Пускай сухие цифры и подсчёты твердят о неумолимости эволюции и о том, что люди с каждым новым поколением становятся всё лучше и лучше, всё же число тех, кто считает, что люди стали «забывать», постепенно увеличивается. А что забывать-то? – Да всё!
Как самый нежный образ человеческой деятельности, творчество через своих созидателей первым указывает на перемены и новшества, даже если они связаны с неким возвращением к истокам и началам, уже давно пройденным.
Древнейшая философия ещё более древнейших, возможно даже уже вымерших цивилизаций в своих останках учит ныне живущих любви, уважению и снисхождению. Примечательно, что даже в упоминаниях о войне или бедствиях, даже о кровопролитных гладиаторских боях нет особо выделяющейся жестокости, нет кровожадных фраз и мрачности всего того, о чём повествуется. Многие современные мыслители уже отметили, что практически всё, чему учит древняя философия, скажем Индии или Китая, не усваивается обществом: многочисленные войны ведутся, преступность сохраняется и эволюционирует вместе с законами, а жестокость самой души и человеческих помыслов никуда не делась. Неужели мы действительно деградируем? Неужели мы действительно забыли, что вообще значит быть человеком?
На самом деле всё не совсем так. Да, отдельному человеку, равно как и всему человечеству в целом, свойственно что-то забывать: хорошее ли, плохое ли – не важно. Однако, ключ к проблеме кроится не в том, что мы закрыли глаза, а в том, что мы не туда смотрим. И в средневековье, и в античности были убийства и грабежи на улицах, было насилие и надругательство, велись войны за земли и наживу, несправедливость могла процветать даже там, где искали от неё убежище, в общем: всё точно так же, как и теперь, но в другом облике; разумеется, благо туже присутствует как в прошлом, так и в настоящем. Ошибка современности – чрезмерное внимание к злу и, как следствие, недостаточное внимание к добру. В отличие от современных, древние философы вместо упрекания дурных поступков восхваляли праведные.
Допустим, что вершится какой-то дуэль и на нём умирает человек: можно расписывать то, как мучается и страдает падший, а можно – как ликует и радуется победитель, можно писать про позор, а можно – про защищённую честь; можно говорить о безумствах Колизея, о неизбежности для рабов вступить в смертельный поединок, а можно – об их отваге и силе, об их стремлении к жизни и существованию.
В идеале, конечно, нужно обращать внимание на всё, плохое и хорошее в равной степени – тогда и мир будет познаваться и описываться человеком в полной мере, однако время уже не повернуть… на действие нужно противодействие, и если сейчас все говорят о зле – значит нужна пропаганда добра. Только когда равновесие будет восстановлено – вот тогда уже пора смотреть на картину целиком, но это – дело будущего. Сейчас стоит задача: вспомнить добро.
«
»
1 комментарий