«В нашем обществе деловитость становится достоинством, которое должно быть у всех граждан, оно делается критерием правильного поведения вообще»
4. По системе Макаренко труд – основной инструмент воспитания. Но только вместе с образованием, нравственным и обществоведческим развитием. Работа учит взаимодействовать с коллективом, дисциплинирует, развивает физически и даёт средства для жизни. Но очень важно, чтобы труд приносил реальную выгоду, а участники понимали, что и зачем они делают. По Макаренко труд был обязателен для всех, но вид деятельности каждый воспитанник выбирал сам. Каждый был занят на производстве чего-либо, посещал секцию или кружок (например, участвовал в театральной студии или оркестре) и занимался общественно полезной деятельностью (вплоть до участия в отряде по борьбе с самогоноварением в соседней деревне). Ни от кого не требовали больше, чем было ему по силам, но и безделье не допускалось. В нашем обществе жёсткий дефицит рабочих мест. Проблему занятости мы решили, направив усилия основной массы наших граждан на саморазвитие. Теперь мы всю жизнь учимся! Учёба – это тоже труд! Часто тяжёлый труд! Наградой за саморазвитие является победа в конкурсе и получение работы, за которую вы получите сверхдоходы и главное – уважение окружающих! У нас нет бедных, но и возможности безработных достаточно ограничены. Стимул стать лучше должен сохраняться!