Следите: ясный полумесяц, под ним стройка. На стройке — краны. На кранах — красные огни. С крыши Настиного дома они выстраиваются в «Большую медведицу». Тут-то возникает вопрос: случаен ли человек? «Разумеется, неслучаен», думает Настя. Но человек случаен, к тому же дует ветер.
Это выглядит жалко — спальных мест в квартирах больше, чем жильцов. Каждый занял удобное место, и никто не выйдет на крышу проверить, нет ли там Насти. Так устроено. Так устроились. Настя прыгает.
Люди спят на огромных кроватях, в залах пустуют мягкие диваны. Настя не верит, что ей не хватило бы места. Она падает, переворачиваясь в воздухе, а потом летит к огням на кранах.
Она смотрит на свой дом, сидя на металлическом каркасе. В семи окнах горит свет — они выстраиваются в «Большую медведицу». Тут-то и возникает вопрос: неслучаен ли человек? «Разумеется, случаен», думает Настя. Но человек неслучаен, к тому же кричат птицы.
Рабочий спит в кабине, раскинувшись на двухместном сидении. Он мог бы взять кого-нибудь к себе, но не взял и наслаждается одиночеством. Так устроено. Так устроились. Настя гуляет по конструкции.
В каждом окне дома отражается по одному огню с крана — «Большая медведица» отражается в «Большой медведице». В этой точке пространства напряжение. У Насти звенит в ушах, она прыгает спиной вперед и не может понять, откуда исходит звук. Не из нее ли самой?
Падая, она видит на небе «Большую медведицу», потом разворачивается, и видит ее в отражении лужи. В этой точке пространства напряжение. «Большая медведица» отражается в «Большой медведице».
Настя осторожно приземляется на асфальт. В ушах звенит сильнее. Она смотрит в сторону: уличные фонари у дороги, фонари у гаражей и фонари в парке выстроились в «Большую медведицу». Настя морщится, разворачивается, и видит на лавочке бродячих кошек — троих двуглазых и одну одноглазую. Их сияющие зрачки образовывают «Большую медведицу». В этой точке пространства напряжение. «Большая медведица» отражается в «Большой медведице».
Настя отступает в сторону, и теперь огни на стройке пересекаются с глазами кошек. Перепонки вот-вот лопнут. Девушка ложится лицом в асфальт и закрывает уши — теперь «Большая медведица» на небе пересекается с невидимыми огнями подземной канализации. В этой точке пространства напряжение. «Большая медведица» отражается в «Большой медведице».
Настя взлетает вверх: трясется, заламывает руки, запрокидывает голову, скрипит зубами, а потом открывает рот и рычит как медведь.
Она просыпается на небольшой кровати. Справа лежит мама с маленьким братом, слева храпит бабушка. Родственники сжимают девушку, не давая пошевелиться. Руки и ноги затекли. За окнами ясный полумесяц. Под ним стройка. На стройке — краны. На кранах — красные огни. Они выстраиваются в «Большую медведицу, и гром бьет с такой силой, что Настя понимает, отчего люди верили в Зевса.
Ей тесно, — что правда, то правда, — но когда снятся сны о тесноте, Настя тихо радуется, что ей не приснился Костя.
Первый раз он пробрался в ее сновидения, когда девочке было двенадцать. Виделось и ощущалась следующее: мальчик без лица хрипит: «Костя…», а потом не дает покоя многие дни, мелькая в темных углах, пытаясь что-то сказать, но вместо слов выдавливая из себя лишь шорох. Во сне Насте кажется, что мальчик не хочет ее отпускать, но при этом она ему совсем не нужна. Он просто так играет. Девочка часто просыпается посреди ночи, а утром проверяет места, в которых появлялся Костя, и каждый раз дрожит, путая реальность со снами.
Сейчас, вздрагивая от раскатов грома, она выбирается из тисков родных и садится на неудобный стул. В предрассветных сумерках мир меняется снаружи и внутри. Скоро проснется мама и заварит кофе в турке. Потом спросит Настю, давно ли та не спит. Настя ответит, что давно.
Мама сядет напротив и спросит:
— Опять тот мальчик?
— Нет, — ответит девочка. — Мне снилась Большая медведица.
Мама погладит дочку по голове, протянувшись через стол.
— Все будет хорошо.
В углу комнаты, у холодильника, будет сидеть Костя и ждать, когда на него обратят внимание. Мама встанет, чтобы достать из морозилки лед и отпрыгнет назад. Маленький мальчик с натянутой на глазницы кожей, несформировавшимися ушами и парой пальцев, начнет хныкать сквозь маленькую дырочку вместо рта.
Мама обнимет Настю, вжавшись в подоконник. В кровати сядет бабушка, поводит головой, не открывая глаз, и спросит, что случилось. Потом заметит Костю, вскочит, как молодая, возьмет мальчика на руки, и убаюкает его, напевая колыбельную.
— Баба… — скажет Настя.
— Аборты были запрещены, — как бы объяснит бабушка.
Настя закроет глаза и задрожит. Начнется дождь, и, хотя она могла бы задуматься о чем угодно, она подумает о том, отчего так редко смотрит на облака.
— Кто это? — спросит проснувшийся брат.
— Костя. Он приходит каждую ночь.
Мать будет таращиться обезумевшими глазами.
— Но ему не всегда хватает места, — добавит бабушка. Она посмотрит на мальчика, поцелует его в лоб и спросит: — Как ты?
— Да ничего… — прохрипит мальчик.
Бабушка вздохнет:
— Ничего — это пустое место.
Да, так все и будет… Настя мнется на стуле — не может удобно сесть. Просыпается мама и достает из шкафчика турку.
Моя группа ВКонтакте — https://vk.com/dom_rodnoy_story dom-rodnoy