История развития жанров и видов литературы начинается, как, по сути, и любые зачатки культурных явлений, еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» и, частично, в «Риторике», заложил основы современной литературоведческой терминологии, разработал основные понятия. В том числе это и понятие рода литературы.
Древнегреческая традиция вообще хорошо разграничивала искусства. Это отразилось даже на мифологии – у трагедии и комедии не может быть одной музы.
Аристотель, по различным критериям, выделял драму, эпос и лирику. Откровенно говоря, со времен античности классификация мало изменилась, к ней разве что добавилась лиро-эпика (которая, по сути, просто гибрид эпоса и лирики).
Но род – это понятие очень широкое. Чуть более узкая классификация – это вид, а затем жанр литературы.
Жанров литературы очень много. Некоторые из них ведут историю со времен античности и актуальны до наших дней (например, социальная драма), какие-то жанры были определяющими для своего времени, но забыты в наши дни («твердые» формы стихотворений, например рондо, очень популярные в 15 веке), какие-то жанры появляются стихийно и непредсказуемо (стихотворение Горация «Памятник» породило столько подражаний, что стало твердой стихотворной формой и определяется как отдельный жанр).
Но эти классификации литературы более или менее последовательны и логичны — мы коротко разберем, что такое род, видовые отношения и жанр, и вряд ли у кого-то возникнут дополнительные вопросы. Все-таки теорию рода литературы или теорию жанра разрабатывали многие литературоведы многие столетия. Куда сложнее разобраться, как работает во многом стихийное, иногда противоречащее себе разделение художественной литературы на два типа – на литературу интеллектуальную и литературу развлекательного характера.
Начнем с самого простого.
Что такое род художественной литературы?
Как мы уже упомянули выше, родовые виды художественной литературы определил еще Аристотель – это эпический род, лирический род и драматический род литературы.
Эпическая литература – это литература, в которой события произведения, его наполнение, намного важнее чувств автора и читателя. «Во главе стола» – сюжет, событийное наполнение. Очевидно, что для того, чтобы рассказать о событиях, а не о чувствах, выбирают прозу. Проза более емка, позволяет автору быть более содержательным, меньше зависеть в изложении своих мыслей от формы.
Лирическая литература – это литература, в которой главенствуют чувства и образы. Сюжет играет или вспомогательную роль, или вовсе отсутствует. Часто лирическая литература пишется в рамках стихотворной формы, поскольку, имея основной задачей максимальное эмоциональное воздействие на читателя, поэт выбирает наиболее подходящую для этого форму.
То есть, основное различие можно сформулировать так. Эпос – это когда событие важнее созданного им впечатления, а лирика – это когда впечатление от события важнее его самого.
Драма – это сюжет или чувство в действии. Драму отличить от других родов литературы проще всего – это произведение, предназначенное для постановки. Оно состоит из реплик действующих лиц и небольших авторских ремарок.
Лиро-эпический род литературы – это более позднее нововведение в систему рода. Без выделения его в отдельную ветвь в этой системе было очень сложно классифицировать по родам некоторые жанры, сочетающие в себе черты эпического и лирического. Так, поэма имеет лирическую форму (стихотворную) и эпическое содержание (преобладание сюжета над авторским восприятием).
Это, пожалуй, все, что нужно знать о родах художественной литературы, чтобы без труда определить, к которому из них относится то или иное произведение.
Есть еще одно понятие, стоящее между родом литературы и ее жанром – это вид литературы. Это понятие более узкое, чем род, но более широкое, чем жанр. Рассмотрим более подробно, как разновидности литературы определяются.
Что такое виды художественной литературы?
Каждый из родов литературы включает в себя виды художественных произведений, обладающее общими характеристиками. Процесс выделения общих формальных характеристик очень сложен, учеными-литературоведами предлагается масса вариантов типологизации литературы. Однако чтобы не углубляться в частности, мы просто примем как данное, что художественные произведения одного вида – это произведения, объединенные общей структурной закономерностью, то есть скорее формой, а не идеей.
Самые распространенные виды эпического рода литературы – это рассказ, повесть, роман. Также к этой группе причисляют былины, басни и прочие группы художественных произведений, в основе которых лежит сюжет.
Почему рассказ и роман, например, типологически разные виды эпической литературы? В том, что они относятся к эпосу, мы не сомневаемся, ведь и рассказ и роман построены на сюжете. А почему их разграничивают в разные виды, где эта разница в структуре? Ну, основной критерий здесь – это, конечно, размер. Однако учитывается еще и количество сюжетных линий, героев, охват времени, задействованного в сюжете (один день или десять лет?), количество локаций (мест). В романе всего будет больше, даже если по количеству страниц он не намного больше среднего рассказа.
Таким же образом и былину можно отличить от сказки. В былине будут указаны реальные места (Новгород, Киев), а в сказке традиционные формулы «в некотором царстве…», в былине есть установка на правдивость, хоть сюжет и по-сказочному фантастический, а сказка на правдивость не претендует «сказка ложь, да в ней намек…».
В основе видового определения лирического произведения лежит, напротив, основная тематика произведения. Так выделяется гражданская, философская, любовная и т.п. лирика.
Драма в плане распределения произведений на виды проще и последовательнее всего. Есть только три вида: комедия (счастливый конец), драма (противоречия есть, но финал относительно счастливый для героя или хотя бы есть возможность все исправить) и трагедия (все умерли, а кто не умер, тот несчастен до скончания дней).
Жанр произведения – это тематические частности, отделяющие одну группу определенного вида литературы от другой, однако эти частности достаточно частотны и значительны, чтобы можно было выделить их в отдельную группу. Почти все виды литературы делятся на жанры.
Что такое жанр художественного произведения?
Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.
Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.
Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.
Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.
Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.
Литература интеллектуальная и развлекательная
Говоря о типах художественной литературы, часто используют именно это разделение, своеобразная типизация «по назначению». Интеллектуальная литература в этой системе призвана, естественно, обучать, развивать и духовно обогащать. Развлекательной литературе отводится роль более прозаическая, развлекательная литература существует, чтобы занять время в поезде, расслабить уставший на работе мозг или развлечь себя хмурым осенним днем.
Но, прежде чем Вы начали делить все, что когда-либо читали на две эти категории, давайте разберемся с терминологией. Очевидно, что, даже говоря об интеллектуальной литературе, авторы классификации имеют в виду только художественную литературу, поскольку у всех других видов литературы (научной, публицистической) цель существования произведения всегда заранее обозначена. Только художественная книга заставляет читателя или критика думать о том, зачем он ее, собственно говоря, читает.
Так вот, художественная литература – это вид искусства. Научный труд может быть очень интеллектуальным, но к искусству он относиться не будет. Публицистическая заметка о росте зерновых на Кубани может быть намного более познавательной, чем любовный лубочный роман, но художественная ценность ее будет как у того же романа, если не меньше. Так что относится к художественной литературе? Примером послужит и апология стоицизма Хемингуэя «Старик и море», и цикл Дарьи Донцовой о незабвенной Виоле Таракановой.
А что такое развлекательная литература? Если с интеллектуальной художественной литературой все более или менее понятно (скорее всего, классика имеется в виду, причем классика девятнадцатого «размышляющего» века), то развлекательная литература – это, видимо, то, что до классики жанра не дотягивает, а читать все равно интересно.
Однако, виды литературной деятельности разнообразны, двумя категориями тут сложно ограничиться. Разве просвещенный читатель 18 века, проповедник рационализма, поверил бы, что классикой 20 века будет сказка, построенная на каком-то фольклоре? Он поверил бы, что такое можно почитать, чтобы посмеяться и расслабиться, но никак чтение сказки размером в несколько томов не было бы критерием образованности. А в наши дни признается ли любитель интеллектуальной художественной литературы, что не читал «Хоббита» или «Властелина колец» профессора Толкина? Так что, любое такое разделение всегда будет носить условный характер.
Прочитали 61424
Что такое синопсис?
Тривиальный и нетривиальный: что это такое?
Как начать писать детскую книгу: шаги к созданию увлекательной истории
Падежи: что это такое и как правильно определить?
Причастия: что это такое и как использовать в тексте
Трехактная структура повествования: что это такое и как работает
Как научиться писать рассказы правильно?
Рассказываем о приемах постановки длинного тире в ворде