В одном обычном ауле жил обычный Человек. Был у него дом. Было немного земли. Живность кое-какая. Все бы хорошо, да только вот, за что бы он не брался, все валилось у него из рук. За что не возьмется , ничего у него не получалось. Уже и дом обветшал, и забор покосился, и участок зарос бурьяном. Совсем загрустил Человек, совсем отчаялся.
И, решил он тогда пойти и спросить совета у Бога: «Как выйти ему из такого плачевного положения и будет ли ему счастье?»
Собрался Человек в путь и пошел искать Бога.
Долго шел Человек и пришел в большой лес. Пошел через лес Человек. И видит он, Медведя, который бьется головой об дерево. Ударит, постоит немного и снова ударяется об дерево. Очень удивился человек таким делам.
Подошёл к Медведю:
— Доброго дня тебе, Медведь.
— И тебе, доброго дня, Человек, — ответил на приветствие Медведь.
— Конечно, не мое это дело, — сказал Человек Медведю, — но, зачем ты бьешься об дерево? Неужели тебе не больно?
После очередного удара, повернулся Медведь к Человеку и, с печальным вздохом, ответил:
— Очень болит моя голова, Человек. Вот, если только, ударюсь головой об дерево, боль проходит и наступает недолгое облегчение. Но, потом снова начинает болеть голова и я снова ударяюсь об дерево. Давно это началось и не вижу я никакого выхода и такого положения, — ответил Медведь, и снова ударился головой о дерево.
— А, что тебя занесло к нам, в такое глухое место, — спросил Медведь, после очередного удара, — какое дело заставило тебя идти этим путем?
— У меня тоже есть своя беда, — отвечает Человек, — все, за что не берусь, валится из рук. За какое бы дело я не взялся, ничего не получается. Поэтому, решил найти Бога и спросить у него совета, как выйти мне из такого плачевного положения и будет ли мне счастье?
— Спроси, тогда, у Бога и про мою беду, почему болит голова и как мне найти выход из такого положения? — попросил Человека Медведь.
— Конечно, спрошу, – пообещал Человек, и пошел своим путем.
Долго шел человек и вышел из леса. И увидел аул. Подошел он к первому дому. За домом был виден большой сад. Много плодов было на деревьях, только вот были они все гнилые. Очень удивился Человек такому делу.
Прошел Человек в кунацкую (1), и стал ждать хозяина дома.
— Добро пожаловать в мой дом, — сказал хозяин дома Человеку, входя в кунацкую.
— Спасибо, — ответил Человек, — пусть со мной войдет в твой дом благополучие.
— И тебе спасибо, за добрые слова.
Не успели он договорить, как принесли угощение.
Человек и хозяин дома принялись за еду.
Во время еды, не смог Человек сдержать свое любопытство, и спросил хозяина дома:
— Скажи мне, добрый хозяин, все у тебя ухожено во дворе, везде порядок. Сразу видно трудолюбивого и рачительного хозяина. Сад тоже ухожен. Но, почему плоды на деревьях, в твоем саду, все гнилые?
— Беда у меня с этим садом, — ответил хозяин дома, — как бы я за садом не ухаживал, чтобы ни делал, каждый год плоды сгнивают, не успев созреть.
— Эх, — вздохнул человек, — видать не за мной одним, беда по пятам ходит.
— Что ж за беда у тебя? — спросил хозяин дома.
— Беда у меня такая, — ответил Человек, — все, за что не берусь, валится из рук. За какое бы дело я не взялся, ничего не получается. Поэтому, решил найти Бога и спросить у него совета, как выйти мне из такого плачевного положения и будет ли мне счастье?
— Спроси, тогда, у Бога и про мою беду, почему гниют плоды на моих деревьях и как мне найти выход из такого положения? — попросил Человека хозяин дома.
— Конечно, спрошу, — ответил Человек.
В это время пришли соседи, узнав о том, что у них в ауле гость. Много пришло людей и каждый принес с собой какое-нибудь угощение. И, долго еще сидели в кунацкой люди, расспрашивая гостя о жизни в его ауле и рассказывая о своем житье-бытье.
Утром же, поблагодарив хозяина дома, пошел Человек своей дорогой.
И, вот, пришел он к другому аулу и увидел он, что собрались жители аула на хасэ(2) и что-то бурно обсуждают. Подошел он ближе и услышал, что предъявляют претензии старшине аула.
Между тем, вечерело. Люди стали расходится по своим домам.
Человек решил погостить у старшины аула, нашел его дом и стал ждать его в кунацкой.
Пришел старшина аула, поприветствовал гостя.
В кунацкой накрыли стол, и старшина стал потчевать гостя, рассказывая при этом смешные истории, чтобы развеселить гостя. Но, видел Человек, что сам старшина, при этом, оставался очень грустным.
Не выдержал Человек и спросил старшину:
— Что случилось в ауле? Почему люди собрались на хасэ и возмущаются?
— До меня, — отвечал бысым (3), — старшиной аула был мой отец. Когда он умирал, то предложил людям выбрать старшиной аула меня. Меня выбрали. Но, что-то не заладилось у меня. Люди все время недовольны, не нравится им мое старшинство. Вроде бы все делаю правильно, а на деле выходит плохо.
— Эх, — вздохнул человек, — у меня, почти такая же беда.
— Что ж за беда у тебя? — спросил старшина.
— Беда у меня такая, — ответил Человек, — все, за что не берусь, валится из рук. За какое бы дело я не взялся, ничего не получается. Поэтому, решил найти Бога и спросить у него совета, как выйти мне из такого плачевного положения и будет ли мне счастье?
— Спроси, тогда, у Бога и про мою беду, почему не получается у меня старшинствовать и как мне найти выход из такого положения? — попросил Человека хозяин дома.
— Конечно, спрошу, — ответил Человек.
В это время пришли соседи, узнав о том, что у них в ауле гость. Много пришло людей и каждый принес с собой какое-нибудь угощение. И, долго еще сидели в кунацкой люди, расспрашивая гостя о жизни в его ауле и рассказывая о своем житье-бытье.
Утром же, поблагодарив старшину за гостеприимство, пошел Человек своей дорогой.
После долгого пути, пришел наконец, человек к Богу.
— Присядь, Человек, — сказал Бог, — и слушай, что я тебе скажу.
Присел Человек подле Бога и приготовился слушать.
— У старшины аула, — начал говорить Бог, — ничего не получается, потому, что это девушка, переодетая парнем. Ее отец, умирая, не имея наследника, выдал свою дочь, как за парня. Жители аула не знали что у старшины не сын, а дочь, и выбрали ее старшиной. Если найдется парень, который на ней женится, то он станет старшиной аула. И, станет уважаемым человеком, потому, что люди будут им очень довольны. И, проживет он долгую и счастливую жизнь, в окружении любящей семьи, в почете и уважении.
— Плоды на деревьях, — продолжал говорить Бог, — у хозяина дома, где ты гостил, гниют, потому что в саду есть клад, сундук с золотом. Нужно выкопать сундук и плоды перестанут гнить.
— Медведь, же, избавится от головной боли, если съест дурака.
— С тобой, же, — продолжил говорить Бог, — должно случится удивительное.
— А, теперь иди своей дорогой, — закончил Бог.
Пошел обратно Человек, и пришел в аул, где старшиной была девушка. Рассказал Человек девушке, о том, что сказал ему Бог.
Девушка подумала и сказала:
— Оставайся Человек здесь. Возьми меня замуж. Будешь нашим старшиной. И, если верить словам Бога, будет тебе здесь счастье.
— К сожалению, я не могу остаться, — отвечал Человек, — мне нужно идти, ведь со мной должно случится удивительное.
И, как не уговаривала Человека девушка, он отказался остаться и, пошел своей дорогой.
Пришел Человек к хозяину дома, у которого был сад с гнилыми плодами и рассказал ему то, что сказал ему Бог. Выкопали они вместе сундук с золотом. И, сказал хозяин дома:
— Оставайся в нашем ауле, Человек, поровну разделим содержимое сундука и заживешь ты у нас в достатке. И, может быть, будет тебе здесь счастье.
— К сожалению, я не могу остаться, — отвечал Человек, — мне нужно идти, ведь со мной должно случится удивительное.
И, как не уговаривал Человека хозяин дома, он отказался остаться и, пошел своей дорогой.
Пришел Человек к Медведю, и рассказал ему как искал Бога. Рассказал про сад с гнилыми плодами и про сундук с золотом. Рассказал про девушку старшину. Про то, как она предлагала ему остаться и стать старшиной аула.
— Твое же дело таково, — продолжил рассказывать Человек, — ты избавишься от головной боли, если съешь дурака.
— Клянусь Богом, о Человек, твоя история удивительна! Если б ты смог рассказать ее другим, то она послужила бы уроком всякому, кто захотел бы видеть в ней предостережение! – сказал Медведь.
— Но, ты не сможешь ее рассказать другим, потому что большего дурака чем ты, мне трудно будет найти, — закончил говорить Медведь, и тут же съел Человека.
Сноски:
1- «Типичная Адыгея», 27 августа 2012.
ХьакIэщ — дом для приема гостей, известный в литературе под названием «кунацкая». Это было однокамерное помещение. В большинстве случаев кунацкую строили отдельно, напротив фасада дома, чтобы хозяин мог заметить приехавшего к нему гостя, ведь любой желающий мог прийти в любое время суток и года.
Двери кунацкой не закрывались ни днем, ни ночью. Любой гость мог зайти туда в любое время и чувствовал себя вполне спокойно, располагался как дома. Гостя адыги встречали радушно. Он был для них священным лицом. «Гостеприимство является для одной из первых добродетелей у черкесов. Они принимают от доброго сердца иностранцев, сердечно предоставляют приют всем путешественникам, не говоря уже об их друзьях. С того момента, как незнакомец входит в дом черкеса, он пользуется всеми правами гостя, то есть он находится под особым покровительством хозяина дома…». И.Ф. Бларамберг.
ХьакIэщ — это то место, где умудренные жизненным опытом благородные старцы вели размеренную беседу, проникали глубоко в прошлое, анализировали настоящее, прогнозировали будущее. Среди них были знатоки истории народа, сказители, певцы (джэгуакIо). Здесь рассказывались легенды о подвигах джигитов, пели песни, играли на национальных инструментах. Знакомились не только со своей историей, но и с обычаями, традициями народа.
ХьакIэщ — это то место, где молодежь впитывала в себя духовные ценности, где она училась достоинству и чести.
2- Хасэ — основной общественный орган, совет, где решаются важнейшие дела. На Хасэ обсуждаются социальные, военные, бытовые вопросы, совершаются различные ритуалы.
Буквальный перевод: Ха – народ, люди. Сэ – говорить.
Буквально – место где говорят люди.
3- Бысым —хозяин дома по отношению к гостю. Пока гость находился доме, хозяин заботился о его безопасности и благополучии. Он следил за тем, чтобы гость вкусно, сытно ел, хорошо спал. Пока гость находился в доме, хозяин не мог позволить себе оставить его одного. Хозяин старался развлекать гостя всевозможными способами, постоянно стараясь поддерживать интересную беседу с ним. Личность гостя была неприкосновенна, бысым должен был защищать гостя от любых посягательств.