Как создать композицию произведения: типы, примеры и советы

Можно знать множество интересных историй, но не всегда получается их увлекательно рассказать. А можно, наоборот, превратить самое обычное событие в захватывающее повествование, которое полностью погружает читателя в ваш мир. Именно композиция помогает создавать такие истории. Композиция — это структура и порядок, в которых подаются события, и от неё во многом зависит, насколько сильно произведение захватит читателя. Поэтому, если вы стремитесь стать хорошим писателем, важно изучить различные типы композиций и научиться применять их в своих произведениях.

Что такое композиция в литературе

Не будем углубляться в сложные определения:

Композиция в литературе — это способ организации событий и элементов сюжета для создания интересного и эмоционального эффекта.

Проще говоря, композиция включает:

  • Последовательность событий и действий
  • Движение от начала к развязке

Элементы композиции включают эпилог, завязку, развитие, кульминацию, развязку и пролог.

9 типов композиции с примерами

Типы композиций в литературе обычно классифицируются по способу подачи материала. Рассмотрим девять основных типов.

1. Линейная композиция

Линейная композиция предполагает, что события следуют в хронологическом порядке, одно за другим. Это самый простой и понятный вид композиции, часто используемый в сказках. Например, в «Колобке» события развиваются последовательно: Колобок сначала убегает от дедушки и бабушки, затем встречает разных животных и, наконец, попадает в лапы лисы.

Пример

Линейная композиция также встречается в более серьёзных произведениях. В «Горе от ума» Грибоедова действия происходят в строгом временном порядке, что помогает читателю легко следить за развитием сюжета и раскрытием характеров персонажей. В «Робинзоне Крузо» Даниеля Дефо события тоже развиваются последовательно: сначала Робинзон терпит кораблекрушение, затем он обустраивается на острове и проходит через различные испытания, что создаёт целостное и логичное повествование.

Ещё один пример линейной композиции — роман «Убить пересмешника» Харпер Ли. История Джин Луизы «Скаут» Финч рассказывается в хронологическом порядке: её детство, события вокруг судебного процесса над Томом Робинсоном и изменения в её понимании мира и людей. Последовательность событий позволяет читателю проследить за развитием главной героини и глубже понять социальные проблемы, поднятые в книге.

2. Зеркальная композиция

Зеркальная композиция создается путём размещения похожих событий или обстоятельств в начале и конце произведения, что придаёт симметрию и позволяет подчеркнуть изменения в персонажах или ситуации. Этот приём часто используется для создания глубины и эмоциональной резонансности сюжета.

Пример

Пример из классической литературы — «Евгений Онегин» Пушкина. В начале Татьяна признаётся в любви Онегину и получает холодный отказ. В конце произведения роли меняются: теперь Онегин признаётся в любви Татьяне, но уже она отвергает его. Этот зеркальный подход подчёркивает изменения, произошедшие с героями, и усиливает драматизм финала.

Ещё один пример зеркальной композиции — роман «Анна Каренина» Льва Толстого. В начале романа действие происходит на вокзале, где мы видим трагическую гибель человека под колёсами поезда, что служит предвестием судьбы Анны. В конце романа, на том же вокзале, Анна совершает самоубийство, бросившись под поезд. Эти зеркальные сцены усиливают трагизм её истории и подчёркивают цикличность и неизбежность её рокового выбора.

Дополнительный пример можно найти в романе «Большие надежды» Чарльза Диккенса. В начале книги молодой Пип встречает сбежавшего каторжника Магвича и помогает ему. В конце истории Магвич возвращается, и Пип снова оказывается вовлечён в его судьбу, но уже в иной роли и с другими мотивами. Эти зеркальные эпизоды подчёркивают развитие Пипа как персонажа и изменение его взглядов и ценностей.

3. Кольцевая композиция

Кольцевая композиция характеризуется тем, что повествование возвращает читателя в ту же точку, с которой оно началось. При этом, хотя обстоятельства могут остаться прежними, герои обычно претерпевают значительные изменения. Эта структура подчеркивает развитие персонажей и их трансформацию, несмотря на неизменность внешних условий.

Пример

Примером такой композиции является «Сказка о Золотой Рыбке» Пушкина. История начинается с бедного старика и его жены, которые живут у разбитого корыта. После серии желаний, выполненных Золотой Рыбкой, они снова оказываются у разбитого корыта. Таким образом, герои возвращаются в исходную точку, но их жадность и неудовлетворённость раскрываются и обнажаются полностью.

Ещё один пример кольцевой композиции — роман «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. Повествование начинается с того, что главный герой, Роберт Джордан, готовится к важной миссии во время Гражданской войны в Испании. В конце книги он снова оказывается в том же лесу, где готовится к своей последней битве. Хотя место и ситуация внешне те же, Джордан изменился внутренне: он глубже осознал свои ценности, цели и чувства, особенно в отношении любви и самопожертвования.

Таким образом, кольцевая композиция помогает показать развитие героев и их внутренние изменения на фоне неизменных обстоятельств, что делает повествование более насыщенным и многослойным.

4. Ретроспекция

Ретроспективная композиция включает в себя отсылки к прошлому героев, что позволяет раскрыть новые аспекты уже известных событий или добавить глубину к пониманию мотивации персонажей. Этот приём используется для обогащения повествования, давая читателю возможность увидеть, как прошлое влияет на настоящее.

Пример

Например, в мультфильме «Рататуй» есть сцена, когда ресторанный критик Антуан Эго пробует рататуй, и у него всплывают воспоминания из детства. Мы видим, как его мама успокаивает его после неудачного дня и готовит ему рататуй. Этот флэшбэк позволяет зрителю понять, почему блюдо так сильно воздействует на Эго и почему он изменяет своё мнение о ресторане и его поваре.

Ещё один пример ретроспекции можно найти в романе «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл. В разных частях книги главный герой Ретт Батлер вспоминает своё прошлое, что помогает читателю лучше понять его мотивы и характер. В частности, сцены, где он рассказывает о своём детстве и о том, как его родители не принимали его образ жизни, добавляют глубину его персонажу и объясняют его циничное отношение к жизни.

Рассмотрим роман «Гроздья гнева» Джона Стейнбека. В ходе повествования семья Джоудов часто вспоминает свою прошлую жизнь на ферме в Оклахоме до Великой депрессии и Даст Боул. Эти воспоминания помогают читателю понять, как сильно изменились их жизни и как прошлое формирует их стремления и надежды на будущее. Например, Том Джоуд вспоминает своего деда и старую ферму, что подчёркивает контраст между их прошлым благополучием и текущими испытаниями.

Ретроспективная композиция не только обогащает сюжет, но и даёт возможность глубже понять персонажей и их внутренний мир, делая историю более многослойной и насыщенной.

5. Инверсионная (обратная) композиция

Инверсионная, или обратная, композиция строится таким образом, что произведение начинается с финала, а затем постепенно рассказывается, как герои пришли к этому моменту. Этот приём позволяет создать интригу и сразу захватить внимание читателя или зрителя, который хочет узнать, как события привели к такому исходу.

Пример

Примером этого типа композиции является фильм «Эффект бабочки». Первая сцена показывает главного героя, Эвана, в больничном халате, прячущегося под столом в кабинете. Он ведёт себя странно, его преследуют, и зритель сразу задаётся вопросом: кто он, почему он здесь и что с ним случилось? Затем история возвращается на 13 лет назад, и начинается постепенное раскрытие событий, которые привели Эвана к этой точке.

Ещё пример инверсионной композиции можно найти в романе «Американская трагедия» Теодора Драйзера. Книга начинается с суда над главным героем, Клайдом Гриффитсом, обвиняемым в убийстве. Затем повествование возвращается в прошлое и рассказывает о жизни Клайда, его мечтах, стремлениях и ошибках, которые привели его на скамью подсудимых. Эта структура позволяет читателю сначала увидеть результат действий героя, а затем понять, как и почему он оказался в такой ситуации.

Фильм «Мементо» режиссёра Кристофера Нолана. Фильм начинается с финальной сцены, показывающей убийство, и затем движется назад, раскрывая события в обратном порядке. Главный герой, страдающий от короткой потери памяти, пытается разобраться, что произошло. Каждая последующая сцена предшествует предыдущей по времени, что создаёт уникальный эффект и позволяет зрителю погружаться в головоломку вместе с героем, постепенно складывая картину произошедшего.

Инверсионная композиция эффективно захватывает внимание аудитории, создаёт напряжение и интригу, а также позволяет глубже понять мотивы и решения персонажей, приводящие к их финальному состоянию.

6. Параллельная композиция

Параллельная композиция подразумевает одновременное развитие нескольких сюжетных линий, которые в какой-то момент пересекаются или взаимодействуют. Этот приём позволяет показать множество перспектив и аспектов одной и той же истории, создавая сложное и многослойное повествование.

Пример

Примером параллельной композиции роман Льва Толстого «Война и мир». В этом произведении несколько главных героев — Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и другие — развивают свои собственные сюжетные линии. Эти линии периодически переплетаются, создавая общую картину жизни в России во время наполеоновских войн. Читатель наблюдает за личными переживаниями героев, их отношениями, а также за более широкими историческими событиями, что позволяет глубже понять контекст и мотивации персонажей.

Ещё один пример параллельной композиции можно найти в романе «Миддлмарч» Джорджа Элиота. Книга рассказывает о жизни нескольких жителей вымышленного английского города Миддлмарч, таких как Доротея Брук, Тертией Лидгейт, Розамонд Винси и другие. Их истории развиваются одновременно, но взаимосвязаны через общие темы, события и взаимодействия. Эта композиция позволяет автору исследовать разнообразные социальные и личные проблемы, затрагивающие героев, и создать многогранную картину провинциальной жизни в XIX веке.

«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. В этом фильме несколько сюжетных линий развиваются параллельно и переплетаются самым неожиданным образом. Истории Винсента Веги, Джулса Уиннфилда, Мии Уоллес и других персонажей рассказываются не в хронологическом порядке, что создаёт эффект мозаики. Несмотря на кажущуюся хаотичность, все линии пересекаются и влияют друг на друга, формируя цельное повествование.

Параллельная композиция позволяет авторам создавать сложные и многослойные истории, в которых переплетаются судьбы разных героев. Это помогает глубже раскрыть темы произведения и показать различные аспекты одного и того же события или проблемы, обогащая восприятие читателя или зрителя.

7. Рамочная композиция

Рамочная композиция представляет собой структуру, в которой один рассказ вкладывается в другой. Это приём позволяет обрамить основное повествование, добавляя ему глубину и создавая эффект многослойности. Внешняя история служит контекстом или фоном для внутреннего сюжета, а иногда внутренние рассказы могут иметь свои собственные вложенные истории.

Пример

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Внешняя рамка истории — это повествование о событиях в Москве 1930-х годов, где центральными персонажами являются Мастер, Маргарита и Воланд. Внутри этого сюжета находится роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, который периодически прерывает основное повествование и обогащает его. Этот вложенный рассказ не только даёт дополнительное понимание тем, поднятым в основной истории, но и глубже раскрывает характеры главных героев.

Ещё один яркий пример рамочной композиции — сборник «Тысяча и одна ночь». Основная рамочная история повествует о Шахерезаде, которая рассказывает каждую ночь новую сказку, чтобы избежать казни. Эти сказки и являются внутренними историями, которые обрамляют основное повествование. Каждая новая сказка добавляет новые слои к общему сюжету, обогащая его и создавая эффект многогранности.

Роман «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера. Основная рамочная история заключается в том, что группа паломников отправляется в Кентербери и, чтобы скоротать время в пути, каждый из них рассказывает свою собственную историю. Эти рассказы, будучи внутренними сюжетами, варьируются от комических до трагических и раскрывают разнообразие человеческих характеров и социальных слоёв того времени. Рамка паломничества связывает все эти рассказы вместе, создавая цельное произведение.

Рамочная композиция позволяет авторам сочетать различные сюжеты и стили, создавая богатое и многослойное повествование. Это помогает глубже раскрыть темы произведения и придать ему дополнительную интригу, удерживая внимание читателя или зрителя через множество взаимосвязанных историй.

8. Умолчание

Умолчание — это композиционный приём, при котором ключевое событие, произошедшее в начале произведения, полностью раскрывается только в конце. Такой подход создаёт интригу и удерживает внимание читателя на протяжении всего повествования, заставляя его гадать и строить предположения о том, что же произошло.

Пример

Повесть Александра Пушкина «Метель». В начале произведения автор намекает на таинственное событие, связанное с бегством главной героини Марьи Гавриловны и её неудачной попыткой обвенчаться с любимым человеком. Лишь в финале мы узнаём, что из-за метели Марья случайно обвенчалась с совершенно другим человеком, который позже становится её настоящим мужем. Это открытие неожиданно переворачивает всю историю, придавая ей глубину и завершённость.

Роман «Убить пересмешника» Харпер Ли. В начале истории автор описывает травму, полученную Джемом Финчем, но не раскрывает её причину. Лишь в финале, после суда над Томом Робинсоном и нападения на детей, читатель узнаёт, что травма Джема — это результат нападения Боба Юэлла, который пытался отомстить за проигранное дело. Этот приём усиливает драматизм и позволяет удерживать интригу до самого конца, делая развязку более эмоционально насыщенной.

Таким образом, умолчание как композиционный приём эффективно создаёт напряжение и интригу, делая финальное раскрытие особенно значимым и запоминающимся для читателя.

9. Свободная композиция

Свободная композиция представляет собой гибридный тип, который сочетает в себе элементы различных типов композиции, создавая уникальную и гибкую структуру произведения. Этот подход позволяет автору свободно экспериментировать с временными линиями, точками зрения и последовательностью событий, что может значительно обогатить повествование и сделать его более динамичным и интересным для читателя.

Пример

Роман «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса. В этом произведении используются элементы как линейной, так и нелинейной композиции. История рода Буэндиа разворачивается в течение нескольких поколений, причём временные линии пересекаются, события прошлого влияют на будущее, а реальность смешивается с магическим реализмом. Маркес использует разнообразные повествовательные техники, чтобы создать богатую и сложную картину жизни и судьбы героев.

Ещё один пример в романе «Игра в классики» Хулио Кортасара. Этот роман можно читать несколькими способами: линейно, следуя традиционной последовательности глав, или по предложенной автором схеме, перескакивая через главы в определённом порядке. Такой подход позволяет читателю активно участвовать в создании смысла и структуры произведения, предоставляя ему свободу интерпретации и выбора.

Фильм «Древо жизни» Терренса Малика. В этом фильме смешаны различные временные линии и события, которые показывают жизнь главного героя от детства до взрослой жизни, а также включают философские размышления о жизни, смерти и вселенной. Малика использует фрагментированную структуру, в которой сцены из разных периодов жизни героя переплетаются, создавая многослойное повествование, в котором реальные события соединены с метафизическими и символическими элементами.

Свободная композиция позволяет авторам создавать сложные и многослойные произведения, которые могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от восприятия читателя или зрителя. Этот подход даёт возможность экспериментировать с формой и содержанием, предлагая новые способы рассказа истории и расширяя границы традиционного повествования.

Внесюжетные элементы композиции

Помимо сюжетных элементов, есть и внесюжетные, которые не двигают повествование, но создают атмосферу:

  • Описания: природы, помещений, окружения.
  • Авторские отступления: мнения и философские размышления автора.
  • Вставки: исторические справки, научные или технические разъяснения.

Теперь, когда вы знаете различные композиционные приемы, подумайте, как разнообразить свое произведение. Экспериментируйте с различными типами композиций и элементами, чтобы сделать историю интересной и увлекательной для читателя.

Для практики попробуйте проанализировать одну из ваших любимых книг или фильмов. Какая композиция использована там?

Прочитали 1109

Привет! Я Penfox — твой гид в мире литературных приключений на этом сайте! Здесь я раскрываю тайны писательского мастерства. Если ты только начинаешь свой путь в литературном мире, то отлично! Давай вместе пройдем через этот лабиринт, держась за руки. Я помогу разобраться, как написать что-то, что не заставит читателя зевать, и избежать самых нелепых литературных оплошностей.
Внешняя ссылк на социальную сеть


Так же тебя заинтересует

Для начинающих


Новинки на Penfox

Загрузить ещё

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть