Переключение выключателя. Момент, и лампочка загорается. Обычно это конечная точка маршрута электричества. Но давайте представим что было до того как переключилась кнопка, и электрончики весело побежали к источнику домашнего уюта. Им пришлось преодолеть тысячи километры проводов, чтобы попасть в квартиру. За это время они наверняка увидели множество захватывающих видов: рассветов и закатов, лесов и полей, озёр и городов. Но есть более интересный процесс, чем путешествие через страну по ЛЭП: их появление. Что же нужно для этого и где происходит это, не меньшее, чем чудо зарождения энергии.
Топливо и турбины. Вот что нужно для работы электростанции. Некоторые из них работают на тепле, некоторые на воде, другие, называют более экологичными, работающие от солнца и ветра. Безусловно, переход к таким станциям является большим плюсом, как для жителей, так и для окружающей среды. Правда источник «добычи» может исчезнуть. Так например в Мурманске или Санкт-Петербурге солнце не частый гость, а вот электричества в этих городах тратится достаточно. Для этого люди и создали Атомные Электростанции. А теперь поподробнее.
Минимум экологического загрязнения и 28 миллионов киловатт в день. Сразу несколько энергоблоков. И обеспечение электричеством миллионов людей по всему Северо-заподному федеральному округу. Вот что такое Ленинградская Атомная Электростанция (ЛАЭС).
Сейчас на ЛАЭС ведутся работы по возведению второго энергоблока ВВЭР-1200. Интересно, что сам реактор ещё строится, но внутри него уже проходят всевозможные испытания. Всего до «физического пуска» их будет проведено более 1000. Вообще размеры станции поражают. Представьте, только на один блок приходится 80 гектаров. Но давайте всё же вернёмся к нашему маленькому путешественнику. Как же работает электростанция?
В реактор поступает очищенная вода, взятая первоначально из Финского залива, и прошедшая всевозможную химическую очистку. Затем в реакторе она нагревается до 300′ с, но как так, ведь температура кипения воды 100′ с, все потому, что весь процесс проходит под давлением. За счёт чего происходит нагревание? А вот нагревание происходит как раз за счёт атомных реакций. Всё. На этом работа атомов закончилась. Теперь вода, уже перешедшая в другое агрегатное состояние — в пар. Пар вращает турбину и, о чудо,, вырабатывается энергия. Затем вода поступает на градирни по большим трубам, поднимается на самый верх и сбрасывается. Доходя до дна станции она успевает хорошо остыть, пар, не успевший превратиться обратно в воду выходит наружу. А вот оставшаяся вода идёт на второй круг. А вышедший пар заменяет новая.
Как я уже говорил станция огромна, да и сами постройки на ней немаленькие. Стоя буквально перед подножием градирни, ты ощущаешь себя таким же электроном, которые и вырабатывает станция. По коже пробегают мурашки. Чувство такое, что ты стоишь около жерла, вот-вот начинающего извержение вулкана. Из серой градирни в серое питерское небо уходит серый пар. Пар, который является единственным отходом станции. Высота градирен достигает 167 метров и таким образом они являются вторыми по высоте сооружениями в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Основание стоит на бетонных колоннах и железных трубах, а под низом бассейн с водой. Всё это напоминает картинку из фантастического фильма, где
героям нужно проходить испытания. Внутри градирен падают водопады, и если закрыть глаза, то можно представить, что там, за железной стенной находится тропический мир, где летают какаду, а по лианам скользят орангутанги. На самом деле всё намного сложнее, и, конечно, никакого тропического мира там нет, а только трубы и решётки, которые служат для охлаждения воды, нагретой реактором.
Таким же невероятным кажется и центр управления, где осуществляется контроль за работой энергоблока. Первое, что бросается в глаза — компьютеры, много компьютеров, столько, будто ты находишься в центре управления полётов. (Хотя может — центр полётов похож на центр управления, а не наоборот) Второе, куда ты бросаешь взгляд, главная панель. На ней отображена вся информация о работе станции, а под ней и около неё очень много разноцветных кнопочек, которые, как всем нам известно, очень хочется нажать. Представляете, там даже есть красная кнопочка под предохранителем.
Каждый мечтает, чтобы его уважали. Каждый мечтает стать полезным всему человечеству. Но не каждый мечтает стать «мозгами» электростанции. Трудно представить, что такой махиной руководят всего три инженера. Именно они следят за тем, чтобы станция работала в штатном режиме, а если происходит авария они должны действовать чётко по инструкциям, которые знают на ять. Для того, чтобы занять такую ответственную должность, кроме высшего образования нужно ещё и потрудиться на объекте вживую. Потом двухмесячное обучение на прототипе и сдача экзаменов.
Всегда интересно писать про то, что ты видел своими глазами. Далеко не каждому удаётся побывать на электростанции и почувствовать всю мощь реактора. Так вот мне повезло. Благодаря Сириусу и РОСАТОМУ я побывал там и теперь делюсь с вами своими впечатлениями.
Погода на улице стояла абсолютно питерская. Шёл лёгкий дождик. Ветер слегка трепал арматуру. За окном абсолютно темно. И только подсвеченные, возвышающиеся над всем городом купола были просматриеваны через стену серого дождя. Да, денёк ожидался мокрый. Но нас это не останавливало. Ведь что может остановить людей, приехавших со всей России, и опять почувствовавших себя в семье сириуса. Дорога до станции заняла два часа, а ведь за это время самолёт пролетает больше половины пути от Сочи до Петербурга. Зачем я говорю про наш переезд. Всё для того что бы вы поняли, что станция находится достаточно далеко от города, дабы обеспечить безопасность петербуржцам. ЛАЭС расположилась в маленьком городке — Сосновому Бору, где и является градообразующим предприятием. Сам городок выглядит ни как Москва сити, и даже не Владимир, а обычный посёлок.
Ехав туда, я думал что увижу трубы, много труб. Но всё оказалось гораздо проще: прямоугольные постройки и три забора. Я уже было разочаровался. Но…. После небольшого перерыва и первой встречи как вы понимаете не с экскурсоводом, а инженером мы поехали к новому, только строящемуся реактору. И тут я расцвёл. «Ну вот они, я всё-таки был прав, они есть» — говорило моё внутреннее я. Впервые в жизни я надел краску, причём сразу белую! Чувствуешь себя членом делегации, посещающей объект государственной важности. Но ведь это действительно так. ЛАЭС — первая станция в мире, которая построила блоки такого типа — и здесь встречают ни только представителей российского правительства, но и иностранных гостей. Всё увиденное я уже описывал, но я ведь не сказал, что АЭС — мир чистой энергии, да и радиации на станции тоже нет, если не лезть куда не надо. Теперь поговорим о поездке в учебный центр. Вы не поверите, но нам даже разрешили «потыкать» на эти красные кнопочки, дабы смоделировать аварийную ситуацию и показать работу систем безопасности. Сразу 6 аналогичных друг другу систем включаются. Всё мигает. Звуки сирены доносятся ото всюду. Раньше, сирена была просто невыносима, да и все экраны мигали красным. Это очень напрягало нервную систему, поэтому было решено перейти к более пастельном тонам, а сирену заменить на мелодичную музыку. Но вы не подумайте, что когда происходит ошибка разносится Бах или Бетховен, нет, это всё такая же сирена и для не привыкшего уха она довольно неприятна. Так что её вы точно не проспите. Интересно, что на каждую поломку своя мелодия, таким образом инженер может определить корень проблемы, только услышав звук, что заметно увеличивает скорость реакции на сигнал.
Редко кому удаётся побывать на АЭС, зачастую люди даже не особо понимают как работают электростанции. Многие школьники просто не могут вообразить о существование возможности самому управлять такой «махиной».
Наверное, когда ты видишь всё вживую, в тебе загорается желание узнать больше. Эта поездка проявила во мне интерес к познанию устройства и работы различных сооружений.
Любая поездка запоминается, когда она проходит в хорошей кампании. Мне с этим повезло. Впервые я летел сам на самолёте. Находясь далеко от дома мне не хотелось чуть-что туда вернуться. Несмотря на погоду это маленькое путешествие запомнилось мне на всю жизнь. Главное, я понял, что не надо бояться участвовать в конкурсах, не надо бояться быть далеко от дома. Ведь, когда тебя окружают такие же, как и ты, тебе ничего не страшно. Спасибо Сириус. Спасибо РОСАТОМ. Спасибо команда СириусПитер