Застрявшая в 90х

Прочитали 187









Содержание

Эту небольшую историю смогут понять (хотя бы частично) лишь те, кто родился в начале (или хотя бы в середине) девяностых – люди много старше или много младше просто не поймут.

Как меня зовут? Это неважно; важнее то, о чём я хочу рассказать, и чего так долго стеснялась. Крик души? Не знаю; наверное, просто мысли вслух, изложенные в текстовом редакторе и опубликованные в Сети.

Я взрослый, давно сформированный человек; человек со своими принципами, привычками и недостатками. Однако, несмотря на то, что мне ещё нет и тридцати четырёх, я осталась там – в далёких девяностых. Далеко и надолго, в своём детстве, которое периодически вспоминаю, перемалываю, пережёвываю в своих мыслях, своём разуме.

Я не помню, что было вчера; не помню то, что было пять минут назад – зато я помню то, что было тогда.

Это было непростое время: мои родители были на грани развода, всё время ссорились, ругались и даже дрались. Я помню нищету, я помню все свои ссадины и синяки. Помню свой несколько странный завтрак, состоявший из остывшего чая (реже – кофе или какао), свежего лука и хлеба с маргарином. Однако этот завтрак стал моим любимым завтраком на долгие годы, и я вспоминаю тот период с ностальгией, потому что «Раму» и «Воймикс» больше не выпускают, а лук перед учёбой либо работой употреблять неправильно.

Я ещё молода, но душой я бесконечно стара. Я скучная зануда, уставшая от жизни неудачница, которую унижали и притесняли сверстницы за то, что я хорошо училась. А я не могла и/или не хотела давать сдачи. Но при всём при этом в девяностых был и позитив, и всё, что было тогда положительного – всё это по-прежнему со мной, в моём сердце.

Я помню яркие ярмарки, пёстрые базары; сколько всего радовало мой глаз… Это в моё время были всякие «попрыгунчики» и прочие игрушки. Не было возможности позволить себе всю ту красоту, но хотя бы просто поглазеть? Это да.

Отдушиной были книги, и я уходила в читальный «запой» на часы, зачитываясь Дюма-отцом, Жюлем Верном, Чарльзом Диккенсом, Марком Твеном, Гербертом Уэллсом, Джоном Толкином… Я действительно их читала! Сколько раз я прочла «Три мушкетёра»? А «Королеву Марго»? А «Человека-невидимку»? А «Детей капитана Гранта»? А «Тома Сойера»? А «Большие надежды»?

Но ещё большей отдушиной лично для меня был телевизор – чёрно-белая «Весна» с трансформатором, поскольку всякие цветные «Элджи», «Панасоники» и прочие «Сони» с видиками были не по карману.

Чего только не показывали! Ужастики на ночь по ОРТ, латинские сериалы по РТР… Но самое большое лакомство транслировалось по НТВ и, прежде всего, по ТВ-6 – лучшему из российских каналов; любимому каналу, который умер и больше не вернулся, чтобы вновь радовать меня. Он хорошо отвлекал от серых, унылых будней, от школьной рутины (несмотря на мою отличную успеваемость, я ненавидела математику и физкультуру), предававших друзей, равнодушных к «ботаникам» одноклассников, напряжённой обстановки в семье…

Просматривая современное кино, я не испытываю того восторга, того восхищения, той удовлетворённости, того интереса, который имел место в моих девяностых. И что же я предпринимаю? Я бесконечно блуждаю по торренту в поисках «того кино», «тех фильмов». Почему? То американское (также немецкое, австралийское и др.) «семейное» кино было добрее, и не столь пошлое, как сегодня (например, я абсолютно не понимаю фанатизма многих к серии фильмов «Такси»). «Лесной воин» с Чаком Норрисом? Вот за это самое; таких бы фильмов побольше.

Я скачала и с удовольствием посмотрела «Чародей 2: Страна Великого Дракона» (1997); смотрела вдумчиво, внимательно – и не пожалела, что скачала (и не удалила после просмотра, оставив на своём жёстком диске, ибо это сериал моего детства, мне было семь, и я его тогда смотрела (злодейка-чародейка Ашка такая няшка!). Замечательнейший «Флиппер» с Джессикой Альбой, когда безобидная, бескорыстная дружба с дельфином, или дружба с мальчиком – безо всяких этих ваших «понтов», вульгарностей, фамильярности, шуточек ниже пояса – тогда ещё умели такое снимать. То же и в отношении «Приключений Ширли Холмс» – ещё один хит и шедевр, которым я засматривалась, восторгаясь.

Увы, я не помню названий всех картин, которые тогда показывали – хоть иди, бери и ройся в архиве. Смутно припоминаю один мини-сериал (кажется, немецкого производства), в нём что-то там две сестры, одна постарше, другая младше (или мать и дочь?), с налётом мистики и сказки, что-то такое – я уже не помню, к сожалению. Но я запомнила, что он был очень добрый, цензурный (семейное кино) и даже поучительный.

Я вспоминаю «Баффи», «Вавилон-5», «Комиссар Рекс», «Приключения Синдбада», «Грейс в огне», «Пси Фактор», «Секретные материалы», «Закон и порядок», «Пляж», «Элен и ребята» (Жозе, Кри-Кри), «Горец»… Все они – «мои» сериалы, сериалы «моей» эпохи, made in 90s. Сюда же простительно отнести и «Маленький бродяга», «Шоу Бенни Хилла», «Комиссар Коломбо», «Даллас» – их показывали в девяностые, когда я прильнула к экрану и уже не отрывалась от него. «Бетховен», «101 далматин», «Семейка Аддамс», «Каспер», «Няньки» – фильмы девяностых, и сняты они так, что пересматриваешь снова и снова.

А мультфильмы? «Джуманджи», «Папирус», «Черепашки ниндзя» (1987), «Том и Джерри» (Cartoon, 40-ые), «Вуди и его друзья», «Микки Маус», «Чип и Дэйл» и практически все классические «диснеевские» мультики (например, «Белоснежка», «Золушка», «Русалочка», «Красавица и чудовище», «Аладдин») – всех их я тоже увидела в девяностые, влюбившись с первого взгляда и навсегда. Сейчас такое не снимают. «Мегамозг», «Шрек», «Южный парк» – что это вообще такое? Единственным мультфильмом современности, который меня зацепил, я назову лишь «Холодное сердце». Подытоживая конкретно этот абзац, я добавлю, что мне больше по сердцу рисованные мультфильмы, а не современная 3D-анимация.

Ван Дамм и Сталлоне – супергерои моего времени, и я не упускала ни одного боевика с их участием (все эти ваши хвалёные, распиаренные Дуэйны Джонсоны и Джейсоны Стэтхемы появились гораздо позже, и смотрите-ка вы их сами). Мне больше по душе «Бэтмэн» из девяностых (особенно про загадочную, таинственную «Милый, я пришла… Ах, да, я же живу одна» Женщину-кошку, исполняемую Мишель Пфайффер – перед глазами момент, когда её выбросили в окно, она лежит на земле, много кошек возле неё, она вручную делает себе костюм и начинает мстить), а не сомнительный перезапуск в нулевых с новыми спецэффектами и технологиями. Да-да, я в числе представителей того поколения, которые ещё ценят актёрскую игру «лицом», живую мимику, харизму, талант, а не только лишь сделанное исключительно на компьютере.

Мне не поверят, но я трижды (!) посмотрела бразильский т/с «Во имя любви»: в 90-х, в 2008-ом (вместо того, чтобы пойти на выпускной и «бухать», как все, я уселась за очередную серию, потому что именно в ней Элена подменила умершего ребёнка своей дочери Эдуарды своим собственным, ибо обе родили примерно в одно и то же время), и уже с торрента в цветном от начала и до конца в 2019-ом (да ещё и без рекламы, счастье-то какое!). Просто потому, что он 1997 года? Возможно, но также и из-за сюжета («Семейные узы» и «Нежный яд» уже совсем, совсем не то, ибо в ТОМ сериале одна Бранка чего стоит, уже из-за неё одной можно смотреть). Ещё я смотрела подобные сериалы вовсе не из-за показанной там «любви» (как многие бы банально, стереотипно подумали), а из-за всяких тайн и интриг – они шли вторым планом, фоном, но именно в этом была вся прелесть и мякотка. Я заметила, что в испаноязычных сериалах (Мексика, Аргентина) этих «древних», покрытых сединой тайн и секретов больше, чем в бразильских – у которых язык португальский, и там упор идёт на некоторые другие вещи. Просто сравните «Мануэлу» и «Дикую Розу» с любым сериалом производства Globo, и почувствуете разницу (это вовсе не значит, что одни лучше, а другие хуже – просто каждый сериал хорош по-своему).

«Расскажи ей, – умирая, – что двадцать лет назад именно я родила её»: именно о таких примерно загадках я говорю, когда пишу о любви к тайнам, которые прячутся в огромном особняке. Дорогом особняке, если уточнить, ибо ещё одной из причин просмотра латинских сериалов была возможность невозбранно окунуться в атмосферу бытия богатой доньи или богатого сеньора (я уже писала о том, что я из бедной семьи; я многого не видела и даже порой недоедала, у меня было мало хороших игрушек). Третьей причиной, как это ни странно, было желание согреться: во многих странах Латинской Америки тёплое, вечнозелёное лето с пляжиком (и кокос через трубочку попивают), а вот у нас 30-градусные морозы и сильные ветра (и, в целом, погода дрянь)… «Дикая Роза», «Мануэла», «Богатые и знаменитые», «Дикий ангел» (храбрая куколка Чолито), «Жестокий ангел» (хитрож-ая служанка Ниси) – всех их я смотрела в девяностые, когда они только вышли (особняком «Дикая Роза»: показывали в 90-ые, но выпуск 1987 года; «Мануэлу» 1991 года в годик я никак не могла смотреть, но её показывали в середине 90-ых). Возможных примкнувших спешу огорчить и разочаровать: золотой век латиноамериканских сериалов давным-давно прошёл, и показывают одну ерунду (особенно этим грешит Telemundo); после середины нулевых категорически не рекомендую смотреть. Лучшим аргентинским для меня остался «Богатые и знаменитые» (тайна двух сестёр – Мерседес и Берты), лучшим мексиканским – «Дикая Роза» (Дульсина и её служанка просто «жгут», Розу озвучивает Наталья Варлей), лучшим бразильским – разумеется, вышеупомянутый «Во имя любви» (жертва Элены, красивый вид статуи Христа на холме в Рио-де-Жанейро, вертолётчик Нанду и, конечно же, Бранка; озвучка мужчин Борисом Клюевым («граф Рошфор», «герцог де Гиз», ««египетская сила» Воронин») выразительна, уникальна, неподражаема, оригинальна и прикольна). Сейчас вы уже не встретите, не найдёте той потрясающей атмосферы, той неповторимой эффектности, и начался этот закат ещё со времён «Дикого ангела» – каждую серию, практически всю серию одни лишь мыльные сопли да бесконечные соски (такое уже правда перебор). Именно поэтому (для любителей латинского кино) стоит быть более избирательным и не смотреть всё подряд; делать упор на сериалы конца 80-ых- и до конца 90-ых.

Я не пропускаю ни одного (sic!) Нового Года, чтобы не посмотреть на те праздники «Один дома» и «Один дома 2»; каждый раз – как в первый раз. Хоть на каком-то канале, но поймаю! Конечно же, можно купить или скачать (и смотреть в любое время), но тут будет нарушение «традиции» смотреть данную рождественскую комедию именно по телевизору и именно в новогодние праздники! Лично для меня это отрада; вот такой у меня «бзик».

А музыка? В то время из-под каждого утюга гремело так называемое «техно 90-ых», которое отныне навеки со мной. Ах, этот самый лучший в мире жанр «евродэнс»! Характеризующийся достаточно высокой музыкальностью… Кто сказал, что он давно вышел из моды? Кому как, а я и сейчас жму «Enter» в своём аудиоплеере, чтобы в моих ушах вновь заиграли 2 Unlimited, Haddaway, Masterboy, E-Type, Maxx, Mr. President, DJ BoBo, Culture Beat, U96, X-Perience, La Bouche, Mo-Do, Real McCoy, Fun Factory, Cappella, Gala, Ice MC, Dr. Alban, Captain Jack, Aqua, John Scatman, Zhi-Vago, Twenty 4 Seven, Activate, Basic Element, Ace Of Base, Heath Hunter, Corona, Blümchen, Loft, Alexia, Nina, Afrika Bambaataa, Kick99 и многие-многие другие! Я назвала далеко не всех не потому что не знаю или не помню, а потому что экономлю время случайного читателя.

Я помню 1996 год, когда по телеканалу «Цесна» с вечера и до полуночи крутили клипы тех исполнителей; я помню 2004 год, когда я сама, сидя у окна, слушала в наушниках каждое воскресенье их же по «Радио НС». Представьте себе, они до сих пор мне не надоели.

А вкусные шоколадки и всякие разные сладости? Они появились в те далёкие уже девяностые. Чупа-чупсы, баблгам, Mars, Nuts, Snickers, Twix, Bounty («Баунти – райское наслаждение»), Wispa, M&M’s, MilkyWay («Молоко вдвойне вкусней, если это – «МилкиВэй»; nuff said, запомнила на всю жизнь). Я и сейчас порою балую себя, покупая батончик «Натса» и отчаянно ностальгируя при этом. Потому что недополучила, потому что мне было мало, потому что вкусный, потому что с лесным орехом, потому что из девяностых, потому что… Потому что!

Я помню, как в детстве была в гостях у одной девочки, и у неё была ОГРОМНАЯ коллекция игрушек из-под «Киндер-сюрпризов» – это она столько их съела?! Омг. Она собирала свою коллекцию годами, а потом не знаю, куда она делась – в смысле, коллекция. Вряд ли та девочка её выбросила – скорее всего раздала или спрятала в укромном месте (наверное, так же, как и я, повзрослев, поднимается допустим, на чердак, открывает коробку и любуется, с волнением и трепетом вспоминая).

А иномарки? По большому счёту и они стартовали в девяностых. У нас во дворе были две «Ауди»: одна «Ауди-100», а другая – «Ауди-80» (и «Ауди-100 считалась круче). А вот когда приезжал огромный Mercedez-Benz (с зелёной кабиной и жёлтым кузовом)… Это был праздник!

Я сижу и грущу, подперев ладонью подбородок. Я вздыхаю и с упоением мечтаю. Вай, я даже нечаянно, спонтанно прямо здесь и сейчас шмыгаю носом и влажню зенками: то ли с ностальгии по тому, какое классное тогда было время – то ли в результате разочарования, что всё хорошее когда-нибудь кончается.

Изобретут ли когда-нибудь машину времени? Я хотела бы вернуться туда навсегда – когда за тебя всё сделают, когда всё ещё впереди. То время, будучи временем трудным, было и временем ярким, временем насыщенным. Сейчас нет той свободы; всё снова «нельзя».

Счастлива ли я была в девяностых? Может быть, хотя бы частично. Несчастна ли я сейчас? Скорее да, чем нет. Нечем восполнить пустоту. Или я просто не знаю, как. Брак, семья, дети? Это точно не для меня: увы, я социофоб и вся в себе (пожалуй, даже слишком). Я не всегда была такой, но я стала такой. Постепенно, не сразу.

Я вспомнила, как меня зовут! Ангелина, просто Ангелина. Где же вы, где, мои любимые девяностые? Увы, вас не вернуть, но воспоминания о вас – лучшие на свете…

Эй, читатель! Ты ещё здесь? Со мной? Правда читаешь мою маленькую исповедь? А вот я не здесь: я где-то там, витаю в облаках. Я навсегда застряла в 90-ых, я осталась там…

Наверное, ты сейчас сидишь и от души хохочешь надо мной, да? Смеёшься. Но что для одних – причуда, для других – улизнувшее сокровище, за которое продолжаешь упорно, настойчиво цепляться. Почему? Наверное, потому что когда наступает биологическая смерть, последним отключается участок мозга, ответственный за воспоминания.

Еще почитать:
Властелин колец. Кольца власти
Lars Gert
Атери
Anna Raven
Часть 11
Хелен Визард
Абалони
02.02.2024
Lars Gert

Писатель, художник , музыкант
Внешняя ссылк на социальную сеть Мои работы на Author Today Litnet Проза YaPishu.net


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть