« » Альбер Камю – Счастливая смерть, или Сверхчеловек

Прочитали 903









Оглавление
Содержание серии

Начинается роман Счастливая смерть с акта сверхчеловека Мерсо, который убивает калеку Загрея. Это начало и конец романа, ведь после этого Мерсо уже не будет прежним, он понял, что значит быть сверхчеловеком, когда тебе нужнее, чем отжившему свое калеки, который не сможет радоваться жизни, наслаждаться, интересоваться, любить – это все мертво, зачем же тогда такая несправедливость? У него есть, а у меня сверхчеловека нет? Мы сейчас тоже сверхлюди, но с небольшой поправкой — интернет сверхлюди. На просторах интернета, мы делаем только то, что захотим, не испытывая мучений совести или этических проблем. Мы совершаем остроумные выпады, хлесткие сухие болезненные удары словами, причиняя боль оппоненту. В жизни мы пока не стали сверхлюдьми, но стремимся, остались еще какие-то нравственные нормы, предрассудки, которые не позволяют нам сидеть в общественному транспорте и не вставать, когда перед тобой стоит пожилой человек. Мы вынуждены играть в унизительную игру, притворяться спящими, заниматься лицедейством, а новый сверхчеловек должен сидеть прямо и смотреть в упор на старика своим отрешенным взглядом и не замечать, ведь он — это уже история, а ты настоящее и ему приходится опускать глаза, испытывать неловкость, что своим присутствием он отнимает столь драгоценный воздух и источает старческий запах, который может раздражать сверхчеловека. Сейчас важно только настоящее, ведь в настоящем мы живем, существуем, а что в прошлом? В нем нельзя жить, хоть многие не только поспорят, но живут прямо сейчас, но это больные люди, порабощенные временем, которое унизило и оскорбило их, они не могут забыть о нем, думая, что прошлое – это остановленный кадр, когда это упущенная возможность настоящего. Кто из нас хоть раз в жизни не говорил себе: «если бы я со своими нынешними знаниями вернулся на десять или двадцать лет назад, то моя жизнь была бы другой, я был бы другим». Это тоже иллюзия, которая порождает собой нехваткачеловека, который живет в выдуманном музее, он ходит среди своих написанных бледных, неактуальных, некрасивых картин и мечтает, что в будущем напишет изящную, сногсшибательную сверхкартину, но этого не будет, потому что музей этот ловушка, именуемая тюрьмой сознания. Ты никогда не выйдешь, не выскажешь, не придумаешь, не создашь – ты нехваткачеловек, которому всегда чего-то не хватает времени, ума, денег, друзей, здоровья и т.д. и т.п..

                А вот наш герой романа Мерсо поймал, уловил смысл бытия, что жить нужно здесь и сейчас, он сокрушается только о том, что не может встретиться со смертью здоровым, сильным, уверенным в себе, взглянуть в глаза и выразить свое пренебрежение ко всему моральному, ведь это выдумка, которая только мешает наслаждаться жизнью, жить. Мерсо перешагивает через принципы, он имеет право, он заслуживает.

                В романе много Алжира, с его тяжелым, палящим солнцем, лучи которого пригибают тебя к земле, чтобы ты лег на краю пляжа и наслаждался ласками, которые подарят тебе лучи солнца, они будут лизать твое соленное морское тело, распылять, делать кожу более гладкой, наряжая в бронзовую броню загара, которое покажет всем окружавшим превосходство молодого перед старым сморщенным. Вторую часть романа Счастливая смерть нужно читать медленно, переноситься в пейзажи, чувствовать окружение, природу, желание жить, которое граничит с ничего неделанием, не задумываться о прошлом. Я бы полностью, вычеркнул желание Мерсо рассказать кому-нибудь о своем поступке, который он сам считает правильным, но ждет одобрения, облегчения от других. Этим Камю калечит Мерсо, делает неполноценным, хотя возможно это и правильно, ведь как только мысль облегчиться поражает его, вывалить на другого скопившееся до краев дерьмо, то сразу же жизнь решает забрать свое у так ничего и непонявшего Мерсо. Ему было дано знание, а он решил вспомнить прошлое, когда еще не обладал опытом быть сверхчеловеком. Нет, определенно нужно было убрать эти человечные помыслы, Мерсо должен был остаться сверхсильным, сверхумным, сверхкрасивым, сверхбогатым, тогда бы роман выстрелил. Ведь никто бы не смог возразить ничего Мерсо, а только с завистью приплетал мораль и человеческие ценности, а сам внутри себя стеснялся, конфузился зародившейся мысли, которая подарит ему страх перед жизнью, что нехваткачеловеку придется запереться в своем мирке, чтобы осмыслить, прибраться, стереть пыль со своих холстов, которые будут доделаны в будущем, а сейчас это оригинальные эскизы, которые создал человек.

                Осуждаете ли вы себя за эти мысли? Осуждаете ли вы Мерсо? Осуждаете ли вы меня? Я думаю – да, так как вы так и останетесь стоять на месте, а сверхлюди пойдут широкой поступью, сметая все своим желанием жить, ведь времени так мало, а успеть надо так много, пожить, насладиться, вдохнуть. Что ж оставляю вас, в своем унизительном мире, который для вас слишком тяжел, чтобы расцвести, не раскрывшиеся листья так и сгниют, оставив запеленатыми чувства, возможности, желания.

Еще почитать:
некто Donatello. Окталогия «Ас-Сафи» Шукура Тебуева (1944–2021): крупнейшее поэтическое произведение мира одного автора (234K+)
Шукур Тебуев
Цикл ночи
Литература Максима Роенко
Рецензия по книге-Франсуа Рабле
Hawaiian sadness – «Тёмная лошадка»
Литература Максима Роенко
Aleksey Verhovenskiy


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть