Сегодня он пришел чуточку раньше.
Он хотел позаниматься перед уроком с одним учеником — Никитой.
У него не очень быстро получалось обучение игре на гитаре.
Никита переживал и часто ходил грустным.
Узнав об этом, Александр смог втереться к нему в доверие, узнать, о чем он переживает.
Поэтому они встретились в классе, который был свободным.
Когда Саша зашел, Никита был уже там.
Они коротко поздоровались и приступили к занятиям.
Александр сел напротив Никиты.
Сначала минуты три они смотрели друг на друга в тишине. Это был небольшой метод от Александра, как настроиться на работу.
— Что ты видишь? — спросил учитель.
— Вас, — ответил Никита.
— Где я?
— Здесь.
— Когда я?
— Сейчас.
Это был какой-то странный диалог, но товарищи понимали друг друга. В этом была суть метода Санька. Он находил подход разными способами к психике детей.
Потом минут десять Александр заново все объяснял Никитке про гитару, ее устройство, про аккорды.
Он взял инструмент, и сам сыграл пару песен, и преподал ему пример.
Небольшой тренинг закончился тем, что Никита показывал ему, как и где зажимаются аккорды.
— Можешь это сыграть? — Александр достал из своей сумки аккорды с песней Машины Времени «Однажды мир прогнется под нас».
— Я попробую.
Никита взял нужные аккорды и баре.
Что-то там пробрынчал минуты три или четыре.
Сделал неловкую паузу, так как не закончил песню.
— Доволен? — спросил его учитель.
— Нет.
Александр загадочно начал улыбаться. Это была теплая улыбка. Никита увидел ее и тоже улыбнулся в ответ. Он все понимал по глазам Александра.
— Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправлять их. Продолжай идти к цели, осваивать новые уровни, и у тебя все получится. Но не надо видеть только негатив. Сегодня ты сделал маленький шаг вперед.
Действительно, в этот раз у Никиты получилось сыграть почти всю песню. На прошлой неделе его прогресс заканчивался половиной песни.
— Спасибо, — сказал Никита, собрал гитару в чехол и устремился по своим делам на уроки.
— Давай, удачи. У тебя все отлично получается. На следующей неделе ты сможешь сыграть полностью песню
— Пока, учитель, — Никита дал пятифан и побежал из класса.
Александр еще посидел несколько минут в классе.
Он собрал книжки с аккордами, перечитал задания для следующего урока.
Тут в школе прозвучал звонок, и она наполнилась детским шумом и криком.
Александр не стал выходить в коридор в это время, а просто смотрел в окно. Он ждал, когда прозвенит звонок на следующий урок.
Как только он настал, он направился на полноценный урок. У него сегодня была музыка для десяти учеников.
Именно для них он делал разные задания.
Все школьники знали, что дядя Саша приходит на урок спустя две или три минуты после звонка. За этот короткий промежуток времени они успевали успокоиться и приготовиться к занятию.
Зайдя в класс, он быстро со всеми поздоровался и приступил к упражнениям.
Он сказал ребятам, кто что должен начать играть.
Так, слово за слово, весь класс погрузился в музыку.
Незаметно для всех прошло уже больше половины урока.
После группового обучения Александр всегда приступал к индивидуальным настройкам таланта каждого ребенка.
Он подошел к Евдокии.
— , как твои дела, как твой талант? — с улыбкой спросил Александр.
— Да никак, мама мне особо не дает играть дома, говорит, что вечером гоже только благословить бога за прожитый день.
На ее лице была усталость от всего происходящего вокруг, что она даже не могла и не хотела выразить какие-то эмоции по этому поводу.
— Так бог нам и дает каждую минуту, чтобы мы ее жили. Он и так знает, что мы ему благодарны за жизнь, для этого он нас сюда и послал.
Александр проходил мимо каких-либо разговоров о боге и о его делах. Главное — музыка. Остальное все — это мнения отдельных людей.
— Так моя мама этого не понимает, — ответила ему Евдокия.
— Так ты разговаривай с ней. Однажды она тебя услышит. Не бойся из-за своего возраста что-то возражать, в каждом из нас опыт прошлых жизней, и мы мудры независимо от возраста.
Александр сказал все это непринужденно, и вообще в этот момент он натирал скрипку, чтобы она блестела на ближайшем концерте в школе.
— Ваши слова — да и моей маме бы в уши. Может, вы с ней поговорите?
— Я могу зайти на неделе к вам домой, попробовать поговорить. Думаю, это поможет тебе играть по вечерам. Ты сама-то хочешь достичь мастерства, тебе нравится?
— Да, мне нравится. Только иногда надоедает.
— Когда надоедает, брось все, дай энергии восстановиться, когда она зарядиться, ты сама увидишь.
— Вот сейчас мне не хочется играть.
— Оставь инструмент. Посиди, понаблюдай за другими. Вот тебе упражнение: представь, что ты либо Никита, либо Катя. Вообрази, как ты играла на инструментах, это должно тебе помочь.
— Хорошо, я попробую.
— Сегодня мне не рассказывай. Запиши вечером свои наблюдения, а завтра поделишься ими со мной мне.
Александр решил больше не обучать на сегодня Евдокию.
Он по очереди подошел к другим ученикам.
У каждого из них он узнал о текущих проблемах .
Сегодня все ученики были в хорошем настроении. Почти у всех все получалось.
Так как на уроках Александра не заставляли учить наизусть разные вещи, то все дети любили посещать занятия в классе.
В конце урока Александр традиционно проводил визуализацию.
В этот раз он также произнёс для всех за пять минут до окончания урока:
— Так! Оставляем ваши инструменты и давайте займемся визуализацией. Сегодня как обычно. Я включу музыку. Вы все закрываете глаза, расслабьтесь, представьте, что вы сегодня не были на уроке, представьте себя в каком-то месте, в котором вы хотите побывать.
Александр включил медленную расслабляющую музыку с элементами звуков природы.
Минут пять дети сидели с закрытыми глазами и мечтали о чем-то.
В конце занятия он напомнил своим ученикам:
— Я вам советую записать свои мысли в тетрадь, это домашнее задание. Отдохните от музыки. Когда соскучитесь, только тогда возьмите инструмент. Инструменты, как и люди, любят быть желанными и любимыми. Поэтому дайте им насладиться такой возможностью.
На этом урок был закончен.
Александр переждал окончание перемены.
На сегодня у него не было занятий, и он пошел к себе домой.
В голове уже подходили мысли о необходимости перекусить по дороге.
Выходя из школы, он встретил другого преподавателя.
Они иногда беседовали. Михаил был неплохим Сашиным товарищем.
Он подошел к Александру.
— Здарова! — первым сказал Михаил.
— Привет! — ответил ему Александр.
— Как дела? Как уроки?
— Отлично, дети — молодцы, учатся, ищут себя. У тебя как?
— Да эти маленькие твари сегодня решили поиздеваться надо мной. Опять смочили одним веществом тряпку для доски, сняли на камеру и долго смеялись. Пришлось опять докладную писать директору и вызывать родителей в школу.
— Может, тебе стоит что-то поменять в твоих уроках?
— Слушай, я лучший учитель физики. Несколько раз выигрывал разные конкурсы. Преподаю в других школах — там такого нет. Что еще может быть?
— Как хочешь, может, дело в тебе, каждый раз одни и те же истории. Я же с этими же детьми занимаюсь. 8 «А»?
— Конечно, 8 «А», я уже тебе рассказывал о них. Слушай, не пойти бы тебе, ты что, физик, что ли?
— Нет, просто я тоже с ними занимаюсь. Они трудные и особенные, с ними надо наравне говорить, заинтересовывать их чем-то, направлять.
— Чем их заинтересуешь, если у них на уме только одно?
— Да тот же Петров, который тебя постоянно подкалывает. Он интересуется машинами и компьютерными играми. Поиграй в его игру, обсуди с ним. Я так делал, у нас получился хороший разговор.
— Буду я еще опускаться до них, до их интересов. Они еще жизни не видели. Пусть хотя бы выучат пару уроков и сделают домашнее задание.
— Слушай, я не буду настаивать или советовать что-то. Если ты обращаешься, то попробуй услышать мнение со стороны, это может помочь. Ты должен быть для них другом, они никому не доверяют. Даже родителям. Я знаю, ты сейчас отрицаешь, но обязательно обдумаешь то, что я тебе сказал. Я наблюдаю за тобой, ты все слышишь и делаешь выводы. Но такой у тебя характер.
— Что ты имеешь против моего характера? — начал бычить Михаил.
— Ничего, мы все особенные и сложные. Просто поставь себя на место детей — и все поймешь.
— Ладно, хватит грузить, увидимся, — Михаил решил закончить неприятную для него беседу.
— Хорошего дня тебе.
Саша решил пойти в кафе и пообедать в нем.
Он по дороге снова замечал какие-то детали.
То это шум города, то это суматоха куда-то спешащих людей.
Александр же на их фоне шел очень легко, не спеша и пританцовывая.
Он решил сходить поесть на один из рынков города Москвы, которые переделали под общественные пространства.
Сегодня он взял на обед суп и немного хумуса с лепешкой.
Звук вокруг был единым, но со временем в сознании Александра он стал распадаться на отдельные звуковые дорожки.
Если бы мы были в его голове, то забывали бы о еде, о суете.
Он сосредоточился.
В очередной раз открыв глаза, он очутился в полной тишине.
Спокойно покушав, хотя на рынке было достаточно шумно, он взял свой поднос и отнес его в место для грязной еды.
После чудесного обеда он решил прогуляться по городу.
В нем достаточно мест для уединения, которые так любил Александр.
Сегодня он пошел на бульвар и сел на одну из свободных лавочек.
Он достал блокнот и просто стал записывать свои мысли.
Мимо него пробежала женщина, которая куда-то спешила. Казалось, что она ничего не замечает вокруг, запыханная.
Она была похожа на маму Евдокии.
Саша, посмотрев на нее, сделал запись в блокнот: «Прийти поговорить с мамой Евдокии».
Про себя он думал, что надо ее разбудить, вроде ее дочка говорила, что у нее талант к живописи, надо подтолкнуть ее.
Он еще минут десять посидел и посмотрел в небо.
Встал с лавочки и пошел домой.
По дороге ему позвонил директор школы.
Он взял трубку.
— Добрый день, Ирина Александровна!
Она что-то очень быстро произносила ему в трубку.
— Да, я в курсе, что некоторым родителям не нравятся мои уроки.
— Да их дело, направлять ребенка на урок или нет.
Казалось, что в разговоре были отдельные фразы Александра.
— Но я сначала спрашиваю детей, хотят ли они заниматься музыкой. Тех, кто не хочет, я не заставляю, они сидят, играют в телефон весь урок.
Александр демонстративно отодвинул трубку от уха, когда директор что-то пыталась ему сказать на повышенных тонах.
— Да, но эти стандарты образования уже устарели и не работают на современных детях.
После этой фразы Александру пришлось выслушать еще замечания в свой адрес.
— Слушайте, Ирина Александровна, наши дети регулярно выигрывают места на музыкальных конкурсах. К ним нужен свой подход.
Тут голос директора повысился до громкого, что можно даже не включать динамик связи на телефоне.
— Это ваше дело, какие меры принимать ко мне из-за жалоб родителей. Я бы сначала поговорил с ними в присутствии детей.
Тут, видимо, понеслись упреки Саше об оценке работы директора.
— Нет, я не хочу учить вас, как надо работать. Просто они все уже личности и с ними нужно считаться.
Тут было сказано что-то в упрек детям.
— Нет, они не недоросшие дебилы, зря вы так говорите.
Дальше Александр уже не слушал, а только лишь вставлял слова в появившиеся паузы.
— Хотите меня уволить — это ваше право, пожалуйста.
Следующая фраза была сказана спокойным тоном.
— Зачем мне что-то вам доказывать, я вам каждый раз говорю одно и то же, вы меня не слышите.
Директор была в полном неадеквате.
Александр же не держался за свое место и был абсолютно спокоен.
— Да я вам не ставлю ультиматумов.
Ирина Александровна в жестком тоне сказала, что больше не хочет видеть его в школе.
Единственное, что он может, — забрать все свои документы в отделе кадров.
— Как желаете, я больше не приду в школу.
Другие прохожие в этот момент услышали на весь бульвар:
— Вот и отлично, жалобы на твои занятия убьют нашу школу. Так, что удачи тебе, хипстер и хиппи, в твоих делишках. Я очень надеюсь, что тебя больше не будет в сфере образования.
— Не волнуйтесь, вы решили одну проблему. Вам теперь лучше, — ответил Александр.
Он уже достаточно устал от происходящей беседы и хотел ее закончить быстрее.
— До свидания, — сказал он и выключил следом свой телефон.
Минут пять он бродил по бульвару в тишине.
В голове его было не совсем про увольнение. Он размышлял, как теперь помочь детям реализоваться в их творчестве.
Ведь теперь они остались один на один со всей этой системой образования. Со всей машиной, которая медленно, как каток, наезжает на твою самооценку, самоуверенность и счастье в этой жизни.
Эти мысли чередовались с мыслями о тленности бытия.
Он также копался в вопросе, что реализуют в мире такие люди, как директор.
В чем их предназначение?
Почему они мешают развиваться миру по восходящей линии и постоянно вставляют палки в колеса талантливым и целеустремленным людям?
Следующие две минуты были про идеальный мир, в котором все могли бы реализовывать свои таланты.
Мир, в котором не было бы зависти, злости и неоправданной критики.
Мир, в котором каждому человеку говорили бы «спасибо», говорили бы теплые слова для развития его качеств.
Мир, мир, мир, в котором было бы просто приятно жить, а не выживать.
Закончив свои мысли тем, что, наверное, когда-нибудь такое время настанет.
Саша не терял надежды, что он его застанет.
Но это была лишь малость, о чем он думал. Он также хотел сам поучаствовать в таких изменениях.
Он даже начал строить планы, как это можно применить в школе.
Но огромная машина бюрократии и весь образовательный процесс были самой большой проблемой.
«Нужно быть диверсантом», — думал он.
«Я, как сепаратист, как подполье, буду сражаться за эти идеалы», — думал он.
Ничего страшного.
Александр написал сообщения всем детям в группе WhatsApp’е, что уроки будут теперь после школы либо у него дома или в парке, как они захотят.
Вечером он спокойно дописывал свой новый трек.
В квартире царила атмосфера спокойствия и теплоты.
Дела минувшего дня Сашу никак не задели.