Содержание

Содержание

Пейзаж как рефлексия национальной идентичности в русском искусстве второй половины XIX века
Восприятие и интерпретация категорий буддистской философии в творчестве Д.Керуака
Средневековая телесность: сравнительный анализ концепций Ж.Ле Гоффа и М.М.Бахтина
Соотношение и идеализация феноменов сна и смерти в творчестве прерафаэлитов
Антропологический модернизм Мэри Дуглас: проблема порядка и осквернения в культурах

Пейзаж как рефлексия национальной идентичности в русском искусстве второй половины XIX века

Во второй половине XIX века пейзаж в русском искусстве становится важным средством выражения национальной идентичности. Этот период характеризуется значительным развитием реализма, когда художники стремятся отразить жизнь народа, природу и культуру России как центральные элементы национальной самобытности.

Основные тенденции пейзажной живописи второй половины XIX века:
Переход к реализму. Художники этой эпохи отходят от романтизма и академизма, стремясь к более реалистичному изображению природы. Пейзаж становится средством осмысления национального характера и быта, подчеркивая уникальность русской природы.

Тесная связь с передвижниками. «Товарищество передвижных художественных выставок» (передвижники), среди которых были такие мастера, как Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов и Архип Куинджи, играло ключевую роль в развитии пейзажной живописи. Они не только стремились показать красоту русской природы, но и сделать акцент на социальной проблематике.

Русская природа как символ Родины. Пейзажи того времени подчеркивали величие и простоту российской природы. Природа изображалась не как идеализированный фон, а как живая и эмоционально наполненная часть национального бытия. Это можно видеть, например, в картинах Ивана Шишкина, который изображал бескрайние леса и поля, символизирующие силу и устойчивость России.

Интерес к «тихой» природе. В отличие от западной живописи, где природа часто изображалась драматично и романтизировано, русские художники часто подчеркивали «незаметную», будничную красоту природы: пустые поля, реки, озера. Примером может служить работа Алексея Саврасова «Грачи прилетели» (1871), где изображение пробуждающейся весенней природы связано с темой обновления и надежды.

Национальный дух и лиричность. Картины Василия Поленова и Архипа Куинджи передают не только природную красоту, но и глубокие лирические переживания, связанные с русским пейзажем. Их работы наполнены светом и воздухом, передавая духовное состояние художника и нации в целом.

Символическое значение природы. В русской живописи пейзаж часто имел символическое значение, связанное с духовными поисками или патриотизмом. Природа на картинах может восприниматься как отражение национальной души, что особенно видно в работах Николая Ге и Исаака Левитана. Левитан, например, в своей знаменитой картине «Над вечным покоем» (1894) через мрачный и суровый пейзаж передает чувство тоски и вечности, что интерпретируется как размышление о судьбе России.

Заключение:
Пейзаж во второй половине XIX века в русском искусстве стал важнейшим инструментом для осмысления и выражения национальной идентичности. Через реалистичные, символичные и лирические образы природы художники стремились показать не только красоту родной земли, но и духовную связь народа с ней.

Восприятие и интерпретация категорий буддистской философии в творчестве Д.Керуака

Творчество Джека Керуака, одного из ключевых представителей бит-поколения, пропитано философскими идеями буддизма, которые существенно повлияли на его литературные произведения и мировоззрение. В середине 1950-х годов Керуак начинает активно интересоваться буддизмом, читая классические тексты, общаясь с учителями и углубляясь в медитацию. Этот период стал для него временем духовных поисков, что нашло отражение в его литературной практике.

Основные категории буддистской философии в творчестве Керуака:
Страдание (дуккха) и освобождение от него. В буддизме основная концепция — это страдание и способы его преодоления через осознание природы жизни. Керуак, исследуя темы внутренней боли и поисков счастья, часто обращается к буддистским идеям об иллюзорности материального мира. В романе «Бродяги Дхармы» (1958) главный герой, подобно самому Керуаку, путешествует по Америке в поисках духовного освобождения, вдохновляясь буддистскими принципами отречения от желаний и постижения реальности.

Природа пустоты (шуньята). Концепция пустоты, выражающая идею о том, что все явления лишены собственной постоянной сущности, была важной для Керуака. В его работах можно увидеть попытку уловить эфемерность жизни и свободу, которую приносит осознание непостоянства всего сущего. В «Бродягах Дхармы» он передает это через постоянное движение героев, их отсутствие привязанности к материальному и постоянное желание раствориться в мире, без привязанности к эго.

Медитация и самопознание. В буддизме медитация играет ключевую роль в постижении истины и освобождении от страданий. Керуак также увлекается медитацией и внутренним самопознанием, что отражается в его текстах. Он описывает опыт уединенных ретритов, медитации и стремление к постижению просветления. Этот духовный поиск является центральным в «Видениях Коди» и «Биг-Суре», где автор размышляет о своих личных страданиях, поиске смысла жизни и гармонии с миром.

Отречение и простота жизни. Одной из важных идей буддизма является отказ от чрезмерных желаний и материальных благ ради обретения внутреннего мира. Эта идея нашла отклик в жизни Керуака и его героев, которые часто выбирают путь бродяжничества, странствий и жизни вне социальных норм. В «Бродягах Дхармы» и других произведениях герои стремятся к простоте, уходят от привычных социальных ролей и выбирают свободу духовных поисков.

Созерцание природы и единство с миром. Керуак в своих произведениях часто описывает природу и человеческое единство с ней, что является важной частью буддистской практики созерцания. В книге «Биг-Сур» (1962) Керуак описывает свое уединение в калифорнийской природе, где он пытается найти покой и гармонию, находясь в диалоге с природой и собой.

Карма и сансара. В буддизме карма — это закон причин и следствий, который регулирует сансару (цикл перерождений и страданий). Керуак также размышляет о последствиях своих поступков, о том, как его действия влияют на его жизнь и судьбу. В его текстах есть ощущение постоянного движения и изменений, которые соответствуют идеям сансары и стремлению вырваться из этого цикла через осознанность.

Заключение:
Буддистские категории, такие как страдание, пустота, медитация и карма, играют ключевую роль в философском и литературном поиске Джека Керуака. В его произведениях буддизм представлен как средство для постижения мира и самого себя, поиска внутреннего покоя и преодоления страданий. Влияние буддизма на Керуака — это не просто эстетическое увлечение, а глубокая духовная практика, которая направляет его творчество и жизненный путь.

Средневековая телесность: сравнительный анализ концепций Ж.Ле Гоффа и М.М.Бахтина

Средневековая телесность — одна из важных тем в исследованиях Мишеля Бахтина и Жака Ле Гоффа. Оба ученых внесли существенный вклад в понимание того, как в средневековье воспринимались тело и материальность, однако их подходы и акценты различаются.

1. Концепция телесности у М.М. Бахтина
Михаил Бахтин развивал свои идеи о средневековой телесности в рамках анализа народной смеховой культуры и карнавала, которые он подробно исследовал в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (1940). Основное внимание Бахтина было сосредоточено на феномене карнавала и его связи с народной культурой, где телесность играла центральную роль.

Основные аспекты концепции Бахтина:
Карнавальная телесность: Бахтин вводит понятие «карнавальной телесности», которая противопоставляется официальной церковной и аскетической культуре средневековья. Карнавал воспринимается как временное снятие норм и ограничений, где тело и материальные аспекты жизни открыто празднуются. В рамках карнавала тело воспринимается как объект изменений, становления и обновления.

Гротескное тело: Важнейшая категория в бахтинской концепции телесности — гротескное тело. Это тело, находящееся в процессе трансформации, смешения и слияния с другими телами и миром. Гротескное тело противопоставляется классическому, идеализированному телу античности: оно гипертрофировано, открыто для мира через рты, носы, половые органы и другие отверстия. Это тело, которое поглощает и извергает, символизируя циклы жизни, смерти и возрождения.

Телесность как символ народной силы: Бахтин видит в телесности карнавальной культуры символ жизненной энергии и силы народа. Карнавал освобождает человека от ограничений социальной и религиозной иерархии, предоставляя пространство для освобождающего смеха, где телесное низменное и возвышенное объединяются.

2. Концепция телесности у Ж. Ле Гоффа
Жак Ле Гофф, один из ведущих представителей школы «Анналов» и историк средневековья, занимался изучением социальной и культурной истории, включая восприятие тела в этот период. В отличие от Бахтина, Ле Гофф подходил к вопросу телесности более структурно, исследуя культурные и религиозные контексты средневековья, в частности влияние церкви и монашества.

Основные аспекты концепции Ле Гоффа:
Телесность и христианство: Ле Гофф подчеркивает, что средневековое отношение к телу формировалось под влиянием христианской доктрины, которая утверждала дуализм тела и души. В то время как тело считалось греховным и низменным, душа представлялась возвышенной и божественной. Христианская аскеза требовала подавления телесных желаний и удовольствий, что нашло отражение в монашеских практиках и религиозной жизни.

Тело как объект контроля: В отличие от карнавальной телесности у Бахтина, Ле Гофф обращает внимание на строгие нормы, которыми церковь контролировала телесность. Средневековые люди были вынуждены следовать целому ряду церковных правил, касающихся поведения, питания, сексуальности и гигиены. Тело воспринималось как место борьбы между добром и злом, греховным и божественным.

Монашество и идеал телесного отказа: Особое внимание Ле Гофф уделяет роли монашества в формировании средневековой культуры телесности. Для монахов тело было объектом постоянного подавления и дисциплины. Ле Гофф отмечает, что в монастырской жизни на первый план выходила идея аскетического тела, которое стремится к преодолению материальности ради духовного вознесения.

Тело и социальная структура: Ле Гофф также исследует, как телесность была связана с социальной иерархией. Он подчеркивает, что телесные функции и восприятие тела различались в зависимости от социального положения человека. Например, для рыцарей физическая сила и выносливость были важными добродетелями, в то время как для духовенства тело было источником опасности и искушения.

Сравнительный анализ:
Акцент на телесности: Для Бахтина тело — это прежде всего источник жизненной силы, оно связано с народной культурой и ее освобождающим потенциалом. Для Ле Гоффа телесность больше связана с системой контроля, где церковь и монашество играют ключевую роль в подавлении телесных проявлений.

Роль религии: Бахтин в своих исследованиях концентрируется на народной культуре, противопоставленной официальной церковной традиции, в то время как Ле Гофф акцентирует внимание на том, как христианская доктрина формировала представления о теле и его роли в жизни общества.

Отношение к телу: У Бахтина тело — это место обновления, становления и радости, особенно в карнавальной культуре. У Ле Гоффа тело — это объект страха и греха, который необходимо контролировать и подавлять.

Социальное измерение: Бахтин сосредоточен на народной культуре, которая временно снимает социальные иерархии в карнавальном действии. Ле Гофф, напротив, показывает, как телесность служила средством поддержания иерархии, где разные классы и группы общества воспринимали тело по-разному.

Заключение:
Концепции телесности у Жака Ле Гоффа и Михаила Бахтина подчеркивают разные аспекты средневековой культуры. Если для Бахтина телесность связана с карнавальной культурой и народным смехом, освобождающим тело от ограничений, то для Ле Гоффа она вписана в контекст христианской морали и контроля, где телесное воспринимается как источник греха и борьбы. Оба подхода дополняют друг друга, помогая создать целостную картину средневековой телесности, где присутствуют как аспекты свободы, так и ограничения.

Соотношение и идеализация феноменов сна и смерти в творчестве прерафаэлитов

Прерафаэлиты — это группа английских художников, поэтов и писателей, сформировавшаяся в середине XIX века, чьи работы часто фокусировались на идеализированных образах, мифологических, библейских сюжетах и темах, связанных с естественными, символическими явлениями, такими как сон и смерть. В их творчестве сон и смерть часто пересекаются и символизируются как родственные состояния, что отражает как эстетические, так и философские идеи движения.

1. Символизм сна и смерти в прерафаэлитской эстетике
В творчестве прерафаэлитов сон и смерть часто изображаются как взаимосвязанные состояния, оба обладающие загадочной, таинственной природой. Сон и смерть в их произведениях приобретают особое значение как моменты перехода между физической и духовной реальностями, погружения в таинственное и мистическое.

Сон как символ смерти: В прерафаэлитской живописи и поэзии сон нередко интерпретируется как метафора смерти. В этом контексте сон воспринимается как временная смерть, момент, когда сознание человека покидает мир живых, чтобы перейти в иной, непознанный мир. Сон часто изображается как состояние покоя, глубокой задумчивости или даже эмоциональной и физической неподвижности, что приближает его к состоянию смерти. Например, в картине Данте Габриэля Россетти «Беата Беатриче» (1864) Беатриче изображена в момент транса между жизнью и смертью, ее сонное состояние ассоциируется с предчувствием смерти.

Идеализация смерти через сон: Прерафаэлиты склонны идеализировать как сон, так и смерть, представляя их как моменты очищения, перехода к чему-то более высокому и прекрасному. Они были вдохновлены не только христианскими представлениями о смерти как переходе к вечной жизни, но и идеями романтизма, где смерть ассоциировалась с освобождением от страданий и возможности воссоединения с природой. В этом смысле сон становится подготовкой к смерти — состоянием чистоты и невинности, близким к идеализированному образу смерти.

2. Влияние литературы и мифологии на образы сна и смерти
Прерафаэлиты черпали вдохновение из средневековых и ренессансных текстов, библейских историй, а также классической литературы и мифологии, где темы сна и смерти часто переплетались.

Мифологические мотивы: Образы сна и смерти, как в античной мифологии (например, греческие боги Гипнос и Танатос, олицетворяющие сон и смерть соответственно), также находили отражение в работах прерафаэлитов. Эти мифологические фигуры представляли сон и смерть как братьев — равные, хотя и противоположные силы. Этот образ брался за основу для создания художественных произведений, где спокойствие сна и неизбежность смерти изображались как неразрывные состояния.

Влияние средневековой литературы: Многие работы прерафаэлитов вдохновлялись текстами Данте и другими средневековыми поэтами, которые часто связывали темы любви, смерти и сна. Данте Габриэль Россетти, в частности, был глубоко привязан к образам из «Божественной комедии» Данте, где встречаются аллегорические связи между сном и смертью, выраженные через образы тоски по умершей возлюбленной.

3. Живописные и поэтические образы сна и смерти
Прерафаэлиты использовали визуальные и текстуальные средства для передачи сложных аллегорий, связанных со сном и смертью, через тонкие детали, световые эффекты и символику.

Использование света и цвета: В живописи прерафаэлитов особое внимание уделялось использованию мягкого, приглушенного света для передачи сна или состояния между жизнью и смертью. Тусклый свет, пастельные оттенки и приглушенные контуры создавали атмосферу умиротворения и безмятежности. Например, в картинах Джона Эверетта Милле или Эдварда Берн-Джонса часто присутствуют фигуры, погруженные в сон, окруженные природными элементами, как будто находящиеся на грани между мирами.

Аллегорические образы: Сон и смерть в творчестве прерафаэлитов часто передаются через аллегорические фигуры и сцены. Например, в картине Милле «Офелия» (1851-1852) изображена героиня из шекспировского «Гамлета» в момент умирания, который передан как переходный, почти сонный момент, символизирующий переход от жизни к смерти через гармонию с природой. Цветы вокруг Офелии и спокойная река подчеркивают ее красоту и покой, ассоциируясь с идеей сна как метафоры смерти.

Поэтические произведения: В поэзии прерафаэлитов также можно увидеть тесную связь сна и смерти. Поэты, такие как Кристина Россетти, в своих стихах часто обращаются к теме «вечного сна» как аллегории смерти. В ее стихотворении «После смерти» смерть описана как состояние покоя, лишенное тревог и страданий, а сон становится символом утешения и освобождения.

4. Этика и эстетика телесности в контексте сна и смерти
Важным элементом прерафаэлитской интерпретации сна и смерти является внимание к телу и его эстетике. Прерафаэлиты уделяли огромное внимание изображению телесной красоты, особенно женской, часто изображая женские фигуры в моменты покоя, сна или смерти.

Эстетизация телесности: В прерафаэлитском искусстве телесность играет важную роль, и тела персонажей, даже в моменты смерти, сохраняют идеализированные, утонченные черты. В картинах, изображающих сон или смерть, такие как «Офелия» Милле или «Любовь среди руин» Эдварда Берн-Джонса, тело представляется как нечто хрупкое и прекрасное, где смерть не разрушает его, а придает ему особую, почти сверхъестественную красоту.

Телесный покой: Сон и смерть изображаются как моменты абсолютного телесного покоя. В отличие от динамичных и активных сцен, эти состояния подчеркивают тишину и неподвижность, что особенно выражено через изображение рук, лиц и поз героев. Это создает атмосферу глубокой задумчивости, где сон и смерть приближаются к состоянию вечного покоя.

Заключение
В творчестве прерафаэлитов феномены сна и смерти играют ключевую роль как символы перехода, покоя и мистического единства с природой и духовными силами. Через использование мифологических мотивов, религиозных и литературных аллюзий прерафаэлиты создавали образы, где сон и смерть не противопоставлялись, а воспринимались как две стороны одного процесса. Сон, как временная смерть, и смерть, как вечный сон, становятся в их произведениях символами красоты, чистоты и освобождения, отражая важнейшие эстетические и философские принципы движения.

Антропологический модернизм Мэри Дуглас: проблема порядка и осквернения в культурах

Антропологический модернизм Мэри Дуглас, особенно выраженный в её классической работе «Чистота и опасность: анализ понятий загрязнения и табу» (1966), исследует культурные представления о чистоте, загрязнении и социальном порядке. Центральной темой ее исследования является проблема порядка и осквернения в разных культурах, а также то, как эти понятия помогают обществам поддерживать социальную и символическую структуру.

1. Порядок и его символическое выражение
Мэри Дуглас рассматривает порядок как ключевую категорию в социальной жизни. Порядок в ее теории — это система классификаций, через которую общество организует окружающий мир и социальные взаимодействия. Это может быть как физический, так и символический порядок, который устанавливается через нормы, правила, табу и другие культурные практики.

Основные аспекты порядка у Дуглас:
Классификация: Дуглас подчеркивает, что общество стремится классифицировать и структурировать мир для поддержания стабильности. Эти классификации касаются как физических объектов, так и социальных явлений. Важно, что в каждой культуре существует своя система правил, которая определяет, что является чистым, допустимым и вписывающимся в порядок.

Символический порядок: Классификация распространяется и на символические системы. Например, чистота и нечистота в культуре — это не просто физические явления (чистая одежда или грязь), но и символические категории, которые выражают социальные нормы. Эти категории регулируют, как люди ведут себя в обществе, с кем они взаимодействуют и что для них допустимо в повседневной жизни.

Социальные нормы и границы: Порядок поддерживается через установленные социальные нормы и границы, которые определяют, что можно, а что нельзя. Эти границы могут быть размытыми и зависящими от контекста, но они всегда присутствуют в той или иной форме в любом обществе.

2. Проблема осквернения: что такое грязь?
Осквернение и грязь в теории Дуглас представляют собой нарушение порядка и выход за пределы установленных границ. Осквернение — это не просто физическая грязь, а символический феномен, который нарушает социальные и культурные нормы.

Грязь как «материя не на своем месте»:
Дуглас предлагает знаменитое определение грязи: грязь — это материя, находящаяся не на своем месте. Этот тезис подчеркивает, что загрязнение не является чем-то абсолютным. Грязь — это относительное понятие, которое определяется контекстом и нормами конкретной культуры. Например, земля в поле считается естественной, но если она находится в доме — это грязь.

Символическое загрязнение: Загрязнение в культуре касается не только физической грязи, но и того, что нарушает социальные и культурные нормы. Например, определенные виды пищи могут считаться нечистыми, или определенные действия могут восприниматься как оскверняющие. Эти правила варьируются от культуры к культуре, но всегда связаны с поддержанием социального порядка.

Опасность нарушения границ: Осквернение всегда связано с нарушением границ, и в этом смысле оно воспринимается как угроза для общества. В традиционных обществах Дуглас изучает различные табу, направленные на предотвращение таких угроз. Табу служат защитой от нарушений, которые могут привести к хаосу, нарушению социальной гармонии и распаду символического порядка.

3. Социальная функция осквернения и чистоты
Дуглас утверждает, что осквернение и чистота выполняют важную социальную функцию. Эти категории помогают обществам сохранять устойчивость, поддерживать и воспроизводить символический порядок.

Осквернение как маркер границ:
Чистота и осквернение как механизмы контроля: Осквернение помогает обществам устанавливать и поддерживать социальные границы. Это касается как физической чистоты (например, ритуальной гигиены), так и социальных норм (например, соблюдение кастовой системы или социального статуса). В культурах, где важны ритуалы и ритуальная чистота, соблюдение этих правил является способом подчеркивания социального положения и поддержания иерархии.

Чистота как выражение социальной идентичности: Представления о чистоте часто служат для того, чтобы разделить «своих» и «чужих». Чистота может быть важной частью ритуалов посвящения или символом принадлежности к определенной группе. Нарушение чистоты может привести к социальной изоляции или наказанию, а также к стигматизации.

Табу как средство поддержания порядка: Табу — это запрещения, которые часто связаны с понятием осквернения. Они действуют как защитные механизмы для предотвращения нарушения границ и сохранения социальной структуры. Например, пищевые табу, которые ограничивают потребление определенных продуктов, часто основываются на представлениях о чистоте и осквернении, но в то же время играют важную роль в поддержании социальной идентичности и сплоченности.

4. Модернизм Дуглас: универсальность категорий чистоты и загрязнения
Хотя работы Дуглас фокусируются на примерах из традиционных и архаичных обществ, она утверждает, что представления о чистоте и загрязнении существуют во всех культурах, включая современные. Таким образом, понятия чистоты и осквернения могут быть универсальными, даже если их выражения и конкретные формы различаются.

Современные проявления чистоты и загрязнения: В современном мире нормы о чистоте и загрязнении могут выражаться через экологические вопросы, вопросы здоровья, гендерные нормы, социальные табу и политические запреты. Например, понятие «грязных» денег или «запятнанной» репутации отражает символические категории загрязнения, применимые в социальных и экономических контекстах.

Проблема отходов и изгоев: Дуглас отмечает, что современные общества также сталкиваются с проблемой загрязнения, только в иной форме. Отходы, загрязнение окружающей среды и социальные «изгои» часто рассматриваются как нарушения социального и природного порядка, требующие контроля и очищения.

5. Заключение
Антропологический модернизм Мэри Дуглас сосредоточен на изучении того, как культура организует мир через категории чистоты и осквернения, что позволяет поддерживать социальный порядок и границы. Вне зависимости от того, идет ли речь о традиционных обществах или современных государствах, представления о чистоте и загрязнении выполняют важную роль в символической и социальной жизни. Проблема порядка и осквернения для Дуглас является универсальной, хотя и проявляется в различных формах в зависимости от культурных и исторических условий.

Еще почитать:
Пленник Снов
Vogut Korin
Дом Бена. Глава 4. Ссора
Juli Jenn
Сон, который никто не видел
Марк Сес
Дендик 
derzkiy pisatel
22.09.2024

Поблагодарить автора. донат payeer - P1040394788 capitalist - U10989124 capitalist - R10989122 aarci4772@gmail.com Вакансия автор https://vakanciji.blogspot.com клуб психологии https://fd1690.blogspot.com/2024/02/blog-post.html Книга золотые правила общения. Цена 5 долларов сборник литературных рассказов . Цена 5 долларов Консультация по психологии, сексологии, коучинг, риторике, этике, эстетике. Цена 5 долларов
Внешняя ссылк на социальную сеть


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть