Если верить официальным цифрам, примерно каждый шестой встреченный вами в Гоа человек будет европейцем. Но прожив здесь несколько лет, могу сказать, что их гораздо больше.
В Гоа есть три вида европейцев. Первые, наверное, самые немногочисленные, люди, которые оказались в Индии волей случая. Кто-то, как я, приехал по работе. Кого-то еще в детстве привезли сюда родители. А кто-то нашел здесь свою любовь. Таких людей вы будете встречать реже всего. Во-первых, они заняты на работе, а во-вторых, они прилагают немало усилий, чтобы оставаться незамеченным и слиться с местным населением. Их не встретить на пляже. Они не посещают бары и клубы, популярные среди туристов, а селятся они подальше от туристических зон.
Вторые – это туристы, коих здесь большинство. Чаще всего это бледные люди в смешных шортах и нелепых майках с символом Ом, которые продаются в палатках у моря. Управляя байком, они обычно сильно нервничают и пытаются ехать по привычным им правилам, которых здесь попросту нет, из-за чего часто попадают в аварии. По вечерам они поют караоке. Днем загорают на пляже, пока их кожа не прожарится до хрустящей корочки. Посещают различные достопримечательности, и фотографируют все на телефоны, которые периодически воруют местные. Словом, они отдыхают и развлекаются, и кто смеет винить их в этом? Ведь весь остальной год они будут корпеть на работе. Есть и те, кто отдыхают здесь по полгода. Они безобидные ребята. Пожилые британцы, музыканты и художники, которые могут позволить себе шестимесячный отпуск. Они мало чем отличаются от остальных туристов, разве что лучше водят байки.
Ну и наконец, самые примечательные для нас, европейцы проглоченные Индией. Такие люди чаще всего живут в отдаленных деревнях северной части штата. Узнать их в толпе несложно. Почти все они одеты в странную затертую одежду. На поясе они носят кожаные ремни. Волосы их выбриты по бокам, а оставшиеся заплетены в косички или дреды. В ушах вместо серьги вставлены перья. Кожа их коричнева от постоянного пребывания на солнце. Свои старые мотоциклы они украшают флажками и индийскими символами. Предпочитают они самые мощные Роял Энфилды, на которых любой доходяга будет смотреться лихо. На конопляных сумках их нашиты мандалы. И все они похожи на героев пост апокалиптических фильмов. Такие люди не встречаются в крупных городах и поселках. Во-первых, их нраву претит любая цивилизация. Во-вторых, многим из них жизнь в таких местах попросту не по карману. Почти весь день они сидят в джус центрах и ресторанах, где стоят пластиковые стулья и играет гоа-транс, от которого у большинства людей начинается мигрень. Именно о таком человеке и пойдет речь.
Назовем его попросту Потерянный, потому что в корне не верно будет привязывать таких людей к какой-то национальности, полу или имени. Потерянный – это худощавый человек с рассеянным взглядом. Речь его расслаблена и чуть невнятна. В его карманах почти нет денег, потому что деньги – это пустая условность. Он скорее всего не ест мясо, возможно использует только сырые продукты, и определенно точно курит травку. У Потерянного нет работы, и зарабатывает на жизнь он изготовлением украшений из бисера. Иногда заплетает дреды. Иногда проводит мастер-классы по йоге, или же чистит людям карму. Иногда катает туристов по штату, обещая раскрыть им настоящую Индию. Не чурается и продажи травки или ЛСД. Словом, делает все, чтобы раздобыть хоть немного деньжат. Устроиться на обычную работу Потерянный не может, поскольку находится в стране нелегально и скорее всего у нет паспорта. По легенде, он символично сжег его в знак своей вечной преданности Гоа. На самом деле, его украли у него вместе с сумкой на пляже, во время очередного ЛСД трипа. Живет Потерянный в маленькой меблированной квартирке, которую делит с такими же Потерянными. Там они устраивают групповые медитации, сеансы тантрических практик, или же расширяют сознание в поисках Шивы.
Чаще всего, Потерянный причисляет себя к культуре хиппи, иногда ударяется в индуисткие практики. В его лексиконе много таких странных понятий как «кармические каналы», «Ашрам», «дизайн человека», «космические и энергетические блоки», и многое другие, значение которых не понимает никто кроме Потерянных (если конечно они их сами понимают). Они одержимы поиском пути просветления. Поиском Шивы. Поисками Нирваны. Но почти всегда эти поиски сводятся к употреблению ЛСД и травки, но некоторые уже успели добраться и до опиатов. К выпивке Потерянный относится хуже, хотя за неимением прочего вход идет и она.
Потерянный не терпит банальных разговоров о погоде или политике. Ему гораздо интереснее общаться с теми, кто как и он открыл для себя изнанку и тайны этого мира. Он часто ездит к различным мудрецам и посещает древние храмы. Они читают много эзотерической литературы и много признанной классики для интеллектуалов, к коим он себя причисляет. Каждый Потерянный когда-то пытался написать свой психоделический роман. Или создать экспериментальное направление в музыке. Самые маститые предпринимали попытки создать новые философские течения. Но успеха в своих начинаниях они не достигали. Во многом потому, что редко заходили дальше планов и замыслов.
Руки Потерянного покрыты татуировками. На спине его красуется Ганеши. На плече – трезубец Шивы. Но ладонях мандалы. На указательном пальце правой руки не хватает одной фаланги. С ней приключилась весьма скверная история. Пару лет назад, Потерянный начал покупать вещества у одного молодого гоанца по имени Сантош. Сантош был в курсе всех тонкостей просветленной жизни, и они с Потерянным быстро стали приятелями. Они ходили на пляжные вечеринки. Пару раз посещали мудреца, который угощал их травкой. Сантош так сблизился с Потерянным, что стал давать ему препараты в долг. А долги Потерянный возвращал редко. Когда сумма уже стала серьезной, Сантош начал злиться и требовать оплатить по счетам. Но Потерянный кормил его пустыми обещаниями. А когда в очередной раз Потерянный сказал Сантошу по телефону, что денег для него нет, тот завалился со своими друзьями в его квартирку, и начал избивать его обрезком трубы. Затем Сантош спустился вниз за кусачками, а его друзья уложили Потерянного на пол. На глазах у испуганных жильцов Сантош отрезал Потерянному кусок пальца, что бы ни у кого не оставалось сомнений в том, что долгов он не простит. В тот вечер, Потерянный понял, что Сантош не был никаким просветленным. Он был обычным бандитом, который наказывая должников мог зайти гораздо дальше чем отрезанный палец. Пойти в полицию Потерянный не мог, поскольку был нелегалом. Долг за Потерянного выплатила его мать. После этого о приятельских отношениях с Сантошем не могло быть и речи. Он даже перестал покупать у него травку. Потерянный крайне негативно относился к насилию, хотя в особенно тяжелые времена, несколько раз грабил туристов, угрожая им ножом. Но об этом он никому не рассказывал.
Вообще, местные часто обманывают Потерянного, а если он возмущался, они грозили ему депортацией и тюрьмой для мигрантов. Взяв с него залог, домовладелец мог сказать потом, что видит его впервые в жизни. Его могли нанять на работу и не заплатить ни гроша. Он не был туристом, с которым все старались быть обходительными. Он нелегальный мигрант, который не приносит Индии ни единой рупии. А любовь гоанцев быстро заканчивается, как только кончаются деньги. Люди вроде Потерянного, в первый свой приезд, остаются обмануты Гоа. Местные приглашали их в свои дома. Они были радушны к ним. Потому что каждый гоанец знает, сто турист — это его хлеб и масло на нем. Но все менялось в одночасье, потому как к мигрантам они относились гораздо хуже. Я бы даже сказал, что местные их недолюбливают. Мигранты отнимают их рабочие места. Мигранты не платят налогов. Но самое главное, местным казалось, что Потерянный пытается захватить их землю. И я не могу сказать, что страх их был безоснователен.
Потерянные хотели видеть Гоа таким, каким он являлся им в фантазиях. Они негативно относились к работе полиции, которая борется с оборотом наркотиков и нелегальным бизнесом. Они не хотели глобализации, и ворчали на то, что здесь стало слишком много супермаркетов и брендовых магазинов. Они хотели, чтобы Гоа застрял в развитии, ведь в противном случае, он просто выдавит их, и вынудит переселиться в другие, менее благополучные штаты. И как бы Потерянные не кричали на каждом углу, о том, как они любят Индию, жить они хотят среди других мигрантов и туристов, поближе к государственной медицине и иным благам нового времени. Вот только жизнь в Гоа, становилась для них непомерно дорогой. И в этом заключалось самое главное лицемерие всех Потерянных. Они не готовы отказаться от этой жизни, ведь помимо свободы и просветления им нужны еще свежесваренный кем-то кофе, вайфай и бесконечные вечеринки. А самое главное, им нужны те, кому они будут себя противопоставлять.
Дом Потерянного – это чаще всего небольшая квартирка в частном доме, которую они делят с хозяевами или другими Потерянными. Кроватью им служат расстеленные на полу циновки, поскольку это больше созвучно с идеями аскетизма, которые восхваляют Потерянные. В углу или возле окна устраивается алтарь, на манер тех, что делают местные. Туда помещался Шива и Ганеши. Реже Кришна. Перед алтарем ставится подставка для благовоний, которые воскуриваются во время медитаций. Их религиозные манипуляции обычно не имели отношения к настоящим верованиям, а просто подражали обрядам. Преобладает среди них дзен-буддизм, хоть он как таковой не имел к Индии особого отношения. Увлечение буддизмом – это их дань поколениям хиппи и битников. Столы и стулья в этих дома не используются принципиально. Потерянному нравится сидеть на полу, на восточный манер. По той же причине они часто отказываются от столовых приборов. Практического смысла в этом нет. Но человек, который сидит по-турецки и ест свой обед руками, в дымке благовоний, выглядит крайне таинственно и мистически. Он не выглядит как банальный среднестатистический европеец – пожиратель вредной еды и мяса, помешанный на своей работе и деньгах, и уничтожающий весь мир ради непомерных аппетитов. А именно так они видят большинство людей.
Я не решусь говорить за всех Потерянных, но имея большой опыт общения с ними, могу сказать, что многие из них высокомерны и заносчивы. Они редко общаются на равных с теми, кто не входит в их круг. Зачастую они считают остальных людей недалекими. И дело тут даже не в образованности. Редко среди Потерянных я встречал эрудированных людей. Дело тут было в знание конкретных вещей, зачастую абсурдных и ненаучных, по которым они различают своих и чужих. И если вы чужак, то вы априори чего-то не знаете об этом мире. Вам недоступны его скрытые грани и тайны, которые почти всегда оказывались плодом простимулированной ЛСД фантазией.
После всех моих слов может показаться, что все Потерянные – это кучка законченных негодяев. На самом же деле, я просто сгущаю краски. Стоит признать, что эти люди придают Индии особый колорит. Они открывают отличные рынки, на которых можно найти и купить то, что невозможно достать в Европе. Украшения из камней и дерева. Одежду из кожи и еще великое множество разнообразных чудных вещей. Они знают, как организовать отличную вечеринку, и общение с ними в умеренных дозах, может быть даже полезно. Просто мы стоим по разные стороны баррикад. Для них я маскулинный завоеватель-поедатель. Агрессивный и воинственный. Я олицетворение европейского уклада, от которого они сбежали в Индию. Для меня же, они были кучкой бездельников, которые мешали заниматься делом. И даже отношение местных было к нам неоднозначным. Я был частью того, что приносило в штат деньги, а значит и стадионы, больницы, школы. Ко мне они относились зачастую с почтением и порой даже с легким раболепством. Потерянные же, были для них как бельмо на глазу. Напоминание о тех временах, когда Гоа был оплотом безнаказанности и наркоторговли. Но в сердцах их таилась какая-то странная любовь к Потерянным. Любовь родителей к заблудшему сыну.
Тем более, Потерянных с каждым годом становилось все меньше. Многие из них попадают в тюрьмы, ведь полиция с каждым годом работает все лучше. Многих отправляет домой миграционная служба, без права возврата в Индию. Кто-то умирает от передозировки. Очень многие сходят с ума, так и не выйдя из своего последнего трипа и оставшись бродить по дорогам среди собак, шепча что-то несвязное. Кого-то насильно увозят в Дели и Мумбаи заниматься проституцией. И лишь немногие возвращаются домой к своим семьям. И я не могу сказать, трагична ли их судьба, или поучительна. Уверен я лишь в одном – если я вернусь в Индию лет через двадцать и спрошу где же все Потерянные, на меня посмотрят, как на полоумного. И лишь парочка старых гоанцев вспомнят этих искателей свободы, что когда-то прибыли в Индию, в поисках своей истины.
Читать продолжение: https://www.litres.ru/book/igor-nadezhkin-32441592/beskonechnye-nochi-bharaty-68991229/