1. Первое сентября. Утро.
В одном большом городе жил самый обычный мальчик, а может и не самый обычный, потому что у обычных детей жизнь проходит монотонно без приключений, а у нашего героя талант влипать в различные истории. Сейчас мы с ним познакомимся.
***
Утренний луч солнца, нахально, протиснувшись в щель между штор на окне, скользнул вниз по стене, перескочил на кровать и тут же весело запрыгал по Мишкиной подушке. Поиграл в волосах и опустившись чуть ниже, стал щекотать его кончик носа. Вначале он приоткрыл один глаз, затем другой и принялся усердно тереть нос. Просыпаться не хотелось, и тогда он снова закрыл глаза. Но тут он вдруг вспомнил, что сегодня необычный для него день. Сегодня первое сентября, и он идет первый раз в первый класс. Вскочив с кровати, поспешил в ванную комнату, а оттуда прямиком направился в сторону кухни, где мама уже вовсю звенела посудой, готовя завтрак. Остановившись в дверном проеме, стал молча наблюдать за ней. Увлеченная делом она никого не замечая, тихонько напевала себе под нос какую-то мелодию.
— Какая все-таки у меня красивая мама. Она самая добрая и самая лучшая из всех мам на всем белом свете, — подумал Мишка.
Подбежав сзади, в порыве нежности, обхватил ее за ноги:
— Мамочка с добрым утром! Я тебя очень сильно люблю.
— Доброе утро мой родной! Я тебя тоже люблю. – Повернулась к нему лицом, чмокнула в макушку непокорных русых волос.
— Давай я помогу тебе что-нибудь делать.
— Спасибо, я тут и сама управлюсь, а ты беги умываться. Да, и не забудь пожалуйста почистить зубы.
— Мам, ты что не видишь, что я уже умытый и зубья у меня почищены. Посмотри, как они блестят.
Он приоткрыл рот и показал, ряд белоснежных зубов. Дыхнув, произнес:
— Понюхай, как они вкусно пахну.
— Верю, верю. Молодец! Только надо говорить не зубья, а зубы. — Затем чуть помедлив добавила: «Ну раз так, то помоги мне накрыть на стол, а я этим временем закончу готовить завтрак. Договорились?»
— Договорились, — и он довольный стал расставлять тарелки.
Вскоре вся семья уже сидела за столом.
Состояла она правда всего из трех человек: Андрей Петрович — Мишкин папа, работал в полиции, и Мишка им очень гордился. Ведь не у каждого из его друзей есть такой папа, который ловит бандитов. Мама, Ольга Васильевна, работала инженером в строительной фирме. Ей пришлось на время оформить отпуск, пока Мишка не освоится в школе ну, а потом им на помощь приедет бабушка Света. Вот она то и будет в скором времени заправлять всем в их доме. Или как говорит папа: «Будет нашей домоправительницей».
Они ели молча. Вскоре Андрей Петрович заметил, что Мишка о чем-то задумался и его поднесенная ко рту ложка, так и застыла в воздухе.
— Ты чего не ешь? Хватит витать в облаках.
— Пап, да я вот хотел узнать, Мне долго надо будет ходить в школу?
— Одиннадцать лет.
— Сколько, сколько? — удивился он. — Это что же получается, что мне придется жениться, когда я буду совсем старый? Из-за вашей школы у меня, что совсем не будет личной жизни?
Андрей Петрович и Ольга Васильевна так и прыснули со смеху. Затем чуть успокоившись и вытирая, выступившие от смеха слезы, мама стала успокаивать сына:
— Не переживай сынок, одиннадцать лет – это не так уж и долго. Время пролетит быстро, ты даже и не заметишь. Будет у тебя и личная жизнь и жениться еще успеешь, — помолчав, добавила: «Ты знаешь Сережу из нашего подъезда?»
— Это тот, что живет на втором этаже и у него сиамский кот? Да знаю.
— Скажи, мне, он старый?
— Мам, ну какой же он старый? Он со мной в футбол иногда играет. А знаешь один секретик? У него даже борода еще не растет, — и он захихикал, прикрыв рот ладошкой.
— Вот видишь, а он отучился в школе уже десять лет. Через год закончит ее. Ты же не думаешь, что он успеет состариться за этот год? Так что успокойся. И не переживай понапрасну.
— А ну-ка семейство, быстро заканчиваем завтрак, а то опоздаем на торжественную линейку, — стал поторапливать их папа, который все еще улыбался и качал головой, глядя на сына. – Ну и дела, — чуть слышно произнес он.
Мишка, вздохнув с облегчением, стал быстро уплетать свою кашу. Покончив с завтраком и наведя на кухне порядок, мама с сыном направились в гостиную, где на тремпеле их дожидалась новенькая школьная форма.
Мишка стоял перед зеркальной створкой платяного шкафа и оценивающе смотрел на свое отражение в нем. Темно-синий костюм, очень подходил к цвету его васильковых глаз, как и бабочка, красовавшаяся на белоснежной, приятно похрустывающей рубашке. Он несколько раз еще крутанулся перед зеркалом и удовлетворенный внешним видом, отошел в сторону. Ольга Васильевна стояла рядом, любуясь сыном.
— Как быстро летит время. Вот уже мой малыш идет в первый класс. Не успеем оглянуться как окончит школу, а с другой стороны этот год нам может показаться вечностью. Сколько препятствий придется преодолеть в течение этого времени: знакомство с новым коллективом, отношения с преподавателями, да мало ли что еще? — она тяжело вздохнула и постаралась отогнать грустные мысли.
Затем взяв расчёску, стала пытаться уложить непокорный взъерошенный чуб сына. Но все ее попытки были напрасны. Поняв, что без лака не обойтись, брызнула им несколько раз, придав прическе нужную форму. По комнате разлился резкий, терпкий запах. Мишка, зажав нос пальцами прогундосил:
— Фу, как противно пахнет. Мама, он залез мне прямо в нос.
Она засмеялась:
— Терпи, красота требует жертв. Зато теперь посмотри, какая у тебя классная прическа.
Она взяла сына за плечи и повертела перед зеркалом. Увидев в нем свое отражение, Мишка остался доволен.
2. Школьная линейка.
С самого утра ярко светило солнце. Где-то среди ветвей весело чирикали воробьи, радуясь последним теплым денькам. С деревьев то тут, то там, уже стала облетать пожелтевшая листва. Покрытые золотом листочки, покружив в воздухе, медленно ложились на землю прямо под ноги детворе, которая спешила в школу, после летних каникул.
Мишка вместе с родителями вышел из подъезда. Папа нес его рюкзак, а мама – букет цветов, сам виновник торжества, важно вышагивал впереди, то и дело поворачивая голову то в одну, то в другую стороны, словно кого-то высматривая. И тут он неожиданно рванул с места.
— Маша, Маша! — закричал он, увидев впереди идущую девочку.
Та оглянулась и заулыбалась. На ней было красивое черное платье с белым кружевным воротником и ажурным жабо. Пшеничные волосы, стянутые в хвост, украшал пышный белый бант в виде пиона. В руке красовался букет алых роз. Она шла вместе с мамой, которая помогала ей нести маленький розовый рюкзачок. Подбежав, Мишка, схватил девочку за руку и ничего не говоря, потащил к деревянной лестнице, ведущей вверх по направлению к школе. Родители что-то кричали им вслед, но дети уже не слышали их, льющаяся со школьного двора музыка, заглушала все звуки. Крепко держась за руки, они пробирались сквозь шумную толпу. Очутившись перед зданием школы, постояли какое-то время молча и не сговариваясь, вскоре, скрылись внутри здания.
Подойдя к школе, родители попытались отыскать малышей среди толпы самостоятельно, но это не увенчалось успехом. Тогда им пришлось обратиться к Наталье Павловне их учительнице. Та позвала к себе кое-кого из старшеклассников и описав внешность малышей, дала им задание найти беглецов. Задание было не из легких, попробуй отыскать их в этой толпе, когда все первоклашки казались сегодня на одно лицо. Ребята разбрелись по территории. Сережка из десятого класса, недолго думая, направился сразу к зданию школы. Открыв дверь одного из классов, он заулыбался. Малыши стояли у школьной доски и рисовали на ней мелом. Они так были увлечены делом, что не сразу заметил вошедшего. Сережка, сдвинув брови для пущей важности, грозно произнес:
— А вы что тут делаете?
Малыши вздрогнули от неожиданности, и испуганно уставились на старшеклассника
— Мы пришли учиться в школу, — чуть запинаясь, произнес Мишка.
— Вы сейчас должны быть где? На линейке вместе с классом, – поучительно произнес старшеклассник. – Вы знаете, что вас уже все обыскались? А ну быстро следуйте за мной, — скомандовал он.
Маша схватила свой букет, и они на пару с Мишкой последовали за Сережей. В вестибюле школы их уже ждали, выстроившись парами одноклассники.
— Наталья Павловна, принимайте пропажу, — заулыбался он, — теперь следите, чтоб еще раз не сбежали.
Поблагодарив его за помощь, учительница поставила Мишу с Машей впереди всех и взяв за руку одного из них, повела класс к выходу.
Заметив детей выходящими из школы, родители вздохнули с облегчением, а у Машиной мамы от волнения даже выступили на глазах слезы.
После линейки ребята отправились на свой первый в жизни урок. Он длился недолго. Вскоре прозвенел звонок, оповестив, что урок окончен и Наталья Павловна вывела своих малышей на школьный двор, где их уже поджидали нетерпеливые родители. Подбежав, Миша первым делом открыл свой рюкзачок и стал показывать маме с папой свои первые учебники. Они были яркими, блестящими, от которых еще пахло типографской краской.
Ольга Васильевна и Андрей Петрович поздравили сына с началом учебного года. Отчитывать его за утренний инцидент они не стали, решив оставить неприятный разговор на вечер. На остаток дня у них намечалась обширная развлекательная программа. Им хотелось, чтоб у сына остались на всю жизнь только теплые воспоминания об этом дне.
Направляясь к припаркованной заранее машине, они предложили Машиной маме присоединиться к ним. Антонина, так звали Машину маму, сначала вежливо отказалась, но родители Миши были настойчивы, и она в конце концов согласилась.
Ребята очень обрадовались, что этот день они проведут вместе.
Автомобиль плавно тронулся с места и вскоре его шины зашуршали по нагретому осенним солнцем асфальту. Мимо пролетали дома, скверы и светофоры, весело подмигивающие им своими разноцветными глазами. Вот впереди показался широкий бетонный мост. Внизу под ним виднелась река. Ребята, прильнув к оконному стеклу стали рассматривать ее темную воду по берегам которой раскинулся лес, наряженный сентябрем в яркие разноцветные одежды.
Домой они вернулись только поздно вечером, уставшие, но очень довольные. На обратном пути дети всю дорогу делились между собой полученными впечатлениями от похода в кафе, где ели мороженое, вкусные пирожные, пили газировку и от похода в зоопарк. Маша, например, с интересом наблюдала там за проказницами обезьянками. Мишке, они тоже нравились, но больше всего его привлекала клетка со львом. Сильный могучий зверь, он время от времени тряс своей густой рыжей гривой и громко рычал, отчего от его рыка по коже пробегали мурашки.
— Вот быть бы таким сильным, как он, я мог бы защищать Машу и маму с папой, от бандитов. Папа тогда гордился мной и всем говорил: «Посмотрите, какой у меня сильный и храбрый сын!» — думал Мишка, глядя на клетку со зверем.
В конце дня они отправились в кинотеатр, где смотрели фэнтези фильм и ели попкорн. В общем день прошел замечательно.
Дома поужинав, каждый отправился заниматься своими делами. Через время Андрей Петрович вспомнил, что хотел побеседовать с сыном по поводу его поведения. По его мнению, нельзя было оставлять этот инцидент без внимания. На пару с женой, они направились в комнату сына, которая встретила их полумраком и тишиной. На письменном столе горела настольная лампа. Они даже не сразу заметили Мишку, который свернувшись калачиком, мирно посапывал в кресле с планшетом на коленях.
— Вот и поговорили, — сокрушенно произнес Андрей Петрович.
— Ничего страшного, завтра поговорите, — добавила мама. — Видишь, ребенок в конец умаялся за день, пусть отдыхает.
Папа с мамой, осторожно, чтобы не разбудить сына, раздели его и перенесли на кровать. Пожелав ему спокойной ночи и поцеловав на ночь, тихонько вышли, прикрыв за собой дверь детской.
3. Второе сентября. Эти непонятные бычки.
На следующий день Мишу в школу провожала одна мама. Опять с утра светило ярко солнце, так же весело чирикали воробьи, перескакивая с ветки на ветку, но мальчишку это сегодня не радовало. Вышагивая на пару с мамой, он все время беспокойно крутил головой, высматривая среди спешащей детворы знакомый силуэт. Очутившись на школьном дворе, он вдруг заметил Машу. Она стояла рядом со своей мамой и что-то ей увлеченно рассказывала. Мишкино лицо расплылось в улыбке.
— Всем доброе утро! Как настроение? –—поинтересовалась Мишина мама, когда они с сыном подошли к ним поближе. — Надеюсь, день пройдет без приключений. Миша, смотри, чтобы в школе никто не обижал Машу.
— Слушайтесь Наталью Павловну. Запомните вас много, а она одна, ей с вами будет тяжело, помогайте ей во всем, — добавила Машина мама.
Подошла учительница, выстроив ребят по парам, повела в класс. Там она рассадила ребят за парты. Миша и Маша оказались за одной партой. Мишка огляделся. Класс был светлый с большими окнами, на подоконниках красовались цветы в горшочках, ну точь-в-точь, как у мамы дома. Наталья Павловна попросила ребят открыть тетради и взять в руки карандаши. Так началась Мишкина школьная жизнь.
На одном из уроков дети учились писать крючочки и палочки, на другом учились считать и опять выводили в своих тетрадках палочки. Палочки прыгали у него то вверх, то вниз и никак не хотели ложиться на строчку как положено. От усердия, у мальчишки на носу даже выступили капельки пота.
— Как все-таки тяжело учиться в школе, — думал Мишка. Ему захотелось встать, походить по классу, но глядя на других ребят, которые уткнувшись в свои тетради усердно писали, не решился этого сделать. — Нет, а то все в классе подумают, что я слабак и у меня нет совсем силы воли. Мой папа говорит, что ее надо вырабатывать с детства, а то никогда не станешь настоящим мужчиной, — и Мишка тяжело вздохнув, снова склонился над своей тетрадкой.
После этого был урок рисования, который пришелся по душе всем.
— Достаем альбомы, карандаши и фломастеры. Сегодня я хочу, чтобы вы нарисовали рисунки на тему: «Как я провел лето», — попросила Наталья Павловна.
Дети тут же оживились. Затем каждый из них, склонившись над своим альбомом принялся за дело. В классе воцарилась тишина, которую нарушало лишь легкое поскрипывание фломастеров да шорох цветных карандашей. Но вот ребята зашевелились, значит дело двигалось к концу. Мишка, не выдержав, заглянул в Машин альбом:
— Покажи, что ты нарисовала?
Маша пододвинула свой альбом.
— А это что?
— Что, что? Разве не понятно? Вот это моя бабушка, а рядом я. Летом я гостила у нее в деревне. Видишь — это лейка, мы поливаем из нее грядки, а это корзинки, в которые собираем ягоды. Рядом с нами кот Мурзик и собака Тузик — они мои друзья. — А теперь покажи, что нарисовал ты? — Маша с любопытством заглянула другу в альбом.
— Вот это мои папа с мамой и дедушка с бабушкой, мы все вместе ездили отдыхать на море. Представляешь! Мой папа научил меня плавать. А это я нарисовал еще лодку, на которой мы с дедом и папой рыбачили. Вместе с ними я ловил в море бычков.
Тут Маша не выдержала и прыснула со смеху.
— Ну ты Мишка и придумщик.
— Ничего и не придумщик, — обиделся вдруг Мишка. — Можешь спросить даже у моей мамы, что это правда.
— Как ты мог ловить бычков в море? Что они там делали? Они что купались?
— Они не купаются, а плавают. Их там все ловят.
— Ну и зачем вы их ловили?
— Чтоб пожарить и съесть.
— И вам что совсем не было их жалко?
Дети так расшумелись, что на них обратили внимание не только Наталья Павловна, но и весь класс:
— Миша, Маша. В чем дело? Почему вы так расшумелись?
— Наталья Павловна, Маша не верит, что мы с папой и дедушкой ловили в море бычков.
— Потому что все это враки. Зачем бычки будут плавать в море? Ведь они пасутся на лугу. Там они любят щипать травку. Я жила у бабушки в деревне и видела бычков своими глазами.
Тут загалдели и остальные малыши.
— Тиши, тише дети, — стала успокаивать их учительница. — Каждый из вас ребята по-своему прав. Просто произошла небольшая путаница в словах. Миша прав, действительно в море рыбаки ловят бычки — это такая небольшая рыбка. И Маша тоже права, на лугу действительно пасутся бычки, только их называют еще телятами.
— Да-да, — выкрикнула девочка с первой парты с двумя смешными косичками, — телята, это такие маленькие коровки, которые все время мычат, потому что скучают за своими мамами.
— Верно, Вероника, — подтвердила Наталья Павловна, — вот мы и разобрались. Дети, в русском языке есть много слов, которые пишутся и звучат одинаково, но при этом имеют разное значение, например: «мышка» для компьютера и есть мышка живая, такой маленький серый зверек. Возьмем другое слово, например: «мир», которое означает — земной шар, а еще слово «мир», означает, когда нет войны. А теперь возьмем слово «лук», подумайте ребята, что может означать это слово?
— Лук растет в огороде, — выпалил Коля Синичкин.
— А еще моя мама покупает его на рынке, и готовит из него суп, — добавила все та же Вероника с первой парты.
— Правильно. А теперь подумайте, какой еще бывает лук, но только не съедобный?
— Я вспомнил, вспомнил, — вскочив с места, закричал Мишка, — это такое оружие. Я видел фильм, где из него стреляли стрелами.
— Молодец! Действительно, есть даже такой вид спорта, где стреляют из лука. И вот таких слов в русском языке очень много, а называются они омонимы. Придет время, и мы будем с вами изучать все эти слова. А пока я хочу сказать, что вы все молодцы и на отлично справились с заданием. У вас очень интересные рисунки. Чуть позже из них мы сделаем нашу первую выставку рисунков.
4. Неприятности.
Закончились уроки, и Мишка с мамой вернулись домой. Пообедав он направился в свою комнату. Открыв планшет, решил поиграть в войнушки, но тут сквозь открытое окно услышал доносившиеся с улицы звонкие детские голоса. Выглянув, увидел ребят, гоняющих во дворе мяч.
— Мам, можно я пойду погуляю? — крикнул он по громче, чтоб та услышала.
— Только не долго, а то тебе надо будет еще пописать и почитать букварь, отозвалась мама из гостиной.
Хлопнула входная дверь и Мишка выскочил на улицу.
— Мишка, иди играть с нами в футбол, — крикнул один из ребят, гоняющий с остальными ребятами футбольный мяч.
— А можно я сегодня буду вратарем?
Ребята засмеялись:
— Ну какой из тебя вратарь? Сначала подрасти.
— Неправда, я уже большой и хожу в школу.
— Вратарь должен быть высоким, чтобы ловить мячи. А ты мелкий, тебе еще расти и расти.
— Ну и играйте тогда сами, — обиделся Мишка. Развернулся и пошел по направлению к дому. Он уселся на лавочку у подъезда и стал смотреть по сторонам. В песочнице играли малыши, кто-то просто катался с горки и на Мишку никто из них не обращал внимания. Тут он заметил Виталика из соседнего подъезда, который ехал на своем велосипеде как раз в его сторону. Был он немного старше Мишки. В этом году он перешел в третий класс, хотя по росту был ненамного выше его. Поравнявшись с Мишкой притормозил.
— Привет! Чего скучаем?
— Привет! И не скучаю. Просто нет настроения.
— Мишка, раз ты никуда не спешишь, посмотри за моим великом, а я сбегаю домой воды попить.
— Ладно, беги я постерегу.
Виталька прислонил свой транспорт к оградке у клумбы и побежал в сторону своего подъезда. Как только кучерявая голова Витальки скрылась в дверях, Мишка поднялся с лавочки и подошел к велосипеду.
— Какой классный велик. — Он погладил его темно-синюю с яркими оранжевыми полосками раму, похлопал по сидушке и тут ему очень сильно захотелось прокатиться на нем. — Я сейчас немного прокачусь и снова поставлю на место. Никто даже не узнает. — Он взялся за руль и поставив велосипед, закинул ногу через раму. Постояв пару минут, оттолкнулся и крутанул педали. Велосипед проехал пару метров, затем руль заюлил, и не удержавшись Мишка завалился на бок вместе с великом. Выбравшись из-под него, стал дуть на ушибленное колено. В это самое время выбежал из подъезда Виталька. Он подбежал к своему велосипеду и стал его внимательно рассматривать, приговаривая:
— Если ты сломал его, то получишь у меня по шее, — и погрози Мишке кулаком.
— Ничего с ним не случилось. Подумаешь уронил. Раскричался тут.
— Купи себе велик и можешь ломать его сколько хочешь.
— Да я скажу своему папе, и он купит мне хоть сто таких великов покруче твоего, — обиделся Мишка. Развернулся и слегка прихрамывая направился в сторону своего подъезда.
Ближе к вечеру пришел с работы папа. Когда Андрей Петрович зашел на кухню, следом за ним появился Мишка.
— Пап, а вы с мамой не можете мне купить велосипед? У других ребят есть, но они не дают мне кататься.
— Давай сынок подождем до весны. Скоро будет не до велосипедов. За зиму ты подрастешь, и тогда мы будем знать какой тебе покупать. Договорились?
Мишка кивнул в знак согласия. Потом Мишка вспомнил, что его уже несколько дней мучает один вопрос:
— Пап, а ты знаешь, что продукты имеют свойство портится? — вдруг ни с того ни с сего спросил он отца. — Конечно знаю. А в чем дело?
— Понимаешь? У нас лежат продукты, которые никто не ест, а они могут просто испортится.
— Это какие же такие продукты?
— Вон там в шкафчике на верхней полке лежит пакет с конфетами, а мы их почему-то не едим. Вы что с мамой хотите, чтоб они пропали?
— Ну за это можешь не переживать. С ними за несколько дней ничего не случится. Это гостинец для бабушки, которая приедет скоро к нам в гости. Бабушка Света любит пить чай с конфетами вот мы с мамой и решили ее порадовать.
— Ну ладно, — грустно протянул мальчишка и нехотя поплелся из кухни. — Не прокатило, — подумал он. В гостиной он, взяв из вазы яблоко уселся смотреть мультики.
5. Третье сентября.
На следующее утро все было как обычно. Они с мамой шли в школу, когда Мишка вдруг спросил:
— Мамуль, можно я вместо школы буду ходить снова в садик?
— А что случилось? Тебя там кто-то обижает?
— Нет.
— Тогда в чем дело?
— Понимаешь, мне не нравится в школе. Там нужно сидеть на уроках и не шевелиться, а я устаю от этого. А в садике хорошо, там можно играть, разговаривать с детьми и гулять с ними на улице.
— Я тебя понимаю сынок. Но ты уже большой, а в садик ходят только малыши. Ты же не хочешь, чтобы над тобой смеялись другие дети?
— Нет, не хочу.
— Потерпи, скоро ты привыкнешь. Ты ведь не один такой, посмотри, сколько детей ходят в школу и всем им поначалу приходится нелегко. Ну, если девочки и те терпят, что тогда говорить о мальчиках. Ты должен проявлять силу воли и выдержку. Нам взрослым может тоже не всегда что-то нравится делать, но есть такое слово «надо» и мы, пересилив себя идем и делаем. Поэтому привыкай дорогой. Ведь ты уже не малыш. И когда тебе что-то не захочется делать, просто скажи себе: «Надо!».
—Хорошо. Я понял. Постараюсь потерпеть.
— Ну, вот и прекрасно.
— А теперь поторопись, а то мы опоздаем в школу.
— Мам, а можно мы с Машей сегодня сами пойдем из школы домой? Тут совсем недалеко, пройти только один двор.
— Ну, хорошо. Только не забудь позвонить, как закончатся уроки. Да и предупредите Машину маму.
6. Урок физкультуры.
На большой переменке дети возвращались из столовой. Миша с Машей шли рядышком и над чем-то громко смеялись и тут между ними толкаясь, промчался мальчишка с рыжей шевелюрой. Пробежав немного резко остановился и обернувшись показал им кулак, затем снова побежал вперед. Когда ребята подходили к своему классу, то вновь увидали его. Мальчишка по имени Вовка из параллельного класса, смотрел на них исподлобья. Девочка набралась храбрости и показала ему язык. Вовка плотно сжав губы, вновь погрозил им кулаком и скрылся за дверью. Прозвенел звонок. Ребята вошли в класс. По расписанию у них сейчас должен быть урок физкультуры. Переодевшись в спортивную форму, ребята направились в спортзал, который находился в цокольной части здания. Для того, чтобы попасть туда им пришлось спуститься вниз по лестнице.
В зале было шумно от детских голосов. Сегодня между двумя параллельными классами проходила спортивная эстафета. Наталья Павловна сидела на скамье и всей душой переживала за своих первоклашек. Время от времени она вскакивала со своего места и начинала выкрикивать спортивные, кричалки:
— Девиз наш: дружба и успех! Мы победим сегодня всех! Мы готовы, как всегда, победить вас без труда!
Дети смеялись и старались изо всех сил не подвести ее. Но вот соревнования подошли к концу. Учитель по физкультуре похвалил всех ребят и объявил, что сегодня победила дружба. Выстроив детей по парам, Наталья Павловна повела их к выходу. Их класс выходил первым и она шла впереди всех. Уже подойдя к концу лестницы, остановилась и оглянулась назад, чтобы проверить, все ли в порядке? И тут случилось что-то невообразимое. Чья-то маленькая детская ладошка, дотянувшись до выключателя, который находился на стене возле лестницы, нажала на него и спортзал вмиг погрузился в полную темноту. Сию-же секунду из темноты раздались оглушительные крики. Ор в зале стоял такой словно, тысяча маленьких сирен включились одновременно. Шагающие впереди колонны малыши, испугавшись, резко остановились, а задние все напирали – получился затор. Наталья Павловна стала пробираться к выключателю, одновременно старалась хоть как-то успокоить малышей. Но вот она щелкнула выключателем и помещение вновь наполнилось светом. Постепенно крики в зале стали стихать. Облегченно вздохнув и построив ребят, она повела их в класс. Уже находясь в классе и рассадив малышей, какое-то время молча смотрела на них. Между бровями у нее пролегла глубокая складка.
— А теперь признавайтесь кто это сделал? Кто выключил свет в спортзале?
Класс молчал.
— Вы понимаете, что из-за чьей-то глупой выходки, могла произойти беда. Кто-то из ребят мог сломать руку или ногу, а кто-то мог так сильно испугаться, что на всю жизнь остался бы заикой.
Из-за парты с понурой головой поднялся Мишка.
— Это я выключил свет, — еле слышно произнес он. Но я не специально, у меня это получилось как-то машинально. Простите меня, — и у Мишки на глазах навернулись предательские слезы, которые он смахнул второпях рукавом. Ему очень не хотелось, чтобы кто-то видел, как он плачет.
Наталья Павловна внимательно посмотрела на него.
— Миша, это хорошо, что ты признался. Ведь я могла подумать на кого-то другого.
Она подошла, положила ладонь на его плечо:
— Не бойтесь говорить правду, ведь она лучше лжи.
7. Знакомство с Вовкой.
Уроки закончились. Выйдя на улицу, дети позвонили домой, сказав, что дойдут сами и зашагали, весело обсуждая сегодняшний день. Подойдя к краю лестницы, Мишка вдруг заметил Вовку с параллельного класса. Его рыжие вихри нельзя было спутать ни с чьими другими. Он стоял в самом низу и что-то чертил на земле носком кроссовка, его рюкзак валялся чуть в стороне. Было видно, что он кого-то поджидает. У Мишки засосало под ложечкой, в предчувствии чего-то нехорошего, захотелось рвануть обратно, чтобы не встречаться с хулиганом. Можно было бы оббежать этот двор с другой стороны, этот путь был длиннее, но безопаснее. А он все стоял и никак не мог сдвинуться с места, его ноги словно приросли к земле. Если бы он был один, наверное так бы и поступил, но рядом с ним была девочка и ему не хотелось в ее глазах выглядеть трусом. Он медленно шаг за шагом, стал спускаться вниз.
— Миш, может не надо? Давай убежим?
— Не боись я с тобой. Не дам тебя в обиду не переживай.
— Ага, ну вот вы и попались голубчики, — сквозь зубы процедил Вовка, принимая воинственную позу, когда ребята спустились с лестницы. — Теперь вы от меня никуда не денетесь.
— Думаешь, тебя кто-то испугался? Только попробуй тронь, враз получишь по сопатке.
Маша стояла рядышком и с испугом наблюдала за мальчишками.
— Отстань от нас, — обратилась она к рыжему мальчишке, — мы идем спокойно домой и тебя не трогаем.
— Это кто тут пищит? — Развернулся к ней рыжий хулиган. — Я не посмотрю, что ты девчонка. Враз от меня схлопочешь.
Мишка, недолго думая, скинул с плеч рюкзак и почти вплотную подскочил к задире и встал между ним и Машей.
— Только попробуй, тронь ее.
— А что будет? Ха, ха, ха, — засмеялся Вовка, — я так тебя испугался, что у меня аж коленки дрожат, — и толкнул Мишку в плечо.
Тут Мишка, позабыв о страхе кинулся на обидчика с криками: «А, а, а…» и стал наносить Вовке ответные удары.
Мальчишки сцепились не на шутку. Вскоре они уже катались по земле и мутузили друг друга, что есть силы. Маша пыталась их разнять, но те не обращали на нее никакого внимания. Вскоре Вовка проворно вывернулся и восседал уже поверх Мишки. Оказавшись в выгодном положении стал наносить ему более точные удары. Маша подскочила и стала колотить кулачками хулигана по спине, но тот словно не чувствовал их. Тогда Маша, скинув рюкзачок, замахнулась и изо всех сил ударила Вовку. Удар пришелся как раз ему по лицу.
— Ой! — вскрикнул мальчишка и зажал ладошками нос. Видимо пряжка от рюкзака угодила ему прямо туда.
Все на миг замерли. Маши и Мишка с испугом смотрели на Вовку. Тот шмыгнул носом и стал тереть его кулаком.
— Ой! У тебя кровь! — чуть слышно прошептала девочка.
Вовка посмотрел на свои ладони, на них были следы крови. Его глаза вмиг округлились:
— Вы что меня убили? — испуганно произнес он. И тут он неожиданно разрыдался. — Я все расскажу маме, — пригрозил он, размазывая по щекам слезы вперемешку с грязью и капельками крови.
— Не плачь, — Маша жалостливо стала успокаивать драчуна, и достав влажные салфетки приложила их к Вовкиному носу. — Не бойся, я когда-то ударилась носом об угол стола и у меня тоже пошла кровь из носа. Мама положила мне влажную салфетку и все прошло.
Мишка помог Вовке поднятья. Они втроем дошли до детской площадки и усевшись на лавочку стали успокаивать Вовку. Вскоре они уже сидели и смеясь вспоминали, как они дрались, а потом рассказывали друг другу разные смешные истории. Тут у Мишки зазвонил телефон. Звонила мама, интересовалась куда он пропал и все ли с ним в порядке?
Ребята распрощались и поспешили домой.
Когда они подходили к дому, то недалеко от подъезда их встретила Мишкина мама. Глянув на Мишкин костюм, она всплеснула руками. Костюм сына из темно-синего превратился в серый. Пиджак был расстегнут и на нем отсутствовала пуговица. Некогда белая рубашка больше походила на тряпку, которой только что вытирали пыль. А под глазом сиял красный фингал. Она тут же посмотрела на Машу, ее вид был не лучше. Белый бант в виде пиона, некогда красовавшийся на ее затылке, теперь свисал на кончике ее хвоста. Кружевной воротничок был наполовину оторван, а красивое жабо, теперь уныло торчало из кармана платья. На лицах обоих красовались грязные разводы от пыли
— Господи, что с вами случилось? На вас что напали хулиганы?
— Мама не волнуйся. Мы просто познакомились с Вовкой из соседнего двора.
— Мы думали, что он бандит, а он оказался нормальным мальчишкой, — добавила Маша.
Тут вышла и Машина бабушка, которая приехала из деревни к ним в гости. Увидев внучку и ее одноклассника в таком неприглядном виде, заохала:
— Ой, ой, ой! Где ж это вы бедолаги так увазюкались? Что я скажу твоей маме, когда она придет с работы?
— Не волнуйся бабушка, все будет нормально.
— Какое нормально. А ну пошагали быстренько домой, буду приводить тебя в порядок.
Она взяла внучку за руку, и они вскоре удалились.
Мишка с мамой тоже зашагали в сторону своего подъезда.
Вечером, когда папа пришел с работы и они сели ужинать, тот заметил под глазом у сына синяк.
— Это что такое? — строго спросил он. — После ужина расскажешь кто тебя обидел, я быстро с ним разберусь.
— Пап не надо. Мы с Машей уже разобрались.
— Ты что с Машей подрался?
— Конечно нет. Просто она оказалась хорошим другом и помогла мне отбиться от Вовки из параллельного класса.
— Может мне все-таки поговорить с его родителями?
— Не надо. Мы уже помирились с ним.
Ночью Мишка долго не мог заснуть. Он все вспоминал драку с Вовкой и как они с Машей разбили ему нос.
— А вдруг его родители завтра придут в школу и будут разбираться, кто обидел их сына? — на душе у него стало тревожно и неприятная мысль о том, что будет завтра никак не покидала его. Чтобы хоть как-то отвлечься он стал рассматривать кусочек неба в промежутке неплотно задернутых штор. На черном небе светила яркая одинокая звездочка. Она время от времени весело подмигивала ему. А он, глядя на нее стал представлять, кто может на ней жить? Может какой-то челдобречик сейчас тоже смотрит на небо и видя нашу землю, думает тоже самое что и он. Мишка не успел до мечтать. Его глаза медленно закрылись, и он погрузился в сон.
8. 4 сентября.
Мишка по телефону договорился с Машей, что будет ждать ее во дворе и потом они вместе пойдут в школу. Маша показалась вместе с бабушкой.
— Бабушка, не надо меня провожать. Мы с Мишкой дойдем сами. Мы уже большие.
— А вдруг вас опять кто-то захочет обидеть? Нет, я уж лучше сама доведу вас до школы, тогда у меня душа будет спокойной.
— Ну, бабушка, — захныкала Маша, — я что маленькая? Ты лучше поспеши в магазин, а то там разберут все свежие булочки.
— И то правда. Только если что, сразу звони мне. И после школы не задерживайся, сразу домой, чтоб я не волновалась.
И бабушка поспешила в сторону магазина, который находился в противоположной стороне от школы.
Ребята пересекли свой двор, и тут они увидели возле лестницы знакомый силуэт. Вовка, стоял понурив голову и как вчера, что-то чертил на земле носком обуви. Ветер развевал его рыжие волосы и ребятам показалось, что его поза не предвещает ничего хорошего. Ноги почему-то стали ватными, и он передвигал ими с трудом. Мишке ну никак не хотелось сегодня драться, тем более с утра перед занятиями. Маше видимо тоже передалось его волнение, потому что она тоже замедлила шаг. Но тут Вовка поднял голову и заметив ребят, весело замахал им руками. Мишка с Машей облегченно выдохнули. Подбежав к лестнице, ребята посмотрели друг на друга и вдруг громко расхохотались. У Мишки и у Вовки под глазом красовалось по фингалу.
— Ребята пошли скорее в школу, а то опоздаем на занятия, — продолжая все еще смеяться, — выдавила девочка.
Ребята рванули наперегонки вверх по лестнице.
Прозвенел звонок. Последним уроком на сегодня должно было быть чтение. Наталья Павловна вошла в класс и положив на стол журнал, оглядела класс. Ей сразу бросилось в глаза, что место, где сидел Мишка – пустовало.
— Маша, а где Миша?
— Наталья Павловна я не знаю. На переменке я играла с девочками, и не видала куда он подевался.
— Дети может кто-то видел Мишу? Дети вспоминаем, кто его видел на переменке? Может он куда-то шел?
Но оказалось, что никто из детей его не видел. Время шло, но Мишка так и не появился. Наталья Павловна разволновалась не на шутку. Попросив детей посидеть тихонько, она обратилась к техничке за помощью. Вдвоем они оббежали все коридоры, заглянули под каждую лестницу, в туалет, в столовую, в библиотеку, но ребенок словно сквозь землю провалился. Она остановилась возле своего класса, не зная, чтобы еще предпринять для его поиска. На ее глазах сверкнули слезы. И тут дверь в параллельный класс отворилась, а на пороге появилась Вера Федоровна, которая вела за руку Мишку. Тот шел понуря голову.
— Представляете, я сразу и не заметила лазутчика в своем классе. У нас сейчас был урок технологии. Они сидели так тихонько, что я и предположить не могла, что кто-то посторонний в классе.
Наталья Павловна подошла и взяв Мишку за руку, заглянула ему в глаза:
— Миша как ты мог так поступить? Ведь я и все дети в классе очень переживали, не зная куда ты подевался. Как тебе не стыдно?
— Наталья Павловна, но я никуда не девался. Просто Вовка сидел на уроках целый день один за партой и ему было скучно, поэтому я и решил помочь другу. Ведь друзьям надо помогать.
Учительница заготовила целую речь, чтобы отчитать его, но увидев его целым и невредимым, с облегчением вздохнула и повела его в класс.
Прозвенел звонок, сообщив что занятия закончились. Малыши шумной ватагой высыпали во двор. Наталья Павловна стояла на пороге школы и смотрела, вслед удаляющейся троицы.
— Это только прошло четыре дня. А что еще нас ждет впереди? — она тяжело вздохнула и вошла в здание школы.
2 Комментариев