Можно знать множество интересных историй, но не всегда получается их увлекательно рассказать. А можно, наоборот, превратить самое обычное событие в захватывающее повествование, которое полностью погружает читателя в ваш мир. Именно композиция помогает создавать такие истории. Композиция — это структура и порядок, в которых подаются события, и от неё во многом зависит, насколько сильно произведение захватит читателя. Поэтому, если вы стремитесь стать хорошим писателем, важно изучить различные типы композиций и научиться применять их в своих произведениях.
Что такое композиция в литературе
Не будем углубляться в сложные определения:
Композиция в литературе — это способ организации событий и элементов сюжета для создания интересного и эмоционального эффекта.
Проще говоря, композиция включает:
- Последовательность событий и действий
- Движение от начала к развязке
Элементы композиции включают эпилог, завязку, развитие, кульминацию, развязку и пролог.
9 типов композиции с примерами
Типы композиций в литературе обычно классифицируются по способу подачи материала. Рассмотрим девять основных типов.
1. Линейная композиция
Линейная композиция предполагает, что события следуют в хронологическом порядке, одно за другим. Это самый простой и понятный вид композиции, часто используемый в сказках. Например, в «Колобке» события развиваются последовательно: Колобок сначала убегает от дедушки и бабушки, затем встречает разных животных и, наконец, попадает в лапы лисы.
Линейная композиция также встречается в более серьёзных произведениях. В «Горе от ума» Грибоедова действия происходят в строгом временном порядке, что помогает читателю легко следить за развитием сюжета и раскрытием характеров персонажей. В «Робинзоне Крузо» Даниеля Дефо события тоже развиваются последовательно: сначала Робинзон терпит кораблекрушение, затем он обустраивается на острове и проходит через различные испытания, что создаёт целостное и логичное повествование.
Ещё один пример линейной композиции — роман «Убить пересмешника» Харпер Ли. История Джин Луизы «Скаут» Финч рассказывается в хронологическом порядке: её детство, события вокруг судебного процесса над Томом Робинсоном и изменения в её понимании мира и людей. Последовательность событий позволяет читателю проследить за развитием главной героини и глубже понять социальные проблемы, поднятые в книге.
2. Зеркальная композиция
Зеркальная композиция создается путём размещения похожих событий или обстоятельств в начале и конце произведения, что придаёт симметрию и позволяет подчеркнуть изменения в персонажах или ситуации. Этот приём часто используется для создания глубины и эмоциональной резонансности сюжета.
Пример из классической литературы — «Евгений Онегин» Пушкина. В начале Татьяна признаётся в любви Онегину и получает холодный отказ. В конце произведения роли меняются: теперь Онегин признаётся в любви Татьяне, но уже она отвергает его. Этот зеркальный подход подчёркивает изменения, произошедшие с героями, и усиливает драматизм финала.
Ещё один пример зеркальной композиции — роман «Анна Каренина» Льва Толстого. В начале романа действие происходит на вокзале, где мы видим трагическую гибель человека под колёсами поезда, что служит предвестием судьбы Анны. В конце романа, на том же вокзале, Анна совершает самоубийство, бросившись под поезд. Эти зеркальные сцены усиливают трагизм её истории и подчёркивают цикличность и неизбежность её рокового выбора.
Дополнительный пример можно найти в романе «Большие надежды» Чарльза Диккенса. В начале книги молодой Пип встречает сбежавшего каторжника Магвича и помогает ему. В конце истории Магвич возвращается, и Пип снова оказывается вовлечён в его судьбу, но уже в иной роли и с другими мотивами. Эти зеркальные эпизоды подчёркивают развитие Пипа как персонажа и изменение его взглядов и ценностей.
3. Кольцевая композиция
Кольцевая композиция характеризуется тем, что повествование возвращает читателя в ту же точку, с которой оно началось. При этом, хотя обстоятельства могут остаться прежними, герои обычно претерпевают значительные изменения. Эта структура подчеркивает развитие персонажей и их трансформацию, несмотря на неизменность внешних условий.
Примером такой композиции является «Сказка о Золотой Рыбке» Пушкина. История начинается с бедного старика и его жены, которые живут у разбитого корыта. После серии желаний, выполненных Золотой Рыбкой, они снова оказываются у разбитого корыта. Таким образом, герои возвращаются в исходную точку, но их жадность и неудовлетворённость раскрываются и обнажаются полностью.
Ещё один пример кольцевой композиции — роман «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. Повествование начинается с того, что главный герой, Роберт Джордан, готовится к важной миссии во время Гражданской войны в Испании. В конце книги он снова оказывается в том же лесу, где готовится к своей последней битве. Хотя место и ситуация внешне те же, Джордан изменился внутренне: он глубже осознал свои ценности, цели и чувства, особенно в отношении любви и самопожертвования.
Таким образом, кольцевая композиция помогает показать развитие героев и их внутренние изменения на фоне неизменных обстоятельств, что делает повествование более насыщенным и многослойным.
4. Ретроспекция
Ретроспективная композиция включает в себя отсылки к прошлому героев, что позволяет раскрыть новые аспекты уже известных событий или добавить глубину к пониманию мотивации персонажей. Этот приём используется для обогащения повествования, давая читателю возможность увидеть, как прошлое влияет на настоящее.
Например, в мультфильме «Рататуй» есть сцена, когда ресторанный критик Антуан Эго пробует рататуй, и у него всплывают воспоминания из детства. Мы видим, как его мама успокаивает его после неудачного дня и готовит ему рататуй. Этот флэшбэк позволяет зрителю понять, почему блюдо так сильно воздействует на Эго и почему он изменяет своё мнение о ресторане и его поваре.
Ещё один пример ретроспекции можно найти в романе «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл. В разных частях книги главный герой Ретт Батлер вспоминает своё прошлое, что помогает читателю лучше понять его мотивы и характер. В частности, сцены, где он рассказывает о своём детстве и о том, как его родители не принимали его образ жизни, добавляют глубину его персонажу и объясняют его циничное отношение к жизни.
Рассмотрим роман «Гроздья гнева» Джона Стейнбека. В ходе повествования семья Джоудов часто вспоминает свою прошлую жизнь на ферме в Оклахоме до Великой депрессии и Даст Боул. Эти воспоминания помогают читателю понять, как сильно изменились их жизни и как прошлое формирует их стремления и надежды на будущее. Например, Том Джоуд вспоминает своего деда и старую ферму, что подчёркивает контраст между их прошлым благополучием и текущими испытаниями.
Ретроспективная композиция не только обогащает сюжет, но и даёт возможность глубже понять персонажей и их внутренний мир, делая историю более многослойной и насыщенной.
5. Инверсионная (обратная) композиция
Инверсионная, или обратная, композиция строится таким образом, что произведение начинается с финала, а затем постепенно рассказывается, как герои пришли к этому моменту. Этот приём позволяет создать интригу и сразу захватить внимание читателя или зрителя, который хочет узнать, как события привели к такому исходу.
Примером этого типа композиции является фильм «Эффект бабочки». Первая сцена показывает главного героя, Эвана, в больничном халате, прячущегося под столом в кабинете. Он ведёт себя странно, его преследуют, и зритель сразу задаётся вопросом: кто он, почему он здесь и что с ним случилось? Затем история возвращается на 13 лет назад, и начинается постепенное раскрытие событий, которые привели Эвана к этой точке.
Ещё пример инверсионной композиции можно найти в романе «Американская трагедия» Теодора Драйзера. Книга начинается с суда над главным героем, Клайдом Гриффитсом, обвиняемым в убийстве. Затем повествование возвращается в прошлое и рассказывает о жизни Клайда, его мечтах, стремлениях и ошибках, которые привели его на скамью подсудимых. Эта структура позволяет читателю сначала увидеть результат действий героя, а затем понять, как и почему он оказался в такой ситуации.
Фильм «Мементо» режиссёра Кристофера Нолана. Фильм начинается с финальной сцены, показывающей убийство, и затем движется назад, раскрывая события в обратном порядке. Главный герой, страдающий от короткой потери памяти, пытается разобраться, что произошло. Каждая последующая сцена предшествует предыдущей по времени, что создаёт уникальный эффект и позволяет зрителю погружаться в головоломку вместе с героем, постепенно складывая картину произошедшего.
Инверсионная композиция эффективно захватывает внимание аудитории, создаёт напряжение и интригу, а также позволяет глубже понять мотивы и решения персонажей, приводящие к их финальному состоянию.
6. Параллельная композиция
Параллельная композиция подразумевает одновременное развитие нескольких сюжетных линий, которые в какой-то момент пересекаются или взаимодействуют. Этот приём позволяет показать множество перспектив и аспектов одной и той же истории, создавая сложное и многослойное повествование.
Примером параллельной композиции роман Льва Толстого «Война и мир». В этом произведении несколько главных героев — Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и другие — развивают свои собственные сюжетные линии. Эти линии периодически переплетаются, создавая общую картину жизни в России во время наполеоновских войн. Читатель наблюдает за личными переживаниями героев, их отношениями, а также за более широкими историческими событиями, что позволяет глубже понять контекст и мотивации персонажей.
Ещё один пример параллельной композиции можно найти в романе «Миддлмарч» Джорджа Элиота. Книга рассказывает о жизни нескольких жителей вымышленного английского города Миддлмарч, таких как Доротея Брук, Тертией Лидгейт, Розамонд Винси и другие. Их истории развиваются одновременно, но взаимосвязаны через общие темы, события и взаимодействия. Эта композиция позволяет автору исследовать разнообразные социальные и личные проблемы, затрагивающие героев, и создать многогранную картину провинциальной жизни в XIX веке.
«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. В этом фильме несколько сюжетных линий развиваются параллельно и переплетаются самым неожиданным образом. Истории Винсента Веги, Джулса Уиннфилда, Мии Уоллес и других персонажей рассказываются не в хронологическом порядке, что создаёт эффект мозаики. Несмотря на кажущуюся хаотичность, все линии пересекаются и влияют друг на друга, формируя цельное повествование.
Параллельная композиция позволяет авторам создавать сложные и многослойные истории, в которых переплетаются судьбы разных героев. Это помогает глубже раскрыть темы произведения и показать различные аспекты одного и того же события или проблемы, обогащая восприятие читателя или зрителя.
7. Рамочная композиция
Рамочная композиция представляет собой структуру, в которой один рассказ вкладывается в другой. Это приём позволяет обрамить основное повествование, добавляя ему глубину и создавая эффект многослойности. Внешняя история служит контекстом или фоном для внутреннего сюжета, а иногда внутренние рассказы могут иметь свои собственные вложенные истории.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Внешняя рамка истории — это повествование о событиях в Москве 1930-х годов, где центральными персонажами являются Мастер, Маргарита и Воланд. Внутри этого сюжета находится роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, который периодически прерывает основное повествование и обогащает его. Этот вложенный рассказ не только даёт дополнительное понимание тем, поднятым в основной истории, но и глубже раскрывает характеры главных героев.
Ещё один яркий пример рамочной композиции — сборник «Тысяча и одна ночь». Основная рамочная история повествует о Шахерезаде, которая рассказывает каждую ночь новую сказку, чтобы избежать казни. Эти сказки и являются внутренними историями, которые обрамляют основное повествование. Каждая новая сказка добавляет новые слои к общему сюжету, обогащая его и создавая эффект многогранности.
Роман «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. Основная рамочная история заключается в том, что группа паломников отправляется в Кентербери и, чтобы скоротать время в пути, каждый из них рассказывает свою собственную историю. Эти рассказы, будучи внутренними сюжетами, варьируются от комических до трагических и раскрывают разнообразие человеческих характеров и социальных слоёв того времени. Рамка паломничества связывает все эти рассказы вместе, создавая цельное произведение.
Рамочная композиция позволяет авторам сочетать различные сюжеты и стили, создавая богатое и многослойное повествование. Это помогает глубже раскрыть темы произведения и придать ему дополнительную интригу, удерживая внимание читателя или зрителя через множество взаимосвязанных историй.
8. Умолчание
Умолчание — это композиционный приём, при котором ключевое событие, произошедшее в начале произведения, полностью раскрывается только в конце. Такой подход создаёт интригу и удерживает внимание читателя на протяжении всего повествования, заставляя его гадать и строить предположения о том, что же произошло.
Повесть Александра Пушкина «Метель». В начале произведения автор намекает на таинственное событие, связанное с бегством главной героини Марьи Гавриловны и её неудачной попыткой обвенчаться с любимым человеком. Лишь в финале мы узнаём, что из-за метели Марья случайно обвенчалась с совершенно другим человеком, который позже становится её настоящим мужем. Это открытие неожиданно переворачивает всю историю, придавая ей глубину и завершённость.
Роман «Убить пересмешника» Харпер Ли. В начале истории автор описывает травму, полученную Джемом Финчем, но не раскрывает её причину. Лишь в финале, после суда над Томом Робинсоном и нападения на детей, читатель узнаёт, что травма Джема — это результат нападения Боба Юэлла, который пытался отомстить за проигранное дело. Этот приём усиливает драматизм и позволяет удерживать интригу до самого конца, делая развязку более эмоционально насыщенной.
Таким образом, умолчание как композиционный приём эффективно создаёт напряжение и интригу, делая финальное раскрытие особенно значимым и запоминающимся для читателя.
9. Свободная композиция
Свободная композиция представляет собой гибридный тип, который сочетает в себе элементы различных типов композиции, создавая уникальную и гибкую структуру произведения. Этот подход позволяет автору свободно экспериментировать с временными линиями, точками зрения и последовательностью событий, что может значительно обогатить повествование и сделать его более динамичным и интересным для читателя.
Роман «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. В этом произведении используются элементы как линейной, так и нелинейной композиции. История рода Буэндиа разворачивается в течение нескольких поколений, причём временные линии пересекаются, события прошлого влияют на будущее, а реальность смешивается с магическим реализмом. Маркес использует разнообразные повествовательные техники, чтобы создать богатую и сложную картину жизни и судьбы героев.
Ещё один пример в романе «Игра в классики» Хулио Кортасара. Этот роман можно читать несколькими способами: линейно, следуя традиционной последовательности глав, или по предложенной автором схеме, перескакивая через главы в определённом порядке. Такой подход позволяет читателю активно участвовать в создании смысла и структуры произведения, предоставляя ему свободу интерпретации и выбора.
Фильм «Древо жизни» Терренса Малика. В этом фильме смешаны различные временные линии и события, которые показывают жизнь главного героя от детства до взрослой жизни, а также включают философские размышления о жизни, смерти и вселенной. Малика использует фрагментированную структуру, в которой сцены из разных периодов жизни героя переплетаются, создавая многослойное повествование, в котором реальные события соединены с метафизическими и символическими элементами.
Свободная композиция позволяет авторам создавать сложные и многослойные произведения, которые могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от восприятия читателя или зрителя. Этот подход даёт возможность экспериментировать с формой и содержанием, предлагая новые способы рассказа истории и расширяя границы традиционного повествования.
Внесюжетные элементы композиции
Помимо сюжетных элементов, есть и внесюжетные, которые не двигают повествование, но создают атмосферу:
- Описания: природы, помещений, окружения.
- Авторские отступления: мнения и философские размышления автора.
- Вставки: исторические справки, научные или технические разъяснения.
Теперь, когда вы знаете различные композиционные приемы, подумайте, как разнообразить свое произведение. Экспериментируйте с различными типами композиций и элементами, чтобы сделать историю интересной и увлекательной для читателя.
Для практики попробуйте проанализировать одну из ваших любимых книг или фильмов. Какая композиция использована там?
Прочитали 1109
Как создать идеальную анкету персонажа: подробный шаблон анкеты для писателей
Что такое интертекстуальность?
Как делать правильный разбор предложений: принцип и примеры
Как написать полилог: что это такое, примеры и советы
Как придумать имя героя?
Комильфо: всё, что вам нужно знать о этом термине
Что такое Blackout поэзия и почему вам стоит это попробовать?
Лучшие книги для начинающих писателей