Сказочное Быково
«Сколько заброшенных поместий, запущенных садов в
русской литературе, и с какой любовью описывались
они. В силу чего русской душе так отрадно запустенье,
глушь, распад?»
(И. Бунин)
В один прекрасный солнечный день мы решили отправиться в гости к сказке посетить таинственную усадьбу Измайловых — Воронцовых-Дашковых , — Быково.
От старых покосившихся ворот дубовая аллея, обрамленная почти развалившимися, некогда белоснежными и великолепными вазонами, многие из которых лежат на земле уже в виде обломков, ведет нас вглубь старого парка, где из зарослей неожиданно предстаёт перед нами настоящее чудо – величественный английский зАмок на высоком холме.
И ты уже не здесь, не в XXI веке, ты пропитываешься духом старины, ступаешь дальше и выше по одному из симметричных пандусов, оформленных балюстрадой, ведущему к южному входу дворца.
Дворец великолепен в своей торжественности и парадности, украшает его портик с четырьмя прекрасными полуобнаженными кариатидами, которые держат на своих руках нет, не небо, а огромный антаблемент с возлежащим на нём балконом.
Оторвать глаз от этого зрелища невозможно, хочется смотреть и впитывать в себя всю эту совершенно неземную красоту. И опять задавать себе уже надоевший риторический вопрос — почему?????
Почему здание, построенное великим Василием Баженовым в конце XVIII и перестроенное в середине XIX века не менее великим Бернаром де Симоном, находящееся (естественно) под охраной государства, пребывает в таком плачевном состоянии?!
Неужели Екатерина Романовна Дашкова — ближайшая сподвижница и подруга Екатерины Великой и Президент Российской Академии наук не достойна того, чтобы её родовое гнездо было отреставрировано?!
Этот прекрасный дворец заслуживает того, чтобы стоять посреди ухоженного старинного парка и принимать толпы благодарных посетителей, которые, несомненно, будут. (Учитывая, близость наукограда Жуковский с его международным Авиасалоном).
Территория парка, коммуникации и здания усадебного комплекса принадлежат разным ведомствам, ни одно из которых не берет на себя ответственность за сохранение этого редчайшего памятника.
Департамент здравоохранения — пользователь усадьбы должен был провести давно запланированные реставрационные работы, но, конечно же, не провел. Как это знакомо!!!
А ведь здание можно восстановить, все его основные детали на месте, (пока на месте), что удивительно.
Фигуры кариатид великолепно сохранились, и в отличие от Венеры Милосской или Ники Самофракийской, например, имеют руки, ноги и даже головы, черты лица тоже прекрасно просматриваются, и носы не отбиты, как частенько случается.
Но фрагменты кладки, штукатурки и декора здания, части балясин постепенно отваливаются и лежат тут же на траве.
Усадьба приходит в упадок и являет собой величественно-печальное зрелище.
Дом Пашкова работы того же Баженова стоИт себе двести пятьдесят лет напротив Кремля и очень даже неплохо выглядит, Царицыно (Баженовское, опять же; многие считают Быково копией Царицына) замечательно отреставрировали, — чудесное место, толпы отдыхающих…
Кому Быково дорогу перешло, чем не угодило? Одни вопросы, на которые нет ответов…
Ладно, вернемся от этого нелирического отступления в усадьбу, о ней гораздо приятнее рассказывать, чем о нерадивых чиновниках.
Дворец имеет четыре абсолютно разных фасада, основные – южный и северный. О южном с кариатидами я немного рассказала, теперь – о северном.
Северный фасад – центральный, но выглядящий гораздо проще южного, украшен величавым арочным входом, с балконом над ним, (правда, уже без кариатид), выше которого на аттике расположен герб Воронцовых-Дашковых с их девизом Semper immota fides – «Верность всегда непоколебима».
С запада к дворцу примыкает трехуровневая башенка, на которой когда-то были установлены солнечные часы и телескоп, — любил хозяин занятия астрономией.
По всему периметру здания расположены высоченные арочные окна, множество колонн, пилястров, лепнины.
Это одна из немногих усадеб, в которой сохранилась внутренняя отделка, тоже выполненная в английском стиле.
В усадьбе был орган, хозяева частенько устраивали вечера органной музыки.
Внутрь не пускают, а через окна что-то разглядеть практически невозможно. Жаль!
Очевидцы утверждают, что внутри очень красиво, и интерьеры еще можно восстановить, пока не поздно. Но, как говорится, свежо предание…
В 2019 году в усадьбе снимали фильм ужасов «Тварь» с В.Вдовиченковым и Е.Лядовой, -часть интерьеров можно там увидеть.
А еще в усадьбе имелись ванные комнаты и санузлы, что по тем временам было огромнейшей редкостью.
Теперь прогуляемся по прекрасному в своем запустении английскому парку с красивыми перепадами высот, оврагами и взгорьями.
Спустимся с высокого дворцового холма и направимся к усадебным прудам. Их три, — один большой и два поменьше. Пруды давно не чистят, но честно скажу, выглядят они очень живописно, недаром Поленов, Левитан и Серов увековечили заросший пруд на своих гениальных полотнах.
Современные поленовы и левитаны тоже сидят на бережках усадебных прудов и задумчиво водят кистью по холсту, создавая новые шедевры.
Не сразу увидела на небольшом круглом острове в центре большого пруда великолепную ажурную ротонду. Она пряталась в густой зелени деревьев и казалась какой-то чужестранкой-итальянкой в этом диком британском пейзаже.
На остров, называющийся Сиреневым, когда-то вёл изящный мостик, от которого остались «рожки да ножки» в виде фрагментов каменной кладки, был тут и причал для лодок.
Зимой по льду можно добраться до острова и лицезреть беседку вблизи, но «соавторы» Баженова расписали её идиотскими граффити, так что лучше этого не видеть и не расстраиваться. Издали эти художества совсем не видны, поэтому ротонда представляет собой очень живописное зрелище.
Беседка, построенная Баженовым в XVIII веке, предназначалась для уединенных философских бесед (масон — архитектор знал в этом толк).
Ротонда имела название — храм Цереры или «Беседка трех философов». Три пилона, расположенные по кругу и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. Имена трёх философов доподлинно не известны (Аристотель, Платон, Сократ?), а медальоны с их изображениями не сохранились, остались только одни овальные обрамления.
Последний раз ротонда реставрировалась в 1983 году, что тут можно еще сказать?!
Недалеко от усадебных построек расположилась абсолютно неземной красоты церковь Иконы Владимирской божьей матери, построенная Матвеем Казаковым по проекту Василия Баженова в псевдоготическом стиле.
Подобной церкви я не видела нигде и никогда, да и нет другой, Она единственная и неповторимая!
Вы видели когда-нибудь двухэтажную овальную церковь, с двумя изящными симметричными башнями со шпилями и стрельчатыми арками, к которой с двух сторон ведут широкие и немного изогнутые лестницы с балюстрадами?!
Церковь, скорее, похожа на волшебный замок из сказки или замечательные пражские храмы с башенками.
В 1830-х годах рядом с церковью в том же стиле построена колокольня.
Через сто лет церковь закрыли и разместили здесь швейную фабрику, а позднее склад.
В 1989 году она наконец-то вернулась в лоно Русской православной церкви.
Верхняя церковь, в настоящее время закрытая(ремонт?), освящена в честь Владимирской иконы Божией Матери, храм в подклете (открыт) — Рождества Христова.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА.
В давние времена село Быково называлось Марьиным и принадлежало князю Димитрию Донскому.
Перед Куликовской битвой он завещал его своим сыновьям.
В начале XVIII века знатный воевода Илларион Воронцов получает село в подарок от самого императора Петра Алексеевича.
В середине XVIII века Воронцовы были в опале и Екатерина II пожаловала эти земли Михаилу Михайловичу Измайлову — бывшему камергеру при дворе Елизаветы Петровны, действительному статскому советнику, генералу-поручику, Председателю Кремлевской экспедиции дворцовых строений уже при своём дворе.
В 1775 году решила матушка-императрица нанести дружеские визиты в усадьбы московских чиновников, справиться об их здоровье да житье-бытье. И в Быково к Михайле Михайловичу на чаёк не преминула заехать.
Не произвело имение на матушку никакого впечатления, о чем тут же изволила сообщить хозяину.
Обиделся Измайлов, даже обелиск в честь приезда императрицы ставить не хотел, как это было принято в те времена.
Потом отошел немного, успокоился, обелиск поставил, а вместе с ним и дворец новый решил заодно возвести.
Злоупотребив служебным положением (в те времена тоже такое случалось), пригласил своего подчиненного архитектора Василия Баженова и наказал ему возвести дворец, краше которого ни у кого еще не было.
Выкопали крепостные три больших котлована на приусадебном участке, из полученной земли холм высокий насыпали, а на холме этом возвел Василий Иванович чудо-чудное, диво-дивное – зАмок сказочный с прудами да лебедями, зимними садами, беседками да гротами.
Парк был разбит пейзажный на двадцати пяти гектарах земли, скульптуры заморские привезли да по аллеям расставили.
А на берегу пруда диковинной красоты павильон Эрмитаж о двух этажах воздвигли — со стенами, украшенными пилястрами, элегантными оконными наличниками, фризом со скульптурными гирляндами. А одна стена, на водоём выходящая, была из стекла венецианского, редкостного, чтобы гости могли любоваться рыбками дивными, что в прозрачной воде плавали.
И церковь построили из камня белого двухуровневую неоготическую, доселе не было таких во всей империи. Формы овальной, с высокими лестницами, окаймленными изящной балюстрадой, с барельефами небесных покровителей хозяев усадьбы на фасаде, а на крыше большие и маленькие башенки-шпили с крестами золочеными. Не церковь, а восьмое чудо света!
И загремела слава о прекрасной усадьбе на всю Рассею от Волги до Енисея.
То-то стыдно было матушке Екатерине Алексеевне, и не появлялась она больше в землях московских, так и сидела тихонечко в Санкт-Петербурге до самого своего отхода в лучший из миров.
В начале XIX века усадьба Быково вновь переходит во владение Воронцовых. Сильно разрушена была в Отечественной войне 1812 года, в запущенном состоянии пребывала.
Значительно пострадал и парк, больше чем наполовину вырубленный французами.
В начале 1840-х годов Иван Илларионович Воронцов-Дашков приглашает знаменитого швейцарского архитектора Бернара Симона для глобальной реконструкции усадьбы.
По сути, это было новое строительство, — от баженовского дворца остались только подвалы, въездные пандусы и балюстрада.
Новый усадебный дом в стиле английских замков был возведен на баженовском фундаменте из красного кирпича и отделан белым камнем,- замечательное сочетание.
Каждый из четырех фасадов был абсолютно индивидуальным и символизировал определенное время года.
Главный вход с пристроенным фойе барочной лестницы и подъездом для карет был расположен на северной стороне.
Южный фасад с балюстрадой, украшенный пилястрами и колоннами-кариатидами, выходил на реку.
К западной (мужской) части дома примыкала трехэтажная прямоугольная башня с часами и обсерваторией.
Восточный (женский) фасад с большим балконом выходил окнами в пейзажный парк.
Все лестницы были украшены статуями и огромными вазонами с живыми цветами.
В парке была разбита живописная аллея из черных роз, которые хозяевам доставляли исключительно из Франции.
В оранжереях выращивались тропические растения, а в теплицах — ананасы, персики, лимоны.
Последним владельцем усадьбы (с 1784 года) стал Николай Ильин, инженер-путеец (неплохо, я замечу, жили инженеры в то время). Вместе с К.Ф. Фон Мекком он создал первую частную железнодорожную компанию.
К нему частенько наведывался Столыпин Петр Аркадьевич, патронирующий Быковский приют для крестьянских детей.
После революции 1917 усадьбу национализировали и разместили здесь детский дом для сирот красноармейцев (по другим данным – детскую колонию(!))
Часть предметов искусства была передана в Раменский музей, часть (думаю, бОльшая), как всегда, исчезла в неизвестном направлении.
Музей, как ни странно, ценности сохранить тоже не смог. До сих пор «ищут» портрет княгини Воронцовой-Дашковой кисти Дмитрия Левицкого.
В 1930 –х годах был разрушен павильон Эрмитаж, исчезли обелиск в честь Екатерины II и колонна Павла I, разобраны конюшня, грот и гротесковый мост. Также были расхищены интерьеры дворца, демонтированы камины, утрачена библиотека.
Безжалостно выломали оргАн, долго валялись его трубы в усадебном парке, изредка пропуская через себя завывания ветра…
В годы Великой Отечественной войны в доме находилась школа подрывников.
После войны в усадьбе разместился и работал более тридцати лет туберкулёзный санаторий, до 1966 года лечили здесь открытую форму туберкулёза.
В 1960 году Совет Министров РСФСР присвоил усадебному комплексу статус памятника республиканского значения.
С середины 1960-х годов в усадьбе начались реставрационные работы, которые продолжались много лет, но, по сути, не принесли никаких видимых результатов.
В середине восьмидесятых годов были утрачены оставшиеся сооружения великолепной усадьбы, в том числе и центральный зал оранжерейного павильона, ради строительства частного дома. Ну, что тут можно сказать?!
В настоящее время усадебные постройки поддерживаются только силами волонтёров (их нимало, что радует).
Но проект преобразования усадьбы в культурно — туристический центр, достаточно давно разработанный, до сих пор не реализован из-за бюрократических проволочек.
Остается, как всегда, ждать у моря погоды.
Из Быкова не хотелось уезжать, совсем не хотелось. Чем-то заворожила меня и сама усадьба, и таинственный заповедный парк, и заросшие тиной живописные пруды…
Она, как будто, хотела мне что-то что сказать, поведать какую-то тайну…
Но я точно знала, что обязательно буду сюда возвращаться, потому что часть моей души осталась здесь навсегда.