***
В 1753 г., Рав Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) и Рав Хаим де ла Роза, со своим учителем Рав Сар Шалом Шараби из таинственной йешивы ‘Бейт Эль’, отправились ночью молиться к Стене Плача. Это была таинственная молитва ‘Тикун Хацот’. Только под утро, их учитель сказал: ‘кто-то из нас должен умереть, кто-то уйти в изгнание, а кто-то должен остаться в земле Израиля’.
И они бросили жребий: их учителю выпало — умереть, Рав Хаиму Де Ла Розе выпало — остаться в Израиле, а Рабейну Хиде — отправиться в изгнание. И рабейну Хида, отправляется ‘посланником земли Израиля’ в Европу. **
** Из цикла лекций Рав Гедалии Шестака «История еврейского народа»
***
Над землей Израиля, 1-го сивана, стояла прохлада, ветер пригнал облака, но дождя пока не было. Некий человек пришел к дому одного бедного мудреца. Вокруг, не было соседних домов, а этот — видел лучшие времена. Человек постучался и ему отворяют:
— Шалом, здесь проживает Рав?
— Да, да, это я, шалом.
— Ребе, я очень рад Вас видеть и специально приехал к Вам.
— Борух Ашем, раз уж у меня гость, проходите.
Человек заходит в дом мудреца. Обстановка в доме очень простая, небольшая ‘кухня’, в одном углу со старой электро плиткой, чайником и маленький старым ‘микарер’ (холодильник), старый кухонный антрисоль, с небольшим количеством посуды, а посреди комнаты — красивый круглый стол, с белоснежной чистой скатертью и ‘белой узорной вышивкой’ ручной работы и несколько простых деревянных стульев. В смежной комнате, по-видимому, спальная комната.
Ребе пригласил гостя умыться с дороги, предложил чай и небольшой, скромный ‘перекус’ из подсохшего хлеба, с твёрдым сыром (больше у него ничего не было). Гость вежливо отказался, попив лишь немного воды. Ребе вежливо спросил:
— Что Вас ко мне привело?
— Ребе, я пришёл дать Вам цдоку (достаёт солидную сумму) и хотел попросить, чтобы Вы прочитали за меня и моих близких молитву.
Ребе опустил глаза, вздохнул, немного помолчал и говорит:
— Могу я спросить? Вы сами молитесь?
— Нет
— А Тору учите?
— Нет
— Что Вам мешает?
Гость немного растерялся и хотел было ответить: «я стараюсь делать добрые дела…» и, Ребе ему сказал, показывая на Свои разодранные подлокотники на одежде:
— Как Вы думаете, почему я ношу эту кофту, пусть она и не ‘починена’?
— …
— У этой кофты есть назначение: ‘быть на теле одного Рава’, уверен и у Вас такая кофта есть, может и по-лучше. Смотрите, дело в том, что я не просил цдоку, Борух Ашем, Г-сподь мне дал всё необходимое. А к тому — почему моя кофта не починена, она мне кое-что напоминает, чего мне действительно не хватает. Я Вам скажу, раз уж Вы проделали такой путь. Мой дедушка не дожил до моих лет, я не получил от него очень многих знаний, а он меня ничему не научил… Вы можете это исправить? Эти бумажки, могут это исправить? Это именно то, чего мне не хватает и чтобы это исправить, я не постеснялся бы об этом просить, обошёл бы города и все кварталы, чтобы это просить. Но, я понимаю, что это бесполезно, поэтому, я сижу дома, читаю посук за посуком из Торы и думаю: как дедушка мой об этом думал, комментарии каких мудрецов Он открывал? И в молитвах, бывает, мне приходит понимание того или иного друша и, я как-будто от дедушки, это ощущаю. Вы меня простите, но никакой цдоки я от Вас не приму, надеюсь, мне удалось объяснить Вам почему. Боюсь, что молиться за Вас и Ваших близких — я тоже не могу согласиться, но это не потому, что Вы и Ваши близкие мне не нравитесь. Дело в том, что Всевышний ждет молитв от Вас самих, а не от меня, тем более, молитву о Ваших близких. Поверьте, Он вас услышит, не хуже, чем меня.
— Что же мне делать..?
— Вам нужны молитвы — молитесь, хотите дать цдоку — дайте
её тем, кто у вас попросит, то, что попросит, если сможете. Больше десятины Г-сподь давать не требует, можете помочь больше — пожалуйста.
Гость с Ребе еще немного поговорили о том, о сём, порадовались встрече и стали прощаться, пожелав друг другу мира и благополучия.
Так встреча закончилась.
Позже, Ребе помолился за гостя и за его близких. Еще позже, пошёл дождь.
;;;;;