К НАМ ПРИХОДИТ ПРАКТИКАНТ
У мамы сегодня день рождения. Когда я проснулся, она уже ушла на работу. Папа завтракал в одиночестве, и я появился вовремя.
— Папа, это же моя горбушка! — закричал я.
— Да, да, конечно, — виновато сказал папа. — Извини. Кстати, надеюсь, что ты не забыл про мамин день рождения.
— Как же я могу забыть, — удивился я. — Ведь сегодня будет большой, нет, громадный торт и много всяких других пирожных.
— А как насчет подарка, чем ты собираешься порадовать маму?
— Это тайна. Хотя тебе могу сказать. Нет, пусть это будет сюрприз.
Мы договорились с папой встретиться во второй половине дня, чтобы купить цветы и что-нибудь вкусненькое к праздничному столу. А потом папа отправился на работу, а я в школу.
До начала уроков оставалось еще достаточно времени, и мы с ребятами с жаром обсуждали на школьном дворе достоинства и недостатки команд «Зубило» и «Шайбы», но к единому мнению никак не приходили. Недалеко от нас два переростка усердно лупили друг друга, а несколько первоклашек подбадривали их. Они еще совсем дети, эти первоклассники! Игорь Сабельников тоже с удовольствием смотрел на дерущихся и жевал конфеты.
— Ты, конечно, угостишь меня конфетой? — спросил у него Сережка.
— . Нет, — решительно отказал Сабельников.
— Ладно, не очень-то и хотелось, — с напускным равнодушием сказал Сережка. — Я больше люблю зефир.
— Ну и ешь свой зефир.
— А почему ты ухмыляешься?
— Я и не думал.
— Смотри, пожалеешь.
— Это вряд ли.
И вот тут, показывая ребятам, какую огромную рыбу поймал мой папа прошлым летом, и, растопыривая руки как можно шире, чтобы они могли представить ее невероятные размеры, я совершенно случайно задел переростка Дубякина по прозвищу Барракуда — это такая рыбья тварь, которая жрет кого ни попадя, и у нее большие и острые зубы-крючки. И вот, что я вам скажу: у Дубякина зубы точно такие же!
Дубякин, он же Барракуда, тут же сжал мою руку своей лапищей и вкрадчиво поинтересовался, как меня зовут. Я ответил, что меня зовут Боря Просиков.
— Так вот, юный и неловкий Просиков, ты глуп как сало!
— Сало? — удивился я. — А разве сало предмет одушевленный? Это человек — одушевленный.
— Я поражен и глубоко тронут твоей непосредственностью, — проникновенно сказал Дубякин. — Но послушай меня внимательно малоразвитое, неуклюжее дитя, а перед тем захлопни рот, пожалуйста: глядишь — и мухи не залетят, и комар интереса не проявит. Итак, запомни: сало — это не предмет, а еда! И потом — кто тебе сказал, что ты человек… Ты — юный бабуин! И друзья твои — тоже относятся к этим славным приматам.
Мне стало обидно — и за себя, и за своих друзей. Я вздохнул.
— Придется обо всем рассказать брату. Вряд ли ему понравится, как меня обзывают.
— А кто твой брат? — насторожился Дубякин.
— Он — чемпион мира по боксу! — Никакого брата у меня и в помине не было. Зато имелся значок, найденный мной на улице, и еще недавно принадлежавший обладателю третьего юношеского разряда по легкой атлетике. Значок был так себе, прямо скажем — неубедительный значок. Особенно им не похвалишься. Вот если бы иметь значок с надписью «Чемпион мира!!!» — тогда совсем другое дело. Такой значок хорошо принести в школу — тогда бы все боялись и восхищались мной: «Да, у него отличный удар левой, помнишь, как он врезал тому-то…» И никакой переросток не посмел бы придраться ни ко мне, ни к моим товарищам. — И я тоже брату скажу! — вклинился в разговор Колька Сестренкин. — Знаешь, какой он у меня? Он такой, что… что… что… Да!
Да, он такой, это верно, брат Сестренкина. Я даже поежился. И сам-то Сестренкин ничего себе такой. А подрастет, точно станет таким… таким, как старший Сестренкин.
Дубякин сразу поскучнел, занервничал даже, и, немного помявшись, сказал, что вышло недоразумение.
— Друзья ваших братьев — мои друзья, — значительно сказал он, — то есть братья ваших братьев, те есть вы ваших братьев… — здесь он окончательно запутался. — Ну, в общем, мы поняли друг друга.
Я хотел сказать, что ничего не понял, но тут Колька пихнул меня в бок. И правда, палку перегибать тоже не стоит. Дубякин-Барракуда значительно здоровей и старше нас. Но я сделал важный вывод: если какой-то Дубякин старше тебя, то это совсем не значит, что он такой же умный как ты.
— Уф! — выдохнул Витька Меднис, как только ушел Дубякин. — Я уже думал, что мы сегодня будем сильно биты, а с перебитыми ногами и руками совсем непросто решать арифметические задачи.
— День еще не закончился, — угрюмо сказал Сабельников.
В класс учительница вошла вместе с завучем Юлием Цезаревичем. Завуч очень серьезен и сообщает, что сегодня урок природоведения проведет студент-практикант.
— Дети, обещайте мне, что будете послушными. Не подведете? А то у нас с вами возникнут сложности.
Разумеется, мы обещали.
— А теперь я посмотрю вам в глаза, и если встречу честный и открытый взгляд, то я вам поверю.
Первым завуч посмотрел на меня и… встретил честный и открытый взгляд. И на кого бы он не посмотрел, повсюду взгляды выражали честность и открытость.
— Невероятно, — сказал Юлий Цезаревич, но вид у него все равно был недоверчивый. — И еще, — добавил он, — сидите так тихо, чтобы даже вашего дыхания не было слышно.
— Мы не можем не дышать. Иначе превратимся в кучу покойников, — возразил Ленька Трахтергенц. — Это не понравится нашим мамам.
А Вовка Брусникин заявил:
— Но у меня во рту полипы, и я дышу ртом и громко.
— Кто-то что-то сказал, или мне послышалось? — грозно нахмурил брови завуч.
Все молчали. Никто не дышал. Даже Вовка с его противными полипами. Юлий Цезаревич еще раз печально посмотрел на нас, вздохнул и вышел, сказав на прощание учительнице, чтобы она была с нами построже.
Затем появился сам студент-практикант, Гумбольдт Евсей Евсеевич, и урок начался.
— Евсей Евсеевич, а вы за кого болеете — за «Шайбу» или за «Зубило»? — спросил Женька Лисицкий.
— Я болею за порученное мне дело — за природоведение, — ответил несколько опешивший студент.
— Лисицкий, еще один глупый вопрос, и я отправлю тебя из класса, — вмешалась Нина Федоровна.
Поначалу было заметно, что Гумбольдт Е. Е. немного волнуется, но потом ничего, разошелся и рассказал нам про тропические леса и озера, про огромные стада зебр и антилоп, про красных слонов и львов-людоедов, про вулканы и гейзеры. А когда речь зашла про морские глубины и их обитателей, стало совсем интересно.
— А кашалот — это млекопитающее или рыба? — вдруг перебил его новенький, Сашка Скоков.
— Глупый, кашалот — это рыба, — сказал Генка Тарлович. — Говорят: рыба-кит. А что кашалот, что кит — один черт, те есть я хотел сказать — рыба.
С Генкой особенно не поспоришь. Он у нас здоровяк, этот Генка, и нам порой крепко от него достается, но товарищ он отличный!
— Нет, кашалот — это морской зверь! — заявил Вовка Брусникин.
— А у меня есть две рыбки в банке, — сказал я.
— Они вкусные? — спросил Сабельников.
— Да откуда же мне знать! Я не для еды их держу.
— А для чего же? — искренне удивился Игорь.
— А коза? — оживился Сережка.
— Что коза? — спросил практикант.
— Коза — млекопитающее или млекодающее? А в Парагвае козы водятся? Вот у моей бабушки в деревне Кошкарово — водятся. Да и в соседних деревнях их немало.
— Хватит! Довольно! — закричала учительница. — Я еще раз прошу вас, ребята, перестаньте шуметь и задавать дурацкие вопросы!и
Студент Гумбольдт улыбнулся и сказал, что сам с нами справится, на то он и учитель, чтобы отвечать на всякие вопросы; и еще он сказал, чтобы Нина Федоровна не волновалась, поскольку он умеет обращаться с детьми. Но очень скоро Евсей Евсеевич улыбаться перестал.
— Интересно, слон здоровее носорога… — задумчиво протянула Ленка Семочкина.
— Думаю, что здоровее, — сказала другая Ленка — Цветочкина.
— Думают в Думе, — буркнул Сестренкин.
— Евсей Евсеевич, расскажите нам про Думу!
— Евсей Евсеевич, не надо про Думу рассказывать.
— У слона — клыки, у кита — усы, а у змеи усы бывают?
Студент-практикант слегка побледнел, но держался еще молодцом, и даже стал рассказывать про огромные пропасти и карстовые пещеры.
— А что такое карст? — спросила Ритка Сурикова.
— Карст — это легко выщелачиваемая порода.
— Легко — что?
— Ну как бы вам это попроще объяснить…
Но объяснить он не успел, так как Сашка Прохоров спросил — почему у попугая две ноги?
— Дурак ты, Сашка, — ответил ему Васька Бегалов. — С четырьмя ногами он был бы кошкой или собакой, только с крыльями.
— А если три?
— Что три?
— Три ноги.
— Три ноги не бывает.
— Нет, бывает!
— Бывает четыре, восемь бывает у осьминогов.
— Тише, тише, — вновь заволновалась учительница.
Но у нас накопилось столько вопросов, что они требовали немедленного ответа.
— А у гусениц сколько ног?
— Надо считать.
— Акула вообще без ног, а осьминогу за здорово живешь накостыляет.
— Нет, осьминог ее сожрет.
— Всех сожрет медведь — он самый сильный!
— Белый или бурый?
— Плюшевый.
— Ну не сильнее же слона!
— Сильнее!
— А слон затопчет крокодила? А двух крокодилов?
Вопросы сыпались со всех сторон.
У студента нервно задергалось веко, и он стал озираться по сторонам, вздрагивая при каждом вопросе. Мы и не подозревали, что он такой пугливый.
— Вы что-нибудь потеряли, Евсей Евсеевич? — участливо спросила Ритка Сурикова.
— По-моему, он нервничает, — заметил Сабельников.
— Мама говорит, что все болезни от нервов, — вздохнула Катька Лепилина.
— А моя мама говорит, что от всего помогает диета и правильный образ жизни, — сообщила Цветочкина.
— Ты думаешь, что Евсей Евсеевич ведет себя неправильно?
— Да ничего я не думаю, — ответила Ленка.
— Как всегда, — прыснула Ритка.
— Ничего вы в этом не понимаете, — заявил Димка Крайников. — Мой папаня говорит: надо выпить стакан другой успокоительного — и о нервах можно забыть. Никаких нервов — только глубокий и освежающий сон.
— Спать на уроке нельзя, — наставительно сказала Тонька Акимова.
— Нет, на уроках хорошо спится, сладко так… — не согласился Славка и зевнул.
А за нашими с Сережкой спинами разгорался нешуточный спор. Славка сказал, что есть такая птица — секретарь, и она ловит змей. На этом основании он утверждал, что мама Женьки Лисицкого — птица.
— Она у меня ученый секретарь! — возмутился Женька.
— Ну и что! Значит она — ученая птица!
— Так что же, она и змей ловит? — заинтересовался Сестренкин.
— Насчет змей не знаю, — признался Славка.
— Ну это уже слишком! — завопил Женька. — У тебя мозги совсем жиром заплыли, Гречнев!
Раздался звук оплеухи… Звук такой радостный для сердца настоящего мужчины. Женька зарыдал. Но торжествовал Славка недолго. Женька влепил ему не менее звонкую оплеуху. И они еще раз обменялись ударами.
— Немедленно в угол — оба! — закричала Нина Федоровна. — Вы сорвали урок и будете наказаны.
На шум прибежал Юлий Цезаревич. Вид у него был очень сердитый. Он долго говорил, что нормальные дети так себя не ведут, что ему очень стыдно перед Евсеем Евсеевичем, и совсем не о таком поведении мечтали наши мамы и папы, отдавая нас в школу. Они надеялись, что мы будем прилежно заниматься и хорошо себя вести, и верили, что мы станем замечательными парикмахерами, юристами, бухгалтерами и бизнесменами, а мы, вместо этого, ведем себя неподобающим образом, шалим и нарушаем дисциплину, и все это может кончиться… Завуч не договорил, но было понятно, что нас ждет нечто ужасное, о чем вслух и говорить-то тяжело и неприлично.
— Я думаю, что дикари Новой Гвинеи охотно приняли бы вас в свою компанию, — заключил Юлий Цезаревич.
Светка Панина засмеялась, а практикант тяжело осел на пол; веко у него продолжало дергаться, а прежней веселости как не бывало.
— Вы не садитесь, Евсей Евсеевич, вам скоро выходить — сейчас звонок прозвенит! — сказал Сашка Скоков.
Ошарашенный студент вскочил, потом сел на стул… И опять вскочил.
— Так! — сурово произнес завуч. Его взгляд остановился на Вовке. — Это уже чересчур, Брусникин.
— Это не Брусникин, — сказал я.
— Молодец, что признался, — растрогался завуч, потеплев взглядом. — Это мужественный поступок. Значит, вы не совсем безнадежны.
— Еще чего, это не я!
Завуч помрачнел.
Конечно, я знал, кто это сказал, но я не выдаю своих товарищей.
— Сейчас мы все выясним! — повысил голос завуч. — Я просто посмотрю вам в глаза. Уверен, что виновный выдаст себя и покраснеет.
А так как он стоял рядом со мной, то первым делом внимательно посмотрел на меня. Я не разочаровал его… и покраснел. Но когда завуч перевел взгляд на Сережку, то и он немедленно покраснел. Юлий Цезаревич обошел класс и всем внимательно смотрел в глаза. Все краснели.
Да-а-а… — протянул он озадаченно.
Кто-то фыркнул
— Если ваше поведение не изменится в лучшую сторону — ваше будущее видится мне печальным, и боюсь, что тогда вам будет не до смеха. — Завуч пожал плечами и с недовольным видом вышел.
А на перемене чуть не пострадал Сережка. И если бы не спасительный звонок, прозвеневший как нельзя кстати, ему пришлось бы худо. Целая толпа разъяренных товарищей гналась за ним по школьному двору совсем не с добрыми намерениями. А случилось вот что.
Сережка спросил у ребят: не загадать ли им загадку?
— Попробуй, — сказали они и нахмурились.
Тогда он выразил сомнение, разгадают ли они ее. Товарищи спросили- не издевается ли Сережка над ними и не считает ли их за идиотов?
На вопросы он не ответил, и загадал загадку.
Разгадать они не сумели, а потому сильно разозлились и велели загадать еще.
Сережка опять загадал. Они снова оплошали и, конечно, разозлись еще больше. Лица их запылали.
— Давай снова! — злобно заверещали они.
Выражения лиц при этом у них было нехорошее, прямо надо сказать, некрасивые были лица — тяжелые, даже зловещее что-то в них проглядывалось. Но Сережка не обратил на это внимание. А зря. Он ответил, что они ребята туповатые, и сколько им не загадывай, все равно не отгадают, и предложил такой вариант:
— Если сможете точно повторить за мной три предложения…
— Только жалкие придурки не смогут, — сурово ответили друзья.
— Что ж, давайте проверим. Если сможете, значит у нас ничья. Согласны?
— Согласны!
— Тогда начали: «Мы отличные и незлобивые товарищи…»
Они повторили.
«…гордимся, что такой товарищ, как Сергей Томилин учится в нашей школе».
С зубовным скрежетом они повторили и эту чудовищную фразу.
— Все, вы уже проиграли!
— Почему?! Ведь было только два предложения!
— Ничего подобного! Вы не повторили за мной третье, когда я сказал, что вы проиграли.
— Ты обманул нас! — взревели товарищи. — Грязный и недостойный нашего общества тип! Ну держись, игрун!
Серега скоренько рванул к школе. И как я уже говорил, от расправы его спас только звонок.
Следующий урок — физкультура! И это замечательный урок! Побольше бы таких, а то зря тратим время на всякую арифметику. И физрук наш, Ганнибал Ильич — он отличный!
В самом начале урока он пообещал сделать из нас — лентяев и мелких прохиндеев — чемпионов Европы. Правда, не уточнил по какому виду спорта.
— Ну что, малыши-коротыши, начнем, — сказал физрук и, взяв мяч, швырнул его в кольцо. — Итак, кто из вас умеет играть в баскетбол? До кольца кто-нибудь мяч добросит?
Я смело шагнул вперед.
— Мой папа был чемпионом мира по баскетболу!
Все застонали от зависти.
— Ты врешь! — закричал Лисицкий.
— В каком году? — поинтересовался физрук.
Я сказал.
— Ну как же, помню. Я сам в этом году пять раз становился олимпийским чемпионом. А сейчас, козявки, смотрите и учитесь, как бросают по кольцу настоящие мастера. Внимание, исполняю два штрафных…
Первый мяч Ганнибал — так его все зовут в школе — забросил с девятнадцатой попытки, второй с сорок шестой… Прошло около двадцати минут.
— Вот так-то! — удовлетворенно пророкотал он.
Поскольку отведенное для баскетбола время вышло, мы занялись перетягиванием каната. В финале сошлись с одной стороны — Славка, Сережка и я, с другой — троица, возглавляемая Тарловичем. А Генка очень, очень сильный! И грубый. Славка пожаловался физруку, что тот оказывает на нас психическое воздействие.
— А вы не воздействуйтесь.
— Но он показывает кулак и говорит обидные слова. Очень трудно состязаться в перетягивании каната с психически ущербным Генкой.
— Бодритесь! — бодро сказал Ганнибал. — Тяжело с психами — легко со здоровыми.
Мы стали бодриться. Девчонки, в основном, болели за нашу команду.
— Ну, Сережка, голубчик! Давай Славка! Борька, вперед!
Девчачья поддержка придала нам сил. И мы пошли вперед. Вернее назад. Так легче перетягивать канат. Но тут Лисицкий стал дразнить Сережку.
— Давай, Серенчик! Давай, голубок! Поднажми, лапушка!
Сережка отпустил канат и бросился на Женьку. Мы тоже не остались в стороне. Ужасный бой! По своему ожесточению он напомнил мне Бородинское сражение. И не знаю, чем бы закончилась эта битва, если бы в нее не вмешался физрук. Он был очень недоволен, наш Ганнибал Ильич.
— Я пять лет проработал в колонии строгого режима, — мрачно изрек он.
— Вы преподавали там физкультуру? — спросил Вовка Брусникин.
— Я преподавал там историю философии, — с выражением сказал Ганнибал. — Так вот, тамошние обитатели — ягнята по сравнению с вами. Но вы у меня еще попляшете! Я научу вас хорошим манерам! Я сделаю из вас настоящих мужчин!
— И женщин тоже? — пискнула Катька Лепилина.
— И женщин! Я вас всех настоящими сделаю! Вы у меня побегаете! С полной выкладкой, да по плацу! По полной программе!
— А что значит — с выкладкой и по плацу?
— А это значит, что вы меня на измор не возьмете, и не надо строить из меня дурака. Не на того напали! Я все выдержу! Я пять лет кормил хищников в зоопарке…
— А что вы там преподавали: хорошие манеры или историю философии?
— Какой вы разнообразный! — восхищенно воскликнула Ритка Сурикова.
Ганнибал Ильич судорожно провел рукой по лицу, будто ему что-то померещилось; может быть, один из хищников, которых он кормил в течение пяти лет.
— Всем построиться в шеренгу! — закричал он. — Шаг вперед! Нет, не так! Шаг назад, бестолочи! А теперь — шаг вперед! Опять не так!
— У нас что здесь — урок танцев или физкультура, — пробурчал Генка.
— Разговорчики! Все на улицу, марш! Бег на 60 метров — кто быстрее.
— А мы никуда не торопимся, — раздался голос из шеренги.
— Мой папа говорит, что если быстро бегать, то пятки сотрешь, — заявил Колька Сестренкин.
— Я не могу бегать, тем более быстро, — заплакал Ленька, — у меня хронический аппендицит!
— Когда… — глухо начал Ганнибал.
— …я служил ямщиком, — выпалил я вдруг. Даже не знаю, почему. Как-то само собой вырвалось.
Славка не понял и спросил:
— Кто служил ямщиком? Ганнибал Ильич? А в каком году это было? Это, когда вы стали олимпийским чемпионом?
— Что? А?.. Нет, в другом, — раздраженно ответил физрук. — Я смотрю ты самый умный из всех, Гречнев. Ну раз так — иди и подтянись на перекладине, хотя бы один раз…
Я, к сожалению, в учебнике истории видел только одну фотографию настоящего Ганнибала (хотя Ганнибал Ильич тоже вроде настоящий: вот он передо мной — до него можно дотронуться), но, по-моему, он очень похож на нашего.
А 60 метров так нам пробежать и не удалось — урок кончился! А то бы я обязательно победил!