Кузьма Прутков
«Путь к совершенству, часть первая» — это приложение к книге «Воспоминания о будущем. Часть 2»
(Рекомендации, переданные Фёдору Анной Герман для самосовершенствования)
В данном произведении использованы подлинные высказывания Бертрана Рассела
«Чтобы понизить общий уровень тупости, нам нужен не рост «интеллекта», а иной тип характера: независимые, предприимчивые люди, влюблённые в жизнь» — Эрих Фромм
Придя домой, Фёдор с интересом начал рассматривать тонкую прозрачную пластинку, переданную ему Анной Герман. Головотяжец показал принцип работы этого устройства, оказавшегося хранилищем информации со встроенным искусственным интеллектом. Для просмотра можно было использовать как головотяжец, так и возможности самого дома, голографические стены которого давали возможность более глубокого погружения в процесс. Устроившись поудобнее на диване, Фёдор вставил пластинку в один из свободных слотов, свет погас.
Прошла минута и в тишине медленно нарастая появился шум прибоя, стало немного светлее. Фёдор оказался на плоской вершине скалы, окружённой уходящей за горизонт морской гладью. Напротив дивана, появилось массивное старинное кресло, в нем возлежал пожилой мужчина с густой шевелюрой седых волос. Слабый рассвет озарял окружающую местность, а где-то внизу невысокие волны ритмично накатывали на скалистый берег.
— Альберт Эйнштейн?! — пошутил Фёдор?
— Это образ известного британского философа Бертрана Рассела. У него много интересных работ по математической логике, философии и теории познания. Обращайтесь ко мне Бертран, раздалось в ответ.
— Неожиданный выбор.
— Ну почему же, Рассел был новатором, у него свой, необычный взгляд на многие вещи, и, хотя он во многом ошибался, у него иногда возникали гениальные мысли. Вы Фёдор, прожили интересную насыщенную жизнь. Вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда вроде неглупый человек не понимает элементарных вещей? Преподаватели возмущавшиеся, что их ученики чего-то не поняли, гневно крича «ну я же все объяснил»? Люди, с лёгкостью делающие невероятно сложные вещи? Почему то, что одному человеку кажется простым – другому недоступно? Из-за чего хорошо разбирающийся в чём-то человек не может оценить, как простые для него вещи воспринимаются другими менее опытными людьми?
— Разнообразие ускоряет эволюцию – парировал Фёдор
Бертран, задумчиво смотря сквозь Фёдора и продолжил:
— История – кладезь мудрости, анализируя прошлое, мы лучше понимаем настоящее! Всё познаётся в сравнении, моргнул свет, и они перенеслись во Франкфурт-на-Майне, где юный Моцарт выступал пред публикой.
На эстраду вышел мальчик лет семи в красивом камзоле, обшитом золотой каймой, в белом пудреном парике, раздался божественный звук скрипки. Зал притих, все завороженно смотрели как тонкий смычок легко касаясь скрипки извлекал завораживающие зал звуки. Лёгкость, с которой это юное дарование обращалось со скрипкой просто потрясала.
Вольфганг Амадей Моцарт – прокомментировал Бертран. Родился в семье музыкантов. Его отец Леопольд Моцарт, скрипач и композитор в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха. Вольфганг обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. В три года он пробовал играть на клавесине повторяя небольшие части музыкальных произведений за своей семилетней сестрой Наннерль. Едва выучив первые ноты, маленький гений уже пытался писать простые миниатюры. Отец уделял много внимания развитию музыкальных способностей сына, что дало свои плоды: в шесть лет он почти самостоятельно освоил игру на скрипке, в восемь – первая симония, в одиннадцать – первая опера… Специалисты изучавшие написанные этим гениальным ребёнком музыкальные произведения утверждают, что чернила и нажим пера не менялись, что доказывает — всё произведение писалось за один раз!
После выступления к семилетнему Моцарту подошел 14-летний подросток:
— Замечательно играешь, мне так никогда не научиться.
— Ну что вы, играть, это же так просто, а вы пробовали записывать музыку, которая приходит вам в голову, писать ноты?
— Нет, мне в голову приходят лишь стихи.
— Наверное, очень трудно писать стихи?
— Напротив, это очень легко.
Бертран прокомментировал:
– Мы наблюдали встречу Моцарта и Гёте. Обратите внимание насколько они разные, и одновременно похожи? Благодаря своей матери Катарине Элизабет Гёте, обожавшей сочинять сказки и зачитывавшейся Библией, юный Гёте рано соприкоснулся с миром литературы. Недовольный качеством обучения сына в общественной школе, его отец Иоганн Каспар Гёте организовал обучение на дому. Специально отобранные репетиторы сумели дать Иоганну Вольфгангу фон Гёте блестящее образование: литература, естественные науки, рисование, игра на фортепиано и виолончели, верховая езда. Иоганн очень много читал, знание иностранных языков позволяло ему читать произведения на языке авторов. Отец учил сына записывать свои мысли, а подражание античным авторам быстро вылилось в первые произведения и стихи. Иоганн любил сочинять сказки, преподнося их своим сверстникам, за реальные события. Для него «писать стихи … это очень легко»
Мы видели проявление двух разных талантов, каждый из которых смог проявился благодаря природным задаткам, сочетавшимся с «правильным» окружением. Моцарт рос в музыкальной среде, его с младенчества приобщали к музыке, он как говорят впитал музыку с молоком матери. Для него – «играть, это же так просто»!
Моргнул свет, и они опять очутились на краю крохотного островка посреди океана
Почему так происходит? Причины в наших способностях воспринимать окружающий нас мир. Наши природные таланты облегчают нам развитие только в определённом направлении, и только сила воли, позволяет добиваться успехов в других областях!
«Ничто на свете не может заменить упорства.
Талант не может: талантливые неудачники — самое обычное
явление.
Гений не может: непризнанные гении вошли в поговорку.
Образование не может: мир переполнен образованными
дураками.
Только упорство и решимость всемогущи.» Томас Уотсон
Мы формируемся как личность в течении длительного периода времени, и всё это время мы воспринимаем и обрабатываем огромные объемы информации. Многое пролетает через сознание не задерживаясь, то, что остаётся — формирует наше восприятие мира. Накапливая знания в каком-то направлении, мы делаем это постепенно, никто не становится высококлассным специалистом за несколько дней.
Постепенно погружаясь в узкопрофильную деятельность, мы со временем упускаем, что наши знания — это результат длительного неспешного обучения! Воспоминания о возникавших в процессе обучения трудностях, быстро забываются, и нам начинает казаться, что наши способности и знания просты и доступны. Играет свою роль и окружающая обстановка.
Человек, выросший в семье медиков, не понимает, почему другие не знают элементарных вещей, связанных с медициной. Жителю пустыни сложно понять, почему горожанин не может ни воду сам добыть, ни пересказать по памяти маршрут на пару десятков километров. Эти люди сталкиваются с упомянутыми вопросами с детства, они постепенно накапливают знания о проблемах — с которыми житель мегаполиса может вообще не встретится в своей жизни.
Каждый из нас постоянно находится в узком кругу людей. Мало кто постоянно много общается на различные темы с большим количеством людей из разных социальных слоев и сфер деятельности, или параллельно осваивает множество профессий «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Формирующееся окружающей нас средой сознание, мешает объективно посмотреть на вопрос с позиции человека, от этой среды более далекого, или пребывающего вообще вне нее. Если человек много знает, это не означает что он может качественно передать свои знания другому.
Часто, очень умный человек, обладающий огромными знаниями и опытом, не может донести эти знания до тех, у кого IQ пониже, а опыта и знаний меньше. Передавая свои знания, он воспринимает слушателей как равных себе, что затрудняет усвоение нового учениками.
Это выступает ограничением для больших коллективов, где много разных специалистов работает над одним проектом. Некоторые члены большой команды могут недопонимать работу других и это опасно:
· Инженеры видят «продукт» под одним углом;
· Дизайнеры – под другим;
· Производственники – под третьим;
· а маркетологи – у них обычно на всё своё мнение!
В такой ситуации, появляется опасность, что результат вообще не будет соответствовать ничьим ожиданиям, а это чревато провалом всего проекта.
Полностью решить проблему взаимонепонимания невозможно. Даже у близнецов, генетически являющихся клонами друг друга, выросших в одной семье — понимание мира, характеры формируются по-разному.
· При общении учитывайте, что люди разные, и не обязательно понятные вам вещи так же будут понятны другим. Не надо недооценивать интеллектуальные возможности других лишь потому, что они не могут сразу понять элементарных для вас вещей.
· При передаче новой информации – постарайтесь это делать более детально и доходчиво, но без занудства. Не думайте о том, как бы вы объяснили это себе, попытайтесь представить всё так, чтобы понял даже ребёнок.
· Если вашему собеседнику не все понятно, выясните что именно он не понял, и попробуйте объяснить это более доступно.
· Если вы сами не всё понимаете – не стесняйтесь уточнять и переспрашивать. Не бойтесь показаться глупым в процессе обучения, иначе вы рискуете глупо выглядеть при попытке применения полученных знаний.
«Проблема этого мира в том, что глупцы и фанатики слишком уверены в себе, а умные люди полны сомнений» — задумчиво продолжил Бертран.
— И как вы пришли к таким выводам? – усмехнулся Фёдор.
«Говорят, что человек — это разумное животное. Всю свою жизнь я искал хоть какие-то свидетельства в пользу этого утверждения» –съязвил Бертран, и продолжил:
— Но вернёмся к нашей теме. Первым о причинах появления уверенности задумался Чарльз Дарвин
«Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание».