1) Творчество – сугубо индивидуальный процесс и строгих обязательных для всех правил (кроме правил русского языка) здесь нет.
2) Нужно держаться золотой середины — правильно, реально оценивать свои возможности. Надо быть в меру самокритичным, но уверенным в себе человеком. Образ, идея, мысль, сюжет, заготовка — это основа произведения. Текст — это форма, в которую мы помещаем мысль, идею. Поэтому, какой бы идеальной не была форма (как бы Вы мастерски не владели языком) содержание должно быть интересным.
3) Не пытайтесь угодить всем. Вы должны понять свою аудиторию, аудиторию каждого своего произведения в отдельности. Рокеру интересно читать про рокера.
4) Пишите не для себя — пишите для читателей. Если Вам безумно нравятся микросхемы — это не повод наполнять произведение одному Вам интересной информацией. НО не пишите о том о чем Вам не интересно писать, ибо мы не можем писать хорошо о том чего на дух не переносим.
5)Мнение 1 человека — это мнение 1 человека, если Вам указали на ошибку более 2 человек — есть повод задуматься, пусть даже Вы не признаёте ошибку. В любом случае если Вам указали на ошибку, недочёт и ТЕМ БОЛЕЕ просто высказали своё мнение на подобие «я бы этого героя убрал» — не спешите резать по живому, подумайте, поспрашивайте, подождите советов и критики других людей.
6) Властелин Колец не сразу писался, как и Москва не сразу строилась. Книга — это не короткий забег, это марафон — придётся долго трудится.
7) Не посвящайте всю свою жизнь и всё писательское время 1-му проекту, не повторяйте ошибку многих новичков. Пишите миниатюры, рассказы, повести – небольшие произведения. Они в любом случае не будут лишними.
8) Хоть идея, содержание и является главным в книге, писатель плохо знающий родной язык — плохой писатель.
9) Пишите о людях, а не о красивых, но бездушных вещах. Даже описывая красиво и красочно какие-то неодушевлённые вещи мастера писательства наделяют их такими качествами и образами, чтобы людям было интересно об этом читать.
10) Смотрите на мир шире — герои не должны повторяться. Герой — это не характер, иначе людям он не понравится. Характер — это общие слова. Герой должен быть ЧЕЛОВЕКОМ, желательно реальным, по крайней мере, реальным в вашем сознании. То есть у героя должна быть судьба, жизнь, родители, дата рождения, он должен чихать как все люди и прочее. Желательно, чтобы в каждом вашем персонаже не повторялись похожие, чаще всего ваши, черты.
11) Не бойтесь описывать страшные или необычные, глупые для Вас вещи…ведь если Вы будите только с себя списывать черты для своих персонажей, то все будет однообразными. Если Вам нравятся блондинки пересильте себя и напишите повесть о брюнетке, полюбите её такой какая она есть, попробуйте множество масок, чтобы Ваш стиль обогащался, да и Ваш взгляд на мир тоже.
12) Под боком у Вас — истории людей, жизнь людей, характеры людей, готовые герои. Жизнь – вот лучший генератор идей. Почитайте новости, вспомните истории из своей жизни.
13) Если Вы списываете с человека персонажа — то это не значит, что Вы берёте перед ним какие-то обязательства. Вы берёте лишь черты характера, не обязательно строго блюсти описываемый образ, приближая его к реальному прототипу.
14) Записывайте любую идею, которая придет Вам в голову. Если она пришла, значит, это не случайно и где-то в глубинах вашего сознания она уже приготовила себе развитие.
15) Начинайте с малых вещей. Если Вы подросток писать роман не очень хорошо, запишите задумку и попробуйте писать рассказы. Просто позже Вы сможете исправить плохой язык произведения, но ещё позднее поймете, что надо и идею переписывать и придётся полностью заново писать роман.
16) Если у Вас получается писать, причём писать целые книги, то не спешите думать что это сможет стать Вашей профессией. Даже если в Ваши 15-18 лет у Вас уже есть много заготовок или даже публикации в журналах, это не значит, что вы сможете зарабатывать этим на жизнь. При этом, полезной для писательства профессией будет филолог или психолог. Но опять же и инженер может быть писателем. Распространено мнение, что на журфаке или филфаке вы настолько много будете заниматься русским языком, что потеряете живое зерно в своих текстах, что кстати вполне может быть.
17) Гонитесь за техникой лишь в начале пути. Пара повторов на абзац не испортят талантливый текст, как и другие технические несовершенства, но пока мастерство не выработано нужно улучшать технику. Лишь профессионалам многое позволено, начинающие должны соблюдать правила которые диктуются литературой. Ибо невозможно создать креатив, не зная консервативных основ. Все нарушения и отходы от правил в качественных книгах заменяются талантом или автор специально так задумывал.
18) Но в любом случае простейшие правила правописания должны соблюдаться. Не думайте, что редакторы издательства будут корпеть над безграмотным пусть и «гениальным» текстом. Ошибки бросятся в глаза быстрее, чем сюжет или «красочный экшн на 25 странице»
19) Крестьянин не может «реально прикалываться» — помните, что речь персонажа создаёт более харизматичное о нём представление, чем упоминание о его социальном благосостоянии. Описание героя не должно быть сконцентрировано. Рассейте его – описание создаётся мнениями других персонажей о герое, его поступками речью, привычками и т.д.
20) Читайте свои произведения вслух. Читая, воспринимайте его без подтекста понятного только вам, станьте то 12-летним подростком, то 50-летним консерватором, а в частности текст обязательно должен нравится целевой аудитории. То есть не пишите сказки сложными словами, а детективы простыми детскими фразами.
21) Целевая аудитория не может быть «всеми», нельзя измерять её как «люди от 10 до 80 лет». Можно определять её как «среднего школьного возраста», «старшего школьного возраста» и т.д. Часто аудитория делится по уровню образования – среднее, высшее. Понимание своей аудитории нужно и важно.
22) Пишите о том, что знаете, а если не знаете (и даже если знаете) загляните в Википедию (смотрите в основном стабильные статьи) и другие источники. Спросите у знающих людей. Загляните на тематические форумы, почитайте соответствующую литературу. Пишите про мечи – найдите возможность подержать его в руках (хотя бы шпагу, рапиру). Чем больше информации вы получите, тем лучше. Не помещайте всю полученную информацию в текст. Не объясняйте сложным языком и с терминами. Разъясняйте на примерах и ассоциациях.
23) Лучше переписывать сотни раз (как это делали классики) и изучать тему произведения, прорабатывать годами. Хорошая книга автором 18 лет не пишется за полгода. Она продумывается сотни раз, перечитывается и переписывается.
24) Вопрос с возрастом начинающих писателей сложен. В принципе начинать писать рассказы можно и с 7, 8, 9 лет – сказки и то, что ребёнку понятно, приключения аля Пеппи Длинныйчулок. С 13 лет можно попробовать взяться за повести (5-8 а.л.), посещать литературные форумы с мягким подходом, с большим количеством подростков и без «злых критиканов-дядей-писателей». Но и в 13 лет, даже имея опыт письма с 8 по 13 лет, ещё рано смело называть себя писателем, ибо этот ваш подростковый опыт – путь проб и ошибок, путь ребёнка. Тот же опыт, но с 13 по 15 лет, меньший по длительности, но зачастую он более эффективен. С 14 лет можно смело посещать форумы для начинающих писателей, с такими же новичками и толковой администрацией. Лучше не распыляться, а выбрать несколько форумов наиболее вам подходящих.
И не забывайте, что общение — хорошо, советы — хорошо, но писатель от слова ПИСАТЬ) Так что если вы дочитали до 24 совета, передохните. Вечерком напишите хотя бы пару абзацев. Одним словом занимайтесь не только чтением, но и делом)
25) Правила творчества всегда противоречивы и не являются истиной в последней инстанции. Но чтобы не соблюдать правила или отклоняться от них, вы должны их знать, понимать, то что нарушаете. Креатив на пустом месте чаще всего бывает неудачен, креатив должен иметь базу, основу: “Вы не можете перешагнуть то, что вы не знаете.” – Шри Нисаргадатта Махарай.