Мой друг на Фейсбуке опубликовал эту фотографию Юкио Мисима и коллеги японцы высказались, что этот человек был прозападного толка. Несмотря на успех его пьес и ролей, номинацию на Нобелевскую премию и так далее. Не каждому достается такой содержательный перечень успехов. Прозападный? Это меня насторожило. Он же покончил жизнь, как самурай в середине 20-го века. Что-то не сходилось в его характеристике. Потом они упомянули Оскара Уайлда и меня совсем запутали. Пришлось за отправные точки взять биографию Мисима и биографию Уайлда. Мисима был из известного рода и отец его сильно прижимал при воспитании, да и матери доставалось из-за того, что сын много уделял времени писанине. Папа же был сторонник военного воспитания сына. Время то было перед войной. Сам Мисима писал, что прочитал Уайльда впервые в 12 лет и его, как ошпарило.
-Возраст полового созревания,- пошутил я,- пора браться за Оскара, тут что-то есть.
Открыл одну из пьес “Саломея”, которую читал Юкио и наткнулся на посвящение пьесы своему другу Пьеру Луису.
-Еще одна фигура, которая впечатлила Оскара, -задался я вопросом,-а чем?
Полез искать материал о Луисе. Оказалось, что он имел успех в области публикаций лесбийской жизни античных времен. Найти не трудно Les Chansons de Bilitis.
-Ах гетера, гетера, сколько она удовольствия получила, античная куртизанка. Оказалось, что и Оскар был не против однополой любви не смотря на свою семейное положение.
-Ох и куролесил и скандалил этот ирландец среди высоких персон Англии и Франции. Прямо сексуальный детектив.
Даже лауреаты Нобелевской премии грешили с ним. А Сара Бернар сразу хватила роль Саломеи и с экстазом репетировала эротический танец перед Иродом. Но святотатсво запретили к постановке. Сексуальное прочтение библейского сюжета не было одобрено к постановке и в России.
Не трудно было найти и склонность Мисима к эротизму да он и не особенно скрывал это. И в своей пьесе “Весенний снег” он написал:
—Мы все лишь приведения. Призраки своего собственного либидо.
Я не берусь осуждать чьи либо сексуальные предпочтения. Мне стало понятно, почему этого известного и талантливого человека называли “прозападным”. Надобно осторожно пользоваться ярлыками, которые в каждой стране понимаются по своему. Трудно сказать, это порок или генная особенность? Но она есть в людях с античных времен. Во времена античные она была частью общественного бытия, а с принятием единобожия и до 20 века ее замалчивали, а порой и притесняли таких людей.
-Ныне оковы веры ослабли и что будет дальше?
Мисима сделал сэппуке, вид харакири. Его секс партнер пытался облегчить ему страдания, но смог отрезать голову только с третьей попытки. А потом тоже сделал себе сэппуке и видивший это кадет, обезглавил его. Две головы лежали рядом на полу, пока не приехали ответственные люди. Так и голова Иоанна на блюде была целована Саломеей у Уайльда. Эта сцена поцелуя мертвой головы жила в Юкио всю жизнь.
«Любовь, что таит своё имя» — это в нашем столетии такая же величественная привязанность старшего мужчины к младшему, какую Ионафан испытывал к Давиду, какую Платон положил в основу своей философии, какую мы находим в сонетах Микеланджело и Шекспира- это слова Уайльда на суде. Да, он закончил жизнь в изгнании, весьма плачевно, Пьер Луис тоже. За все удовольствия приходит расплата, пришла она и к Мисима. 45 лет, это же так мало для такого талантливого человека. Но талант был построен на борьбе его генов с устройством общества.
В ноябре прошлого года было 50 лет со дня смерти Мисима, но его пьесы пока в репертуаре. Вот слова из его пьесы, которую показывали в Линкольн центре;
-Почти во всех окнах уже погас свет. Фонари по обе стороны улицы вытянулись в две четкие линии — одна напротив другой. Настало время страсти. Час взаимной любви, час взаимной ненависти, час жестокой битвы… Заканчивается дневная борьба за существование и начинается ночная война. Кровопролитная, она уносит еще больше жизней, но приносит вечное забытье. Гулко звучат ночные горны, возвещающие начало сражения… Барабанщик бьет в барабан. В барабан сердец. В барабан чести и бесчестья.
Юкио Мисима оказался прав, написав -”Я буду жить, но моя душа покинет мое живое тело.” Мир праху необычного человека.