Содержание

  

                                                              К НАМ ПРИХОДИТ ПРАКТИКАНТ

      У мамы сегодня день рождения. Когда я проснулся, она уже ушла на работу. Папа завтракал в одиночестве, и я появился вовремя.

      — Папа, это же моя горбушка! — закричал я.

      — Да, да, конечно, — виновато сказал папа. — Извини. Кстати, надеюсь, что ты не забыл про мамин день рождения.

      — Как же я могу забыть, — удивился я. — Ведь сегодня будет большой, нет, громадный торт и много всяких других пирожных.

      — А как насчет подарка, чем ты собираешься порадовать маму?

      — Это тайна. Хотя тебе могу сказать. Нет, пусть это будет сюрприз.

      Мы договорились с папой встретиться во второй половине дня, чтобы купить цветы и что-нибудь вкусненькое к праздничному столу. А потом папа отправился на работу, а я в школу.  

      До начала уроков оставалось еще достаточно времени, и мы с ребятами с жаром обсуждали на школьном дворе достоинства и недостатки команд «Зубило» и «Шайбы», но к единому мнению никак не приходили. Недалеко от нас два переростка усердно лупили друг друга, а несколько первоклашек подбадривали их. Они еще совсем дети, эти первоклассники! Игорь Сабельников тоже с удовольствием смотрел на дерущихся и жевал конфеты.

      — Ты, конечно, угостишь меня конфетой? — спросил у него Сережка.

      — . Нет, — решительно отказал Сабельников.

      — Ладно, не очень-то и хотелось, — с напускным равнодушием сказал Сережка. — Я больше люблю зефир.

      — Ну и ешь свой зефир.

      — А почему ты ухмыляешься?

      — Я и не думал.

      — Смотри, пожалеешь.

      — Это вряд ли.

      И вот тут, показывая ребятам, какую огромную рыбу поймал мой папа прошлым летом, и, растопыривая руки как можно шире, чтобы они могли представить ее невероятные размеры, я совершенно случайно задел переростка Дубякина по прозвищу Барракуда — это такая рыбья тварь, которая жрет кого ни попадя, и у нее большие и острые зубы-крючки. И вот, что я вам скажу: у Дубякина зубы точно такие же! 

      Дубякин, он же Барракуда, тут же сжал мою руку своей лапищей и вкрадчиво поинтересовался, как меня зовут. Я ответил, что меня зовут Боря Просиков.

      — Так вот, юный и неловкий Просиков, ты глуп как сало!

      — Сало? — удивился я. — А разве сало предмет одушевленный? Это человек — одушевленный.

      — Я поражен и глубоко тронут твоей непосредственностью, — проникновенно сказал Дубякин. — Но послушай меня внимательно малоразвитое, неуклюжее дитя, а перед тем захлопни рот, пожалуйста: глядишь —  и мухи не залетят, и комар интереса не проявит. Итак, запомни: сало — это не предмет, а еда! И потом — кто тебе сказал, что ты человек… Ты — юный бабуин! И друзья твои — тоже относятся к этим славным приматам.

      Мне стало обидно — и за себя, и за своих друзей. Я вздохнул. 

      — Придется обо всем рассказать брату. Вряд ли ему понравится, как меня обзывают.

      — А кто твой брат? — насторожился Дубякин.

      — Он — чемпион мира по боксу! — Никакого брата у меня и в помине не было. Зато имелся значок, найденный мной на улице, и еще недавно принадлежавший обладателю третьего юношеского разряда по легкой атлетике. Значок был так себе, прямо скажем — неубедительный значок. Особенно им не похвалишься. Вот если бы иметь значок с надписью «Чемпион мира!!!» — тогда совсем другое дело. Такой значок хорошо принести в школу — тогда бы все боялись и восхищались мной: «Да, у него отличный удар левой, помнишь, как он врезал тому-то…» И никакой переросток не посмел бы придраться ни ко мне, ни к моим товарищам.          — И я тоже брату скажу! — вклинился в разговор Колька Сестренкин. — Знаешь, какой он у меня? Он такой, что… что… что… Да!

      Да, он такой, это верно, брат Сестренкина. Я даже поежился. И сам-то Сестренкин ничего себе такой. А подрастет, точно станет таким… таким, как старший Сестренкин.

      Дубякин сразу поскучнел, занервничал даже, и, немного помявшись, сказал, что вышло недоразумение.

      — Друзья ваших братьев — мои друзья, — значительно сказал он, — то есть братья ваших братьев, те есть вы ваших братьев… — здесь он окончательно запутался. — Ну, в общем, мы поняли друг друга. 

      Я хотел сказать, что ничего не понял, но тут Колька пихнул меня в бок. И правда, палку перегибать тоже не стоит. Дубякин-Барракуда значительно здоровей и старше нас. Но я сделал важный вывод: если какой-то Дубякин старше тебя, то это совсем не значит, что он такой же умный как ты.

      — Уф! — выдохнул Витька Меднис, как только ушел Дубякин. — Я уже думал, что мы сегодня будем сильно биты, а с перебитыми ногами и руками совсем непросто решать арифметические задачи.

      — День еще не закончился, — угрюмо сказал Сабельников.


      В класс учительница вошла вместе с завучем Юлием Цезаревичем. Завуч очень серьезен и сообщает, что сегодня урок природоведения проведет студент-практикант.

      — Дети, обещайте мне, что будете послушными. Не подведете? А то у нас с вами возникнут сложности.

      Разумеется, мы обещали.

      — А теперь я посмотрю вам в глаза, и если встречу честный и открытый взгляд, то я вам поверю.

      Первым завуч посмотрел на меня и… встретил честный и открытый взгляд. И на кого бы он не посмотрел, повсюду взгляды выражали честность и открытость.

      — Невероятно, — сказал Юлий Цезаревич, но вид у него все равно был недоверчивый. — И еще, — добавил он, — сидите так тихо, чтобы даже вашего дыхания не было слышно. 

      — Мы не можем не дышать. Иначе превратимся в кучу покойников, — возразил Ленька Трахтергенц. — Это не понравится нашим мамам. 

      А Вовка Брусникин заявил:

      — Но у меня во рту полипы, и я дышу ртом и громко.

      — Кто-то что-то сказал, или мне послышалось? — грозно нахмурил брови завуч.

      Все молчали. Никто не дышал. Даже Вовка с его противными полипами. Юлий Цезаревич еще раз печально посмотрел на нас, вздохнул и вышел, сказав на прощание учительнице, чтобы она была с нами построже.

      Затем появился сам студент-практикант, Гумбольдт Евсей Евсеевич, и урок начался.

      — Евсей Евсеевич, а вы за кого болеете — за «Шайбу» или за «Зубило»? — спросил Женька Лисицкий.

      — Я болею за порученное мне дело — за природоведение, — ответил несколько опешивший студент.

      — Лисицкий, еще один глупый вопрос, и я отправлю тебя из класса, — вмешалась Нина Федоровна.

      Поначалу было заметно, что Гумбольдт Е. Е. немного волнуется, но потом ничего, разошелся и рассказал нам про тропические леса и озера, про огромные стада зебр и антилоп, про красных слонов и львов-людоедов, про вулканы и гейзеры. А когда речь зашла про морские глубины и их обитателей, стало совсем интересно. 

      — А кашалот — это млекопитающее или рыба? — вдруг перебил его новенький, Сашка Скоков.

      — Глупый, кашалот — это рыба, — сказал Генка Тарлович. — Говорят: рыба-кит. А что кашалот, что кит — один черт, те есть я хотел сказать — рыба.

      С Генкой особенно не поспоришь. Он у нас здоровяк, этот Генка, и нам порой крепко от него достается, но товарищ он отличный!

      — Нет, кашалот — это морской зверь! — заявил Вовка Брусникин.

      — А у меня есть две рыбки в банке, — сказал я.

      — Они вкусные? — спросил Сабельников.

      — Да откуда же мне знать! Я не для еды их держу.

      — А для чего же? — искренне удивился Игорь.

      — А коза? — оживился Сережка.

      — Что коза? — спросил практикант.

      — Коза — млекопитающее или млекодающее? А в Парагвае козы водятся? Вот у моей бабушки в деревне Кошкарово — водятся. Да и в соседних деревнях их немало.

      — Хватит! Довольно! — закричала учительница. — Я еще раз прошу вас, ребята, перестаньте шуметь и задавать дурацкие вопросы!и

      Студент Гумбольдт улыбнулся и сказал, что сам с нами справится, на то он и учитель, чтобы отвечать на всякие вопросы; и еще он сказал, чтобы Нина Федоровна не волновалась, поскольку он умеет обращаться с детьми. Но очень скоро Евсей Евсеевич улыбаться перестал.

      — Интересно, слон здоровее носорога… — задумчиво протянула Ленка Семочкина.

      — Думаю, что здоровее, — сказала другая Ленка — Цветочкина.

      — Думают в Думе, — буркнул Сестренкин.

      — Евсей Евсеевич, расскажите нам про Думу!

      — Евсей Евсеевич, не надо про Думу рассказывать.

      — У слона — клыки, у кита — усы, а у змеи усы бывают?

      Студент-практикант слегка побледнел, но держался еще молодцом, и даже стал рассказывать про огромные пропасти и карстовые пещеры.

      — А что такое карст? — спросила Ритка Сурикова.

      — Карст — это легко выщелачиваемая порода.

      — Легко — что?

      — Ну как бы вам это попроще объяснить…

      Но объяснить он не успел, так как Сашка Прохоров спросил — почему у попугая две ноги?

      — Дурак ты, Сашка, — ответил ему Васька Бегалов. — С четырьмя ногами он был бы кошкой или собакой, только с крыльями.

      — А если три?

      — Что три?

      — Три ноги.

      — Три ноги не бывает.

      — Нет, бывает!

      — Бывает четыре, восемь бывает у осьминогов.

      — Тише, тише, — вновь заволновалась учительница.

      Но у нас накопилось столько вопросов, что они требовали немедленного ответа.

      — А у гусениц сколько ног?

      — Надо считать.

      — Акула вообще без ног, а осьминогу за здорово живешь накостыляет.

      — Нет, осьминог ее сожрет.

      — Всех сожрет медведь — он самый сильный!

      — Белый или бурый?

      — Плюшевый.

      — Ну не сильнее же слона!

      — Сильнее!

      — А слон затопчет крокодила? А двух крокодилов?

      Вопросы сыпались со всех сторон.

      У студента нервно задергалось веко, и он стал озираться по сторонам, вздрагивая при каждом вопросе. Мы и не подозревали, что он такой пугливый.

      — Вы что-нибудь потеряли, Евсей Евсеевич? — участливо спросила Ритка Сурикова.

      — По-моему, он нервничает, — заметил Сабельников.

      — Мама говорит, что все болезни от нервов, — вздохнула Катька Лепилина.

      — А моя мама говорит, что от всего помогает диета и правильный образ жизни, — сообщила Цветочкина.

      — Ты думаешь, что Евсей Евсеевич ведет себя неправильно?

      — Да ничего я не думаю, — ответила Ленка.

      — Как всегда, — прыснула Ритка.

      — Ничего вы в этом не понимаете, — заявил Димка Крайников. — Мой папаня говорит: надо выпить стакан другой успокоительного — и о нервах можно забыть. Никаких нервов — только глубокий и освежающий сон.

      — Спать на уроке нельзя, — наставительно сказала Тонька Акимова.

      — Нет, на уроках хорошо спится, сладко так… — не согласился Славка и зевнул.

      А за нашими с Сережкой спинами разгорался нешуточный спор. Славка сказал, что есть такая птица — секретарь, и она ловит змей. На этом основании он утверждал, что мама Женьки Лисицкого — птица.

      — Она у меня ученый секретарь! — возмутился Женька.

      — Ну и что! Значит она — ученая птица!

      — Так что же, она и змей ловит? — заинтересовался Сестренкин.

      — Насчет змей не знаю, — признался Славка.

      — Ну это уже слишком! — завопил Женька. — У тебя мозги совсем жиром заплыли, Гречнев!

     Раздался звук оплеухи… Звук такой радостный для сердца настоящего мужчины. Женька зарыдал. Но торжествовал Славка недолго. Женька влепил ему не менее звонкую оплеуху. И они еще раз обменялись ударами.

      — Немедленно в угол — оба! — закричала Нина Федоровна. — Вы сорвали урок и будете наказаны.

      На шум прибежал Юлий Цезаревич. Вид у него был очень сердитый. Он долго говорил, что нормальные дети так себя не ведут, что ему очень стыдно перед Евсеем Евсеевичем, и совсем не о таком поведении мечтали наши мамы и папы, отдавая нас в школу. Они надеялись, что мы будем прилежно заниматься и хорошо себя вести, и верили, что мы станем замечательными парикмахерами, юристами, бухгалтерами и бизнесменами, а мы, вместо этого, ведем себя неподобающим образом, шалим и нарушаем дисциплину, и все это может кончиться… Завуч не договорил, но было понятно, что нас ждет нечто ужасное, о чем вслух и говорить-то тяжело и неприлично.

     — Я думаю, что дикари Новой Гвинеи охотно приняли бы вас в свою компанию, — заключил Юлий Цезаревич.

      Светка Панина засмеялась, а практикант тяжело осел на пол; веко у него продолжало дергаться, а прежней веселости как не бывало.

      — Вы не садитесь, Евсей Евсеевич, вам скоро выходить — сейчас звонок прозвенит! — сказал Сашка Скоков.

      Ошарашенный студент вскочил, потом сел на стул… И опять вскочил.

     — Так! — сурово произнес завуч. Его взгляд остановился на Вовке. — Это уже чересчур, Брусникин.

      — Это не Брусникин, — сказал я.

      — Молодец, что признался, — растрогался завуч, потеплев взглядом. — Это мужественный поступок. Значит, вы не совсем безнадежны.

      — Еще чего, это не я!

      Завуч помрачнел.

      Конечно, я знал, кто это сказал, но я не выдаю своих товарищей.

      — Сейчас мы все выясним! — повысил голос завуч. — Я просто посмотрю вам в глаза. Уверен, что виновный выдаст себя и покраснеет.

      А так как он стоял рядом со мной, то первым делом внимательно посмотрел на меня. Я не разочаровал его… и покраснел. Но когда завуч перевел взгляд на Сережку, то и он немедленно покраснел. Юлий Цезаревич обошел класс и всем внимательно смотрел в глаза. Все краснели.

      Да-а-а… — протянул он озадаченно.

      Кто-то фыркнул

      — Если ваше поведение не изменится в лучшую сторону — ваше будущее видится мне печальным, и боюсь, что тогда вам будет не до смеха. — Завуч пожал плечами и с недовольным видом вышел.


      А на перемене чуть не пострадал Сережка. И если бы не спасительный звонок, прозвеневший как нельзя кстати, ему пришлось бы худо. Целая толпа разъяренных товарищей гналась за ним по школьному двору совсем не с добрыми намерениями. А случилось вот что.

      Сережка спросил у ребят: не загадать ли им загадку?

      — Попробуй, — сказали они и нахмурились.

      Тогда он выразил сомнение, разгадают ли они ее. Товарищи спросили- не издевается ли Сережка над ними и не считает ли их за идиотов?

      На вопросы он не ответил, и загадал загадку.

      Разгадать они не сумели, а потому сильно разозлились и велели загадать еще.

      Сережка опять загадал. Они снова оплошали и, конечно, разозлись еще больше. Лица их запылали.

      — Давай снова! — злобно заверещали они.

      Выражения лиц при этом у них было нехорошее, прямо надо сказать, некрасивые были лица — тяжелые, даже зловещее что-то в них проглядывалось. Но Сережка не обратил на это внимание. А зря. Он ответил, что они ребята туповатые, и сколько им не загадывай, все равно не отгадают, и предложил такой вариант:

      — Если сможете точно повторить за мной три предложения…

      — Только жалкие придурки не смогут, — сурово ответили друзья.

      — Что ж, давайте проверим. Если сможете, значит у нас ничья. Согласны?

      — Согласны!

      — Тогда начали: «Мы отличные и незлобивые товарищи…»

      Они повторили.

      «…гордимся, что такой товарищ, как Сергей Томилин учится в нашей школе».

      С зубовным скрежетом они повторили и эту чудовищную фразу.

      — Все, вы уже проиграли!

      — Почему?! Ведь было только два предложения!

      — Ничего подобного! Вы не повторили за мной третье, когда я сказал, что вы проиграли.

      — Ты обманул нас! — взревели товарищи. — Грязный и недостойный нашего общества тип! Ну держись, игрун!

      Серега скоренько рванул к школе. И как я уже говорил, от расправы его спас только звонок.


      Следующий урок — физкультура! И это замечательный урок! Побольше бы таких, а то зря тратим время на всякую арифметику. И физрук наш, Ганнибал Ильич — он отличный!

      В самом начале урока он пообещал сделать из нас — лентяев и мелких прохиндеев — чемпионов Европы. Правда, не уточнил по какому виду спорта.

      — Ну что, малыши-коротыши, начнем, — сказал физрук и, взяв мяч, швырнул его в кольцо. — Итак, кто из вас умеет играть в баскетбол? До кольца кто-нибудь мяч добросит?

      Я смело шагнул вперед.

      — Мой папа был чемпионом мира по баскетболу!

      Все застонали от зависти.

      — Ты врешь! — закричал Лисицкий.

      — В каком году? — поинтересовался физрук.

      Я сказал.

      — Ну как же, помню. Я сам в этом году пять раз становился олимпийским чемпионом. А сейчас, козявки, смотрите и учитесь, как бросают по кольцу настоящие мастера. Внимание, исполняю два штрафных…

      Первый мяч Ганнибал — так его все зовут в школе — забросил с девятнадцатой попытки, второй с сорок шестой… Прошло около двадцати минут.

      — Вот так-то! — удовлетворенно пророкотал он.

      Поскольку отведенное для баскетбола время вышло, мы занялись перетягиванием каната. В финале сошлись с одной стороны — Славка, Сережка и я, с другой — троица, возглавляемая Тарловичем. А Генка очень, очень сильный! И грубый. Славка пожаловался физруку, что тот оказывает на нас психическое воздействие.

      — А вы не воздействуйтесь.

      — Но он показывает кулак и говорит обидные слова. Очень трудно состязаться в перетягивании каната с психически ущербным Генкой.

      — Бодритесь! — бодро сказал Ганнибал. — Тяжело с психами — легко со здоровыми.

      Мы стали бодриться. Девчонки, в основном, болели за нашу команду.

      — Ну, Сережка, голубчик! Давай Славка! Борька, вперед!

      Девчачья поддержка придала нам сил. И мы пошли вперед. Вернее назад. Так легче перетягивать канат. Но тут Лисицкий стал дразнить Сережку.

      — Давай, Серенчик! Давай, голубок! Поднажми, лапушка!

      Сережка отпустил канат и бросился на Женьку. Мы тоже не остались в стороне. Ужасный бой! По своему ожесточению он напомнил мне Бородинское сражение. И не знаю, чем бы закончилась эта битва, если бы в нее не вмешался физрук. Он был очень недоволен, наш Ганнибал Ильич.

      — Я пять лет проработал в колонии строгого режима, — мрачно изрек он.

      — Вы преподавали там физкультуру? — спросил Вовка Брусникин.

      — Я преподавал там историю философии, — с выражением сказал Ганнибал. — Так вот, тамошние обитатели — ягнята по сравнению с вами. Но вы у меня еще попляшете! Я научу вас хорошим манерам! Я сделаю из вас настоящих мужчин!

      — И женщин тоже? — пискнула Катька Лепилина.

      — И женщин! Я вас всех настоящими сделаю! Вы у меня побегаете! С полной выкладкой, да по плацу! По полной программе!

      — А что значит — с выкладкой и по плацу?

      — А это значит, что вы меня на измор не возьмете, и не надо строить из меня дурака. Не на того напали! Я все выдержу! Я пять лет кормил хищников в зоопарке…

      — А что вы там преподавали: хорошие манеры или историю философии?

      — Какой вы разнообразный! — восхищенно воскликнула Ритка Сурикова.

      Ганнибал Ильич судорожно провел рукой по лицу, будто ему что-то померещилось; может быть, один из хищников, которых он кормил в течение пяти лет.

      — Всем построиться в шеренгу! — закричал он. — Шаг вперед! Нет, не так! Шаг назад, бестолочи! А теперь —  шаг вперед! Опять не так!  

      — У нас что здесь — урок танцев или физкультура, — пробурчал Генка.

      — Разговорчики! Все на улицу, марш! Бег на 60 метров — кто быстрее. 

      — А мы никуда не торопимся, — раздался голос из шеренги.

      — Мой папа говорит, что если быстро бегать, то пятки сотрешь, — заявил Колька Сестренкин.

      — Я не могу бегать, тем более быстро, — заплакал Ленька, — у меня хронический аппендицит!

      — Когда… — глухо начал Ганнибал.   

      — …я служил ямщиком, — выпалил я вдруг. Даже не знаю, почему. Как-то само собой вырвалось.

      Славка не понял и спросил:

      — Кто служил ямщиком? Ганнибал Ильич? А в каком году это было? Это, когда вы стали олимпийским чемпионом?

      — Что? А?.. Нет, в другом, — раздраженно ответил физрук. — Я смотрю ты самый умный из всех, Гречнев. Ну раз так — иди и подтянись на перекладине, хотя бы один раз…

      Я, к сожалению, в учебнике истории видел только одну фотографию настоящего Ганнибала (хотя Ганнибал Ильич тоже вроде настоящий: вот он передо мной — до него можно дотронуться), но, по-моему, он очень похож на нашего.

      А 60 метров так нам пробежать и не удалось — урок кончился! А то бы я обязательно победил!     

   

Еще почитать:
Метель
Татьяна Тихомирова
У цветов тоже есть душа
Violettviol
Бабушкины сказки
Екатерина Виноградова
Сонц не понимает маму
Роман Выходов
11.12.2024


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть