Начало
Я давно заметил, что среди нас обитает немало людей, страстно жаждущих сообщить миру нечто разумное, доброе и вечное. Чего греха таить… я и сам, в принципе, отношусь к их числу. Помню, в 14-15 лет я читал статьи в журналах и мечтал, что когда-то и сам буду писать нечто подобное. Причём, писать я был готов на любые темы от геополитики до обзоров компьютерных игр. Главное, чтобы читателей было побольше. Чтобы люди потом читали мои тексты и хором повторяли: «Ну, автор… Ну, молодец… Рубит словом, как саблей». К сожалению во времена моей юности этим мечтам суждено было остаться всего лишь мечтами. И лишь с развитием Интернета они начали наконец потихоньку воплощаться в реальность.
Я до сих пор помню первые Интернет блоги, чаты, форумы и дневники. На первый взгляд, там творилось нечто невразумительное. У чатов иногда даже не было центральной темы. Каждый писал о чём-то своём. Люди быстро знакомились, писали о своих сокровенных тайнах, обменивались адресами и телефонами и приглашали друг друга в гости. А затем так же быстро забывали своих новых «друзей» и с лёгкостью переключались на кого-то другого. И всё это происходило в общей ленте, на виду у сотен посторонних людей. Иногда казалось, что многие новоявленные «блогеры» бросили школу после третьего класса. Они писали весь текст в одно предложение, с маленькой буквы, без знаков препинания и с пятью ошибками в каждом слове. Наверно, именно тогда в молодёжной культуре начал формироваться особый Интернет язык, начисто отвергающий грамматику с орфографией, но при этом подаривший нам немало новых слов и выражений.
Из тез времён мне особо запомнились, обитающие на форумах, «серьёзные» и «опасные» ребята. Они на полном серьёзе пишут, что являются «известными бандитами», у которых полно друзей среди других «известных бандитов». С ними лучше не связываться. У них полно связей в милиции-полиции, правительстве и ФСБ. Они остро реагируют на любую критику и обещают каждого обидчика вычислить по IP адресу, а затем жестоко наказать в реале. Я иногда пытаюсь представить себе этих «серьёзных» людей с «серьёзными» связями, которые пол жизни сидят в блогах, а другую половину тратят на то, чтобы вычислять и наказывать враждебных Интернет тролей.
Ну, и вдобавок я не могу не вспомнить о феномене первых Интернет-дневников. В то время многие просто писали там, как провели свой обычный, неприметный день и получали взамен тысячи просмотров и сотни восторженных отзывов. Вот, представьте себе, что какая-то школьница лет 14-16 пишет о том, как она проснулась утром и ещё пол часа сладко нежилась в постели. После этого она, наконец, поднялась и оделась. Затем приготовила себе завтрак и выпила кофе. В этот день у неё плохое настроение, и она решила не идти в школу. Вместо этого, она часами сидит у окна, смотрит вдаль и думает о своём любимом. За окном идёт дождь. Любимый не звонит. Слёзы медленно текут по щекам. Пару раз она уже подходила к телефону, чтобы позвонить первой, но каждый раз проклятая гордость останавливала её от того, чтобы набрать знакомый номер. И вот она снова сидит у окна, смотрит на серые панельные пятиэтажки и плачет. Вот и вечер пришёл…
Прочитав парочку подобных слёзных исповедей, я и сам решил завести подобный Интернет-дневник. А чем я, собственно, хуже? Вот только писать я решил не о своих «душевных страданиях», а о вещах (на мой взгляд) куда более важных и серьёзных. И после этого пошёл строчить объёмные тексты на тему: популярной науки, геополитики, перспектив развития Интернета и современных тенденциях в кино и литературе. К написанию блогов я подходил достаточно серьёзно. Тщательно знакомился с материалом и строго следил за качеством текста. А потом выкладывал всё это в Интернет, смотрел на статистику просмотров и искренне недоумевал… Почему, блин, у школьницы, что целыми днями плачет у окна существует целая армия поклонников, а у меня с моими «умными» статьями всего два десятка просмотров да парочка коротких комментариев. Может, читатель нынче пошёл «не тот», а может, просто тексты мои оказались далеко не таким крутыми и захватывающими, как я надеялся.
Кроме низких просмотров, для меня существовал ещё один неприятный момент, тормозивший написание новых статей. Здесь я имею в виду полную неадекватность некоторых читателей. Иногда казалось, что они вообще не читают мои тексты. Куда важнее для них было написать какую-нибудь гадость в комментариях и посраться с автором и другими читателями. Я всё пытался понять, что творится в головах у этих людей. Что заставляет их постоянно крыть матом незнакомых людей и угрожать друг другу расправой или жестоким сексуальным надругательством в особо извращённой форме? Видимо, эти люди спрятавшись за анонимностью, могут чувствовать себя вполне крутыми и дерзкими. И я почти уверен, что большинство из них при личной встрече не рискнули бы повторить и десятой части того, что они пишут в коментах.
В общем, в какой-то момент я вдруг понял, что заметно охладел к написанию всевозможных блогов и дневников. Видимо, решил, что уже выложил в Интернет все свои «гениальные» мысли, и мне, в принципе, больше нечего сказать миру. Освободившееся время и весь свой «бурный» творческий потенциал я направил на написание разных фантастических повестей и романов. Да и в реальной жизни было немало важных и интересных дел.
А потом вдруг, спустя много лет, в году этак 2017-2018 я случайно зашёл на блог одного из литературных сайтов. Зашёл и был приятно удивлён, царившей там, спокойной и доброжелательной атмосферой. Откровенных неадекватов и быдла среди комментаторов оказалось на порядок меньше чем на каком-нибудь Ютюбе или Одноклассниках. Никто здесь не угрожал обидчику, что ночью подкараулит и изнасилует его жену или дочь. И никто не писал, что может запросто приехать с братвой на трёх джипах и под корень вырезать семью человека не согласного с его мнением. Видимо, всякие неадекваты и быдло чувствовали себя слегка некомфортно на литературных сайтах и потому старались обходить их стороной. Ситуация эта внушала некоторый оптимизм.
В итоге, спустя какое-то время я снова вспомнил о своих амбициях блогера и решил «осчастливить» читателей чем-то разумным, добрым и вечным. Для реализации своих идей я выбрал два известных, олдскульных сайта «Самиздат» и «Проза.ру», а также относительно новый, но перспективный «Author.today». На «Самиздате» и «Прозе.ру», правда, не оказалось специального раздела для блогов, и потому свои заметки там приходилось публиковать в виде рассказов. Но это уже были мелочи, не способные поколебать мою решимость достучаться до своего читателя.
Естественно, перед тем как писать блоги, я достаточно долго и внимательно изучал, что там пишут другие. Причём, мне было интересно читать не только известных и топовых авторов, но и тех, кто находился на самом дне рейтинга. На том же «Author.today» я выделил троих блогеров, тексты которых отхватывали больше всего минусов (дизлайков). Первый из них в блогах постоянно жаловался на жизнь, работу, власть, читателей сайта, плохую экологию и окружающих его людей. У многих из нас, наверняка, имеются похожие соседи или коллеги по работе. С ними и в реальной жизни непросто общаться. А уж читать их блоги — это, походу, полное извращение. Второй автор, походу, и вовсе не заморачивался над тем, чтобы придумывать темы для своих блогов. Вместо этого он лаконично сообщал нам, сколько сегодня написал слов для своей новой книги, и сколько человек на него подписалось за неделю. И, понятное дело, за столь «креативный» подход он заслуженно получал свою порцию дизлайков. Ну, и наконец, тексты третьего автора вызвали у меня наиболее противоречивые чувства. В своих блогах он каждый раз писал о том, какой он неудачник и ничтожество. Человек, походу, сам себя ненавидел. Мне было интересно, пишет ли он это всерьёз или у него просто такой сценический образ. Если всерьёз, то автору не помешало бы срочно побеседовать с психиатром. А если это лишь сценический образ, то, судя по дизлайкам, он оказался не слишком удачным. Правда, когда блоги этих троих авторов вдруг исчезли с сайта, мне даже стало немного жаль. В своё время они вносили кое-какое разнообразие в общий поток текстов.
Забегая вперёд, я хотел бы немного рассказать о том, как читатели приняли мои собственные тексты. И тут многое зависело от того, на каком сайте они были опубликованы. К примеру, у меня сложилось ощущение, что читатели «Самиздата» — это типичные молчуны. Ну, не получилось у меня наладить с ними обратной связи. На сайте можно было опубликовать текст, получить за сутки пару сотен просмотров и не обнаружить к нему ни одного комментария. Возможно, это связано с тем, что в «Самиздате», крайне неудобный и древний интерфейс для написания и чтения отзывов.
Зато на «Прозе.ру» дела обстоят совершенно иначе. Нигде больше я не встречал таких вежливых, добрых и отзывчивых читателей. Возникает чувство, что они в принципе не могут писать негативных комментов. Вместо этого они регулярно благодарили меня за текст и желали здоровья и творческих успехов. Читать такое очень классно и трогательно. Пользуясь случаем, передаю вам большой привет и желаю всего наилучшего (равно как и читателям других сайтов).
С публикацией на сайте «Author.today» дела обстоят немного сложнее. Обычно сразу после появления блога туда набегают какие-то «тёмные личности» и сходу ставят кучу минусов. Особенно обидно, что они даже не читают мой текст. Тексты у меня обычно немаленькие, и для их прочтения требуется от пяти до десяти минут. Минусы же появляются гораздо быстрее. Видимо, эти странные люди решили действовать по принципу «Не читал, но осуждаю». Что это за тайная организация минусовальщиков? Кто вообще эти люди? Чего добиваются? На данные вопросы у меня пока нет внятных ответов. Следом за минусовальщиками, на мои блоги иногда заходят местные завсегдатые. Это такая местная тусовка состоящая примерно из 40-50 человек. Многих из них я даже помню по аватаркам. Они заходят на многие блоги, внимательно их читают и оставляют после себя вполне толковые и ценные комментарии. В большинстве своём, это достаточно умные и образованные люди, к которым я успел проникнуться большим уважением. Да, они могут жестоко раскритиковать неплохой в целом текст. Да, могут разнести его в пух и прах. Да, могут придраться к любой незначительной мелочи. Однако, в большинстве случаев, их критика вполне оправдана и справедлива. Благодаря общению с этими людьми, я чётко уяснил для себя три правила.
Правило № 1: Не писать в блогах всякую ху…ню.
Правило № 2: Не писать о темах, в которых ты сам ничего не понимаешь.
Правило № 3: Не пытаться выдавать своё мнение за мнение большинства.
Кстати, эти правила желательно использовать не только при создании блогов, но и в реальной жизни.
А ещё, кроме завсегдатых, на мой блог иногда заходили и обычные читатели. Они читали тексты, ставили свои плюсы или минусы и изредка писали простые, короткие комментарии.
Мой первый, после многолетнего перерыва, блог оказался довольно скандальным и провокационным. По правде говоря, я сделал это намеренно, чтобы привлечь побольше внимания к своей скромной персоне. Блог назывался «Книга умирает». И по идее одного этого заголовка было достаточно, чтобы вызвать немалый гнев читателей литературного сайта. Это, наверное, то же самое, что зайти на сайт автолюбителей и написать там, что автомобиль — фуфло, и будущее за велосипедом. Кстати, текст блога оказался не менее провокационным, чем его название. Чтобы вы смогли оценить всю «мощь» и «гениальность» моего творчества, я решил вставить в эту книгу парочку таких блогов и в конце каждого сделать кое-какие выводы и наблюдения. Итак, встречайте, друзья, мой первый горе-блог, принёсший мне кучу дизлайков и тихой ненависти от читателей сайта:
Книга умирает
Не так давно я вдруг подумал, что за последние двадцать лет фантастическая литература заметно шагнула вперёд. Причём, говорю я это на полном серьёзе, без капли сарказма. Сразу вспоминаю 90е годы, когда на прилавках магазинов лежали тонны всякого трэша от неизвестных авторов. Такое чувство, что после исчезновения цензуры, писать бросились вчерашние двоечники, едва закончившие школу. В итоге и них получались какие-то странные порно-боевики без сюжета и идей, но зато с кучей бессмысленного мордобоя, стрельбы и постельных сцен. Самое смешное, что потом эту дичь издавали вполне приличными тиражами в 20-50 тысяч экземпляров.
В советские времена с фантастикой всё обстояло ещё печальней. Я сам смутно помню те времена. В памяти всплывает лишь библиотека с огромным количеством книг на стеллажах. Большую часть книг составляли сборники стихов сомнительного качества и истории о Гражданской войне и Октябрьской революции. Ещё было много детских повестей о пионерах и октябрятах, которые даже ребёнка поражали своей наивностью и оторванностью от реальной жизни. Помню ещё, что многим книгам было лет под сорок, но при этом они выглядели, как новые. Наверное, потому, что их никто никогда не читал. Зато с фантастикой в те времена был полный напряг. (о Фентези я вообще молчу) Большой удачей считалось найти книгу, на обложке которой красовался бы какой-нибудь космонавт или поверхность далёкой планеты.
В наше время всё иначе. В течении одной минуты, не отходя от компьютера, можно найти любую книгу, любого жанра и любого автора. Причём, среди этого дикого разнообразия иногда попадаются действительно интересные экземпляры. Раньше мы о таком и мечтать не могли. Вот, только читать мы стали гораздо меньше. Наверное, не больше 5% людей регулярно берёт в руки книгу или заходит на специализированные сайты. Ещё примерно 5% могут иногда почитать что-то широко разрекламированное и экранизированное. (Песнь льда и пламени, Ведьмак или Дозоры). Для остальных книга становится чем-то древним, забытым и архаичным. Боюсь, со временем она вообще может исчезнуть вслед за видеокассетами, пейджерами и стационарными телефонами. И от этого уже становится печально…
Как я и ожидал, после публикации блога, в мой адрес обрушился шквал гневных комментариев. А чего я ещё хотел? Видимо, с моей стороны было довольно опрометчиво писать на литературном сайте, что эта самая литература нынче переживает не самые лучшие времена. Естественно, что нашлись несогласные, которые яростно доказывали мне, что в последнее время люди читают даже больше книг, чем прежде. А в будущем, разумеется, будут читать ещё больше, чем сейчас.
Ну и кроме проблем литературы, в своём блоге, я умудрился затронуть ещё одну острую тему, вызвавшую бурю негодования в мой адрес. И этой темой оказался дефицит книг во времена Советского Союза. Видимо, я подзабыл, что вокруг существует масса людей, которые боготворят ту эпоху и считают её практически идеальной во всех отношениях. Мол, в СССР и мороженное было вкуснее, и люди добрее, и трава зеленее. И дефицита, разумеется, тогда никакого не было. А если он и был, то виноваты в нём оказались сами граждане, скупавшие в магазинах всё подряд и разрушавшие тем самым советскую экономику. Спорить с такими людьми очень сложно. Да, и не очень хочется, по правде говоря. Впрочем, они исправно добавили моему блогу немалую долю дизлайков и гневных отзывов.
И вот на этом месте, думаю, пришло время сказать, какие выводы я сделал и какую мораль вывел из своего первого блога.
Итак, вывод № 1 от горе-блогера: Начинающему блогеру, которого заботит рейтинг и соотношение лайков/дизлайков, наверное, не стоит писать, что книга умирает, находясь на литературном сайте. А о дефиците и других проблемах, существовавших в СССР, лучше вообще не писать нигде и никогда.
Однако если рейтинги вас не волнуют, и вы просто хотите получить свою капельку хайпа на волне скандала и провокации, то можете делать всё наоборот. Главное, всегда знайте чувство меры и не скатывайтесь до уровня обычного троля. Кстати, блог мой, несмотря на огромное количество минусов (дизлайков), со временем даже вышел в плюс. Да и комментариев у него оказалось больше, чем у всех моих фантастических романов за последние несколько лет. В итоге это лишь укрепило меня в решимости писать что-то скандальное и провокационное. И вот спустя неделю на разных сайтах появился мой новый блог, который я вам сейчас с удовольствием представлю:
Народ любит ТРЭШ!!!
Посмотрев недавно ролики из Ютуба, я пришёл к однозначному выводу. Народ наш горячо любит всякий трэш и жесть. Ведь в этом самом Ютубе, рядом со всевозможными интервью, новостями и клипами группы «Ленинград», находятся видео, способные вызвать культурный шок у неподготовленного зрителя.
Многие, наверно, слышали о Ютуб канале «Лев против». Если коротко, то там некие молодые люди ходят по Москве и «делают замечания» гражданам, распивающим спиртные напитки в общественных местах. Звучит, вроде, вполне пристойно. Вот только делают они это в весьма вызывающей форме и часто провоцируют драки. Я, конечно, и сам не одобряю бухарей на улицах, но тут ребята явно перегибают палку. В некоторых видео, кстати, до драки не доходит, и всё заканчивается достаточно мирно. Но и просмотров такие видео получают на порядок меньше. Поэтому, идя на поводу у зрителя, приходится бить морды и всячески оскорблять других людей. Как говорится, спрос рождает предложение. Кстати, количество просмотров у массовых мордобоев доходит до 3-5 млн. Умным и образованным блогерам, которые говорят на серьёзные темы (история, социология, популярная наука) такие рейтинги и не снились.
Но если «Лев против» хотя бы делает вид, что борется за прядок и здоровый образ жизни, то наш следующий «блогер» ведёт борьбу исключительно ради собственного хайпа и популярности. Он этого сам не скрывает. Итак, знакомьтесь, Эдвард Билл — человек который снимает для Ютуба самые отмороженные пранки (розыгрыши). Идея его пранков заключается в том, чтобы вести себя максимально грубо, агрессивно и неадекватно к незнакомым людям и провоцировать их на ответную реакцию. Он может, к примеру, подойти к случайному человеку и сказать, что собирается разбить ему морду. Или предложить незнакомой девушке заняться с ним сексом. При это рядом будет стоять её парень или муж. И чем больше в его пранках жести и агрессии, тем больше лайков и просмотров он получит. Мы снова видим, как спрос на видеобеспредел быстро порождает ответное предложение.
Или вот, ещё… Многие из вас, возможно, знакомы с Ютуб проектом под названием «Версус». (судя по рейтингам, его смотрят практически все) Если коротко, то вся суть здесь заключается в том, что два человека начинают дико оскорблять друг друга в стихотворной форме (в стиле рэп). Причём, правил здесь в принципе не существует. Можно, например, назвать мать соперника проституткой, а его самого обвинить любых сексуальных извращениях. Помню, один из участников пол часа измывался над соперником из-за того, что тот болен раком и пророчил ему скорую смерть. Немного жутко становится, когда смотришь на количество просмотров под такими видео. Они доходят до 20, а иногда даже до 40 (!) миллионов.
Здесь, кстати, я коснулся лишь вершины айсберга. Кроме трёх описанных каналов, существуют ещё сотни и тысячи видеоблогеров, которые ради популярности и просмотров устраивают бесконечные перебранки друг с другом, используя дикие оскорбления и мат. Народу, похоже, нравится наблюдать за этим.
Однако не только в Ютубе творится подобная дичь. В спорте, кстати, дела обстоят примерно так же. Если вы следите за смешанными единоборствами, то сейчас без труда вспомните самого известного бойца MMA в мире. Это конечно Конор МакГрегор. Причём, популярность свою он сохранил после двух поражений подряд. И, наверное, останется в топе, даже если проиграет ещё десяток боёв. В MMA, возможно, и есть бойцы посильнее МакГрегора, но точно нет никого, кто может сравниться с ним в трэш-токе. Он может, например, запустить металлическим стулом в автобус, в котором едет его будущий соперник. Или наговорить о нём такой жести перед камерой, что даже постороннему человеку становится не по себе. Образ лютого гопника приносит ему народную любовь и исправно трансформируется в огромные гонорары. За бой с Флоидом Майвейзером (по правилам бокса) он получил гонорар в 30 миллионов долларов. Это, кстати, в сто раз больше, чем получил за последний бой легендарный Фёдор Емельяненко.
Конечно, имеются свои треш-токеры и в политике. Я иногда хочу понять, что твориться в головах у людей, которые на всех выборах голосуют за Жириновского. Эти люди хоть примерно представляют себе его политическую программу? Что предлагает этот кандидат, чтобы сделать жизнь в стране богаче и счастливее? На память приходит лишь предложение с помощью некого супероружия опустить США на морское дно, а также сжечь Киев и нанести ядерный удар по Исландии, чтобы напугать проклятую Америку с Европой. (ну и конечно обмыть сапоги в Индийском океане). Наверное, людям, что голосуют за Жириновского вообще плевать на все политические и экономические программы. Они просто голосуют за «весёлого чувака», который может в прямом эфире вылить в собеседника стакан сока или назвать проститутками всех артистов во главе с Аллой Пугачёвой.
Кто-то сейчас скажет, что весь этот трэш пришёл к нам из Запада, через Интернет и телевиденье. Мол, в СССР такого отродясь не было. А я отвечу, что это было всегда. Конечно, в Советские времена на телевиденье трэш практически отсутствовал (как и секс). В Интернете его тоже не было (как, собственно, и самого Интернета). Зато в повседневной жизни всего этого было ничуть не меньше, чем сейчас. (чувствую, сейчас масса народа бросится ставить мне дизлайки и писать гневные отзывы). Вы просто вспомните себя ребёнком лет 10-18. Вспомните, какая «движуха» начиналась, если где-то неподалёку возникала драка. Через десять секунд рядом появлялись десятки (или даже сотни) человек. Конечно, были и те, кто пытался разнять бойцов. Однако большинство жаждало крови и выбитых зубов.
Я к чему это всё пишу. Трэш и жесть появились у нас далеко не вчера и не сегодня. Они сопровождают человека на протяжении многих тысяч лет. Все наши Ютубы — это просто цветочки, по сравнению с тем, что наблюдали наши дальние предки в реальной жизни. Чего только стоят публичные казни и пытки, а также ритуальные жертвоприношения и побивание камнями. И люди смотрели всё это. Иногда даже с удовольствием. Для одних это был способ на время избавиться от внутренней агрессии. Других такое зрелище навсегда отвращало от профессии преступника (которого могут казнить и пытать) и профессии палача (который сам казнит и пытает). Выходит, трэш уже глубоко сидит в нашем ДНК.
В начале поста я высказывал довольно негативное мнение по отношению к так называемому трэшу. Сейчас пришло время написать пару слов в его защиту. На самом деле, всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Для многих людей просто жизненно необходимо иногда выпускать но волю внутреннего зверя (ну, или зверюшку). Я знаю многих порядочных людей, которые иногда любят (ради смеха) посмотреть всякую дичь. В этом нет ничего постыдного. Вот посмотрел человек на экране очередной массовый мордобой или выступление Жириновского, получил свою дозу адреналина и пошёл довольный отдыхать. Возможно, в этот вечер он уже не будет без причины орать на жену или ссориться с соседом. Я сам в основном сморю в Ютубе людей умных, воспитанных и образованных. Но меня самого иногда (каюсь) тянет мельком глянуть какой-нибудь «Версус» или «Лев против». Главное, не подпускать к таким видео детей. Они слишком часто воспринимают такое, как инструкцию к действию. Ведь никто не хочет, чтобы через десяток лет на наших улицах появились миллионы новых Эдвардов Биллов.
После публикации этого блога, я был крайне удивлён читательской реакцией. Ну, или почти полным её отсутствием. Даже немного обидно стало. Блог, вроде, ничем не хуже остальных. На Самиздате я получил ноль комментариев, на Author.Today — всего один и на Проза.ру — четыре или пять.
При этом один из отзывов оказался весьма любопытным и заслуживал того, чтобы рассказать о нём поподробнее. Прочитав в моём блоге про известного пранкера-отморозка Эдварда Билла, один из читателей решил сам глянуть в Ютюбе на этого персонажа. Самое смешное, что на глаза ему в первую очередь попались те редкие видосы, в которых Эдвард Билл не избивает и не оскорбляем прохожих, а бесплатно раздаёт им продукты в супермаркете. Естественно, что у этого читателя сложилось мнение, будто Эдвард Билл — это порядочный, честный и бесконечно добрый молодой человек. Об этом он непременно написал в своём комментарии и вдобавок разместил там ссылки на те самые видосы. Их, в свою очередь, посмотрели другие читатели, у которых также сложилось мнение, что я напрасно пытаюсь опорочить имя этого прекрасного видеоблогера. Одна читательница даже написала, что Эдвард Билл — это истинный патриот России. Одним словом, ум, честь и совесть нашей эпохи. А я читаю эти отзывы и сам про себя тихонько офигеваю. Такого исхода я точно не ожидал. Оказывается, благодаря мне у известного пранкера-отморозка появилась парочка новых поклонников, которые ставят его в пример остальной молодёжи.
Похоже, на этой ноте, пришло время сделать определённые выводы из моего блога.
Итак, вывод № 2 от горе-блогера: Если смотреть на вещи под нужным углом, а затем ещё «правильно» отфильтровать полученную информацию, то в итоге эти самые вещи предстанут перед нами в совершенно другом свете. Оказывается, для кого-то даже Эдвард Билл может показаться весьма достойным молодым человеком.
Теперь я, кажется, понимаю людей, которые на выборах голосуют за самых трэшовый кандидатов и готовы с радостью поддержать самые дикие законы и реформы. Они вовсе не дураки. Они просто смотрят на мир из своей далёкой колокольни.
Помню, после публикации второго блога, я решил написать собственные мемуары. А чем я, собственно, хуже всяких там писателей-беллетристов? (шутка) Мемуары эти начались, как серия блогов на Author.today и со временем переросли в полноценную книгу с длинным названием «Долгий путь начинающего писателя». Книга эта, к моему удивлению, имела неплохой приём у читателей, а благодаря пиратам быстро разошлась по многим литературным сайтам.
После публикации своих мемуаров, я вдруг захотел написать что-то заумное, «правильное», и социально полезное. Например, что-нибудь о влиянии современной культуры на умы подрастающего поколения и о том, как автору аккуратно склонить это самое поколение на «светлую сторону». В итоге у меня появился блог под названием «Герои и антигерои», который вызвал немалый резонанс среди читателей:
Герои и антигерои
Лично я категорически против цензуры. (за редким исключением) Я бы не хотел, чтобы какая-то тётенька с угрюмым и презрительным взглядом запрещала чью-то книгу или фильм, прикрываясь при этом расплывчатой формулировкой, мол, нашим людям такое «искусство» не нужно.
Но при этом, я считаю, что каждый автор сам должен осознавать ответственность за то, что он создаёт. Даже если он писатель-графоман, и его книги прочитает двадцать человек в год. Он тоже оказывает влияние на общество (пусть даже совсем небольшое).
Чтобы склонить читателя чуть ближе к «светлой стороне», автор конечно может написать книгу с сугубо положительным главным героем. Вот он весь такой честный и благородный. Он без устали борется со злом, защищает слабых, спасает котят на деревьях и никогда… НИКОГДА!!! не станет добивать поверженного противника. (даже если тот окажется законченным мерзавцем и в будущем принесёт всем немало бед)
Конечно, положительные герои имеют немало почитателей, а идея о том, что «добро побеждает зло» всё ещё способна вдохновить многих на что-то разумное, доброе и вечное.
Однако есть и другой способ склонить читателя на «светлую сторону». И лично я считаю его куда более интересным и эффективным. Можно сделать главного героя негодяем. Пускай он будет бандитом, мошенником, убийцей или наркоторговцем. Главное, чтобы в финале он сполна заплатил за все свои злодеяния. Он должен потерять всё, что было нажито преступным путём. В итоге положение антигероя должно оказаться ещё хуже, чем оно было до выбора этой скользкой и кривой дорожки. И пускай после прочтения книги читатель всерьёз подумает о том, что быть плохишом далеко не весело и не выгодно с материальной точки зрения. Желательно ещё чтобы автор сделал антигероя максимально харизматичным и классным. Это лишь усилит диссонанс в голове читателя. Увидев страдания любимого персонажа он лишь проникнется к нему ещё большим сочувствием и симпатией. Читатель сделает вывод, что если бы герой в ключевой момент не перешёл на «тёмную сторону», то в итоге у него могло бы всё сложиться хорошо.
Как пример я всегда вспоминаю два суровых, мужских сериала «Во все тяжкие» и «Сыны анархии». Герой первого сериала решил варить наркотики, ради благой цели. Ему нужны были деньги, чтобы излечиться от рака и помочь своей семье. Видимо, в детстве ему не объяснили, что цель не всегда оправдывает средства. В итоге от рака он не излечился, а семья (ради которой он совершил немало преступлений) отреклась от него самого и его денег. Главарь байкеров из сериала «Сыны анархии» тоже совершал немало зла ради семьи и друзей. И близким не раз приходилось страдать от такой «заботы». Не многим из них вообще удалось дожить до финала.
Во время просмотра этих сериалов, мы искренне переживали за главных героев. У кого-то даже возникла мысль, что если бы один из них остался простым учителем, а второй — автомехаником, то, возможно, их жизнь могла сложиться намного удачней. В обоих картинах авторы недвусмысленно намекнули нам, что зло наказуемо, и всем нам лучше держаться «светлой стороны». Жаль только, что в реальной жизни этот принцип не всегда работает…
После публикации, мой блог был неплохо принят на Проза.ру и достаточно спорно на Author.today. Читатели Самиздата, как всегда, молчали словно пленные партизаны. На реакции в Author.today я бы хотел остановиться поподробнее. Если судить по основной массе комментариев и соотношению лайков/дизлайков, то большинство читателей были вполне согласны с моими доводами. Однако нашлись и те, кто имел на этот счёт совершенно другую точку зрения. Кто-то мне писал, что главного героя, ни при каких обстоятельствах, нельзя делать подлецом и преступником. Мол, молодёжь в любом случае станет копировать его образ жизни, не разобравшись, что такой путь ведёт в тупик. Другие читатели строчили гневные комментарии о том, что автор вообще не имеет морального права как-то воспитывать людей и пытаться переделать их на свой лад. На эту тему в обсуждении разгорелись жаркие споры. Доходило уже до того, что читатели в гневе вносили друг друга в чёрный список. В связи с этим я сделал для себя одно важное наблюдение.
Итак, вывод № 3 от горе-блогера: Некоторые люди терпеть не могут, когда ты пытаешься их чему-то научить или воспитать. Даже если ты объясняешь им простые и очевидные вещи и говоришь, что чёрное — это чёрное, а белое — белое.
После этого я решил написать о чём-то простом и приземлённом, однако долгое время не мог подобрать нужную тему для блога.
Пожалуй, многим из нас знакома ситуация, когда ты читаешь в целом неплохую книгу, но потом в очередной главе сюжет вдруг намертво подвисает, и автор пускается в подробное описание одежды главных героев или в устройство автомата Калашникова. Ещё бывают случаи, когда автор прекрасно описывает наше время, но при попытке воспроизвести какие-то исторические события, начинает нести полнейшую ересь. Ну и лично меня нереально бесят нелепые и затянутые романтические диалоги посреди брутального и драйвового экшена. К чему я это всё здесь пишу? Да к тому, что иногда и в хорошей книге попадаются глупые, унылые и откровенно ненужные эпизоды. Кстати, об этом и пойдёт речь в моём следующем блоге:
Что меня бесит в книгах
Читая некоторые книги, я иногда с трудом сдерживаюсь, чтобы не выругаться громко матом. Кто-то сейчас посоветует мне не тратить зря нервы и взять другую книгу. Или вообще бросить читать и идти бухать с друзьями в гараж. Однако не всё так просто. Многие, наверно, сталкивались с ситуацией, когда книга в целом неплохая, но некоторые эпизоды в ней просто ужасны. Или книга от начала и до конца — полный шлак, но она входит в полюбившийся цикл, и без неё можно потерять нить сюжета. Возникает подозрение, что её писал какой-нибудь «литературный негр», с трудом сдавший экзамен по русскому языку.
Наверное, чаще всего меня раздражает в тексте подробное описание каких-то незначительных и никому не нужных деталей. Например, одежды. Во многих книгах можно встретить эпизоды наподобие:
«Петя был одет в старые, потёртые джинсы, синий свитер, чёрные носки и кроссовки. Его друг Вася предпочитал классический, деловой стиль, и потому на нём был строгий костюм, белоснежная рубашка, модный галстук и чёрные, лакированные туфли».
Уважаемые авторы, неужели вы думаете, что кого-то всерьёз волнует, какой у Васи был галстук, а у Пети — носки? И это всё при том, что Петя с Васей даже не главные герои, а обычные статисты, которых в тексте десятки.
Впрочем, Петины носки и Васин галстук — это ещё не самое худшее, что мне приходилось читать. Некоторые особо «гениальные» авторы доходят до того, что начинают долго и скрупулезно (иногда на десятки страниц) описывать всех гостей на каком-нибудь балу или светском приёме. И тогда начинается:
«Ах… лорд Вильгельм был одет в старый, тёмный мундир и кавалерийские ботфорты. На его спутнице леди Элизабет было лёгкое платье цвета морской волны и изящное изумрудное колье, выдающее в хозяйке безупречный вкус и стиль. Ах… как они потом кружились в танце! Лорд Вильгельм танцевал медленно и слегка неуклюже, как и подобает старому вояке. Зато леди Элизабет порхала вокруг него подобно бабочке. Ах… как развевались на ветру её безупречные волосы и платье. Её неземная красота вызывала страстное восхищение среди всех мужчин и жгучую зависть среди женщин. Ах… как это всё было прекрасно…»
На сороковой или пятидесятой минуте такого чтения хочется либо сразу уснуть, либо прокричать через монитор автору, чтобы он прекратил это садистское издевательство над читателем. Прошу вас… ОСТАНОВИТЕСЬ!!! Выдайте лучше лорду Вильгельму и леди Элизабет по паре пистолетов и отправьте их истреблять орды разбойников, орков, восставших роботов или драконов. Ещё бывают случаи, когда некоторые авторы, в попытке «блеснуть эрудицией», начинают грузить читателя детальным устройством автомата Калашникова или автомобиля ВАЗ. Этим самым, наверное, хотят поразить нас глубиной своих «академических» знаний. Потом, зачастую, оказывается, что знания эти были целиком скопированы из какой-нибудь Википедии. Некоторые авторы даже «не парятся» насчёт того, чтобы переставить местами слова и слегка отредактировать чужой текст.
А вообще читателю обычно плевать, на все эти винтики и клапаны. При желании он может и сам без труда ознакомиться с устройством любого оружия и техники на специализированных сайтах. В художественной литературе обычно достаточно написать, что автомат — это такая смертоносная шайтан-палка, которая выпускает подряд много пуль и попутно превращает в фарш всяких нехороших парней. А автомобиль — это просто средство передвижения, которое перемещает героя из пункта А в пункт В и имеет при этом нехорошую привычку ломаться в самый неподходящий момент.
Кроме скрупулезного описания в тексте всего на свете, меня, как читателя, частенько раздражают целые жанры. Прежде всего я имею в виду романтические мелодрамы, анимэ с непобедимыми в бою, но при этом ужасно застенчивыми и ранимыми японскими школьниками и школьницами, а также всевозможные истории про попаданцев. О последних я хочу поговорить чуть подробнее. Безусловно, лет 10-15 назад этот жанр выглядел довольно свежо и прикольно. Какой-нибудь чувак из нашего времени попадал в прошлое и оказывался в совершенно чужом для него мире, с чужими нравами и законами. Потом он постепенно приспосабливался к новой жизни и шаг за шагом начинал свой непростой подъём по здешней социальной лестнице. Но так было раньше. Чуть позже, когда в жанр пришли графоманы всех мастей, там начался полнейший ужас. Конечно, в наше время всё ещё выходят достойные книги по этой теме, но они буквально тонут в общей массе шлака и трэша. О попаданцах начали писать люди, которые ничего не понимают в истории, социальном устройстве, законах экономики и способах ведения войны. Авторы, например, любят забросить современного спецназовца в 41 год, чтобы он затем окопался в Смоленских лесах и с помощью штык-ножа и русского мата в одиночку остановил продвижение трёх немецких дивизий. Ещё «гениальнее» выглядит история, когда какой-нибудь студент инженерной специальности попадает в 12 век и в течении нескольких лет умудряется вытащить свою новую Родину из Средневековья прямиком в индустриальную эру. Под его чутким руководством неграмотные крестьяне начинают отливать высокоточные орудия, прокладывать железные дороги и строить небоскрёбы вместо своих ветхих хижин из веток и го…на.
Однако самая лютая дичь начинается, когда наш современник пытается изменить социальное устройство какого-нибудь дикого средневекового государства. Герой попадает в общество, где графы и князья считают безродных крестьян чем-то вроде домашнего скота. Но это ничуть не мешает ему с лёгкостью ломать все тамошние законы и обычаи. На месте сословного феодализма герой наш строит современную демократию с независимыми судами, свободной прессой и всеобщим избирательным правом. Особо продвинутые попаданцы замахиваются сразу на развитой коммунизм (где от каждого по способностям и каждому по потребностям)
Впрочем, подробное описание галстуков, носков, светских приёмов и автомобилей — это ещё далеко не самое худшее, что бывает в книгах. Если постараться, то можно стерпеть даже тридцать томов бесконечных романтических мелодрам или историй про попаданцев. Полная жесть начинается, когда автор вдруг начинает долго и вдохновенно рассуждать на какие-то «высшие» философские темы: «В чём смысл жизни?», «Что первично: дух или материя?», «Бытие определяет сознание», «Быть или не быть?», «Тварь ли я дрожащая или право имею» и.т.д. Вот здесь читателю уже точно не обойтись без крепкого русского мата. Скажите, зачем?.. ЗАЧЕМ повторять то, что уже было написано миллион раз? Неужели авторы думают, что могут добавить что-то новое к этим избитым истинам? А если и добавят, то это «новое» может оказаться полной бессмыслицей. И нам потом придётся читать эту гремучую смесь из псевдофилософии и лютого наркоманского бреда. Поэтому, уважаемые авторы, пожалуйста, не травмируйте подобными «литературными приёмами» разум своих читателей. Пишите лучше о попаданцах и о том, как лорд Вильгельм два часа подряд танцует с леди Элизабет.
И напоследок… После прочтения этого поста многие авторы, конечно, возмутятся. Они скажут мне: «Да, кто ты вообще такой, чтобы учить нас писать книги». «Автор не должен подстраиваться под чужие вкусы». «Автор вообще никому и ничего не должен». Я лишь отвечу, что не имел бы никаких претензий к нашим доморощенным «философам», если бы они писали «в стол» и показывали свои рукописи лишь собственным родителям, детям, племянникам и друзьям. Но если вы выложили книгу в общий доступ, по готовьтесь сразу получить приличную порцию «субъективной» и «необоснованной» критики. А дальше уже каждый сам решит, что ему делать с этой самой критикой. Кто-то может резко оскорбиться и побежать строчить гневные ответы. Кто-то пропустит это мимо ушей, а кто-то внимательно прочтёт сделает соответствующие выводы.
Напоследок скажу, что я тоже автор и в своё время наслушался немало «хороших» слов о своих книгах. Но это не заставило меня бросить писать, а лишь подстегнуло к тому, чтобы совершенствоваться и двигаться вперёд.
Помню, после публикации этого блога, я уселся за монитор и принялся ждать тонны хвалебных комментариев в свой адрес. Я почему-то думал, что большинство читателей полностью разделяет мою точку зрения. Думал, они сейчас начнут писать о том, какой же я молодец. Я ведь, типа, не постеснялся и вскрыл старый гнойник. Пристыдил бессовестных писателей, захламляющих свои книги всяким бредом.
Однако на деле реакция читателей оказалась совсем не такой, как я думал. Ещё ни разу, наверное, мне не приходилось читать в свой адрес столько хейта и негатива. Одни читатели мне сообщали, что реально обожают в книгах подробное описания одежды и оружия, а также всякую псевдофилософию. Вторые буквально жить не могут без бесконечных историй про попаданцев. Третьим подавай всё сразу, да побольше. Кто-то написал, что я (мягко говоря) не очень хороший человек. А кто-то вообще ничего не писал, а просто поставил мне кучу минусов (дазлайков). Некоторые даже доходили до того, что минусовали и другие мои блоги, и в итоге всего за час все они крупно просели в рейтинге. Конечно, среди читателей находились и те, кто поддерживал мою точку зрения, однако их голоса быстро тонули в общем потоке негатива. В результате этой Интернет-перепалки я сделал для себя один очень важный вывод.
Итак, вывод № 4 от горе-блогера: Все мы разные люди, и у всех нас очень разные вкусы. Иногда чужие вкусы могут показаться нам совершенно дикими и нелепыми. Кому-то вот даже нравится подробное описание одежды и псевдофилософия. Со временем всем нам предстоит научится уважать чужие вкусы и чужое мнение. И когда это произойдёт, все мы окажемся в большом выигрыше.
После очередного скандального блога, я решил, наконец, написать что-то более весёлое и менее раздражающее для читателей. В голову пришла мысль, рассказать всем о своих прогнозах насчёт будущего литературы и новых жанрах. Однако теперь в тексте уже не будет никаких мрачных мыслей о том, что книга умирает. Свои «предсказания» я решил записать в максимально ироничном стиле и без малейшего намёка на «серьёзную аналитику». И вот через несколько дней на страницах Author.today вышел мой новый блог, который станет, пожалуй, последним для этой книги, но отнюдь не последним для моей «карьеры» незадачливого блогера:
Новые жанры в литературе
Помню, в начале нулевых, на сайте Самиздата мне попалась статья-памятка о том, как правильно писать книги. В разделе фэнтези автор ещё настоятельно рекомендовал молодым авторам не использовать опыт, полученный в компьютерных играх жанра РПГ. Мол, забудьте вы все эти рюкзаки-инвентари, дневники с квестами, книги заклинаний, а также полоски манны и жизни. Иначе в любом издательстве вас сочтут лютым графоманом и с большой вероятностью внесут в чёрный список. Эх, знал бы автор той статьи, что спустя десять лет литературный рынок взорвёт новый жанр под названием ЛитРПГ. Жанр, который практически сходу получил миллионы читателей и первые места в топах. Возможно, конечно, что ЛитРПГ уже существовал в то далёкое время. Чуть позже я сам видел эти короткие, корявенькие рассказики, написанные фанатами и для фанатов. Но вряд ли кто тогда мог предположить, что этот странный нишевый жанр со временем превратится из гадкого утёнка во вполне себе приличного лебедя.
Вспомнив ЛитРПГ, я вдруг подумал, что в будущем, возможно, кто-то всерьёз возьмётся за новеллизацию других игровых жанров. Как вам, например, жанр под названием ЛитСтратегия. А почему бы и нет? При тщательном разборе идея уже не кажется такой абсурдной. Там всё начинается, как в обычной ЛитРПГ. Некий игрок попадает в некую компьютерную игру. Вот только вместо старых лохмотьев, ржавого меча и двух банок с манной, у него в начале имеется два десятка брёвен, груда каменных блоков, и дюжина послушных крепостных. Пускай они потом строят всякие лесопилки, казармы и городские центры. И герою больше не придётся бегать по округе и прокачиваться на всяких крысах и стрекозах. Вместо этого он будет летать где-то в небесах и пальцем отдавать приказы своим подчинённым.
В этом жанре, кстати, можно придумать и что-то более сложное и навороченное. Вот, например, мы читаем, как главные герои сидят за голографическим игровым столом и двигают туда-сюда разноцветные фишки. Они сталкивают лбами армии, сжигают города и истребляют целые народы. И в какой-то момент читатель уже не понимает, кто они такие на самом деле. Может, обычные геймеры, играющие в глобальную стратегию. А может, некие неизвестные божества, играющие реальными людьми и целыми народами.
Пока я писал этот пост, в голове успел родиться ещё один возможный литературно-игровой жанр (или, скорее, приём). Внешне он во многом похож на ЛитРПГ, но при этом имеет ряд важных отличий. Представьте себе книгу, написанную от лица героя компьютерной игры, который сам осознаёт, что является героем компьютерной игры. Он как Дэдпул стремится сломать четвёртую стену. Время от времени он будет напрямую обращаться к игроку (читателю), а ещё жаловаться на глюки, завышенную сложность и ужасный дизайн локаций. Жанр будет во многом пародировать компьютерные игры и потому постоянно обыгрывать такие вещи как: игровые условности, глюки, битые текстуры, тормоза, зависания и вылеты.
Для особо экстравагантных авторов я бы предложил обратить внимание на жанр ЛитПлатформер (если кто забыл, то платформеры — это такие простенькие игры, в которые мы раньше играли на приставках Денди и Сега). Главной фишкой жанра является то, что действия там будут происходить в 2Д пространстве. То есть вместо привычной нам трёхмерной планеты или галактики, мы будем иметь мир, состоящий из одной плоскости или даже прямой. Встретишь на такой прямой какого-нибудь чувака и понимаешь, что обойти его стороной уже не получится. Придётся либо перепрыгнуть, либо вырубить ударом в челюсть, после чего перешагнуть через его неподвижное тело.
Впрочем, это уже попахивает откровенным бредом. По правде говоря, весь мой пост попахивает бредом, но ЛитПлатформер — это уже явный перебор. А ещё может случиться, что все описанные мной жанры уже давным-давно придуманы, и по ним написаны сотни интересных книг. А я об этом просто не знаю. К своему стыду, я не особо слежу за новыми трендами в литературе и читаю в основном всякую попсу из топ-20.
Едва начав читать комментарии к этому блогу, я как-то сразу приуныл. И дело тут даже не в очередной порции «острой читательской критики». В последнем блоге, кстати, с этим обстояло всё более-менее спокойно. Меня опечалила сосем другая новость. Если верить комментариям, то оказывается, что предложенные мною литературные жанры уже давно были придуманы и реализованы другими авторами. А ведь я намеренно предсказывал всякий абсурд и дичь вроде ЛитСтратегии и грёбаного ЛитПлатформера. Потом в комментариях, шутки ради, я даже спросил, нет ли в современной литературе жанра под названием Лит Пошаговая Стратегия, где бы в точности передали механику пошаговых боёв. Вы не поверите, но оказалось, что такой жанр тоже существует. И книги по нему также исправно пишут. Офигеть, блин… Выходит, в наше время автору сложно придумать что-то новое. В связи с этим я сделал для себя очередной неутешительный вывод.
Итак, вывод № 5 от горе-блогера: Иногда кажется, что современная литература — это миллион раз изученное и перепаханное поле. И автор, пытающийся создать новый жанр, постоянно рискует изобрести пресловутый велосипед. Конечно, можно постараться и проявить чуть больше фантазии и нестандартного подхода. Главное при этом не скатиться в тупой, безвкусный и чернушный трэш. Иначе вместо нового жанра на свет выйдут очередные дурацкие книжки про гламурных и романтичных зомбяков, инопланетян-садомазохистов, а также истории про какого-нибудь героя компьютерной игры, который переместился в наш мир, чтобы отучиться десять лет в магической школе, а затем возглавить борьбу за права геев, трансгендеров и прочих «угнетённых».
После этого, помню, я решил написать два новых блога, посвящённых нашей недавней истории. Назывались они «Эпоха девяностых» и «Эпоха нулевых» и в целом были довольно неплохо приняты читателями. Чуть позже я объединил эти тексты в книгу, которая благодаря пиратам быстро разошлась по Интернету. Лично мне эти блоги запомнились тем, что в комментариях к ним внезапно оживились сторонники различных теорий заговоров. Они писали длинные тексты о том, кто на самом деле развалил Советский Союз, кому это было выгодно и, как нам теперь вернуть всё обратно. Местами было даже интересно почитать, как эти люди отстаивают свою точку зрения и спорят с другими читателями. При этом сам я не стал вступать с ними в политические дебаты. Решил просто поберечь себе нервы.
В общем за пол года занятия «блогерством» я опубликовал более десятка текстов на разные темы. Одни тексты, в своё время, довольно неплохо зашли читателям. другие — нет. Возможно, отдельные темы в моих блогах оказались слишком острыми и противоречивыми. Возможно, кое-где моё мнение сильно не совпадало с мнением читателей. В любом случае написание блогов оказалось для меня достаточно интересным жизненным опытом. Я научился более кратко и ясно выражать собственные мысли, а также с большей твёрдостью и настойчивостью отстаивать свою точку зрения. Кроме того, здесь я познакомился с многими умными и образованными людьми. Всё-таки литературный сайт — это вам не группа ВКонтакте для фанатов какого-нибудь Тимоти или Егора Крида. Здесь немного другой уровень. Буду ли я продолжать писать блоги на разных сайтах? Скорее всего — да. Ведь в реале не всегда получается найти собеседника, готового обсуждать с тобой тему развития современной культуры и её влияния на сознание массового зрителя (читателя, геймера и.т.д.) А потом, возможно, я попробую свои силы и в видеоблогинге. А почему бы и нет? Тема, в принципе, обещает быть интересной и поучительной. В общем, поживём — увидим…