Детектив – это едва ли не самый популярный жанр книг «для легкого чтения», детективы писали как гении, определяющие свое время, так и писатели, от чьих произведений поседел не один редактор. Без элемента детективной истории не строится сюжет ни одной популярной киноленты, детективные сериалы идут десятилетиями, побеждая в востребованности сериалы «о вечном», о любви.
Почему нам так нравится детективные сюжеты? Ответ прост, хоть и лежит в глубинных пластах человеческой психики. Дело в том, что наибольшее воздействие на нас имеют два чувства – любопытство и страх. Быть любознательным и осторожным – это то, что необходимо животному, чтобы выжить в дикой природе. Любознательность и осторожность присущи и нам.
Более того, именно по той причине, что в современном человеке эти качества «прикрыты» цивилизованностью, приспособленностью к существованию в среде, где не нужно постоянно опасаться за свою жизнь, бесконечно исследовать окружающую действительность, всплывая в сознании во время чтения, эти чувства вызывают в нас такое приятное волнение. Кстати говоря, по той же причине люди любят и книги и фильмы ужасов, разница только в акцентах. На первом месте в «ужастиках» — страх, а в детективе – любопытство.
Для начинающего писателя наиболее быстрый способ привлечь читателя и обрести уверенность, что произведение дочитают, а не бросят на середине – это использовать именно сюжет детектива.
Сюжет для детектива придумать непросто, именно в этом и проблема устоявшихся жанров. Иногда кажется, что ничего нового придумать уже нельзя, можно только сменить имена героев и место. Однако именитые авторы детективов иногда применяют настолько нестандартные ходы, что это порождает новый жанровый канон.
Как написать самый «каноничный» детектив
Структуру детектива проще понять, ознакомившись со статьей не самого популярного и интригующего, но, видимо, самого вдумчивого автора детективов – Рональда Нокса.
Чтобы разработать идею для детективной истории, при этом оставаясь в рамках жанра, достаточно «подогнать» свой сюжет под «Десять заповедей детективистики», которые были написаны не без иронии, но, тем ни менее, все еще остаются описанием того самого классического детектива, с которым у нас само слово «детектив» ассоциируется.
Чтобы не пересказывать статью, которую, несомненно, стоило бы прочитать каждому начинающему писателю, чтобы уяснить для себя тонкую грань между следованием жанровым канонам и банальностью, бесконечным повторением уже написанного, коротко рассмотрим суть тезисов.
Первый тезис:
Убийца должен быть на виду, но читатель не должен знать хода его мыслей (поэтому часто им оказывается условный «дворецкий»);
Второй тезис:
Повествование должно быть реалистичным, то есть виновником трагических событий или преступления не может быть какая-то потусторонняя сила (но позже мы разберем жанровые модификации и решим, что таки может, а пока вернемся к канонам детективного жанра от Нокса);
Третий тезис:
Потайная дверь или тайник – это хорошо и детективно, но лучшие детективные сюжеты обходятся только одним таким «роялем в кустах», чтобы, опять-таки, соблюсти принцип реализма;
Четвертый тезис:
Нельзя использовать ранее неизвестные яды, какое-то неизвестное науке оружие, слишком сложные приспособления, которые нельзя просто и ясно объяснить читателю. А нельзя, потому что автор детектива в каком-то смысле играет с читателем в шахматы. У читателя тоже должен быть шанс на победу, поэтому просто нечестно выставлять новые фигуры на доску прямо во время игры;
Пятый тезис:
Нельзя использовать китайца. Этот пункт мы не будем объяснять, чтобы, в духе рассматриваемого в этой статье жанра, заинтриговать;
Шестой тезис:
Интуиция и удача запрещены (см. пункт 3);
Седьмой тезис:
Детектив не может быть преступником (см. пункт 3, но опять-таки, кто вам запретит?);
Восьмой тезис:
Улики – общие! В классическом детективе две расследующие стороны – это детектив-персонаж и читатель. Хороший главный герой обязательно опишет находку читающему, чтобы тот тоже смог подумать;
Девятый тезис:
У детектива есть глуповатый друг, но не очевидно глупый, а только чуть глупее среднего читателя;
Десятый тезис:
Никаких близнецов или двойников. Просто потому что этот банальный прием надоел всем еще во времена Рональда Нокса, а это почти век назад.
Выстроив структуру детектива согласно тезисам Рональда Нокса, вы получите классический, но лишенный банальностей и штампов сюжет для детективного романа. Примером детективной истории написанной по этим канонам может послужить серия историй самого Рональда Нокса про детектива Майлза Брэдона.
Теперь рассмотрим 11 видов детектива и примеры детективных историй, написанных в той или иной жанровой разновидности.
11 типов детективов
- Классика по Ноксу.
Детектив, соответствующий всем запросам Нокса, то есть сохраняющий традиционные для детектива формы, но избавленный от клише, обозначим именно этим термином. На таких детективах нужно учиться писать в этом жанре – вряд ли выйдет что-то новаторское, но наверняка качественное. - Каминный детектив.
Примерно такая же классика, как и описанная Ноксом, но использование клише не так возбраняется. Дана ситуация преступления, дан круг подозреваемых лиц. При этом абсолютно точно, что преступление совершил кто-то из этих лиц – автор не хочет запутать читателя еще сильнее. Каминные детективы, то есть предназначенные для приятного чтения, не обременяющего ум, а скорее слегка щекочущего нервы, писали Гофман и Эдгар По. Мрачноватое «Убийство на улице Морг» — хороший пример каминного детектива. - Усложненный детектив
Схема примерно та же, что и в каминном детективе, но искать убийцу немного сложнее. Им оказывается кто-то совсем сторонний (да-да, именно то случай, когда убийца – дворецкий). - Самоубийство
Сыщик отчаянно ищет виновного, подозревая всех подряд. Читатель следует в своих умозаключениях вслед за главным героем или, возможно, подозревает кого-то другого, а факта убийства не было вовсе. Всем известное произведение Агаты Кристи «Десять негритят» написано в этом жанровом ответвлении. - Убийцы — все
Еще один особенный вид детектива, созданный Агатой Кристи. В «Убийстве в Восточном экспрессе» она отказалась от идеи, что убийца – это единственный виновный среди невиновных. Преступники – это все, кроме детектива. Даже жертва является преступником, хоть и не является виновником конкретно своей смерти. - Фиктивная смерть
Набоков в «Подлинной жизни Себастьяна Найта» решил, что чтобы можно было расследовать убийство, не обязательно его кто-то должен совершить. Достаточно дезинформации. - Убил сыщик
И опять это замечательное противостояние догм Нокса и новаторства Агаты Кристи. В «Мышеловке» королева детектива совершила убийство именно руками сыщика. - Убил автор
«Убийство Роджера Экройда» той же Агаты Кристи (возможно, она принципиально ломала каждый детективный канон, и в каком-нибудь из ее произведений обязательно есть китаец) похоже по форме на вариант «убил сыщик». Отличается этот вид детектива тем, что убийца-рассказчик позволяет читателю изначально следить за ходом своих мыслей. Автор-убийца – это прием, придающий произведению психологическую глубину. Именно поэтому к нему обращались и русские классики (Достоевский, Чехов). - Элемент мистики
Сложный вид детектива, потому что его очень сложно отграничить от детективной фантастики или, иногда, от ужасов. За какую-то границу, удерживающую такие произведения именно в жанре детектива, лучше всего взять принцип «чьими руками». Если при воздействии чего-то мистического убийство совершает человек, то это детектив с элементами мистического (А. Синявский «Любимов», Стивен Кинг «11/22/63» ), а если убийство совершает потусторонняя сила без участия человека, то это уже другой жанр. - Убийца — Вы
Кобо Абэ в романе «Призраки среди нас» взял такую идею для детектива – надо доказать читателю, что убийство совершил именно он. Взгляд сыщика из книжной реальности в реальность читающего – это очень оригинальный и мощный прием, который смог бы реализовать только настоящий мастер писательского дела. - «Преступление и наказание»
Знаменитый российский филолог Дмитрий Быков выделяет еще одну категорию детектива – это детектив Достоевского. Действительно, элементы детектива есть во многих его произведениях («Подросток», «Бесы»), но Быков выделил в отдельную категорию роман «Преступление и наказание». Сделал он это, потому что в данном произведении детектив – это не элемент сюжета. «Преступление и наказание» — это и есть практически каноническая детективная история с убийством и расследованием, но со смещенным акцентом. Детектив глазами преступника – это еще одна тонкая грань между жанрами, между детективным романом и романом психологическим.
Таким образом, выбирая в какой же жанровой разновидности детектива лучше всего написать свое произведение, нужно ориентироваться на классические образцы (период ученичества в любом деле – это всегда период подражания классике). А опыт и творческое мышление покажут со временем, как же именно вам сместить акценты в повествовании, чтобы создать свой собственный вид детектива.
Наши авторы тоже пишет в жанре: Детектив (другое), Детектив иронический, Детектив классический, Детектив полицейский, Детская фантастика, Детские детективы.
Прочитали 246172
Лучшие книги для начинающих писателей
Грамматическая основа предложения: что такое и как найти?
Что такое олицетворение и как отличить его от метафоры?
Редактура и корректура: как создать идеальный текст
Что такое однородные члены предложения и как использовать их в тексте?
Что такое переходные и непереходные глаголы
Как написать полилог: что это такое, примеры и советы
Как пишется ТОЖЕ: слитно или раздельно?