Как выполнить морфологический разбор глагола и не допустить ошибку: образцы и примеры

Глагол — это изменяемая (спрягаемая) часть речи, которая выражает действие объекта. С помощью него можно передать активное движение или планирующееся действие. В предложениях глаголы чаще всего выступают в качестве сказуемого.

Как и любая другая часть речи, глагол нуждается в разборе, который позволяет понять, в какой форме он находится. При морфологическом разборе глаголов (в учебниках русского языка школьной программы такой разбор находится под цифрой 3) учитываются постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Рассмотрим план разбора глагола с определением всех морфологических признаков.

Что такое морфологический разбор слова (глагола)

Морфологический разбор глагола – это письменное или устное выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, определение его синтаксической значимости и анализа как самостоятельной части речи в русском языке.

Морфологический разбор слова (глагола) применяется на уроках русского языка, может пригодиться при подготовке к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Благодаря подобному анализу можно понять значение того или иного глагола в предложении и понять его преобразование через процесс изменение словоформы.

Понятие морфологического анализа глагола и морфологического разбора глагола тождественны.

План морфологического разбора глагола: памятка

Морфологический разбор глагола всегда имеет стандартный вид.

I. Определяем часть речи, общее значение (действие). Сюда также входит начальная форма — неопределённая форма, также известная как инфинитив. 

Сюда входит: 

  • На какой вопрос отвечает? (что делал, сделал, сделать, делать и так далее) 
  • Какое действие передаёт? 
  • Какой смысл несёт? 

II. Определяем морфологические признаки:

  • Постоянные признаки: вид совершенный или несовершенный; переходность; возвратность; спряжение;
  • Непостоянные признаки: наклонение; число; время; лицо; род.

III. Выделяем синтаксическую роль в предложении (в роли какого члена предложения выступает), обязательно подчеркиваем (например, двумя чертами если это сказуемое).

Разбор глагола как части речи предполагает выявление его значимых признаков, грамматической основы и роли в предложении в целом. Благодаря нему можно понять процесс изменения той или иной части речи на конкретном примере.

Подробнее разберём каждый этап разбора глагола.

Как выполнить морфологический разбор глагола: определяем общее значение.

Для выполнения этого этапа нужно понять, какую именно часть речи предстоит разбирать. Для этого нужно задать вопрос к слову и определить, к какой части речи его относят.

Глаголы отвечают на следующие вопросы:

Что делать?
Что сделать?
Что делал?
Что сделал?
Что делает?
Что сделает?

Задавая вопрос к глаголу, можно сразу определить его морфологические признаки:

  • постоянные признаки (совершенная или несовершенная форма)
  • непостоянные признаки (время).
Пример

Я выполнил домашнее задание.

Задаём вопрос. Что сделал? Выполнил.

Отсюда следует, что глагол:

  • Совершенный;
  • В прошедшем времени.

Что такое морфологические признаки глагола и как их определять?

Морфологические признаки глагола – это те признаки, которые присущи глаголу либо постоянно, либо непостоянно. К ним относят время, наклонение, вид и так далее. Данные признаки могут изменять смысл глагола и его значение в зависимости от предложения.

Для составления грамматически правильного разбора нужно учесть все постоянные и непостоянные признаки глаголов. Это:

Постоянные морфологические признаки глагола:

  • вид (совершенный — что сделать? или несовершенный — что делать?);
  • переходность или непереходность (переходный употребляется с существительным в винительном падеже без предлога, а непереходный не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога;
  • возвратность или невозвратность (наличие или отсутствие постфикса «ся» или «сь»);
  • спряжение (I или II)

Определить все признаки при морфологическом разборе глагола не получится. Иногда глаголы могут быть вырваны из контекста или лишены каких-либо признаков из списка.

Непостоянные признаки глагола:

  • наклонение (изъявительное, повелительное или условное (с частицей бы);
  • время (только в изъявительном наклонении);
  • число единственное или множественное;
  • лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
  • род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение)

Стоит также отметить, что:

ВидЗалог
ВозвратностьПереходность

Могут называться не только морфологическими непостоянными признаками, но грамматическими признаками глагола. Эти понятия также являются тождественными. К грамматическим признакам постоянного вида точно также относят время, лицо, число и род. Не пугайтесь, если увидите это понятие в вопросе задания. Морфологические и грамматические признаки одинаковые.

Подробнее рассмотрим вопрос определения наклонения, так как от этого пункта зависит качество выполнения разбора глагола как части речи, а также правильное определение его смыслового значения. 

Таблица наклонений:

НазваниеОсобенности
ИнфинитивНе имеет лица и рода
Пример

Писать

НазваниеОсобенности
Условное (сослагательное)Только прошедшее время;
Частица бы, б;
Изменение по родам.
Пример

Писал бы

НазваниеОсобенности
ИзъявительноеСовершенные: настоящее и будущее время
Несовершенные: настоящее, прошедшее и будущее (сложное) время
Пример

Писал, пишу, буду писать
Написал, напишу, буду писать 

НазваниеОсобенности
ПовелительноеОбразуются от будущего или настоящего времени;
Имеют суффиксы «и» и «те».
Пример

Пиши, пишите. 

Запомним, что одним из признаков наличия повелительного наклонения может быть наличие восклицательного знака. Его можно отличить от других типов именно по интонации. 

Давайте попробуем разобрать глаголы как части речи по образцу.

Как делать морфологический разбор глагола: примеры

Приведём пример полного морфологического разбора глагола в контексте предложения. Для этого будем использовать памятку, в которой есть образец морфологического разбора глагола. Порядок выявления грамматических признаков может отличаться, так как не все глаголы обладают требуемыми признаками.

Начнём с лёгких примеров:

Морфологический разбор глагола «тренируется» по школьному образцу:
I. Часть речи: (что делает?) тренируется — глагол;
II. Начальная форма: тренироваться;
III. Морфологические признаки.
Постоянные признаки: несов. вид, возвратный, непереходный, I спряжение.
Непостоянные признаки: ед. ч, изъяв. наклонение, наст. время, 3-е лицо.
IV. Синтаксическая роль: в предложении является сказуемым, подчеркиваем слово тренируется двумя чертами.

Рассмотрим другие варианты морфологического разбора глаголов.

Я рисовал в уголке листа смайлик.

  1. Что делал? Рисовал. Часть речи – глагол. Начальная форма – рисовать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, мужской род, переходный, в прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Михаил искусно играет на скрипке.

  1. Что делает? Играет. Часть речи – глагол. Начальная форма – играть.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, мужской род, переходный, в действительном залоге и настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Мама подметает пол быстрее меня.

  1. Что делает? Подметает. Часть речи – глагол. Начальная форма – подметать.
  2. Несовершенный вид, единственное число, третье лицо, действительный залог, переходный, в настоящем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим предложение с несколькими глаголами. Морфологический разбор выполняется по очереди:

Мне показалось, что перед глазами пронеслась вся жизнь.

  1. Что сделало? Показалось. Часть речи – глагол. Начальная форма – показаться.
  2. Совершенный вид, единственное число, средний род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

И второй:

  1. Что сделала? Пронеслась. Часть речи – глагол. Начальная форма – пронестись.
  2. Совершенный вид, единственное число, женский род, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола с выявлением наклонения.

Ребята учились бы хорошо, если бы не лень.

  1. Что делали? Учились. Часть речи – глагол. Начальная форма – учиться.
  2. Несовершенный вид, множественное число, условное наклонение, непереходный, в действительном залоге и прошедшем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Я напишу большую поэму.

  1. Что сделаю? Напишу. Часть речи – глагол. Начальная форма – написать.
  2. Совершенный вид, изъявительное наклонение, единственное число, первое лицо, действительный залог, переходный, в будущем времени.
  3. В предложении является сказуемым.

Рассмотрим пример морфологического разбора глагола в повелительном наклонении:

Вы работаете слишком медленно.

  1. Что делаете? Работаете. Часть речи – глагол. Начальная форма – работать.
  2. Несовершенный вид, повелительное наклонение, множественное число, второе лицо, действительный залог, настоящее время, непереходный.
  3. В предложении является сказуемым.

По аналогии выполняются все типовые задания, закрепляющие навык морфологического разбора. Попробуйте разобрать любой глагол по образцу, чтобы закрепить усвоенный материал.

Прочитали 88518

Привет! Я Penfox — твой гид в мире литературных приключений на этом сайте! Здесь я раскрываю тайны писательского мастерства. Если ты только начинаешь свой путь в литературном мире, то отлично! Давай вместе пройдем через этот лабиринт, держась за руки. Я помогу разобраться, как написать что-то, что не заставит читателя зевать, и избежать самых нелепых литературных оплошностей.
Внешняя ссылк на социальную сеть


Так же тебя заинтересует

Для начинающих


Новинки на Penfox

Загрузить ещё

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть