Одно из самых неприятных воспоминаний об ушедшем СССР – магазины. У многих моих сверстников в памяти отложились только очереди, блат и пустые полки. Поэтому позволю небольшой исторический экскурс.
Расцвет Российской Империи, рубеж XIX – XX веков. ВВП на душу населения в России меньше ВВП в США практически в три раза. Меньше чем в Великобритании почти в четыре раза. Меньше чем в германии в два раза. ВВП России ниже даже чем в Мексике. Далее – крах экономики в результате Первой Мировой войны, Экономических реформ Временного правительства в феврале – октябре 1917 года. Революция, иностранная интервенция и Гражданская война практически доуничтожили экономику страны.
Только к 1928 году бывшая Россия, а теперь СССР смог восстановить экономику страны до уровня начала двадцатого века. Через двенадцать лет новая война, которая унесла миллионы жизней, разрушила тысячи предприятий, вывела из оборота сотни тысяч гектар пахотной земли. Восстановление экономики после Великой Отечественной войны было невероятно стремительным, меньше десяти лет. Но всё равно довоенный уровень был достигнут к 1951 – 1953 годам.
Всё ранее сказанное к тому, что мы, я имею в виду себя и своё поколение, начинали свой жизненный путь практически в послевоенной стране, где в дефиците ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ ВСЁ. Обычно я никогда не прибегаю к такому способу выделения мысли как увеличенный шрифт, но здесь по-другому просто нельзя.
Есть такое странное понятие – генетический голод. Это тот самый голод, который пережили не только и не столько мы, сколько наши отцы и матери, деды и бабки, прадеды и прочие предки. Россия никогда не была сытой страной. А «хруст французской булки» это 1,5-3% от всей огромной территории.
Для чего я это рассказал? Для того чтобы было понятно, как и почему мы совершаем покупки и как этим пользуются продавцы. А главное, как нам купить то, что нам нужно и избежать «непреднамеренных трат».
Приобретение того, что называется «товар длительного пользования» несколько иная тема. Я хочу начать с того, что мы покупаем ежедневно.
Итак – покупаем продукты.
Давайте определимся сразу – мы сторонники здорового питания. А это значит, что основную часть нашей продуктовой корзины составляют «живые» продукты. Под «живыми» продуктами я подразумеваю те продукты, которые содержат необходимые для нас вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, пищевые волокна и так далее в необходимых для нас объёмах.
Мы стараемся не покупать: переработанное мясо, сладости, копчёности и солёности. Я не имею в виду «табу», я имею в виду, что мы понимаем, что эти продукты несут с собой неоправданно большие количества сахара и соли. Да и воды по цене продукта там может оказаться невероятно много. Если же иногда хочется, то почему бы и нет. Но эти продукты не становятся для нас ежедневными.
Ещё мы помним, что источником «полезности» могут быть не только экзотические продукты, но и наши, исконно родные. Кстати, я неоднократно встречал в СМИ информацию о том, что наш организм извлекает максимум пользы из тех продуктов, потребление которых у нас сложилось исторически. Проще говоря из банана житель Африки извлечёт максимум полезности, а мы только сахар. Но, оговорюсь, это не факт.
Есть ещё «модные» продукты. Например, киноа. Хотя я сильно сомневаюсь, что её полезность пропорциональна разнице в цене с нашей родной гречкой.
Но идеальным образцом «модного продукта» может выступать тростниковый сахар.
Вы, наверное, неоднократно читали, что нерафинированный тростниковый сахар содержит массу полезностей. Кроме этого его периодически можно встретить выставленным в отделе здорового или спортивного питания. Да и стоит он в несколько раз дороже, что должно наводить на мысль о его уникальности. А теперь давайте разложим этот феномен по полочкам.
О полезных веществах. Возможно они там и есть, но их количество столь незначительно, что содержание этих веществ, как правило, просто не указывают даже на упаковке этого замечательного продукта. Ну и плюс ко всему для того, чтобы извлечь хоть какую-то мало-мальски значимую дозу этой полезности, придётся съесть за раз не один десяток килограмм этого сахара.
Но не это главное в сахарном «разводе». По сути дела, нерафинированный тростниковый сахар — это практически сахар сырец, который избежал очистки. Проще говоря при переработке тростника совершено как минимум на одну операцию меньше, чем у всем нам знакомого белого сахара. Исходя из этого неочищенный сахар просто обязан стоить меньше, чем тот, который прошёл полный цикл переработки. И вся польза этого сахара, говоря языком молодежи – обыкновенные понты.
Примерно то же самое можно сказать и о морской или розовой соли. Хотя перечень на ней не заканчивается. Это я к тому что, собираясь покупать продукты мы не должны вестись на рекламные выверты.
Теперь несколько способов, как нас заставляют расстаться с нашей пенсией при покупке продуктов. Кто предупреждён тот вооружён, и это именно тот случай.
Про рекламу, полуфабрикаты и переработанные продукты мы говорили раньше. Вот ещё несколько примеров.
Упаковка продуктов. Странные пачки масла весом в 175 гр., пакеты с крупой 368 грамм, бутылки с молоком с 0,43 литра и так далее. Эти числа не помогают, а мешают воспринимать информацию. Способ борьбы с этим только один – пересчитывать цену на килограммы и граммы, если эта информация отсутствует на ценнике. Благо у вас под рукой в телефоне всегда есть калькулятор и мы никуда не спешим.
Продолжим. Размещение продуктов на полках. Напомню, задача современного супермаркета не накормить вас, а получить максимальную прибыль, всё-таки мы живём при капитализме. Получение прибыли его, капитализма, главная цель. Поэтому продукты подороже располагаются на уровне глаз, а те, которые подешевле, не похуже, а именно подешевле, стоят на нижних полках или под потолком. Напомню, наш организм ленив, поэтому зачастую рука тянется к тому, что находится «в зоне досягаемости». А ещё к тому что ярче или ассоциируется с чем-то знакомым. К примеру слово ГОСТ. Просто для любопытства, если вдруг увидите на упаковке слово ГОСТ не поленитесь, и забейте в поисковик этот ГОСТ, с числом естественно, в поисковик и вы прочитаете там много интересного. Просто для справки, советские ГОСТЫ разрабатывались несколько десятков лет назад, когда исходные материалы, способы переработки, условия хранения и транспортировки были абсолютно другими. И как это не печально, но следования ГОСТу не всегда признак высокого качества.
И в завершение темы о полках. Вы обратили внимание, что как правило вне зависимости от количества касс, всегда работает столько касс, чтобы была хотя бы небольшая очередь? И это не про «поиздеваться». Toq раз напомню, мы живём в эпоху капитализма и цель магазина не удовлетворение ваших потребностей, а зарабатывание денег. И когда вы стоите в очереди ваш взгляд бессознательно рассматривает полочки, которые расположены «для вашего удобства» перед кассой. И рука непроизвольно тянется взять какую-нибудь мелочь и положить её в корзину. Именно в этом и смысл этих полочек. Поверьте, даже в этом магазине, отойдя от кассы, вы найдёте аналогичный товар, но гораздо дешевле.
Ещё один немаловажный вопрос – где покупать. Времена, когда в поисках куска мяса или палки колбасы приходилось пробежать не один магазин, канули в Лету. И это не может не радовать. Теперь, образно говоря, везде есть всё. Разница только в цене. Вот об этом и поговорим.
Некоторым может показаться странным, но цена зависит, в том числе и от размера магазина, и от места его расположения. Самые дорогие магазины — это так называемые магазины шаговой доступности. Самые дешёвые, как правило, это гипер или мега маркеты. И чем дальше этот гипер/мега расположен от центра города, тем выгоднее его цена. Но это только для начала. Каждая торговая сеть, опять же, как правило, имеет собственный набор «дешёвых» продуктов. Дешевизна которых в конечном итоге компенсируется ценами на другие продукты. Как нам из этого извлечь выгоду? Да очень просто. Помним, что у нас есть время и мы его можем «монетизировать». Проведите персональный тендер. Сравните цены в разных магазинах на базовые для вас продукты и не постесняйтесь масло купить в одном магазине, а крупу в другом. Кстати, у большинства сетей есть сайты, где вы можете посмотреть не только текущие цены на продукты, но и узнать о скидках, которые бывают вполне приличными.
Небольшой, но серьёзный лайфхак. Большие торговые сети зачастую предоставляют такую услугу как покупка через интернет и доставка продуктов на дом. Доставка обычно осуществляется бесплатно при приобретении продуктов на определённую сумму. А теперь из личного опыта.
Стоимость продуктов в той сети, где мы покупаем через интернет, либо меньше, либо такая же, как гипермаркете этой сети. На покупку вы можете потратить столько времени, сколько пожелаете, при этом вас не отвлекают приёмы мерчендайзинга, искусства выгодно продавать, а если точнее – навязывать товар. И, немаловажное, вам ваши покупки донесут до дверей. Учитывая, что есть продукты, которые мы приобретаем один – два раза в месяц, крупа или растительное масло, например, то доставка очень неплохой бонус к этим покупкам. Итог: такие покупки не только выгодны, но и удобны. А для походов в магазин мы оставим молоко и что-нибудь «для души».
И в завершение разговора ещё пара мыслей. Постарайтесь для похода в магазин подготовить список. Он позволит не только не забыть купить то, что необходимо. На мой взгляд самая главная польза списка в том, что он не позволит вам купить то, что в данный момент не является необходимостью. Главное списка придерживаться и не забывать отмечать то, что приобрели. Кстати, добавлять что-либо в список в магазине убивает сам смысл использования списка.
И последний совет, старайтесь не пользоваться тележками если вы пришли за одной – двумя покупками. С тележкой вы не чувствуете веса набранного, а это подсознательно ведёт к мысли прикупить что-нибудь «ну очень нужное».