В далеком, 1993 году, довелось мне участвовать в массовках фильма «Серп и Молот», режиссера Сергея Ливнева, с Алексеем Серебряковым в главной роли.
В фильме снималось куча звезд: Нодар Мгалоблишвили, Авангард Леонтьев, Владимир Стеклов, Евдокия Германова, Олег Зима, Алла Миронова, Александр Сирин, Гоша Куценко.
Сам процесс создания кино, для меня стороннего наблюдателя, представлял из себя совершенно скучную и непонятную процедуру.
Конечно, когда предложили поучаствовать в массовке, я был очень обрадован. Увидеть знаменитых артистов, посмотреть кино «изнутри», очень редкая удача. Но, как говориться, ожидание праздника лучше самого праздника. Бесконечные дубли, ожидание своей массовки нередко, в течении нескольких часов – занятие не для слабонервных. И, тем не менее, «волшебная сила искусства» действовала завораживающе, и мы были согласны терпеть.
Нас загримировали, переодели в форму сотрудников НКВД и сказали ждать. Мы должны были участвовать в сцене, где герой в исполнении Нодара Александровича Мгалоблишвили, сыгравший графа Калиостро, в известном фильме Марка Захарова, падает с лестницы.
Ждем час, два. Наконец, приходят каскадеры и начинают репетировать свою сцену. Хоть какое-то развлечение для нас.
Как я понял, у них возникла небольшая проблема. Нужно было подобрать каскадера внешне похожего на артиста. Кому-то позвонили, кого–то попросили и наконец, специалист приехал. Его переодели в такую же одежду как у героя эпизода, причем надели на него наколенники, налокотники, всевозможные щитки (лестница-то была каменная) и понеслись дубли.
Сама лестница, с которой падал герой, была довольно длинной, около пяти-шести метров. Еще и дугообразная. Каскадер должен был скатиться с нее и упасть вниз, перед второй камерой, в определенной позе.
Первый дубль оказался неудачным. Каскадер упал «неправильно». Второй дубль – та же песня. Что-то не срасталось. Если оценить происходящее по пятибалльной системе, получалось так: скатился на двойку, упал на пять баллов, или скатился на пять, упал на двойку. Пять на пять не получалось. После полудюжины дублей, объявили перерыв. Старший группы каскадеров провел повторный инструктаж. Каскадер пообещал, что все будет как надо. Объявили дубль, каскадер падает.
В конце сцены мы, массовка «сотрудники НКВД», должны были подбежать к нему. И, конечно же, мы каждый раз подбегали после падения к каскадеру. Подбегаем в очередной раз и я вижу, как из-под головы каскадера появилась струйка крови.
— Кровь, — сказал я.
Подбежал руководитель каскадеров, другие участники съемки. Каскадера подняли. Подошел врач и занялся обработкой раны. Каскадер так проникся моментом, что в порыве разбил себе голову.
Объявили очередной перерыв. Съемка остановилась. Стали искать замену.
На все это ушло около двух часов.
В это время к режиссеру подошел Нодар Мгалоблишвили и сказал, что сцену сыграет сам, без дублера и сам будет падать с лестницы.
Режиссер, естественно возмутился и сказал, что об этом не может быть и речи.
— Как я могу тобой рисковать? Если уж не смог каскадер, причем получив при этом травму, то сможет ли артист?
Мгалоблишвили ответил, что он уже репетировал и у него все получится.
Где ты репетировал? – спросил режиссер, — мы не видели.
В другом крыле дома, — ответил артист.
Дело в том, что этот эпизод снимался в доме усадьбы «Суханово», принадлежавшего Волконским. Этот дом построен таким образом, что представляет из себя зеркальное отражение двух половин. То есть, если прочертить перпендикулярную линию по центру дома, то получим две, совершенно идентичные половины.
Сцена снималась в правой половине дома. Видя, что у дублера ничего не получается, Нодар Мгалоблишвили, прошел на левую половину, где была точно такая же лестница, только в зеркальном отображении. Там он, втайне от всех, репетировал падение. И теперь, с его слов, был готов лично участвовать в очередном дубле.
Режиссер долго не соглашался, опасаясь, что с артистом может что-то случится. В конце концов, видя, что Нодар не отступает, он сдался и сказал, что снимет всего один дубль, и если не получится, то будет ждать другого дублера.
Режиссер опасался не зря, ведь Нодару Мгалоблишвили на тот момент было полных 62 года! И он собирался сделать то, что не смог сделать каскадер!
Мгалоблишвили поднялся вверх лестницы, приготовился. Прозвучала команда «мотор» и артист стал падать. Он скатился по лестнице (каменной!) без защитных щитков, без наколенников, без налокотников. Скатился и упал именно в той позе, которая нужна была режиссеру.
«Снято».
Наступила тишина. Мгалоблишвили поднялся целый и невредимый, отряхнулся и спросил режиссера:
— Ну как, нормально?
— Отлично, — был ответ.
Тишину разорвал шум аплодисментов.