Особенности японского менталитета. Макото.

Прочитали 450









Содержание

Я не востоковед, но у меня есть толковый друг в Японии моего возраста, он рисует картины, пишет занятно и играет на саксофоне, а вокруг него много интересных людей. Все они время от времени пишут свои мысли и воспоминания. Старикам свойственно обсуждать прошлое.  Я просто листаю страницы Фейсбука и нахожу много интересного. Потом ищу в интернете источники и пришел к выводу,  что стихотворная форма мало изменилась от 8 века до 21 века. Пожалуй только пятистишие Вака перешло в Танку и с 16 века трехстишие Хокку перешло в трехстишие Хайку. Да и то, разницу знают только филологи. 

      У меня возник вопрос, а что делалось в это время в других странах? Стал смотреть электронные энциклопедии поэзии. Какие там имена!!! Низами, Хайям, Руставели, немцы, французы, даже Ричард Львиное Сердце между походами на сарацинов сочинял стихи и, как пишут современники, неплохие. Возник вопрос, а что у нас в России было? Про хана Батыя я знаю, на него много, что списали. У нас был расцвет православия, другими словами, кошмар византийского аскетизма. Вся лирика исчезла, только бравые отчеты о погромах у половцев и у друг друга во имя святой веры и все с высочайшего позволения божественного духа. К сожалению так продолжалось до 19 века. Не только у нас, но у и братьев по вере греков была та же проблема, они с античного Олимпа спустились к новой вере и надолго застряли в бестолковой борьбе с человеческим началом, тягой к прекрасному. Интересно, что ватиканский вариант помог переходу искусства на новые рельсы, а византийский погрузился в темноту “иисусианы”. Сейчас осталась только мишура от византийских условностей, но 5-6 веков потеряны для многих дел. Заранее прошу прощения у всех верующих христиан, иудеев, мусульман, буддистов и кришнаитов, я вас не собираюсь обижать или унижать ваши чувства, но эволюция идет сама по себе и не благодаря, а вопреки всем религиозным взглядам. Каждой новой цивилизации соответствует свой уровень развития мозга, а уж он производит  красивые легенды, в которые мы все верим, я не исключение. 

        Цивилизации не исчезают, а за сотни и тысячи лет плавно переходят одна в другую, при этом меняется и код ДНК. Современный, хорошо кушающий старшеклассник выглядит Голиафом и Гераклом по сравнению с моим поколение. У них 180 см средний рост. А соображают они быстрее людей моего поколения. Сейчас на работу в IT компании их берут даже без диплома не только колледжа, но и средней школы. Я сам такого парня знаю, он после школы получал тысяч сто в Коннектикуте, из Бруклина на машине ездил пару раз в неделю, а работал из дома. Что он делал, даже понять не могу. Папа с мамой научные работники из СССР и те не понимали ни сына и ни дочь. А они, как все дети, кушали мороженое, болтали по телефону, играли и попутно писали программы. Это уже новая цивилизация. Никаких утопий нет. Не отвлекайте их на политику и всякие социальные мелочи, быстрее в новое время вступим. А все плохое само пройдет, как проходило всегда. Не бывает постоянно всегда хорошо и постоянно всегда плохо. Умная голова при любой власти не сидит без работы. Она у него занята делом, а у кого не занята делом, то занята социальными вопросами. Сколько царей сменилось, а Ломоносов, Державин, Пушкин и Менделеев как были на вершине культуры, так и остались. Лучше пусть их число увеличивается год от года, чем они остаются в одиночестве.

   Но вернемся к японской поэзии. Возьмем пятистишие Отомо Якамоти:

С небес извечных, ни на миг не прекращаясь,

Дождь все идет…

Скрываясь в облаках

И громко плача, гуси улетают

С полей, где ранний рис растет.

      Вполне современный слог, а возраст стиха исчезает в тумане веков. Разумеется тут есть заслуга переводчика, но дело в том, что загадок буддизма еще не было, было обычное видение красоты окружающего мира. Это стиль Вака. Он отделял японскую поэзию от китайской — Нанси, которая вплоть до 10 века была доминирующей в Японии. 

    Условный хан “Батый” там не мешал развитию. А влияние Китая было ни чуть не меньше и не только военное, но и техническое и духовное. Когда Батый подошел к Рязани, он послал гонцов к князю со словами, мол давно ты перестал платить десятину, не пора ли восстановить подати? На что наш князь ответил молчанием и послал гонцов к Великому князю, а тот решил не вмешиваться. Состоялась битва русичей и монголов. Полегло много с обеих сторон, как утверждают русские летописи. Батый взял израненного князя в плен, разорил город и обложил данью, как и предлагал с самого начала, а самого героя битвы спрашивает, мол хорош ты на поле брани и твоя дружина хороша, давай я подлечу вас и возьму к себе на службу. На что наш князь ответил, мол ты нехристь и от тебя мы ничего не примем, лучше умрем. И умерли. Вот вам подход византийский. 

      Ватиканский был не лучше, но он касался таких простых вещей, как небо и земля. Там уже зверств хватало по поводу вращения планет и твердости небесного купола. А в остальном было возрождение искусств с идеологическим уклоном на мифологию мира, созданного воображением ватиканских пап. Политбюро КПСС тоже мифы продвигало в своей отрасли знания и людям пришлось эти мифы реализовывать в картинах, рассказах и скульптурах. Культурная революция и “Облако в штанах” с дубликатом бесценного груза потянули Россию в сторону от столбовой дороги истории. Тоже не совсем плохо, от многих пороков западной культуры спаслись. Что ни делается, то делается к лучшему. 

     Что-то я отвлекся. Японская поэзия не сдавала позиции Китаю и в 10 веке мы находим чудесное стихотворение Оно-но Комати:

Вот и краски цветов

Поблекли, пока в этом мире

Я беспечно жила,

Созерцая дожди затяжные

И не чая скорую старость.

   Не буду вдаваться в количество букв и длину строк, это тонкости значения иероглифов, но описание природы, даже с приходом буддизма не стало запретом. Вот, к примеру, пятистишие Фудзивара Сэкио:

Верно, в горной глуши,

По распадкам и кручам осенним,

Уж опали давно

Те багрянцем одетые клены,

Не дождавшись желанного солнца.

      Поэты ранних эпох, познавая окружающий мир, стремились выразить подлинную природу вещей “макото”. Они правдиво запечатлевали в стихах, что видели глаза и слышали уши и излагали свои реальные переживания. В то время человек полностью принадлежал истинному миру.

Еще почитать:
Любовь к людям 
E.R
Музей клуба
Куколка
Дмитрий Абсент
Простая жизнь
02.02.2021


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть