Подальше от суеты. Часть пятая. Маски.

Прочитали 840









Содержание

Лет десять назад я видел такое шоу масок. Для европейца это экзотика, а для индейцев это серьёзное дело. Положение богов и духов в их быте отлично от принятого у нас. Для нас, например, Домовой, это не обременительная традиция для детей младшего возраста, да и то там, где о нём ещё помнят, а для индейца “дух”, это важная часть повседневной жизни. Если, например, жена умерла при родах, то муж может отправиться ее искать в мир духов, а пока он ищет, ребёнок будет с бабушкой и кормилицей.
Уговорить индейца позировать для рисунка или фотографии не просто. Они считают, что художник похищает их душу и помещает ее в произведение. Тут вопрос не о размере оплаты, а о будущем индейца. Индейцев там много, хотя они и считаются мексиканцами, но уклад их жизни более консервативный. Они выходят из своих общин только продать свои поделки туристам и возвращаются домой. Это, как два государства на одной территории. Кроме оплаты за продукт, от туристов им ничего не надо. Не стоит стараться их понять, им это не требуется, они ничего доказывать не будут. Нравится коврик, плати и бери с собой, не нравится, не приставай с разговорами. Они помнят свою историю и роль белых людей в ней.
Шоу с масками, скорее мексиканская традиция, чем индейская. Оно прочно вошло в туристический сервис и хорошо продуманный карнавал. Мы смешались с толпой, но веселие ко мне не шло. Это не перелёт сказывался, а напряжённый стиль жизни. Я отвык быть в толпе. В повседневной жизни я сам себя жестко контролирую, а тут свое поведение надо доверить общему настроению. В Штатах эмоции сдерживаются и язык не распускается. Если кто-то ведёт себя слишком вольготно, то это либо “казачок”, либо за деньги. Это страна умеренной реакции на происходящие события. Радоваться и плясать можно только на больших концертах молодым экзальтированным девицам. А так все серьёзные, делом занимаются.
Большая часть толпы в Сан Мигеле профессиональные артисты, а меньшая туристы. Но все вместе они праздная толпа. Я отвык от праздности, от чувства беспричинного веселья. Такого веселья, просто не должно быть в моём возрасте. Толпа на площади заволновалась и разделилась на две большие группы. И я оказался по другую сторону представления от своих спутников, которых быстро потерял из вида. Потеряться в Сан Мигеле невозможно, слишком маленький город и само представление происходит на центральной площади, откуда и пешком двадцать минут ходьбы до любой точки. Ко мне подскочил молодой парень и протянул маску со словами:
-Сеньор, забудьте все проблемы, веселитесь.
Я с удивлением на него посмотрел, он открыто улыбался. Протянул руку и взял маску, немного подумал и надел. Я сразу исчез сам для самого себя. Много ли надо для такого превращения? Обычная дешевая пластмассовая маска и только. На мне было чужое лицо с намалеванные яркими губами и огромными глазами. Тут меня подхватили под руки и все стали прыгать и кричать. До этого я стоял обособленно и смотрел на прыгающих, а тут сам запрыгал. И меня прорвало, напряжение спало, я оказался не в толпе, а частью веселящихся людей. Вот этого срыва я всегда и опасался. Потеря контроля за собой, самое неприятное, что есть у эмигранта. Но тут на празднике, я был гость, а не эмигрант.
В этот раз шоу масок произвело на меня сильное впечатление. После окончания карнавала мы кругами бродили в центре города и вокруг собора. В полутьме улиц я видел бестелесные создания украденных душ. Это не привидения и не мираж, а что-то бесформенное, блуждающее в потёмках. Я представил, что продавая картину художник, просто выбрасывает чужую душу за потерей надобности. Чужую душу нельзя хранить в себе вечно.
Собор особенно красив в наступающих сумерках. Когда небо теряет свою яркость, но еще светится. Чуть позже вселенская тень, а может и крыло ангела начинает накрывать город, краски мира тускнеют, площадь пустеет, пропадает гомон толпы и только тревожные птичьи голоса раздававшиеся время от времени, они вызывают холодок в груди и сердце начинает биться быстрее. Не спешите домой, почувствуйте прелесть ночи на горном плато, вы намного ближе к небу, чем в своих городах. В воздухе чуть меньше кислорода и приятная усталость за день начинает охватывать так же, как темнота окутывает город.
В городе шикарный музей масок от самых древних до самых современных. Культура масок с трудом поддаётся классификации, она постоянно развивается, от простой росписи лица почти ничего не осталось, современные технологии трехмерной печати позволяют создавать монументальные изделия за короткий срок подготовки к шествию. Плюс налёт чертовщины из Нью Йорка и куража из Рио. Всё это сильно сдобрено христианским учением. Как тут не выпить пива, чтобы разобраться в самом себе и удержаться от участия в шествии. Ведь мы все носим маски, которые надеваем после пробуждения.

Еще почитать:
Астра
Анатолий Вишневский
Мужчина и женщина
Карантин. Старое французское кино.
Шёпот (по картине Наны Нариманбейли)
03.12.2019


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть