Я – молодой пенсионер, то есть совсем недавно «отошел от дел», а делом моим было заниматься с сельскими ребятишками в качестве тренера районной ДЮСШ по легкой атлетике. И пока в памяти все свежо, хочется поделиться тем, что может оказаться не только интересным, но и полезным для моих коллег – детских тренеров. В моей работе почти всё было построено на играх, об этом я и хочу рассказать, потому что это были
Игры всерьёз.
Спорт – работа подчас однообразная и утомительная, требующая большого напряжения сил и терпения. Для взрослого и опытного спортсмена это привычно, но если дело имеешь с 10 – 12-летними детьми и только начинаешь вводить их в прекрасный мир спорта, то делать это надо так, чтобы непроизвольное желание «хочу» предваряло жесткое «надо». Потому что это – дети, и успех работы с ними зависит именно от того, насколько включены их естественные инстинкты. А что может быть естественнее игрового инстинкта? Порядок, правила, дисциплина – само собой, но зачем требовать и заставлять, если можно заинтересовать, и уже на этом фоне подводить к серьёзным требованиям, которые будут восприниматься также естественно.
Поясню суть идеи, пришедшей мне в голову много лет назад, когда я только окончил институт, уехал в глухую деревню и начал работать в сельской школе.
Обычное тренировочное занятие, каким бы удачным оно ни было, оставляет в душах и памяти учеников лишь эмоциональный след, а это всё как бы эфемерно и не материально. И тогда я задумался: а чем можно дополнительно зафиксировать эмоции? Из всех органов чувств наиболее сильный – зрительный, визуальный, значит, его и надо подключить и использовать. А если добавить ещё детское воображение, будет ещё лучше. Но как это сделать?