12+








Содержание

Отрешение
(из «Мёртвых домов» *)
– Вы ещё кто? – в женщине не было гнева, ведь для гнева нужны силы, а у неё этих сил не осталось уже давно. Глаза выцветшие, безучастные, в чертах лица усталость от жизни и сам тон голоса лишён интереса.
Хорошенькое, однако, дельце!
– Я из Агентства, меня зовут Ниса. Нам сообщили, что по этому адресу зарегистрирована сверхнормальная активность.
Если честно, такой активности в каждом доме вагон и малая тележка: звуки, скрежет, шелесты, незаметное перемещение предметов, но люди редко ловят такие малозначимые знаки. Да и всегда можно списать такие мелочи на волшебное «показалось!».
Но иногда активность переходит в стадию позаметнее и людей это уже начинает беспокоить, тут на всякое «кажется» и «почудилось» не спишешь. И если человек разумен и не лезет на форумы и по знакомым, а идёт к нам, то дело решается простым выходом кого-то из наших специалистов. Что нужно мёртвым? Чаще всего понять одну простую вещь – они мертвы. Иногда осознать, что смерть – их собственная вина, это что касается случаев самоисхода, а иногда они желают на что-то указать или не хотят расставаться с близкими.
Иной раз, конечно, бывают дела заковыристые, ведь перешедшие и потерявшиеся на пути перехода души не помнят значительных кусков своего прошлого, а некоторые и вовсе оказываются под тяжестью собственной ярости и страха, не находя в себе сил справиться с новым, уже вечным состоянием, но это редко. В основном рутина!
– Из Агентства…– у женщины опасно сверкнуло в глазах. Ненавистью сверкнуло. На удивление, значит, силы не находим, а вот на ярость пожалуйста?
Интересно!
– Да, из Агентства, – но мне интереснее мёртвые, а не живые. Живые могут себе помочь сами, а кто поможет тем, кто на пути или кто застрял?
– И кто вас вызвал? – её голос стал странным. – Неужели Том?
— Э…– вежливость предписала мне открыть вводную. Значилось в ней меньше обычного: адрес, строка «сверхнормальная активность» и имя того, кто вызвал. – Томас Рохо.
– Предатель! – в её глазах снова опасно сверкнуло.
Люди! Ну что же с вами такое?
– Мои услуги нужны или нет? – мне некогда было выяснять подобные мелочи о предательстве. Вернее, время было, но отсутствие желания лучше всего скрыть именно за неимением времени. Так учил меня мой наставник и шеф – Волак.
– Нет! – рявкнула женщина и вдруг обессилела, взгляд её остекленел, потерял осмысленность.
– Имейте в виду, что за вызов специалиста, даже если специалист не оказал услуги, всё равно необходимо…
– Ваши услуги нужны, – мужской голос напугал меня, я вздрогнула, дёрнулась и только после догадалась обернуться.
Он уже вошёл в комнату. Спокойствие давалось ему с трудом, но он пытался его хранить.
– Вы из Агентства? – спросил он, обращаясь ко мне.
– Да.
– Предатель! – женщина рванулась к вошедшему через всю комнату, явно намереваясь его прибить. Я благоразумно скользнула в сторону, и принялась равнодушно наблюдать, как она колотит его слабыми кулаками по груди, пытается задеть лицо. – Предатель! Он же наш сын! Мерзавец!
– Сара, нам нужна помощь…– Томас очень мягко попытался заговорить с нею, но она не слышала, не хотела слышать.
Я пыталась почувствовать хоть что-то, но не могла. Мне было скучно. И ещё тошно.
– Слушайте, – оставалось только сдержать раздражение, которое копилось во мне каждый день заново, с первой утренней минуты, – давайте вы сначала определитесь – нужна вам помощь или нет, а потом уже будете вызывать специалистов?
Так общаться с клиентами нельзя – Волак пытается вбить мне это уже второй месяц. Но я не могу. Я помню, как он сам, пока был старшим специалистом, вёл себя на выездах, и как интересовался у очередного несчастного клиента с удушливой приторностью в голосе:
– А зачем вам выгонять призраков? Вы же одиночка, у вас ни друзей, ни семьи…может подумаете?
Он издевался тогда, и я перенимала это. А сейчас что? почему всё изменилось? он стал шефом, а я старшим специалистом и мне нельзя теперь ехидничать и хамить? Почему? Как с людьми всё непонятно и сложно.
С живыми людьми.
– Разбирайтесь, я пришлю чек! – я пошла к дверям, нарочно громко и недовольно, чтобы эти людишки прочувствовали как они своими недомолвками и несогласованностью надоели мне!
– Постойте! – это была Сара. Голос её окреп, и слёзы в нём звучали уже приглушённо. – Пожалуйста, постойте.
Да определитесь вы!
– М? – я повернула голову.
– Я… – она не могла решиться. – Том, ты уверен?
– Он страдает здесь, – тихо ответил Том. – Ведь так?
– Ниса, да? – Сара отошла от него, приблизилась ко мне. Пришлось развернуться к ней лицом. – Скажите, душа, которая остаётся здесь, после…ну, после смерти, она страдает?
Нет, наслаждается! Ну что за вопрос? каждый должен находиться в своём состоянии! Плоть должна быть в мире живых, душа в мире мёртвых, а деньги в банке!
– Да, это так.
Она ждала подробностей, но вот только мне за них не платят – это раз. И второе… люди, зачем вам это? Вы думаете, что душа красивая? Я вас расстрою – душа уходит не всегда в красивости и покое, и если уходит она в болезни или в тяжбе с разумом, или в самоисходе – она всегда уродлива и похожа на плоть. Только плоть рано или поздно уйдёт в ничто, а душа…
Ну, если только мы не вмешаемся, конечно.
Сара глянула на Томаса, она искала в нём поддержки. Томас едва заметно кивнул:
– Уже почти год, Сара…пора ему идти.
Мне тоже было пора идти. Эти двое что, не могли раньше договориться?
–Хорошо, – она сделала над собой усилие. – Ниса, помогите, пожалуйста. В этой квартире наш сын. То есть…его душа.
Да ясно дело что душа! Что меня ещё может интересовать?
***
– Это его комната, – голос Сары снова потух. Она так и не решилась переступить через порог комнаты. А я пошла. Это комната уже не служит живым, она отдана мёртвому, но вот фокус – отдавая мёртвому часть ещё живого помещения, ты позволяешь ему распространяться. Поэтому в квартирах и домах, где живут очень активные сверхсилы люди часто болеют, склонны к бессонницам и неврозам, отражается это и на самом доме – появляются трещины, подтёки, которых не должно быть. Ну и по мелочам – цветы, например, болеют, останавливаются часы…
Здесь же была простая комната подростка. Компьютер, наушники, яркие плакаты, хаотичный беспорядок, героически скрытый «уборкой» — сгребанием вещей в один угол, и пыль, много пыли.
– Я сюда не захожу, – призналась Сара. – Он не любил, когда к нему входят без стука.
– Двери здесь хлопают? – спросила я, оглядывая комнату. Пыль, много пыли.
– Да, – ответил Том. Он приобнимал Сару, делился с ней спокойствием, – и свет моргает. И ещё тень…
Ну это классика.
– И ещё мяч, – Сара подала глухой голос.
– Простите?
– Он футбол любил. И мяч теперь по ночам скачет, – она указала на лежащий прямо на кровати футбольный мяч.
Ладно, это уже не совсем классика.
– Сколько ему было? – не люблю вопросы. Не люблю живых. не люблю выяснять то, что могли бы выяснить и при взятии вызова!
Интересно, почему на моё хамство всем вокруг можно жаловаться, а мне на то, что сотрудники нашего же Агентства некомпетентны – нельзя? А ведь нельзя! Я пыталась, так Волак опять своё:
– Ниса, это просто недоразумение, которое не стоит твоего внимания!
Зато стоит моего времени.
– Генрик…– у Сары голос дрогнул. Она была готова заплакать. – Ему было пятнадцать. Он был таким хорошим мальчиком! Таким чувствительным!
Она всё-таки не выдержала, заплакала. Я с трудом подавила в себе желание закатить глаза. Ладно, я профессионал.
– Сара, принесите мне, пожалуйста, воды, – попросила я, мысленно костеря весь род людской за нерешительность и слезливость.
Мне нужно было поговорить с Томасом. Он был мрачен и тяжёл. Она вышла, будто бы даже радуясь возможности оказаться подальше от комнаты.
– А теперь быстро, – я перешла на резкость, – как так вышло, что хороший и чувствительный мальчик Генрик пятнадцати лет отроду оказался в виде духа?
Томас опасливо выглянул в коридор, как будто желал убедиться, что Сара не слышит.
– Она не хотела признавать проблемы. А знаете как легко и быстро это бывает? Первый раз мы его поймали, было страшно – глаза стеклянные, не слышит, не реагирует. Сара его к частному врачу, чтобы характеристику не портить. Откачали. Правдами-неправдами пролечили, разговаривали, убеждали. Отпустило вроде. В футбольный клуб попросился, оценки снова улучшились, мыв нарадоваться не могли, решили что ошибка, ну, бывает – друзья, не та компания, интерес…
Том растерянно огляделся по сторонам, будто бы и сам удивляясь тому, что находится в комнате своего сына.
– А потом опять. Но уже насмерть. Может он и раньше начал, кто теперь…– Том махнул рукой, но его сбивчивая речь и без того сказала мне много.
Вернулась Сара, дрожащей рукой подала мне воду.
– Спасибо, – я выпила, хотя пить не хотелось. – Так, други мои недружные! Если вы хотите, чтобы я работала, то оставьте меня один на один с квартирой.
Звучит странно, понимаю, но таков уж наш мир – не надо вам, живым и слабым, видеть тени мёртвого мира.
– Совсем оставить? – растерялся Томас, и взгляд его метнулся по стенам, словно он искал что я могу украсть.
– Совсем, – подтвердила я. – Это обязательное условие.
Ненавижу эту минуту. Я люблю приходить, когда хозяев уже нет дома. Или когда они открывают дверь и тотчас исчезают. Но нет, всем же надо посомневаться!
– Надолго? – сомневался Том.
– Я позвоню как закончу, – пообещала я.
Том не сдвинулся с места. На помощь пришла Сара, хотя я этого и не ждала, я вообще от неё ничего не ждала, но, видимо, остатки разума ещё хранились в голове этой женщины вместе с разъедающим чувством вины: не заметила, не спасла!
Она потянула Томаса за рукав, и в квартире наступило долгожданное безлюдье!
***
Меловой треугольник на полу – первое условие. Он может быть неровным, но все его линии должны быть соединены, разрывов допускать нельзя. Рисовала я на пыльном полу, так что пришлось повозиться – в конце концов, я не нанималась делать тут уборку! Вокруг треугольника круг. На каждую вершину треугольника витую свечу алого цвета – цвет безвременно ушедших. Поверх меловых линий растёртый розмарин – для успокоения границ меж миром живых и мёртвых. От каждой свечи зажечь по нужной веточке: ромашка, кленовый лист, осина…
Прикрыть глаза, почувствовать тишину, не так почувствовать, как положено – слухом, а всей сутью почувствовать. Тишина она, знаете, как вода, также обволакивает и также утягивает. Тишина – это всем разрешённый омут, открытый, доступный, но из-за доступности своей совсем невостребованный.
Тишина внутри. Ползёт змеёй. Тишина мёртвых, тишина живых, тишина воды, тишина земли…
– Привет, Генрик, – открываю глаза, Генрик сидит здесь, около разделяющей нас границы мелово-розмариновой черты.
Хорошо что живые видят лишь тени! Неупокоенная душа далеко не всегда красива. Увидь Сара это – она бы сошла с ума. Язвы, которые не кровят, но из которых сочится темнота; пустота глазниц, серая прозрачность ещё целых кусков. Не потороплюсь – и вся душа станет язвой.
Он открывает рот – языка нет, но он и не нужен, чтобы говорить здесь. Да и во рту всё та же чернота…
– Ты слышишь?
– Кто вы? – шипит пустота, имеющая его облик.
– Ниса. Меня прислали твои родители.
Родители? Что-то смутное мелькает серостью в пустоте глазниц. Родители – это от жизни. А жизнь разъедает, ведь он уже не жив.
– Ты помнишь что-нибудь? Что-то о последнем дне? – спрашивать надо резко, чтобы душа не успела отвлечься.
– Последнем? – он не понимает.
– Ты умер, Генрик.
Он молчит. а затем вдруг ярость прошивает его тело новой волной сочащейся черноты:
– Я не мёртв!
Я слышу, как в реальном мире скачут предметы. Кажется, мяч прокатывается по полу, а может и не только прокатывается.
– Не мёртв! Не мёртв! – орёт Генрик и пальцы его, узловатые, язвенные пальцы старика рубят по полу, не имея возможности когда-либо его коснуться.
И скачут, скачут за чертой предметы.
– Успокоился? – интересуюсь я, когда Генрик ничком валится в границы, плачет, хнычет…
Я пытаюсь почуять хоть какое-то раздражение в его сторону – малец, истеричка, самоисходец по глупости, считай, но не могу. Он уже наказан отсутствием жизни. Он наказан падением в Ничто, и мне нужно его туда отвести.
Обмануть. Мало кто хочет в Ничто по доброй воле. Одни уходят туда по незнанию, другие не успевают обороняться, а третьих приходится обманывать. И я обману. Обману, чтобы душа обрела это самое Ничто в себе, в Ничто нет страданий, нет чернеющих язв, ничего нет. И боли тоже.
– Генрик, – я протягиваю руку через черту, я защищена, да и он сломан, что он мне сделает? Касаюсь призрачных серых волос, покрытых той же чернотой. – Генрик, зачем же ты так? мама тебя любит. Мама по тебе скучает. Она не находит места. А папа не знает как и чем жить. Их дом пуст.
– Я не мёртв! – он уже не беснуется, просто тихо плачет. Пустые глазницы сочатся чернотой.
– Мёртв, Генрик. И твоё присутствие в доме пугает их. И ещё…губит.
Что хорошо – мёртвые не чуют лжи. Ложь – изобретение живых, с живыми она и остаётся.
– Что мне делать? – спрашивает Генрик, отрывая голову от пола. – Что мне делать? я не хочу…я хочу в колледж. Хочу играть в футбол.
Это невозможно. Каждый платит свою цену. У каждого свои ошибки. Но зачем я буду терзать душу? Солгать проще.
– Всё это будет, Генрик. Ты просто застрял здесь, а должен был уже уйти. В новый мир.
– В рай? – спрашивает он. В посмертии нет надежды, но он ещё пытается верить.
– Люди зовут его так, но они не знают всего смысла, – я качаю головой, – надо пройти через двери, и всё ещё можно будет исправить. И всё будет. И футбол, и колледж.
– И мама?
– И она, малыш.
Он уже не малыш. Давно. Но в посмертии, у черты, за которой Ничто, все немного дети. Потому что взрослых просто нет, душа не успевает повзрослеть, успевает только разочароваться и от разочарований постареть.
– Надо просто закрыть глаза, надо увидеть дверь, Генрик.
Я баюкаю мертвеца. Он бестелесный, но это не значит, что его можно сбросить со счетов. Пока нельзя. Пока он тут. Он ещё не верит.
– Закрывай глаза, там спокойно. Там будет футбол. Там будет мир. Там не будет грустно и скучно.
Там вообще никак не будет, но этого я тебе не скажу.
– Ниса? – Генрик зовёт меня. – Ты ангел?
Ага! Ангел, который пять лет без отпусков пашет в Агентстве и ненавидит всех коллег и клиентов.
– Ангел, малыш, только земной.
В небесные не взяли – милосердием не вышла.
Генрик улыбается и жутко чернятся его губы в очередном выплеске черноты через раны. Но лик его смиряется, розовеет и тяжелеет его голова. Раз-два-три…
Кончено. Всё кончено. Истаяло, ушло, и нет больше Генрика, ушёл его дух в ничто, да будет воля на то небесная, а не моя. Да будет ему покой. А моё дело сделано. Мне пора.
***
– Ну вы уж тут сами уберетесь, – ну а что? убираться я не нанималась, не переломятся вытереть меловые следы.
– Получилось? – робко спрашивает Томас, заглядывая через плечо Сары в комнату.
– Ну а то! Мы профессионалы вообще-то! – я почти обижаюсь, но вспоминаю, что люди меня не интересуют, поэтому гасну в своей несостоявшейся обиде. – Чек пришлют! Прощайте!
– Я вас провожу, – спохватывается Сара и нагоняет меня. Лицо тёмное от горя, но даже это не вызывает во мне сочувствия. Она живая, она везде может найти помощь, а мертвые? О них кто подумает?
Она касается моей руки:
– Спасибо вам, Ниса. Даже не знаю… не знаю, как я решилась. Это же так тяжело. Он мой сын, понимаете?
Я не спрашиваю у неё где она была весь этот год и почему при жизни Генрика не была так внимательна и заботлива.
Я не спрашиваю лишнего. От жизни живых я отрешена.
– Понимаю, – но ответить надо. Хотя бы дежурно. – Но мир мёртвых должен быть с мёртвыми.
– Он что-нибудь говорил обо мне? – она ищет во мне ответ, заглядывает в глаза преданной побитой собакой. – Он меня вспоминает?
Будь я добра, я бы дала ей добрый ответ. Но я не работаю на людей и стараюсь развязать мёртвых и упокоившихся от живых, беспокойных:
– Мёртвые вообще редко помнят близких. Абстрактные образы в самом лучшем случае. Это нормально.
Она разочарована. Сара хочет слышать, что её мальки её любит, прощает и ждёт её. Вот только всё это не имеет ко мне отношения. Ловите моменты с живыми, а мёртвых не троньте! Помните их, но не дразните.
– Мне просто очень тяжело, я постоянно плачу, – жалостливо объясняет она.
Я не выдерживаю:
– Я всегда считала, что живые плачут о себе, живых. ведь это они остаются без кого-то! Пока их близкие и друзья уходят и уже ничего не чувствуют, оставшиеся жить горюют о себе. Ведь их же оставили! Их же предали! Они же теперь одни.
Осекаюсь, прежде, чем успеваю выпалить про эгоизм. Я и без того очень уж разошлась, ещё очередную жалобу на меня напишут, но так меня учил Волак, так я выдрессирована: слёзы о мёртвых – это жалость к себе, живым. И ещё страх о себе, живых, ведь каждому дана конечная точка, и это последнее, что уравнивает всех людей на земле.
Она одна. Родиться можно в разных условиях, но это всё равно не осознаётся. А смерть едина.
Сара молчит, она ошарашена. Наверное она, как и все мои клиенты, ждала утешения, вот только я не работаю утешителем. Я работаю с миром посмертия, а там слова – это всего лишь декор для одной и той же сцены.
– Чек вам пришлют, до свидания. Дальше я найду выход.
***
Случаи, случаи, сколько их? Одни заканчиваются премией, другие вздохом Волака:
– Ниса, ну во имя всего добродетельного! Ну что ж это такое?
Но он не наказывает. Кто ещё сделает такую работу лучше, чем я? только сам Волак. Но кто-то должен быть шефом, а кто-то должен ему подчиняться, иначе шеф без помощников перестаёт быть шефом. Вот он и терпит. За профессионализм. За муки, через которые прошло мое обучение, данные им же муки, обесточившие мои чувства к живым!
И только через долгие три недели всплывёт знакомое имя. И вводная снова будет коротка, о чём я власть выскажусь, прежде, чем соображу – Томас Рохо. И адрес знаком.
И снова сверхлюдская активность. Сын? Да нет, не сын.
– Жена, – сообщит спохватившаяся и вспомнившая после моего выговора о том, как работать, Эйша, – Сара Элизабет Рохо-Фольборн. Самоисход. Сорок три года.
Не справилась, значит? Как человеку я ей не сочувствую. Живые могут отыскать помощь где угодно, проблема в том, что они не хотят. А вот её замученной душе я обязана – она теперь моя, и от неё я не могу отрешиться как от кого-то живого.
– Ну поехала я тогда, – останется только подняться, сообщить очевидное и выйти к служебной машине.
Она уже ждёт. Знакомый адрес и знакомая душа, которой я буду сочувствовать, пока не уведу в Ничто.
(*) «Мёртвые дома» откроются для читателей ориентировочно в начале сентября

Еще почитать:
Ты словно сон в осенний вечер
Roman Savin
Mea Culpa, written on the Russian
Литература Максима Роенко
ПАРАЗИТКА
Внуки
oriddlebarker
15.07.2024
Anna Raven


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть