Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Личность Фридриха Ратцеля…………………………………………………5
2. Основные идеи Фридриха Ратцеля…………………………………………9
3. Политическая география и геополитика……………………………………18
Заключение………………………………………………………………………22
Список литературы……………………………… ………………………………24
Введение
Целями курсовой работы являются: Изучение и анализ вклада Ф. Ратцеля в развитие политической географии. Понимание связей между политической географией, геоэкономикой и геополитикой. Оценка влияния идей Ф. Ратцеля на современные теории экономики и политики.
Задачами курсовой работы являются: Изучение жизни, исторического контекста и деятельности Ф. Ратцеля как ученого и географа. Анализ основные работ Ф. Ратцеля, связанные с политической географией. Выявить ключевые концепции и теории, разработанные Ф. Ратцелем. Проанализировать актуальные примеры применения концепций Ф. Ратцеля в контексте современной глобальной политики и экономики.
Актуальность идей немецкого географа и политолога Фридриха Ратцеля состоит в том, что он смог связать географию, экономику и на его работе основывались многие геоэкономисты и политики. Главным термином которым мы будем пользоваться в анализе всей геоэкономической науки это «жизненное пространство». Наша задача как студентов, учёных и преподавателей использовать это знание на благо, для избежания распространения неолуддитских настроений и на общественные и на географические науки. Особенно важно состыковать геоэкономическую теорию с назревшей нехваткой ресурсов в масштабе планеты, которую необходимо разрешать как путём более эффективного использования жизненного пространства, так и его экспансию путём терраформирования как земли, так и других планет. Однако рассматривать войну в качестве способа экспансии мы не будем из-за этических и практических соображений и понимания того, что этот процесс может идти в обе стороны. О чём свидетельствует история многих империй. Один пример Третьего Рейха показал, что контрнаступление защищавшей своё пролетарское отечество армии возможно и крайне эффективно в деле отбрасывания иных армий ведомых политиками желавшими завоевать жизненное пространство путём войны и геноцидов.
Немецкий учёный Фридрих Ратцель утверждал, что политика и экономика тесно связаны с географическими условиями и пространственными особенностями, что привело к появлению концепции «географии власти». Власть, а в более узком смысле государство, как мы знаем из трудов Карла Генриха Маркса есть понятие классовое и потому левые также должны изучать геоэкономику с целью понимания того, как строить жизненное пространство для пролетариата, то есть то пространство где пролетариат является правящим классом.
Таким образом вопреки распространённым заблуждениям в левой и ультралевой ортодоксально марксисткой среде. Политическая география, геополитика и геоэкономика не являются лженауками сами по себе. Лженаучными могут быть лишь отдельные выводы. Тут левым необходимо понять, что как и любая наука политическая география и вытекающая из неё геополитика и геоэкономика являются системой противоречий между правильным общим и ложным частным.
Также не стоит забывать и о возможности использовать концепцию Фридриха Ратцеля при описании миров в художественной литературе и религиозных философских учениях.
Таким образом считаем нужным работать именно по этим обозначенным вопросам и в соответствии с обозначенными этическими и практическими ограничениями.
Стоит добавить, что до меня Фридриха Ратцеля я разбираю не первым. Мои источники из списка это подтверждают.
Работа будет представлять из себя текст объёмом 25 страниц 1-й пункт объёмом 4 страницы, 2-й пункт объёмом 8 страниц, 3-й пункт объёмом 3 страницы
1. Личность Фридриха Ратцеля
При обсуждении идей Фридриха Ратцеля стоит понимать исторический контекст в котором от жил (1844.08.30 – 1904.08.09).[1] С момента рождения Фридрих Ратцель жил в государстве под названием «Великое Герцогство Баден». Располагалось оно на территории современной Федеративной Республики Германии.[2] Как мы можем понимать, исходя из исторических знаний, Германские земли тогда находились в состоянии позднефеодальной раздробленности. Которая воспринималась пангерманистами, немецкими националистами, народниками и патриотами как национальное унижение. Именно по этой причине Франко-Прусская война (1870.07.19 – 1871.05.10)[3] воспринималась как объединительная. Т. к. по её итогам была провозглашена Германская Империя (1871.01.18 – 1918.11.09)[4] её создание отменило старые пошлины. Отто Фон Бисмарк начал вводить зачатки социального государства. Развивалось образование. Германия начинает обогащаться на эксплуатации колоний. Наиболее масштабной была Германская Восточная Африка (Руанда-Урунди, Танганьика, Витуланд, сектор Кионга) (1885 – 1919гг.), Германская Юго-Западная Африка (1884 – 1919гг.), Германское Того(1884 – 1919гг.), Германский Камерун (в том числе Новый Камерун) (1884 – 1919гг.), Германская новая Гвинея (1885 – 1919гг.) (архипелаг Бисмарка, остров Науру, земля Кайзера Вильгельма, остров Бугенвиль) (Науру однако был колонизирован в 1888г.), город Циндао (1897 – 1914гг.), Микронезийские, Марианские (1889 – 1919гг.), Каролинские Острова (Палау в этом плане ещё одно исключение и был под контролем Германской Империи в промежутке 1899 – 1919гг.) (Остальные же в промежутке от 1889 – 1919гг.), Германское Самоа (1900 – 1914гг.), Маршалловы острова (1885 – 1919гг.), город Тяньцзин (1899 – 1917гг.)[5]. Все эти факторы заставляли Фридриха Ратцеля видеть как меняется в лучшую сторону уровень жизни в стране по мере территориальных приобретений.
Нам не стоит забывать, что свои последние дни он провёл за 250 километров от родного города, Карлсруэ[6]. В городе Аммерланд на берегу озера Штарнбергер, находившегося на юге Баварии, на расстоянии в 31 километр от Мюнхена
Это расстояние превышало растояние от Карлсруэ (столицы Великого Герцогства Баден) до любого участка границы Великого Герцогства Баден.[7]
Как мы видим Фридрих Ратцель убеждался в своих изысканиях на основе своего жизненного опыта.
Изучая его идеи, мы можем понять, как он видел эволюцию государства и общества в контексте изменений, происходивших в Германии и за её пределами. Его работы также отражают интерес к роли географии в формировании политических и экономических стратегий государств.
Таким образом, знание исторического контекста, в котором действовал Ратцель, поможет нам лучше понять его идеи и их значение для современной геополитики и географии.
2. Основные идеи Фридриха Ратцеля
Фридрих Ратцель рассматривая географическую науку не мог не обратить внимание на её составную часть Этнографию (от греческого ἔθνος — народ и γράφω — пишу), тогда он написал свой труд «Народоведение»[8] основными задачами он ставил:
Историческое размышление на основе географического воззрения.
Изучение более глубоких, забытых слоёв человечества. Именно в низших слоях следует искать те пункты, которые привели к более высокому уровню человеческого развития. Делается это для того, чтобы установить целостность и единство человечества. Сравнение современных народов, которые многому научились, многое приобрели и главное — научились использовать всё это, и сахарского народа Тубу (Тиббу/Теда), который за 2000 лет не изменил ничего в своей культуре и образе жизни, оставшись полукочевниками.
Указание внутренней связи и переходов. Человечество представляет собой единое целое. По сути всё произошло от одной культуры — основы, фундамента, на основе которой образовались, сформировали свой каркас другие, существующие и по сей день. Очевидно влияние на это оказали именно географические условия дававшие возможность накапливать тот или иной объём прибавочного продукта. Многие части этой культуры до сих пор остаются неизменными в руках человечества.
Положение форма и величина человечества.
Они в значительной мере определялись той частью мира, которую освоило человечество. Северное полушарие обладает более протяжённым с Востока на Запад и с Севера на Юг пространством в виде суши и обширными соприкасающимися областями, что способствует развитию человечества. Об этом свидетельствует площадь Евразии (53600000 квадратных километров) площадь Северной Америки (24365000 квадратных километров) против площади Южной Америки (17840000 квадратных километров) и площади Австралии (7659861 квадратный километр). Или 77965000 квадратных километра против 25499861 квадратного километра. Более того северные части материков находятся в более широкой связи друг с другом, в то время как южные части значительно поделены между собой. Так большинство полуостровов Евразии (Пиренейский/Иберийский Апеннинский, Балканский, Аравийский, Индостан, Малаккский, Индокитай, Корейский). Также и Патагония более узкая с Запада на Восток, чем Бассейн Амазонки и Северные Анды. Северная Америка не исключение расстояние от запада Аляски до Лабрадора 5700 километров, расстояние от моста имени Франклина Деланно Рузвельта до запада границы Британской Колумбии и Штата Вашингтон 4200 километров, расстояние от Сан-Диего самой западной Точки Границы Техаса и Мексики 2100 километров, расстояние между крайними точками южной границы Никарагуа 220 километров. На Африке это можно заметить особенно ярко её западная крайняя точка (портовый город Дакар) и крайняя восточная точка мыс Рас-Хафун 7470 километров против длины Африканского участка Экватора 3730 километров.
Это различие в области обитания также отражается на культурном развитии. Например, северные народы традиционно использовали лук, в то время как южные народы не знали о его существовании. Граница распространения железа также отражает эти различия: там, где не знают железа, не разводятся крупный рогатый скот, свиньи и курицы.
Также наблюдается различие в общественно-политических отношениях: в более древних обществах, таких как доколумбовая Америка, Океания и Австралия, преобладают групповой брак, материнское право и род. В то время как в Азии, Африке и Европе преобладает патриархальная система и парный брак.
Эти различия подтверждают, что Восток и Запад человечества значительно отличаются друг от друга. Америка, как самый крайний восток человечества, может сохранить более древние формы развития по сравнению с Африкой и Европой, которые представляют крайний запад.
Географические противоположности между севером и югом прослеживаются по всей Земле, а антропологические и этнографические контрасты ограничиваются Старым светом и прилегающими к нему землями.
Образование и различие рас.
Движение всего человечества к морю на всём протяжении его существования (причины):
Транспортный фактор
В первую очередь стоит отметить, что люди селившиеся вблизи водоёмов замечали, что растительная биомасса, плавает на поверхности воды, а потому когда у человечества появились средства обработки древесины оно начало создавать деревянные суда на парусной тяге для мореплавания, затем изобрели и построили пароходы для активного мореплавания. Также не стоит забывать, что по морю в силу отсутствия крупных животных и больших возможностей увернуться от морских разбойников.
Вода — это источник питания.
«Пока в океане есть рыба – в Японии никто не умрёт от голода» Японское народное выражение. Япония претендует на 4+ южных Курильских острова (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи) в том числе из-за претензий на рыбные ресурсы Охотского моря. Другим ресурсом являются водоросли. Значительную часть продовольственного экспорта Норвегии составляют лососёвые. Также не стоит забывать про пресные водоёмы которые являются источником воды для полива культур и водопоя скота и человека.
Положительное воздействие на дух человека
Успокаивающее действие: Звук воды, ее движение и прикосновение к коже могут иметь успокаивающий эффект на психику человека, помогая снять стресс и напряжение.
Очищение: Вода используется для очищения тела и ума. Купание, душ или просто пребывание у воды могут помочь очистить мысли и эмоции.
Вдохновение: Многие люди чувствуют вдохновение и творческое подъем при нахождении у воды. Звуки прибоя, вид на океан или реку могут стимулировать креативность.
Оздоровление: Регулярное употребление воды внутрь и контакт с ней снаружи способствует общему оздоровлению организма, что в свою очередь благоприятно сказывается на душевном состоянии.
Символизм: Вода часто ассоциируется с чистотой, жизнью, обновлением и возобновлением. Ее присутствие может напоминать о важности этих аспектов для духовного благополучия.
Таким образом, вода играет значительную роль в улучшении душевного состояния человека, способствуя релаксации, вдохновению и общему ощущению благополучия.
Единство человеческого рода — не однообразие, но общность, доказанная свидетельствами во всех областях народной жизни. Он делит народы на стоящих на низшей (дикие народы) и высшей ступени (европейцы) развития. Под «дикими» Ратцель понимал народы, которые находятся в большей зависимости от природы, чем народы культурные. Он доказывает, что все дикие народы живут в очень редком расселении, тогда как высшая культура несёт с собой и более высокую плотность расселения. «Однажды начавшееся смешение рас идёт всё дальше и дальше, причём каждый новый приток крови высшей расы выравнивает расстояние по отношению к высоте…» (например, индейцы в Мексике или Перу почти уже достигают уровня потомков европейцев, от которых до завоевания их отделяла целая пропасть).
Религия
Здесь Ратцель рассуждает о религиозных догадках и представлениях диких народов. Этнография не знает народов, совершенно лишённых религии, а знает лишь разный уровень развития религиозных идей: у одних они ещё в виде зачатков, у других развёртываются в разнообразное богатство миров и сказаний. Ратцель считает, что религиозное чувство находит отклик именно в низших слоях человечества.
Изобретение и открытие
«В основе материального прогресса человечества лежит всё более и более усугубляющееся и расширяющееся изучение явлений природы. Отсюда исходит всевозрастающее обилие средств, которыми человек пользуется для улучшения и украшения своей жизни.»
Жилища
Во всём у человека, как и у животных, ощущается зависимость от природы. Проявляется это и в строительстве. По мнению Ратцеля, первоначально все особенности расположения и свойства строений были обусловлены близостью к источнику пропитания и уже потом защитой от внешних врагов. Если не от животных, то от себе подобных (то есть людей). Он пишет, что «мы находим укреплённые селения скученными на вершинах гор или на островах, в излучинах рек или на мысах». Тогда опасность вражеских нападений была ещё у всех на виду.
Затем основополагающим фактором стали общие интересы труда (с развитием экономического разделения труда), торговля (места перекрещивания путей сообщения) и т. д. Так мы видим, как города стали средством концентрации рабочей силы сначала для ремесленных мастерских, затем для мануфактур, а позже и для промышленных предприятий.
Государство
«Если политика культурных народов не отличается верностью и доверчивостью, то политика диких народов может служить выражением самых низких свойств, недоверчивости, предательства и беспощадности».
Сравнение европейской политики и так называемой «дикой» политики африканских народов. Сущностью государственных образований у диких народов Ратцель видит неопределённость границ, которые намеренно не проводятся в виде линий, а поддерживаются открытыми, в виде свободного пространства изменчивой ширины. Автор приходит к выводу, что именно общее самообладание и общие интересы создают государство.
Почти во всех государствах неевропейского культурного круга управляют вторгшиеся в них завоеватели-чужеземцы. Величайшими примерами государств созданными завоевателями-чужеземцами являются Империя Юань, где Монголы завоевали Китай или Империя Цин, где Китай завоевали Маньчжуры. Сознание национальной связи возникает лишь позднее и прокладывает себе дорогу в виде государствообразующей силы, когда вступают в дело и умственные интересы народа.
«Земля и жизнь. Сравнительное землеведение»[9]
Землеведение в доисторический и исторический периоды (эпоха открытий; начало и возрождение географии, как науки; научная география)
В периоды истории, когда существует сильная власть или возникает потребность в политическом и экономическом расширении, происходят географические открытия, вызывая необходимость в географических знаниях. Греки и немцы внесли значительный вклад в науку, а римляне, испанцы, голландцы и англичане способствовали развитию открытий. Немцы мало сделали для открытия Америки, но позже помогли раскрыть эту часть земли при помощи книг, карт и инструментов. Ратцель считает, что география как наука возникла во времена первых географических открытий, начавшись в Месопотамии и Египте, где появились первые астрономы. Он также отмечает значимость географических исследований русских путешественников и признает научный опыт других развитых народов помимо немецкой науки.
Антропогеография (человечество, отношение человека к земле, культура, народ и государство)
Описать эту часть идей Фридриха Ратцеля особенно важно. Так как именно она является основой для работы Фридриха Ратцеля «Политическая География»
Ратцель считает, что возможно установить единство всего человечества, несмотря на все нынешние различия. Описывая различия рас, автор приходит к выводу, что ни одна раса не представляет собой совершенно обособленной, естественной группы. Географическое распространение рас на Земле в некоторых отношениях сходно с областями распространения известных растений и животных и показывает, что все живые существа подчиняются в более или менее одинаковой степени воздействиям внешней среды. Здесь же Ратцель описывает процессы столкновения между расами (борьба), наслоение, отвращение рас.
В параграфе под названием «Жизнь земли» Ратцель пишет, что «ограничение всего развития жизни на Земле одним определённым пространством привело к концентрации в узкие границы всей жизнедеятельности живого мира и всех внешних влияний, которым жизнь подвергается». При этом изменчивость он считает основным свойством жизни на Земле. Ратцель любил рассматривать развитие человечества в его связи с природой: «Если нам приходится считать область распространения вида или расы важным его качеством, то при обсуждении истории этого вида важно обращать внимание на изменения климата и почвы» (то есть внешние факторы, влияющие на пространство).
Ратцель сравнивает жизнь животных, растений и человека. Он считает, что густота жизни, перенаселение привели к тому, что люди обособились на небольших пространствах (примером тому являются многоэтажные жилые дома, где люди живут друг над другом) так же, как и животные (пример — леса, где возможно деление на ярусы).
Ответвление новых форм возможно в жизни народов лишь тогда, когда они занимают обширные пространства; только в этом случае они могут найти необходимое уединение, укрепятся их особые признаки, без которых невозможно выделение их в специальную группу. Ратцель также подчёркивает неразрывность истории и географии при сравнительном изучении Земли, перемещения народов. Таким образом, эпохи можно различать по характеру и силе этих исторических движений. При этом Ратцель подчёркивает как развитие отношений между народами влияет на образование новых государств, приводя в пример торговые связи, ставшие первоисточником образования колоний.
Социальное неравенство между низшими расами расширяет пропасть с представителями высшей расы. В качестве примера Ратцель приводит тот факт, что в США случаются браки между белыми и неграми, но лишь в низших слоях населения. В Сибири русский чиновник, офицер не женится на бурятке, мещанин или крестьянин — сплошь да рядом.
Человек, как часть поверхности земли
«Почва определяет все движения человека на Земле — со своим положением и пространственными отношениями, устройством поверхности и растительностью. Природа воздействует на тело и дух целых народов». Под словом «почва» Ратцель подразумевает окружающую среду в самом обширном смысле слова, начиная с воздуха, света и небесного свода, отражающегося у него в душе, и заканчивая землёю, возделываемой земледельцем, и глыбой камня, венчающего нередко один из красивейших его храмов. Таким образом, всякое изучение любого народа мы должны начинать с почвы, на которой он живёт и действует и которая нередко служит родиною уже большого числа поколений. В разделе, где рассматриваются пути сообщения народов, Ратцель дает своё интересное определение дороги: «каждая дорога — известное расстояние, часть земной поверхности и определённое человеческое творение (кроме рек)». На протяжении истории у диких народов дорог не было, одни тропинки, а в развитых государствах появлялись каменные (примером тому служит Рим).
Далее автор затрагивает тему средств сообщения для перевозки товаров: «всякое сообщение должно сопровождаться затратой сил, благодаря которой на поверхности Земли совершаются различные движения. Носители этих сил — люди, животные, вода, ветер». На тот момент каких-либо других движущих сил для перевозки товаров не существовало.
В книге упоминается также о различии двух понятий: нация и национальность. Нация — народ в его политической самостоятельности. Национальность — несамостоятельная часть известного народа.
3. Политическая география и геополитика[10]
Фридрих Ратцель представляет государства и народы как организмы и механистически переносит дарвинизм на их отношения создавая базу для оправдания различных типов экспансии.
«Если любое живое существо претендует на некое пространство, в котором оно находится, то ему необходимо ещё большее пространство в котором оно питается, а наивысшая необходимость в пространстве появляется у него в процессе размножения, — рассуждал географ. —Соответственно возрастает потребность в пище, а затем и стремление к дальнейшему расширению пищевого пространства…» Фридрих Ратцель
Фридрих Ратцель сформулировал 7 законов экспансии
1. Территориальное расширение государства происходит по мере развития его культуры. (Александр Македонский изобрёл Фалангу и смог завоевать Персию).
2. Оно всегда имеет синергический эффект и даёт толчок к дальнейшему развитию производства и торговли. (Таджикская ССР обеспечивала другие республики Центральной Азии сталью, а в замен получала от них электроснабжение)
3. Государство поглощает образования меньшего размера. (Третий Рейх присоединил Австрию в марте 1938г., СССР присоединил Тану-Туву, Эстонию, Латвию, Литву, РФ присоединила ДНР, ЛНР).
4. Граница государства должна находиться на естественной географической периферии (примеры: Береговые линии островов у островных государств и государств-материков (Австралия, Новая Зеландия, Япония, Исландия, Куба, Ямайка), Горные цепи (Российско-грузинская граница разделена Кавказом, Израильско-сирийская (де-факто) граница определяется Голанскими высотами) Реками (Граница Корейской Народной Демократической Республики и Китайской Народной Республики определяется реками: Ялуцзян и Туманная, последняя же разграничивает Россию и КНДР, река Амур определяет границу РФ и КНР, А река Рио-Гранде границу Мексики и США, другими разделителями являются Озёра, как например Великие Озёра на границе США и Канады) ещё одним ограничителем является не островная береговая линия (Тихоокеанское побережье Канады).
5. При расширении государство стремится охватить «богатейшие в политическом отношении» области, такие как морские побережья, долины рек или земли с залежами полезных ископаемых (Конфликт за Халаиб между Египтом и Суданом, Сибирь – богатая минерально-сырьевая база, берег Нила в Египте.).
6. Импульсы приходят из внешнего мира. Их создаёт само сосуществование по соседству низшей цивилизации. (США, Канада, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Бразилия: присоединяли земли малоразвитых племён).
7. Государство ассимилирует малые нации и тем самым создаёт новые импульсы к расширению. (Внедрение русского языка в быт малых коренных народов России, изучение иммигрантами языка коренного населения, этноцид белорусов и украинцев в Восточной Польше до 1939г.).
В конце XIX века Фридрих Ратцель отмечает, что мир уже поделен и поиски жизненного пространства перспективными нациями неизбежно приведут к дележу колоний и к новым мировым войнам за них.
Именно это обстоятельство повлекло за собой то, что Различные политики прямо использовали аргументы к жизненному пространству как оправдание войн.
«…если Урал с его неизмеримыми сырьевыми ресурсами, Сибирь с её богатыми лесами и Украина с её необъятными полями окажется в руках Германии, то Германия ведомая национал-социалистами ни в чём не будет знать недостатка» Адольф Гитлер «Mein Kampf»
«Получается, что люди отказываются от применения насилия вовне и обращают его против самих себя, убивая ребёнка. Это – величайшая трусость, истребление нации, её обесценивание. Я решил идти по другому пути, по пути приведения жизненного пространства в соответствии с численностью нации… Никакое умничанье здесь не поможет, решение возможно лишь с помощью меча. Народ, который не найдёт в себе сил для борьбы, должен уйти со сцены. Борьба сегодня будет иной, нежели 100 лет назад. Сегодня мы можем говорить о расовой борьбе. Сегодня мы ведём войну за нефтяные источники, за каучук, полезные ископаемые и т. д». Адольф Гитлер речь после падения Польши. Тут Адольф Гитлер буквально, негуманно и цинично пересказывает тезисы Ратцеля извращая их в право на столько насколько позволяло его воображение. Захват колоний и ресурсов трактовался Гитлером не только как естественное, но и необходимое и отклонение от этого считалось трусостью и предательством исторического процесса.[11]
Но не стоит думать, что Фридриха Ратцеля могут использовать только нацисты. Любое государство может оправдать свои устремления к экспансии. В РФ Ратцеля котирует Александр Гельевич Дугин «Великая Россия – это только и непременно континентальная Империя. И она объединяет в себе все климатические зоны, ландшафты и рельефы. Вот в чём актуальность великого немецкого мыслителя Фридриха Ратцеля: он научным образом обосновал необходимость и неизбежность имперской миссии русского народа. Уже за одно это мы должны быть ему чрезвычайно благодарны и признательны.[12]
Фридриха Ратцеля для оправдания своих действий используют и военные, как со стороны Украины, так и со стороны России.
«Мы в СВО не воюем против якобы фашизма и нацизма (которого с той стороны почти нет, но есть элементы конкретной русофобии).
Мы воюем за жизненное пространство для нашего северного народа, за боевой опыт, который мы передаём молодым поколениям и который важен нам…
…За правду, за русских людей, которых 8 лет убивали.
И за то, чтоб потом было не стыдно, что отсиделись в тяжелое для страны время.»
Официальный Телеграм Канал ДШРГ Русич (Участники Войны 2014–2022 и СВО на стороне РФ) (2023.04.20)
Заключение
В заключении нам бы хотелось раскрыть введение с позиции диалектического материализма. Адольф Гитлер, Александр Дугин, Дмитрий Корчинский, Алексей Мильчаков всё же праворадикальные деятели. Мы должны быть максимально далеки от них из-за этого факта и из-за желания не применять науку в целом и идеи Фридриха Ратцеля в частности против интересов человечества, продолжая осознавать важность. И рассматривать жизненное пространство с позиции прогрессивного класса – пролетариата. Стоит перефразировать слова Маркса, что У пролетариата нет жизненного пространства это высказывание актуально для большей части планеты. Из тех мест, которые могли бы претендовать на звание жизненного пространства пролетариата, не осталось ни Приднестровья, ни КНР, ни КНДР, ни Вьетнама, ни Лаоса, ни Кубы все эти государства в лучшем случае являются социал-демократическими или сравнимы с СССР времён перестройки. Более того, ни одна из этих стран не является жизненным пространством для всех пролетариев. Они не стремятся ни принимать мигрантов-коммунистов, ни расширить жизненное пространство пролетариата путём поддержки пролетарских революций.
Лев Давидович Троцкий выдвигая идею мировой революции выдвигал идею о превращении земли в отечество для всех пролетариев, то есть завоевание жизненного пространства для пролетариата. Сталин же видел таким жизненным пространством СССР, строительством социализма в отдельно взятой стране он называл его освоение. Появление же жизненного пространства для пролетариата сегодня возможно только в случае левых реформ (национализация предприятий, расширение возможностей для иммиграции) в социал-демократиях вроде той же Кубы или путём пролетарских революций от Афганистана до Японии.
По поводу искусства и религии можем сказать следующее, любой мир построен на основе пространства и времени. А потому и литературные и загробные миры нуждаются в пространстве, а авторы таких миров должны чётко понимать как работает механика пространства. Поскольку на Земле умерло порядка 100*109 человек и неизвестно сколько других животных, то и загробные миры, а Рай в особенности должны описываться как бесконечное жизненное пространство, чтобы вместить всех умерших и дать им комфортные условия для существования в загробном мире.
Таким образом мы видим идеи Фридриха Ратцеля как в левых, так и правых политических моделях. Разница лишь в применяемых терминах и степени осознанности применения.
Список Источников
1. Фридрих Ратцель [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ратцель,_Фридрих#cite_ref-_1faee8a77096e155_1-0 (2024.05.29.15:28)
2. Барт П. Философия истории как социология. СПб., 1902.
3. Дугин А. Г. Основы геополитики. — М.: Арктогея, 1997.
4. Дугин А. Г. Мода на геополитику. — М.: Арктогея, 1997.
5. Завадье А. Ратцель, Фридрих // Философская энциклопедия. В 5-х т. / Под ред. Ф. В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960—1970.
6. Лавров С. Геополитика: возрождение запретного направления.
7. Макиндер Х. Географическая ось истории. — М.: Элементы, 1995.
8. Водовозов В. В. Ратцель, Фридрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
9. Ратцель, Фридрих // Культурология. XX век. Энциклопедия. / С. Я. Левит (гл. ред.) Т. 2. М—Я. — СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. — 370 с.
10. Ратцель, Фридрих / География. Современная иллюстрированная энциклопедия. / Под ред. проф. А. П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.
11. Ратцель, Фридрих : [арх. 20 октября 2022] // Пустырник — Румчерод [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 261. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
12. Ратцель Ф. Земля и жизнь: сравнительное землеведение. Т. 1-2. — СПб., 1903—1906.
13. Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1-2. — СПб., 1901.
14. Ратцель Ф. Политическая география (1897).
15. Великое Герцогство Баден [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великое_герцогство_Баден (2024.05.29.15:36)
16. Германская Империя [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Германская_империя (2024.05.29.15:54)
17. Франко-прусская война [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Франко-прусская_война (2024.05.29.15:54)
18. Колонии Германии [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонии_Германии (2024.05.29.18:11)
19. Кто вдохновлял Гитлера (feat. Егор Яковлев) https://www.youtube.com/watch?v=utTdiLVbMLw&t=462s (2024.05.29.18:13)
[1] Фридрих Ратцель [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ратцель,_Фридрих#cite_ref-_1faee8a77096e155_1-0 (2024.05.29.15:28)
[2] Великое Герцогство Баден [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великое_герцогство_Баден (2024.05.29.15:36)
[3] Франко-прусская война [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Франко-прусская_война (2024.05.29.15:54)
[4] Германская Империя [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Германская_империя (2024.05.29.15:54)
[5]Колонии Германии [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонии_Германии (2024.05.29.18:11)
[6] Фридрих Ратцель [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ратцель,_Фридрих#cite_ref-_1faee8a77096e155_1-0 (2024.05.29.15:28)
[7] Великое Герцогство Баден [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Великое_герцогство_Баден (2024.05.29.15:36)
[8] Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1-2. — СПб., 1901.
[9] Ратцель Ф. Земля и жизнь: сравнительное землеведение. Т. 1-2. — СПб., 1903—1906.
[10] Ратцель Ф. Политическая география (1897).
[11] Кто вдохновлял Гитлера (feat. Егор Яковлев) https://www.youtube.com/watch?v=utTdiLVbMLw&t=462s (2024.05.29.18:13)
[12] Кто вдохновлял Гитлера (feat. Егор Яковлев) https://www.youtube.com/watch?v=utTdiLVbMLw&t=462s (2024.05.29.18:13)