Сказка о театральном Критике

Прочитали 97

Жители маленького провинциального городка L страстно любили театр. Откуда пошла эта любовь никто не помнил, однако влечение к театральному искусству передавалось через много поколений. В театр ходили не менее раза в неделю, а затем весь город с упоением обсуждал новые спектакли.

Большой театр с профессиональными актерами был всего один, а вот любительских – сколько душе угодно. Для многих жителей это была и дополнительная работа, и любимое дело, и отдушина.

В городке, как полагается, каждый месяц выходил журнал о театре: в нем печатали программки, рецензии, интервью с актерами, сообщалось о планах на будущие постановки. Главным редактором являлся самый настоящий театральный Критик. Он был уже в зрелом возрасте, профессионален и компетентен: всю жизнь он посвятил изучению театра. В журнале он регулярно публиковал свои, как он их называл «бескомпромиссные» обзоры на спектакли. 

Критик был строг, но справедлив. И «любителей» судил также как профессионалов. Они же выходят на сцену! Перед настоящими зрителями! Как бы то ни было, актер должен быть профи на сцене.

Случалось, он писал поистине разгромные рецензии.

— Зачем ты так с ними? – качали головами коллеги из других журналов, — Они не профессионалы, но они так старались. Были так искренни.

— Вздор, – холодно отвечал Критик, — Один ужасно переигрывал. У второго руки ходили ходуном. Третий путал слова. Да и вся постановка слабее некуда. Не было ничего, за что можно было бы похвалить. Я не могу писать неправду.

Однажды Критик пришел на спектакль, который уже успел изрядно похвалить его «чересчур восторженный» коллега. Главную роль играла пожилая женщина. Играла – это не то слово, которое применил бы Критик. Натужно изображала. Самозабвенно фальшивила. Врала в самой примитивной манере. Смотреть на нее было мучением и, не дожидаясь окончания постановки, Критик гордо поднялся со своего места в первом ряду и удалился из зала.

Вечером, ведомый праведным гневом, он написал рецензию на спектакль и тут же отправил ее в печать.

— Я не желаю слушать шамкающих старух, которые врут на сцене так безыскусно и нагло, – писал он, — Я не приемлю вранье, ни на сцене, ни в жизни. И никто не заставит меня говорит неправду.

Той же ночью ему приснился сон: молодая и привлекательная женщина играла на сцене в том ужасном спектакле. Она была воплощением женственности и актерского таланта. Внезапно она оборвала свой монолог на середине, подошла к краю сцены и приблизилась к Критику, сидящему в первом ряду.

— Критик, — позвала она его, — эй, Критик, посмотри на меня.

— Я смотрю на тебя, — отвечал он словно завороженный.

— Что ты видишь? 

— Красоту. Талант. Совершенство.

— Как тебе сегодняшний новый спектакль?

— Отвратительно. Душераздирающе. В главной роли – актриса, дурнее которой не сыщешь.

— Она волновалась?

— Ее голос дрожал и срывался. К тому же она шепелявила.

— Какая она была?

— Обыкновенная старуха, которой пора думать о переходе в иной мир, а не о высоком искусстве.

— Ты жесток, Критик.

— Я не жесток, я всегда говорю только правду.

— Ах, правду… В таком случае я хочу вознаградить тебя, Критик. И сделать тебе особенный подарок. Отныне ты сможешь говорить и писать только ложь. Что бы ты ни хотел сказать, из твоего рта или из-под твоего пера будет выходить все в точности наоборот.

Женщина улыбнулась ему, и в ее улыбке он увидел все лицемерие мира.

Критик проснулся от своего беззвучного крика. Рядом умиротворенно спала его жена. Та женщина была на нее похожа… Слава богу, это был всего лишь сон.

В утреннем номере журнала он с удовлетворением отметил свою статью на первых страницах. Немного пролистал вперед и почему-то обратил внимание на крохотную заметку-некролог: этой ночью скончалась какая-то неизвестная актриса в возрасте 80-ти лет.

На следующий день Критик был в ярости. Он не находил себе места: что бы он не взялся писать, из-под его руки лилась какая-то тарабарщина. Ересь. Черное превращалось в белое, а белое в черное. Задуманная статья о блестящем актере прошлых лет превращалась на бумаге в ручей омерзительных пасквилей. Зато рецензия на очередной бесталанный «капустник» оборачивалась экзальтацией и ликованием.

В порыве гнева Критик разгромил свой кабинет. Ему всегда казалось, что правда и только правда добродетельна. И ни к чему все эти разговоры о потенциале и стараниях. В конце концов, только правда помогает людям стать лучше, и он всегда оказывал услугу нерадивым «любителям», говоря им открыто об их слабых местах. Это был его долг в мире, где большинство лицемерно и беззастенчиво подслащивают правду, а иные и вовсе не в состоянии ее говорить.

То, что произошло с ним, было нелепостью. Испытанием. Проклятьем. Но Критик решил идти до конца: он останется в своем ремесле и будет писать. Пускай его рука предательски выводит гнусную ложь. Пускай он будет мучеником в борьбе за правду. Рано или поздно, но правда восторжествует в этом театре абсурда.

Теперь в своих рецензиях он восхвалял молодых и неопытных. Пел оды храбрости всем, кто выходил на сцену. Заик его рука превращала в прирожденных ораторов. Серых мышек в ярких и выразительных красавиц. Неуверенных в себе в победоносцев и триумфаторов.

С болезненным и сумасшедшим остервенением Критик еще больше времени посвящал своей работе. Его и без того непростой характер стал невыносим. Он был постоянно зол, раздражен и недоволен. Постепенно он утратил близкие отношения со своей женой со своими двумя сыновьями. Однажды они просто ушли, не в силах жить в одном доме с Критиком. 

 Шли годы. Многие молодые актёры стали за это время выдающимися профессионалами. И чуть ли не каждый упоминал Критика, который сумел разглядеть их потенциал и заставил их поверить в себя. Городок расцветал и становился колыбелью все большего числа великих актеров современности.

Критик слушал это вранье и свирепел. Ему хотелось разодрать свое горло и кричать о вопиющей неправде. Он уже не желал писать, но ноги сами несли его в театр, а по ночам, когда Критик забывался сном, рука сама выводила на бумаге новые рецензии.

Спустя много лет ему снова приснилась та женщина, одарившая его страшным проклятьем. Но теперь она состарилась и грустно смотрела на Критика своими белесыми глазами.

— Здравствуй, Критик. Вижу, ты теперь также стар, как и я тогда, когда ты увидел меня в спектакле. Ты знаешь, я всю жизнь мечтала о сцене. Но чего-то боялась. Мне исполнялось 40, 50, 60, и я все глубже хоронила свою мечту. Когда мне исполнилось 80, я, наконец, поняла, что нечего больше бояться. И я исполнила свою мечту — вышла на сцену. То был мой второй спектакль, и я собиралась сыграть его еще лучше, чем первый. Но я увидела тебя в первом ряду. Тебя, так яростно и бескомпромиссно режущего свою правду. Ты был воплощением всех моих страхов. И я всё-таки испугалась. Мой язык перестал меня слушаться. Мое тело забилось в невидимых конвульсиях. Когда ты вышел, я все поняла. И это сломило меня… И всё-таки, знаешь, что Критик? Премьерный спектакль я сыграла блестяще. И тот день был счастливейшим в моей жизни. Был ли ты когда-нибудь счастлив, Критик?

Критик гордо молчал. Он знал, что открыв рот, скажет неправду.

— Был ли ты счастлив, кичась своей правдой? – продолжала женщина, — Говорят, красота в глазах смотрящего. Но и правда находится там же. Что есть правда, если она отнимает жизнь? И что есть неправда, если она жизнь зажигает? Что есть правда в театре, пристанище фигляров, жаждущих прожить чужие жизни? В чем правда автора пьесы, который бессонными ночами со страстью сумасшедшего записывает историю людей, которых не было на свете? Какова будет правда зрителей, которые поверят в этот коварный обман и проживут его со всеми эмоциями и чувствами, на которые способны?

Критик оставался безмолвным, слова женщины хлестали его по морщинистым щекам. В его памяти болезненно шевельнулся осколок – старое, заветревшееся воспоминание, как мама впервые повела его в театр. И как маленький мальчик торжественно произнес клятву служить театру всю свою жизнь.

Критик поднял глаза и увидел, что женщина перед ним преобразилась. Она была прекрасной и юной, как его жена в их первую встречу. Он не видел ее и сыновей много лет…

— Я возвращаю тебе твою правду, Критик. Можешь использовать ее как раньше. Можешь снова писать рецензии. Восторженные или оскверняющие. Рождающие или разящие насмерть. А можешь разыскать свою семью и сказать им, наконец, как ты любишь их. Если это правда – они вернутся к тебе. У тебя есть еще время, чтобы счастливо дожить с ними свой век. Верни их. Потому что сказать о своих чувствах тому, кто тебе дорог – единственная правда, которая всегда дает жизнь.

08.03.2023
Прочитали 98
Анна Ермягина

Тренер по бизнес сторителлингу. Нарративный психолог.


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть