РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Прочитали 1192









Содержание

Все родители хотят, чтобы их дети выросли умными, образованными, умеющими творчески мыслить. Конечно, для этого и существует школа. Но даже и в лучшие времена в школе не всегда учили, а тем более сейчас, учат так, чтобы и родители были довольны, и сами дети шли туда, как на праздник. В школе скорее заставляют учить, превращая учебу в работу. Дети и работа… — сочетание не совсем естественное. Дети любят играть. Я это давно понял, занимаясь с детьми спортом. Но сейчас хочу поделиться навыками не спортивных, а интеллектуальных игр, которые можно проводить где угодно, в любое время и практически без материальных затрат. Нужно только желание и время, чтобы заняться с собственным ребенком. Если их двое, трое – еще лучше. Будет веселее, интереснее, появляется элемент спортивного состязания.

Игры бывают короткие, одноразовые или – «долгоиграющие», рассчитанные на продолжительное время. Но в любом случае, глубокий результат требует терпения и проявится только при систематических и долговременных занятиях.

Моя профессия – детский тренер, но когда я проводил по нескольку недель с детьми в летних лагерях или на сборах, то спортивные занятия, отнимающие много сил физических, требовали не только пассивного отдыха, но и психологической разрядки. И вот здесь я старался сочетать приятное с полезным – придумывал игры для головы: на память, на смекалку, творческое мышление и вообще Бог знает на что. Я не особенно тогда и задумывался, просто развлекал детей и сам в этих играх иногда становился ребенком.

Помнится, однажды, на заре своей педагогической карьеры, использовал игру в качестве «кнута» и наказания для особо шегутных и непослушных во время «тихого часа» или после отбоя в летнем лагере. Надо спать или просто тихо себя вести, но это же дети! Сделаешь одно замечание, второе, поругаешь – не помогает. Я тогда не вытерпел, вывел двух девочек на веранду, дал им в руки «Политическую карту мира» и бумажку с десятком выписанных географических названий. Говорю: «Пока не найдете все десять и мне не покажете, в палату не вернетесь». А время позднее и комары роем… С полчаса бедняжки мучились, ползая по карте, пока не отыскали, что нужно. Вернулись и – ни звука больше. Ну да, немножко жестоко… Только игры в демократию с детьми редко дают хороший результат – у любого тренера спросите. Для них самое лучшее – не свобода, а ощущение свободы. Но я отвлекся…

Наказание в виде поиска географических названий моими сорванцами давало некоторое время хороший результат – до тех пор, пока они, негодные, не стали готовиться заранее к такой экзекуции. Они выучили карту! И не только названия крупных городов, рек, проливов, гор стали знать, но и такую мелочь, какую я сам замучился бы искать.

Кстати, с географической картой разных игр можно придумать великое множество. Да и согласитесь, ребенок, знающий не только то, в какой стране, каком городе он живет, но и где находятся другие города и страны, вызывает уважение и удивление у сверстников, и среди взрослых.

Не поленитесь, выпишите названия всех стран (для начала Европы, а потом и других континентов) с указанием их столиц. И вслух перечисляйте: «Португалия – Лиссабон, Испания – Мадрид, Франция – Париж…» и так далее, все 4 десятка. Затем называйте только страну, а столицу пусть назовет ребенок. С первого раза он, может быть, назовет 3 – 4 столицы, со второго – больше, с третьего… В общем, это и развитие памяти, и знание в голове. 3 – 4 повтора в день, и через неделю все столицы европейских стран будут, как от зубов отскакивать. Потом – Америка, Африка и далее. А если детей двое, да еще маму подключить, тут азарт подхлестнет так, что … У школьного учителя географии, случайно упомянувшего Мадагаскар, и тотчас услышавшего от ребенка: «Столица – Антананариву!», глаза округлятся.

Развитие правильной речи, избавленной от «мусора», умение формулировать мысли кратко, четко, логично, излагая самую суть – хотите, чтобы ваш ребенок этими качествами обладал? Тогда наберитесь терпения очень надолго.

Начинать лучше с возраста 5 – 7 лет и желательно, если не сказать – обязательно, чтобы ребенок уже умел писать. «Подходов» будет очень много, но сначала очень коротких. Надо завести специальную тетрадь, где ежегодно и на протяжении многих лет, ваш ребенок будет давать определения словам и понятиям (обязательно в письменной форме). Начинаем с самых простых и понятных для ребенка слов, например: мама, дом, дождь, собака, мороженое, телефон, темнота, сон… Это уже все на ваше усмотрение. Главная установка, задача – дать определение максимально короткое и понятное, такое, чтобы при удалении ключевого слова можно было догадаться, угадать его по смыслу. То есть, как в любой загадке: угадай, что это, исходя из определения?

Никаких правок в написанном делать нельзя. Спустя месяц или два дайте новый список слов. Через год начинайте по второму кругу, причем с частичным повторением тех слов, которые были год назад и определения которых показались вам не самыми удачными. Плюс новые слова, чуть более сложные понятия в соответствии с развитием взрослеющего ума. И та же задача: формулировать кратко и по существу.

Если вы заметили прогресс в формулировках одинаковых слов, обратите на это внимание ребенка, скажите ему: «Молодчина! Год назад ты использовал 15 слов в определении, а теперь уложился в 8, а все стало понятнее». Ребенок сам будет удивляться своим прошлым длинным и не точным формулировкам и это очень подстегивает его самого изнутри.

И так из года в год – частично старые слова плюс перечень новых, все более сложных. Определения будут все короче, а суть правильнее. Это неизбежно! Но поскольку это все вы делаете раз в два – три месяца, работа ума не кажется работой, она не давит, не надоедает. Играя, ум ребенка целенаправленно развивается. И уже в обычном разговоре он неизбежно начнет излагать мысли точно так же – лаконично, без слов-паразитов, излагая самую суть того, о чем хочет сказать. Научится думать обо всем, что говорит сам, о том, что говорят другие, о том, что видит вокруг.

Один нюанс. Если в играх с картой вам не надо быть географом, в «играх со словами» необходима собственная образованность, иначе вы не сможете подсказать вашему ребенку нужное направление, указывая на ошибки. Тогда постарайтесь привлечь к игре друга, помощника. Это совершенно необременительно для любого, кто увлечется игрой, тем более, что уроки не часты и не отнимают много времени.

Еще один долговременный проект с теми же задачами – развитие мыслительных способностей. Это ведение дневника. Не знаю точно, сколько людей в детстве или юности его заводят, но процентов 90 через некоторое время это дело бросают навсегда. Хотя вещь эта очень полезная. Еще знаю, что она, как правило, бесконтрольная и зарождается сама по себе. Но если ее организовать родителями для своего ребенка на научной основе, результат может быть во много раз сильнее.

Еще раз поясню глубинные задачи. Человеческая жизнь, так или иначе, похожа на кораблик, плывущий в потоке. Но одни люди плывут в нем, как щепки, а другие строят моторчик, оснащая им свой кораблик. И те, кто с моторчиком, могут сами рулить – то к одному берегу, то к другому, а если захотят, то и вовсе против течения пойдут. Так вот, этим моторчиком является разумная голова. Мало кто ее имеет прямо с момента рождения – разумную голову создавать, строить, воспитывать. Вот и помогите в этом своему ребенку, организуйте этот процесс.

Ничего не нужно насаждать, приказывать – все должно быть игрой или похоже на нее. Начинать лучше в 10 – 12 лет. Заведите, подарите ребенку толстую, красивую тетрадь. Попробуйте начать с пояснения такой мысли: каждый прожитый день – как страничка в толстой книге, которую можно с интересом прочитать, а можно пролистнуть, не глядя. Так и вся жизнь складывается у разных людей – у одних это книга-макулатура с пустыми страницами, у других – увлекательный, полный приключений и смысла роман. Это означает, что в каждом прожитом дне нужно увидеть или найти что-то интересное и значимое. Конкретно это будет выглядеть так: спросите ребенка вечером, что, по его мнению, в прошедшем дне взволновало, было интересным, или вообще случилось первый раз в жизни? Второй вопрос – пусть выберет одно «самое-самое» и одной-двумя фразами запишет это в тетради-дневнике. Объясните: если главное событие дня записано, зафиксировано, это уже навсегда остается в памяти и жизни как документальное свидетельство. День уже не зря прожит! Постарайтесь сохранять доверительные отношения, обсуждая те события (пусть самые мелкие и, казалось бы, не значимые), о которых рассказывает сын или дочь. Попытайтесь поначалу помочь разобраться в том, что важно, а что – нет. То есть, выделять главное из множества второстепенного (это умение, кстати, и отличает умного человека от глупого). Главное – зафиксировать записью в дневнике. Хотя бы одно. Но если ребенку покажется, что не одно, пусть запишет и два, и три.

Бывает, день прошедший настолько обыденный, что и выделить в нем нечего. Хорошо, пропустим его, ведь задача не в том, чтобы записывать всякую ерунду, бессмыслицу. Пройдет день – два, и что-то обязательно произойдет достойное записи в дневнике. Если это войдет в привычку, то через какое-то время ( обычно с 13 – 14 лет), у детей появляются свои тайны, которыми им не всегда хочется делиться с родителями. Это – священное право ребенка, который начинает взрослеть. Ни в коем случае не читайте дневник без его разрешения! Но если вы в курсе того, о чем он пишет, то постепенно выводите ребенка на следующий интеллектуальный уровень – анализ происходящих событий. Это означает, что после механической фиксации события необходим его анализ: почему это случилось? Хорошо это или плохо? Какие можно сделать выводы? Как избежать или устранить то, что плохо? Как развить то, что хорошо? Важно, чтобы ребенок постепенно начал сам задавать себе эти вопросы, размышлять и вслух, и про себя, и особенно важно – с записью своих мыслей. При этом ручка с листом бумаги всегда предпочтительнее компьютера.

Любые дневниковые записи, это, так или иначе, гимнастика ума. Даже если на каком-то этапе роста они будут прекращены, все равно в душе и памяти останется след таких умственных, интеллектуальных тренировок. А если получат продолжение и развитие при неисчезающем желании, то читайте следующую главу – ДСК (дневник самоконтроля). Она для тех, кто из детского возраста уже вышел.

Можно посвятить небольшую главу разного рода загадкам, головоломкам, играм «в слова», подвижным играм в комнате и т.д. Проводя с детьми досуг, я использовал множество таких, записывал в отдельную тетрадку и при необходимости подбирал что-то в соответствии с ситуацией. И не только с детьми – зачастую и взрослые люди моментально превращались в детей, когда я вовлекал их в это дело. Но, во-первых, эти игры нельзя назвать в полном смысле развивающими, они скорее для досуга, развлечения. Во-вторых, я ведь сам их где-то находил, и выдавать чужое за свое не хочу. Что-то и придумывал, а чужое – развивал, сейчас не вспомню даже. Ладно, все-таки опишу некоторые комнатные игры (на авторство, на всякий случай, не претендую).

Поскольку игра – это как бы соревнование, то участников должно быть несколько.

  1. Все участники выходят из комнаты, а вы берете несколько одинаковых мелких предметов (монеты, пуговицы, игральные фишки, спичечные коробки или вырежьте из картона небольшие квадратики) и раскладываете их в комнате в любые места так, чтобы они не бросались в глаза и в то же время их можно было увидеть, ничего не касаясь руками. Потом даете команду к началу поиска и время – минуты две или три. По истечении этого срока, кто нашел меньше всех предметов, или вовсе не нашел, тот выбывает (остается в комнате, не принимая участия в дальнейшей игре или помогая ведущему снова прятать предметы – желательно, конечно, в новых местах). Все повторяется до выявления победителя. Если участников много, то, чтобы не затягивать игру, выбывают сразу по два человека).

  2. Поставьте в дальнем конце комнаты ведро или тазик, участникам выдайте что-нибудь, что можно забросить в них (теннисный мячик лучше всего, или что-то в этом роде). Далее вариантов соревнований множество: А) участник делает 5 – 10 бросков в цель (ведро) с разных дистанций – например, 2 метра, 4 или 6 (сделайте разметку, поставив хотя бы стулья на этих расстояниях). Попадание с 2 метров дает 1 очко, с 4-х – 2 очка, с 6 – 3 очка. С каких дистанций бросать, каждый решает сам – хоть с одной, хоть меняя их, пока не сделает все броски. Кто в итоге больше всех очков набрал, тот и выиграл. Б) система приближения. Если участников не более 5 – 6 человек, то встречается каждый с каждым (круговая система). Первая пара участников встают на максимальном удалении от цели с мячиками в руках и начинают очень медленно, не опережая друг друга, приближаться к ведру, в которое надо забросить мячик. Бросать можно в любой момент, с любого расстояния, главное – опередить соперника, но при этом еще и попасть в цель. Интрига состоит в том, что это борьба нервов и выдержки: бросать сразу, издалека – велик риск промаха. Бросать наверняка, с близкого расстояния – соперник опередит! Кто попадает первый, тот зарабатывает очко. Если первый промахнулся, второй подходит к отметке, с которой риск промаха невелик, но все-таки существует (эта дистанция определяется ведущим заранее) и спокойно делает бросок. Попал – заработал очко, не попал – оба по нулям. И так до тех пор, пока каждый не встретится с каждым. У кого больше очков, тот победитель. Можно делать в паре два или три раунда – не до одной, а до двух побед (очков). В) система отдаления. Делается разметка от самого близкого расстояния до цели до максимального. Все по очереди бросают мячик, начиная с ближайшей отметки (лучше – два броска, две попытки, в случае первого промаха). Все попали – переходят на вторую дистанцию. Кто не попал – выбывает. И так все дальше и дальше, пока не вылетят все, а последний становится победителем. В случае если из двух оставшихся мажут оба, даются либо дополнительные броски, либо дистанция уменьшается – все равно в конце концов один попадет, а второй промажет. Г) броски на скорость. Дается по 1 минуте каждому участнику и он делает броски одним мячиком с любой их трех дистанций или меняя их в течение этой минуты. Очки соответственно – 1, 2 или 3 в зависимости от дистанции. А количество бросков – это уж кто сколько успеет сделать. У кого-то ставка будет на скорость – успеть бросить максимальное количество раз, а кто-то сочтет, что лучше бросать спокойно и более метко. Итоговая сумма очков определит, кто лучше всех.

  3. Побегали – теперь успокоимся, поработаем другими частями тела, например, головой. Ведущий берет газету или книгу, выбирает в ней любые слова (лучше существительные) и зачитывает их медленно и четко задом наперед. Например: акшубаб. Кто первый понял, что это «бабушка», заработал очко. Ну и поехали дальше — трецнок, тардавк, еинавонсо… Если публика сильно умная, выбирайте слова более чем из 2 – 3 слогов, их вывернуть наизнанку сложнее. Поиграли минут пять – ну и достаточно, считайте очки, определяйте самого смышленого.

  4. А это можно и без определения победителя, просто так. Берите любую очень известную фразу, или афоризм, или строчку знакомой всем песни и выворачивайте наизнанку каждое слово. Получится абракадабра, в которой надо узнать первоначальное изречение. Например: «мракобесить, мракобесить и мракобесить» (Троцкий)». «Тело капитализма лежит в Америке». «Ты прячешь в узкой юбке сущую пустяковину». «А ты мне не досталась, ты мне на миг изменила». «Ты забыла кошмарную вечность». «Обезьяна – та молчит униженно». «родилась кухарка, будь ты проклята!» «Умри, едва родившись, и столько же дурака валяй». Ну и так далее. Рассекречу первые фразы: «Учиться, учиться и учиться!»(Ленин). «Призрак коммунизма бродит по Европе». «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза…». «Но я другому отдана, я буду век ему верна». Дальше валяйте сами.

А вот загадка, то ли на логику, то ли на арифметику. Мне ее еще в школе рассказали, и я долго мучился, разгадывая: послал хозяин работника на базар корову продать, тот нашел двоих покупателей и продал им корову за 25 рублей. По дороге назад зашел в кабак и 3 рубля пропил. Дома отдает хозяину деньги, оставшиеся 22 рубля, а тот счел, что корова и того не стоит и велит 2 рубля вернуть. Работник сходил, нашел и вернул – каждому из покупателей по рублю. Те считают: мы сначала по 12 с полтиной скинулись, но по рублю нам вернули, значит 11 с половиной отдали, итого 23 рубля. 3 работник пропил, всего получается 26 рублей. Откуда 26, если денег всего было 25 рублей?! Вот, ищите, откуда лишний рубль взялся.

Очень много знаю интересных головоломок, которые надо рисовать, но на компьютере я это делать пока не умею.

Еще почитать:
Путь к успеху
Валентина Самойлова
Недели две
Герман Колесов
Who are you?
Привыкли или приучили 
Герман Колесов
22.03.2019


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть