Нешуточные страсти пылали в стародавние времена. Безжалостные победители и побежденные, поборники чести и трусы, любовь и порок. Прямо, как и в наше время — ничего не меняется. Те же страсти, только антураж несколько изменился. Появились небоскребы, летают самолеты, даже от планеты умудрились оторваться. Но, сам человек остался таким же, как и тысячи лет назад. Люди и сейчас совершают непоправимые ошибки, заботясь только лишь о себе, принося несчастья окружающим. Некоторые каются, некоторые нет. Но, содеянное иногда невозможно исправить, как ни кайся. Сильный духом человек, попросит прощения…
Эта история описана в 11 главе, 2 книги Царств. Если вы захотите узнать о событиях, предшествовавших рождению Соломона, и решить по пути некоторые головоломки, то эта история для вас.
Итак, «Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме». (1, гл. 11, 2-я книга Царств).
Итак, войска Давида осадили Равву, которую защищали Аммонитяне. Осадой руководил Иоава. Сам же Давид находился в своей резиденции, в Иерусалиме, чуть более 80 километров от Раввы (в настоящее время город Амман).
Войска на войне, осада в полном разгаре, а царю скучно, обычный вечер, он возлежит на своей постели. Телевизора нет, интернета нет, скукотища (всегда удивлялся, чем в те времена занимались люди в свободное время?). Устал лежать, решил прогуляться. По балкону, спросите вы? Не угадали — по крыше. Гулял туда, гулял сюда и вдруг…
«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». (2, гл.11).
Первая странность. Не первый день Давид находился в этой резиденции. Судя по тексту, крыша резиденции была еще и местом его прогулок. Значит, на этой крыше часто видели царя и его свиту. И жители близлежащих домов знали, что их может увидеть царь. В то неспокойное время, рядом с резиденцией царя вряд ли проживал, кто попало. Ведь одним метким выстрелом из лука можно было бы обезглавить царство. Значит, этими жителями были приближенные царя. Зная, что все просматривается, какая-то женщина решила искупаться, совершенно этого не смущаясь. Случайность ли это? Ответ очевиден, конечно же, нет. Эта женщина знала, а может и надеялась, что ее увидит царь.
«И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина».(3,гл.11, 2-я книга Царств ).
Как уже было замечено выше, это действительно был дом приближенного царя. Урия Хеттеянин, состоял в личной гвардии царя: «Вот имена сильных царя Давида… Урия Хеттеянин».(39, гл. 23, 2-я книга Царств).
Вирсавия, хеттеянка, в оригинальном тексте носит имя Бат-Шеба, «дочь клятвы», было дочерью Елиама, также состоявшего в гвардии Давида: «Вот имена сильных царя Давида… Елиам, сын Ахитофела…» (34, гл. 23, 2-я книга царств).
Отец Елиама, Ахитофел был одним из двух советников царя Давида. «Советы же Ахитофела, которые он давал, в то время [считались], как если бы кто спрашивал наставления у Бога». (16, гл. 23, 2-я книга Царств). Впоследствии, состоявший в заговоре против Давида и покончивший жизнь самоубийством.
Как видно из текстов, дед, отец и муж Вирсавии, были приближенными царя и занимали видные посты при дворе. Странно, что Давид ранее не видел Вирсавию. Может быть, был такой уклад жизни, при котором своих женщин чужим не показывали? Скорее всего, так и было. Другого объяснения этому вроде бы нет.
Не хочу грешить на Вирсавию, но это она «удачно» искупалась. Было бы дело ночью, никто бы ее не увидел. Но, она решила принять водные процедуры «под вечер», в прямой видимости своей купальни с царской крыши. Наверное, это можно списать на невинную неосмотрительность, тем более теологи трактуют эту ситуацию в пользу Вирсавии и настаивают, что она не пыталась соблазнить Давида. Но, невооруженным глазом видно, что ситуация явно подстроена, если и не самой Вирсавией, так кем-то из заинтересованных в этой встрече, лиц.
«Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой». (4, гл.11).
Вот так все просто. «Послал», «пришла», «спал с нею», «ушла». Понятно, что царь. Понятно, что вседозволенность. И, совершенно не важно, кто ее дед, отец и даже муж. Хочу и все! Один раз, никто и не узнает. И что интересно, ни слова об отношении к этому инциденту самой Вирсавии. Так можно было написать о девочке по вызову, но не о жене гвардейца, и внучке одного из главных советников. Могла бы и по возмущаться, если бы, конечно, не хотела сама.
Пятая часть дает некоторое прояснение по данному вопросу, в то же время ставит другие вопросы.
«Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна». (5, гл.11).
Что мешало Давиду, раз согрешив, не провернуть это еще раз? Ничего. Одного раза хватило, и он более не хотел ее? Конечно же, хотел. Как известно, Давид впоследствии взял Вирсавию в жены, значит, он действительно любил ее. Судя по тому, как он без зазрения совести «взял» чужую жену, вряд ли у него были угрызения совести, типа «обесчестил, теперь надо жениться». Он был волен выбирать, жениться или нет. И он сделал выбор, причем по собственной воле. Значит, у них была, любовь, и скажем так, продолжительная связь. Они встречались, никто им не мешал и, проблема возникла лишь только тогда, когда Вирсавия «сделалась беременною», то есть скрывать далее эту связь уже не представлялось возможным.
Точно также происходит и в нашей современной жизни. Получается, что все происходило не совсем так, как написано, или совсем не так как написано.
Нужно понимать, что речь здесь идет о царской семье, у которой были знаменитые потомки, и родословная должна быть более менее «чистой», и ни в коем случае не порочной. Поэтому и описано, впоследствии, все так, что якобы это была единственная случайная встреча, а не порочная долговременная связь. А кто застрахован от случайностей. Так-то.
Единственно, что несколько оправдывает действия персонажей истории, так это любовь, проверенная, как мы знаем, временем. Любовь двух людей, принесшая, однако страдания окружающим, а некоторым и смерть.
«И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду». (6, гл.11).
«И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны». (7, гл.11).
«И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье». (8, гл.11).
Тут все понятно. Вероятно, срок беременности Вирсавии был небольшим, и Давид решил отправить Урию домой, что бы он возлег со своей женой и, получилось бы так, что ребенок был бы от Урии.
«Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом». (9, гл.11).
«И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой?». (10, гл.11).
«И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю». (11, гл.11).
Перед вами пример настоящего мужчины, воина. Понятие чести для Урии не просто звук. «… рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою!». Хетт по происхождению, гвардеец царя, уважаемый воин, не может позволить себе при первой же возможности сбежать к жене в постель, в то время когда его подчиненные и друзья умирают на войне. Даже если это приказ царя! Давид совершенно не сомневался, что Урия пойдет домой. Как мы знаем, его дом находился совсем рядом, в прямой видимости из царской резиденции. Но Урия, оказывается, руководствуется не только приказами царя, но и кодексом чести, который в данном случае, предписывает ослушаться царя. Если бы не пикантная ситуация с Вирсавией, можно было бы не сомневаться, что Урия был бы казнен. Но, тогда стало бы известно, чьего ребенка носит Вирсавия, и смерть Урии выглядела бы как расправа над ним за право обладания его женой. Что, естественно, совершенно не приемлемо для Давида.
Давид, не принял во внимание, либо пренебрег кодексом чести Урии-Хетта. В любом случае, если бы Давид представлял, как это важно для Урии, то не поступил бы следующим образом.
«И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра». (12, гл.11).
«И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел». (13, гл.11).
Можете представить себе, в какой ярости был Давид. Его приказ был нарушен повторно! Своенравие Урии, а именно так и думал Давид, переходит все границы. В представлении Давида, главный закон, это воля царя! Но в представлении Урии, главный закон, это закон чести. Вот так и столкнулись два закона: воля царя и кодекс чести.
Урия, конечно же, мог потом, перед своим подразделением, сослаться на приказ царя. Мог, но не стал, иначе потерял бы весь свой авторитет. Непозволительно воину нежиться в постели жены в полной безопасности, когда твои соратники «нежатся» в поле под стрелами врагов.
Этого Давид не мог понять. Был же приказ царя! Даже дважды, освобождающий, на время, от обязательств перед кем бы то ни было.
Может, для кого-то другого этого было достаточно, но не для воина-хетта.
«Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею». (14, гл.11).
«В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». (15, гл.11).
Игры кончились… Урия сам принес свою смерть Иоаву. Циничный поступок для обычного человека, и обычная придворная интрижка царских особ.
В тоже время, можете представить себе, насколько Давид доверял Урии, что был уверен в его преданности, и поручил ему самому отнести это письмо, абсолютно уверенный в том, что Урия не вскроет его и не прочитает.
Так была решена участь одного из «тридцати», одного из самых преданных царю людей. «Улыбка начальника — фальшивая монета». Увы…
«Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди». (16, гл.11).
«И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин». (17, гл.11).
…
«И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем». (26, гл.11)
«Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». (27, гл.11).
Предположим, что связь Давида и Вирсавии была ограничена одной встречей, и она была «взята» невинно, без чувств к нему. Логично было бы предположить, что узнав все подробности дела за «время плача», Вирсавия возненавидела бы Давида, и воспользовалась бы всякими отговорками, чтобы не стать женой убийцы своего мужа. Но, «она сделалась его женой», благополучно простив свершенное «зло в очах Господа». Такая себе безвинная женщина, несчастная жертва обстоятельств, безропотно принимающая удары судьбы. Именно это нам и хотят внушить.
Но мы видим обычный любовный треугольник, где муж стал серьезной угрозой, не для Вирсавии, нет, но для репутации Давида. Пока Давид и Вирсавия тайно встречались, наслаждаясь друг другом, проблем не было. Но, когда Вирсавия забеременела, и тайное могло стать явным, пришло время принимать решение. После безуспешных попыток положить Урию в постель жены, Давид решает убить его, тем самым устраняя все преграды для воссоединения с любимой. И Вирсавия принимает это решение Давида, что бы стать женой его, которого, естественно полюбила и уже тяготилась своим прежним браком. Свершенное «зло в очах Господа» ложится тяжелым моральным грузом не только на Давида, но и в полной мере за него ответственна и Вирсавия. С ее молчаливого согласия (молчаливого ли?) был предан смерти невинный человек, доверенное лицо царя и законный муж.
Давид, как сильная личность, блюдущий не только свою честь, но и честь любимой женщины, взял всю ответственность на себя. Он огородил ее от нападок, понимая, что если Вирсавию обвинят в пороке, то тень падет и на него и на его будущих детей, на весь царский род. А вот этого, он не мог допустить ни при каких обстоятельствах, и если надо было убить еще, то он убил бы, будьте уверенны.
В такой ситуации, точно так же поступил бы и обычный современный человек. И поступают. Оглянитесь вокруг…
Так закончилась глава 11-я 2-й книги Царств.
Прошло некоторое время, и вероятно слишком мало, для того чтобы Давид смог, не боясь людской молвы, взять Вирсавию в жены. Но, они поспешили. Именно когда Давид взял в жены Вирсавию, в народе родилось подозрение о намеренном умерщвлении Урии. Ведь Урия, как мы знаем из вышесказанного, так и не попал в свой дом.
К Давиду пришел пророк Нафан и прямо обвинил Давида в смертоубийстве Урии, руками Аммонян. Давид, вместо того, чтобы по царскому обыкновению, казнить Нафана, глубоко раскаялся, и этим, как говорят, спас свою душу. Об отношении Вирсавии к данному вопросу не говориться ни слова. Весь грех пал на Давида. Но это не уберегло родившегося сына.
«На седьмой день дитя умерло…» (18, гл.12).
Смерть сына была началом страданий Давида. Он претерпел множество горестных минут. Считается, что это было его наказанием за смерть Урии. 50-й псалом Давида, где он раскаивается за содеянное, считается одним из значительнейших его сочинений. До конца своих дней, ежедневно, Давид просил у Бога простить его за этот страшный грех.
Но жизнь продолжается. Прощенные супруги утешили друг друга и уже в законном, заметьте браке, у них рождается Соломон, величайший правитель и известнейшая в мировой истории личность. Считалось, что он был невероятно богат и очень мудр.
Нужно сказать, что Соломон, наравне с отцом, также упоминается и в Коране и отождествляется как пророк Сулейман, Сулайман ибн Давуд – сын пророка Давуда (Давида).
Рожденный от Давида, Соломон был иудеем. Но, по матери, если исходить из иудейских обычаев, он был хеттеянином. И вопрос напоследок: «Кем же, в таком случае, является по происхождению величайший царь Соломон?»