BLACK. Культ цвета

Прочитали 155
18+

Буквально на днях я посмотрел 3 очень хороших фильма: 

  «Человек-слон» Дэвида Линча [1980г.],

 «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса [1941г.], 

 «Манк» Дэвида Финчера [2020г.].

 Рассказывать об этих картинах я сейчас не буду (все три прекрасны по-своему и заслуживают отдельных рецензий) — о нет, дело в другом.

Все три фильма – чёрно-белые. Осознав это, я проникся данной эстетикой и задумался: а как вообще чёрный цвет влияет на наше восприятие, что он значит для человека?

Поскольку я начал сей текст с фильмов, то ими и продолжим.

Почему до середины 20-го века фильмы были чёрно-белыми, и зачем режиссёры до сих пор прибегают к этому приёму.

***

1. Кинематограф в ч/б

Монохромность первых фильмов, в принципе, понятна любому пользователю интернета – ограниченность технологий съёмки кино. В те времена использовать в синематике ч/б было именно необходимостью, а не каким-то режиссёрским решением.

Тем не менее, даже после появления «цвета» в кино, в прокат выходили такие фильмы, как Список Шиндлера, Американская история X, Маяк, а также ранее упомянутые Человек-слон, Гражданин Кейн и Манк. Все они в ч/б.

Вот теперь немного декодинга. Разберёмся на примере двух фильмов: чё да как, и почему.

* * *

1.1. Маяк, 2019

Дефо в роли Томаса Уейка (слева) и Роберт Паттинсон в роли Томаса Ховарда (справа)

Робберт Эггерс снял завораживающий арт-хаус с двумя талантливыми актёрами – Уильямом Дефо и Робертом Паттинсоном. Для чего здесь чёрный цвет?

Антураж.

Фильм наполнен кадрами и элементами, вгонящюими зрителя в чувство неловкости, неуютности, отвращения. От бушующих волн и одинокого каменного маяка, до пердежа (я серьёзно) и русалки с огромной п*здой (я всё ещё серьёзно). Чёрно-белый фильтр здесь как нельзя кстати преумножает удручающий настрой.

Также ч/б здесь играет другую роль, но о ней далее…

***

1.2. Манк, 2020

С чем у нас в первую очередь ассоциируется чёрно-белый фильтр? Правильно – с чем-то старым, ушедшим.

Культурный контекст эпохи.

Финчер ещё в 90-х планировал экранизировать сценарий своего отца о Германе Манкевиче – сценаристе «Гражданина Кейна», сгинувшего в тени великого и ужасного Орсона Уэллса.

Почти все события фильма происходили на самом деле, в далёкие 30-е. И дабы перенести на экраны дух того времени и свою любовь к Голливуду той эпохи, Дэвид использовал стиль хроники: снял фильм в чёрно-белом цвете, сымитировал плёнку в современной цифровой печати и подобрал аутентичный саундтрек.

Как видите, с развитием техники фильмы не просто не перестали снимать в ч/б, но и начали делать это особенно.

И всё-таки чёрный цвет на кинематографе не заканчивается: внезапный актуальный факт – я выпускник специальности графического дизайна.

***

2. Чёрный цвет, как инструмент дизайна

Чёрно-белые логотипы одни самых простых в разработке. Суть, конечно же, именно в самом сочетании: дизайнеру/заказчику не надо раздумывать о сочетании тех или иных цветов – просто берёшь и херачишь чёрный и белый, проверенный вариант. Отличный вариант. Простота этого сочетания не отменяет его эстетики.

По крайней мере, меня больше привлекают ч/б лого бара, барбершопа, спортмаркета или журнала, нежели все эти пёстрые эмблемы детских магазинов, торговых центров, телеканалов и прочего.

Немудрено. Ведь в психологии цветов чёрный ассоциируется со стилем, солидностью, классикой, сдержанной роскошью и серьёзностью. Всё это касается не только логотипов и баннеров, но также одежды, интерьера и авто.

Да-к в чём же магия чёрного цвета?

В его многогранности. Несмотря на его пустоту, он имеет огромное количество идей, значений и ассоциаций. Царь цветов, который всегда будет классикой.

15.11.2023
Прочитали 156


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть