Наступило смутное время и на все смотришь другими глазами. Подвернулся билет на концерт студентов нашего музыкального училища. Разумеется, это концерт не современной поп музыки, а классической в современной обработке. Подростки не профессионалы и ожидать там чуда не стоит, но и игнорировать этих ребят нельзя. Им трудно, так как в их возрасте девочки виснут на мальчиках спортсменах и бас гитаристах, на всех тех, кто к культуре человечества имеет весьма отдаленное отношение. Играть классику или танцевать классической балет, в таком возрасте, могут только стоики.
Я пришел в Райман Аудиториум чуть пораньше, чтобы посидеть среди цветущих кустов. “Райман” имеет красивое невысокое здание с двориком, это самый уютный уголок в центре Нэшвилла. На ступеньках увидел молодого человека в строгом костюме. Один из студентов училища. Он еще не был мужчиной в полном смысле этого слова, но уже и не подросток. Костюм ему шел и он был элегантен. Но парень заметно нервничал и кого-то ждал. Родители приходят заранее, наверное он ждал девушку, которую пригласил на концерт. Девушки все не было. Видимо, для нее волнение перед концертом было непонятным, так как она привыкла к другим молодежным забавам, где можно проявить себя, к протестам или диким пляскам, но уж точно сидеть тихо и внимать серьезному исполнению, она не была готова. Это мои догадки, мои фантазии.
А парень все стоял и ждал. Потом его окликнули и жестом показали, что скоро начало концерта. Я тоже поднялся и направился в зрительный зал. Народу было мало, одни родственники и пару случайных людей, типа меня. Расселись с соблюдением социальной дистанции и сняли маски. Я выбрал место ближе к сцене, чтобы понаблюдать за молодым человеком. Я не знал на каком инструменте он играет и какую пьесу будет исполнять. Я не такой знаток, чтобы следить по нотам и выносить суждение. Для меня главное эмоциональный эффект от исполнения. Я пришел получить удовольствие и отдохнуть от информационного шума.
Студенты выступали с оркестром и вели соло партии. Родители их встречали восторженно, дети радовались и кланялись на сцене. Все не выходило за рамки обычного концерта учеников училища. Я чуть отвлекся на одну экзальтированную даму и сделал комплимент игре ее дочери. Поулыбались и раскланялись. И тут увидел, что на сцене стоит молодой человек. Я присмотрелся и почувствовал, что он почти плачет. В зале уловили его состояние и шум затих. Парень взял скрипку и начал играть.
На скрипку тихонько
Скользнула слеза…
Струна, струна…
Пела тонко.
Оркестр играл свою часть в паузе и в воздухе витало волнение души молодого человека. Скрипка рыдала, рыдала открыто и некоторые мамы потянулись к своим платочкам, утереть глаза.
Яркий софит,
Вокруг темнота..
Где ты, где ты
Девчонка.
Парень отключился от внешнего мира и сам парил в музыке, которая звучала у каждого зрителя в душе. Почти у каждого были моменты ожидания свиданий и горечь от их срывов. Мне кажется, что это понимали все с зале.
Зал затихает
И замер смычок.
Душа, душа…
Умирает.
Исполнение плача души были феноменальное. Ни один мастер, так играть не может. Такое случается только пару раз в жизни. Это не вопрос техники игры, а вопрос авторского прочтения звукоряда.
Музыка стихла
«Прости”, произнес…
Моленье, моленье…
Вознес.
В наступившей тишине скрипнула большая дверь, это было похоже на звук грома. Парень встрепенулся, смычок так тоскливо запел, когда в зал вошла девушка. Она села на крайнее место и стала смотреть полученную на входе программку.
Под куполом тихо
Прошла волна
Вздохи, вздохи…
Не та пришла …
Скрипка затихла, парень поклонился публике, но зал молчал. Все были словно парализованы этой игрой. Потом на сцену по ступенькам поднялась мама этого парня, обняла его и они оба вышли. Только после их ухода раздались сумасшедшие аплодисменты. Парня трижды вызывали на бис. Он выходил кланялся и не скрывал слез и горечи и радости. Меня тоже тронуло такое исполнение. Талант.