и т.д.;

· Ненависть на фоне желания обладать некими материальными ценностями;

· Ненависть из-за зависти и т.д.

14. Соперничество близких

Эта ситуация отличается от предыдущей лишь снижением накала страстей. Это более бытовой вариант сюжета – здесь родственники так же не любят друг друга, на чем и строится соперничество, однако применяются менее жестокие способы противостояния.

Обязательные составляющие:

· Два родственника, между которыми и наблюдается соперничество;

· Предмет, за который борются герои.

Примеры

· Противоборство двух друзей;

· Соперничество братьев или сестер;

· Конкуренция двух родственников одного пола из-за предмета любовного вожделения и т.д.

15. Адьюльтер

Иначе говоря, адьюльтер – это измена одного из супругов, что приводит не просто к ссоре или разрыву отношений, а к убийству. Причем, вариантов того, кто кому изменил, и кто, в итоге, погиб, множество.

Обязательные элементы:

· Супруг, нарушивший верность;

· Супруг, который пережил измену – может как знать, так и не догадываться об обмане;

· Любовник или любовница, с кем собственно и произошла измена.

Примеры

· Убийство мужем или женой супруга, чтобы остаться с возлюбленным человеком;

· Позволение или даже соучастие в убийстве супруга любовником или любовницей;

· Убийство любовника или любовницы, чтобы сохранить семью или тайну, которая была доверена этой стороне.

16. Безумие

Безумие – это очень интересный и в то же время довольно удобный драматический элемент, так как он позволяет персонажу исполнять многие действия, не имея при этом мотивации или достойного мотива. Одним из частных случаев безумия является опьянение, как алкогольное, так и наркотическое, так как под этими веществами действия персонажа также имеют слабую логическую мотивацию.

Составляющие ситуации:

· Безумец, то есть тот, кто совершает неадекватные действия;

· Лицо, страдающее от его поступков;

· Причина безумия или фактор, вызвавший его.

Примеры

· Преступление, совершенное в алкогольном или наркотическом состоянии, а также в припадке безумных мыслей (например, убийство или чье-то похищение);

· Кража или порча имущества, как правило, жертвой становится предмет искусства, имеющий высокую ценность;

· Безумные действия любовного характера – похищения, ссоры и т.д.

17. Роковая неосторожность

Это поступок, от которого героя обязательно предостерегли еще в самом начале истории, но в силу стечения различных обстоятельств персонаж не смог последовать совету и все же исполнил запрет. Способствовать этому могут как неосторожность или глупость самого персонажа, так и некая посторонняя сила, действующая как подстрекатель.

Обязательные составляющие:

· Персонаж, совершивший неосторожность;

· Некий предмет или герой, ставшие жертвами этого поступка;

· А третий элемент факультативен – это может быть как доброжелатель, пытающийся предостеречь главного героя, а может быть и подстрекатель, напротив, подталкивающий к неосторожности.

Примеры

· История Адама и Евы самая показательная для данной ситуации – по неосторожности Ева погубила не только себя, но и своего возлюбленного, а в роли подстрекателя выступал Змий Искуситель;

· Также возможны варианты, когда из-за неосторожности страдает лишь сам герой, например, потеря денег, положения или чести.

18. Невольное преступление любви

Эта драматическая ситуация описывает любовные отношения, которые не должны были совершиться, но из-за незнания героев о своей родственной связи все же образуются.

Обязательные элементы:

· Два влюбленных персонажа, не знающих своего истинного происхождения;

· Тайна, которая становится известной лишь после соединения влюбленных.

Примеры

· Самый простой и наименее драматичный вариант сюжета – узнавание, что любовник или любовница уже состоит в законных супружеских отношениях;

· Связь с женщиной, которая оказывается матерью или сестрой.

19. Невольное убийство близкого

Сначала персонаж убивает другого из-за ненависти или даже по случайности и лишь потом узнает, что, на самом деле, совершил преступление против кровного родственника. В такой ситуации оба героя могут не знать происхождения друг друга или только жертва быть в курсе происходящего, но не иметь возможности или времени предупредить своего убийцу.

Элементы ситуации:

· Убийца, не знающий своего истинного происхождения или происхождения своей жертвы;

· Жертва, погибающая от рук родственника;

· Элемент узнавания истины.

Примеры

· Убийство отца или матери;

· Невольное способствование убийству дочери в целях нежелания ее связи с любовником.

20. Самопожертвование во имя идеала

Автору такой ситуации необходимо проявить настоящий талант и приложить много усилий, чтобы показать драматизм сюжета – персонаж жертвует своим положением, честью или даже жизнью во имя чего-то прекрасного, что для него находится в статусе идеала.

Составляющие сюжета:

· Герой, идущий на жертву;

· Идеал, ради которого совершается действие;

· Жертва, которую приносит персонаж.

Примеры

· Ради веры или созданного идеала главный герой жертвует своей жизнью;

· Главный герой может решиться на потерю статуса или положения в обществе ради достижения своего идеала, который может быть как нематериальным, так и иметь вполне ощутимые физические параметры.

21. Самопожертвование во имя близких

Отличие такого вида сюжета от предыдущего в том, что автору драматической ситуации не надо так тщательно вырисовывать мотивацию персонажа, так как самопожертвование ради близкого, любимого человека и так ясно объясняет мотив поступка.

Обязательные составляющие:

· Родственник, приносящий жертву;

· Тот, ради кого совершается жертвенное действие;

· Жертва, то есть некое действие или предмет, которые приходится отдать или уничтожить ради благополучия близкого человека.

Примеры

· Самый трагический вариант – это жертва собственной жизнью ради спасения близкого человека;

· Также возможны варианты жертвы честью или положением в обществе;

· Особого внимания заслуживает жертва любовью ради спасения, например, ребенка или родителей.

22. Пожертвовать всем – ради страсти

Наиболее часто используемый прием – это жертва своим положением, деньгами или даже семьей ради страсти к женщине или мужчине, то есть по любви, однако вероятны и такие сюжеты, в которых, предмет вожделения – это, например, вино или желание играть в азартные игры.

Обязательные элементы:

· Влюбленный или безумно жаждущий получить объект страсти;

· Сам предмет или человек, ставший предметом желания;

· Некая жертва.

Примеры

· Страсть может быть утолена путем потери денег и славы;

· Также путь удовлетворения может лежать через смерть главного героя;

· Наконец, удовлетворение может прийти и через жертву чести, в частности целомудрия.

23. Пожертвовать близким человеком в силу необходимости

Этот сюжет наиболее типичен для исторических произведений, современная литература может слабо объяснить мотивацию персонажа, которому необходимо во имя блага всего общества

принести в жертву близкого или любимого человека. Однако в более ранней литературе такие сюжеты редкостью не были.

Составляющие ситуации:

· Персонаж, приносящий в жертву близкого человека;

· Жертва, которую необходимо принести в силу обстоятельств, то есть близкий или возлюбленный первого персонажа.

Примеры

· Жертва ради общественного интереса;

· Жертва из-за собственных убеждений или принадлежности к определенной вере.

24. Соперничество неравных

Хотя ситуация и носит название соперничества именно неравных, все же персонажи могут быть почти равными в представленных им силах или даже равными.

Элементы ситуации:

· Два соперника или две спорящих группы;

· Предмет, из-за которого разгорелся конфликт, правом обладать которым и желают завладеть обе стороны.

Примеры

· Соперничество бедного и богатого человека или слоев населения;

· Частная ситуация – заключенная или заключенный и победителя или победительницы;

· Любовное соперничество – например, того, кто любит и того, кто любить в данной ситуации права не имеет.

25. Адюльтер

От уже описанной ситуации этой сюжет отличается тем, что измена не влечет за собой смерти одной из сторон истории.

Обязательные составляющие:

· Супруг или супруга, не знающие об обмане;

· Изменник, нарушивший брачные обещания;

· Любовник или любовница.

Примеры

· Муж или жена, узнав об изменен, могут начать мстить, причем как своему супругу, так и любовнику или любовнице;

· Любовник может быть симпатичнее автору и зрителям произведения, нежели обманутый супруг, либо наоборот больше симпатии и сочувствия может вызвать именно тот, чей брак разрушен из-за обмана.

26. Преступление любви

Основной конфликт данного сюжета заключается в том, что из-за светлого и прекрасного чувства любви один из персонажей решается на нарушение запретов моральных и нравственных.

Обязательные элементы:

· Два влюбленных персонажа.

Примеры

· Очень часто это одна из вариаций кровосмесительной связи, например, связь отца с дочерью или матери с сыном;

· Также это может быть любовь с персонажем, не достигшем совершеннолетия.

27. Узнавание о бесчестии близкого

Довольно часто этот сюжет приводит к убийству того персонажа, о бесчестии которого узнается, хотя это не обязательный элемент.

Составляющие ситуации:

· Персонаж, узнающий правду о бесчестии;

· Тот герой, чье бесчестие становится известно;

· Собственно сама вина.

Примеры

· Узнавание о бесчестие одной из девушек в семье – матери, дочери, сестры и т.д.;

· Убийство отца, так как героем ранее было дано обещание уничтожить тирана, однако в тот момент персонаж мог и не подозревать, что убивать придется своего отца;

· Узнавание отцом или старшим братом, что сын или младший брат стали изменником или человек без чести, что ведет к поединку между героями или просто казни младшего из них.

28. Препятствие любви

Наиболее популярный сюжет драматических произведений, где основная сюжетная линия – любовная.

Элементы ситуации:

· Два возлюбленных;

· Препятствие, не дающее так просто влюбленным быть вместе.

Примеры

· Как правило, под любовью понимается последующий брак, который может не состояться по разным причинам. Например, из-за разного социального или имущественного положения;

· Расстраивающийся брак из-за кровной вражды двух семей;

· Сложные характеры влюбленных тоже могут стать проблемой для создания семьи и т.д.

29. Любовь к врагу

Часто этот сюжет называют частным случаем вышеописанной ситуации, однако «Любовь к врагу» отличается, во-первых, точным указанием препятствия, а во-вторых, большим трагизмом истории.

Обязательные составляющие:

· Два влюбленных персонажа, являющихся врагами;

· Причина их вражды.

Примеры

· Классический пример ситуации – история Ромео и Джульетты, которые не могут быть вместе из-за семейной вражды;

· Также имеются вариации, где вражда возникла из-за принадлежности к разным политическим партиям и т.д.

30. Честолюбие и властолюбие

Мотив, двигающий сюжет и создающий конфликт, — это личные качества самого персонажа, который идет на преступление или начинает конфликтовать с обществом или другим персонажем из-за особо развитого чувства честолюбия.

Обязательные элементы:

· Честолюбец;

· Его соперник;

· Цель, к которой стремится властолюбец.

Примеры

· Обостренное чувство честолюбия может привести к бунту или к преступлению;

· Также возможен вариант, когда противодействие главному герою оказывается со стороны близкого или любимого человека.

31. Боготворчество

Согласно классификации Польти, этот сюжет является наиболее редко используемым в драматических произведениях, так как для верного раскрытия темы необходимо затронуть целый культурный пласт.

Составляющие ситуации:

· Человек;

· Бог или вера в этого Бога;

· Вопрос, из-за которого происходит конфликт у Человека с Богом.

Примеры

· Борьба с самим Богом или Божеством;

· Противостояние человеку, который верен Богу.

32. Неосознаваемая ревность

Двигатель сюжета – это именно равность или зависть, для автора в такой ситуации главное верно описать появление этого чувства, чтобы читатель или зритель могли осознать и посочувствовать главному герою либо осудить его.

Элементы ситуации:

· Человек, испытывающий ревность или зависть;

· Некий соперник главного героя;

· Персонаж, вызывающий чувство ревности или зависти;

· Предмет или повод к возникновению описываемых чувств.

Примеры

· Действия из-за ревности;

· Действия главного героя из ненависти, вызванной завистью.

33. Судебная ошибка

Сюжет связан с тем, что одно лицо незаконно или неверно получило наказание за преступление, которое им не совершалось, а также обязательно имеется человек, действительно виновный в преступлении и некий судебный орган, вынесший этот приговор. Главная задача писателя – верно изобразить мотивации и душевные переживания всех сторон действия.

Обязательные составляющие:

· Осужденный по ненастоящему или неверному наказанию;

· Настоящий преступник;

· Судебный орган, допустивший ошибку;

· Предмет ошибки.

Примеры

· Ситуация может возникнуть из-за ошибки врага;

· Или по причине неверных действия близкого человека.

34. Угрызение совести

Главное для подобной ситуации не в чем состоит действия главного героя, не как оно совершено, и кто в нем участвовал, а то, как он в последствие переживает это событие. На основании этого и строится психологическая драма.

Обязательные элементы:

· Виноватый персонаж;

· Некая ошибка, допущенная им при расчетах или исполнении преступного действия;

· Разоблачитель, то есть персонаж, раскрывающий преступление виновного.

Примеры

· Типичный пример – это переживания Родиона Раскольникова из-за совершенного им убийства;

· Но угрызения могут быть вызваны и переживаниями из-за ошибки в любовных делах.

35. Потерянный и найденный

Это хорошая основа для детективной истории: пропадает предмет или персонаж, задача остальных героев отыскать его, а на пути следования и выяснить причину исчезновения.

Составляющие ситуации:

· Потерянный и в последствие найденный персонаж;

· Искатель или сыщик – тот, кто отыщет пропавшее.

Примеры

· «Дети капитана Гранта» и т.д.

36. Потеря близких

Главный герой теряет близкого человека насовсем из-за разных обстоятельств, в том числе из-за смерти, или лишь на время, а затем они воссоединяются.

Элементы ситуации:

· Тот, кто потерял близкого человека;

· Персонаж, потерянный по воле судьбы;

· Виновник произошедшего.

Примеры

· Узнавание о смерти возлюбленного или возлюбленной, а также союзников;

· Отсутствие возможности помочь человека из-за врачебной или исповедальной тайны;

· Предчувствие смерти.

При изучении сюжетом можно было заметить, что многие из ситуаций довольно близки друг другу, а других, напротив, включают в себя сразу несколько. Однако, на данный момент, классификация Жоржа Польти не претерпела серьезных изменений и остается такой.

Прочитали 181546

Привет! Я Penfox — твой гид в мире литературных приключений на этом сайте! Здесь я раскрываю тайны писательского мастерства. Если ты только начинаешь свой путь в литературном мире, то отлично! Давай вместе пройдем через этот лабиринт, держась за руки. Я помогу разобраться, как написать что-то, что не заставит читателя зевать, и избежать самых нелепых литературных оплошностей.
Внешняя ссылк на социальную сеть

2 Комментариев


Так же тебя заинтересует

Для начинающих


Новинки на Penfox

Загрузить ещё

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть