Из воспоминаний...
Первая встреча.
Судьба порой бросает нам самые неожиданные сюрпризы, о которых мы и не могли думать, да и вообще мечтать. В тот день моя жизнь перестала быть прежней и монотонной, в раздумьях, что я могла сделать такого сверхгуманного, за что меня наградил Всевышний, подарив шанс на миллион — поступить в ведущий театральный вуз страны и встречу с этой личностью. Мастера моего курса, Яну Марковну, я представляла иначе: внешняя хрупкость, отчасти незащищенность, наивность, чрезмерную образность. О как мои представления были ошибочны. Она вошла в нашу аудиторию, и лишь слегка улыбнувшись нам в ответ, я сумела разглядеть в чертах ее лица истинную силу. Внешний облик был очень нежным, подобно весеннему цветку, кремово-розовое платье придавало этому вид (но к большому сожалению я не увидела ее туфель, она скрыла их под платьем), глаза — цвета молодого зеленого леса, ее светло-рыжие распущенные волосы напоминали сентябрьскую листву, а в лице можно было разглядеть мягкие плавные изгибы, как на женских портретах Ромеро. В ней жила естественность и натуральность.
Меня охватывало волнение, я робела, когда наши взгляды пересекались. Она сидела и осматривала каждого из нас, словно читала внутри какой-то текст. От нее веяло чем-то теплым, в какой-то степени родным, близким, дорогим..
Она имела особую систему жестов, объясняла свои истории движением рук, когда она рассказывала о каких-то событиях, например, о трогательном разговоре в Абхазии с пожилой женщиной, то она всматривалась с ностальгией в окно и прищуривала глаза, я видела, насколько ей было важно расположить себя к своим подопечным, студентам.
И еще что могло отличить Яну Марковну, так это смех. Она улыбнулась так солнечно, что прогнала зиму с наших лиц, грустивших по дому. Но за всей ее веселостью смеха таился статуарный образ женщины-викинга, в этом была ее энергетика.
Занятия.
В моем понимании театр и актерское мастерство всегда было чем-то ирреальным и волшебным, до тех пор пока Яна Марковна не показала это с обратной стороны красивой обертки. На первых занятиях Яна Марковна изучала нашу душевную анатомию и метафизику, подбирала ключи, приобщала нас, она задавала самые простые вопросы, даже если ты ответишь просто «да», можешь считать, что тебя уже изучили. На тренингах она много общалась с нами, ей были важны наши мнения. Она учила нас быть собой, потеряв себя – обеспечен провал. Ее речи гипнотизировали, я испытывала волну эмоциональности, слушая ее. Был случай, что когда она задала мне вопрос на своем театральном языке, но я не поняла вопроса, и честно призналась ей в этом, на мое удивление она оценила это, подметив то, что я не пыталась выбивать что-то из головы. Подмечу, что она счастливая мать четверых детей, и с нами обращалась как с детьми, воспитывая, указывая на ориентиры. Она не стремилась ограничивать нас, и наши ошибки называла «божьей благодатью», мы учились у нее, а она у нас- между нами было равновесие. Со временем мы привыкли к ней, а она к нам, мы научились коллективности, дышать одним дыханием.
Моя линия общения с Яной М.
Пожалуй, это главная составляющая моего очерка. Переехав в Северную Венецию, в Питер, я боролась с двумя бесами внутри себя: желанием учиться и тоской по дому. Мастер замечала это, тонко чувствовала меня, но однажды она произнесла такую фразу: «Через преодоление рождаются великие вещи, попробуйте». И это исцеляло меня. Я записывала ее фразы на блокнот, по сей день я могу общаться ее словами, использовать их как пример.
Но не всегда бывает так, как мы хотим, и жизнь сравнима с пианино – сочетание черных и белых клавиш. Тяжелый сырой климат, заболела, отчисление. В тот момент поддержка моего учителя была спасением.
Люди приходят в нашу жизнь не случайно. Неважно, сколько ты знаком с человеком, главное, кем он для тебя стал. Мой мастер указала мне путь к себе. И когда я ищу горсть вдохновения, сентиментальности, то смотрю ее интервью, перечитываю блокнот с воспоминаниями, одно из которых вы только что дочитали.
(Яна Марковна Ту́мина (род. 27 апреля 1972, Ленинград, СССР) — российская актриса театра и режиссёр, неоднократный номинант и лауреат национальной театральной премии Российской Федерации «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»).