Обряд

Прочитали 1477









Содержание

Первая поездка в Унгуртас описана в. рассказе Лисья нора.

На фото настоящий портрет дервиша Бифатимы-апа

       Несколько лет назад я работала в творческой мастерской. Кроме детей, наши занятия нередко посещали взрослые люди. Кому-то, с выходом на пенсию, кому-то для борьбы со стрессом, рекомендовали психологи, кто-то приходил воплотить давнюю мечту. Среди них была Жанна, женщина средних лет. По ее словам, это была мечта детства.  Однажды она поделилась, что ей предстоит операция по пересадке печени, причем она — донор. Волнение Жанны не позволяло ей взяться за кисти. Слово за слово, и мы узнали, что она хочет пройти обряд очищения, который может провести дервиш Бифатима. Мне было известно, о ком идёт речь и об Унгуртасе, где та жила. Однажды уже доводилось побывать в этом необычном месте. Та поездка оставила неизгладимые впечатления и изменила мою жизнь.
***
      Мы отправились вчетвером на моей машине. Путь неблизкий, почти двести километров.  День был рабочим. Приезжих, желающих лично убедиться в странности этого места, немного. В основном были те, кто оставался жить в доме дервиша надолго. Бифатима, в таком же простом платье и безрукавке, какой я видела ее в первый раз, окропила нас водой из бочки, стоящей у стены дома. Переводчика не было, поэтому она сама объяснила нам, что делать:
— Гора ходить нет. Идти туда, – она показала на небольшое саманное строение в стороне, вход к которое был завешан домотканным ковриком, — Там как зерно, корни по вся вселенная. Много.  Любой язык молиться. Любой вера. Когда чистый сердце, светлый душа, тогда создатель слышать.
      За дверью обнаружился, вырубленный в плотной глине сине-зеленого оттенка, лаз, с грубо сколоченными перилами. Ступени, ведущие глубоко под землю, были выстланы полосатыми домотканными половиками. Спуск в три «лестничных пролета», слабо освещался электрическими лампами и завершился просторным помещением куполообразной формы. Воздух, влажный и теплый, был удивительно свежим, словно здесь только что проветрили. Мы притихли от ощущения нежности и ласки, медленно обволакивающих нас.  Обсуждать что-либо не хотелось. Первой, опустилась на колени, посреди странной подземной молельни, Жанна. «Господь Всемогущий!» — услышала я тихий шепот, и оглянувшись, увидела Любу, осеняющую себя крестом. Погружение в молитву было столь глубоко, что казалось невозможным вывести её из этого состояния. Из затенённого пространства возле лестницы послышался шепот Натальи, ее дочери, тоже произносящей слова молитвы.  Почувствовав покалывание в ладонях, я перевела на них взгляд.  Мои руки касались тонкого светящегося «ручейка». Голова немного закружилась, и я прикоснулась к стене. Казалось, что рядом бьется огромное сердце. Следом за одной светящейся дорожкой показалась другая, третья… много. Они переплетались причудливым образом, в местах где касались друг друга, вспыхивали ярче. Замкнутое пространство исчезло, я видела нас всех внутри большого кокона, сплетенного из пульсирующих светящихся нитей. На память не пришло ни единой молитвы. Слова полились сами собой из глубины души — слова благодарности, слова веры.
     На поверхность мы выбрались часа через два. Не покидало ощущение необъяснимого счастья и легкости. Бифатима встретила нас улыбаясь:
— Туда идти. Два баран готово. Ты нет, – она жестом остановила Наташу, — Ты скоро быть ана*, мать быть. Жди маленький улы. Сын жди.
Будущую мать проводили в дом и оставили с чашкой шубата*(напиток из верблюжьего молока) в руках. Было непонятно, зачем нужны бараны. Одна из женщин на мой вопрос ответила неопределенно, что нам и ещё нескольким, обязательно нужно пройти обряд до конца. Каждая должна была по три раза ползком пролезть под животами баранов по земле, в одном направлении на животе, обратно на спине. Сначала это показалось смешным, только на деле не так просто. Отряхиваясь от пыли и вытаскивая колючки из волос, которые нацеплялись с шерсти животных, все это еще казалось забавным. Чуть поодаль, в круглую, глубиной метра три, яму с отвесными стенами опустили деревянную лестницу. Бифатима велела всем раздеться до белья. На мою попытку возмутиться, одна из женщин, уже проходившая этот обряд, строго посмотрела мне в глаза:

— Ты сколько жить хочешь? Тебе здоровье нужно? Первый раз я приехала сюда, когда врачи сказали, что мне осталось не больше двух месяцев.  Пятый год приезжаю.  Сейчас мы спустимся, и уберут лестницу. Бояться нечего. Нужно просто оголить грудь.

     От странного предчувствия била дрожь. Я смотрела на других женщин и понимала, что они чувствуют то же самое. Через несколько минут сверху по желобу на нас полилась горячая баранья кровь.
— Чего ждёшь? – женщина подставила ладони и размазала кровь по моим плечам и груди. – Помогай! Каждая капля ценнее золота.
Все по очереди заходили под струю крови, помогали друг другу распределить ее по телу. На поверхность мы выбрались с головы до ног в присохшей крови.
— Река ходить. Где из земля вода идти, видно. Там мыть вся кровь. Вода знает, вода лечить все.
       Пока мы, подхватив одежду, спускались вниз по тропе, с обеих сторон заросшей карагачем и шиповником, женщины уже побывавшие у реки, рассказали, что в месте где бьет родник, вода всегда одной температуры и не замерзает зимой.

      Бросив на берегу одежду, я вошла в реку. Глубина возле подземного источника была выше бедер. По щекам катились слёзы. Показывать их никому не хотелось, поэтому старалась с головой опуститься под воду, снова чувствуя «биение огромного сердца».  От этого становилось немного легче. 
      В доме нас ждало несколько больших блюд с горячим мясом баранов, принесенных в жертву. Жанну запеленали в их шкуры и уложили. К ней первой обратилась Бифатима:
— Твой сердце благородный. Кому ты отдать часть своя тело неблагодарный. Она снова пить арак*(водка). Жизнь не ценить. Муж, дети тебя сердится.
Потом она глянула на Любу:
— Ты не быть одна до конца. Муж скоро придет. Хороший муж. И дочь тоже скоро. Ее улы не знать свой отец. Будет знать другой отец. И пять дети родить.

      Она разговаривала с другими женщинами. Жанна лежала в шкурах, пока с нее градом не начал катиться пот.
— Теперь ты готов идти делать, что решил.
Только после Бифатима обратилась ко мне:
— Ты быть раньше в Лисья нора. Ты видеть, что другие нет, между сон и не спать. Надо сурет салу* (рисовать). Ты много думать, значит жазу керек* (надо писать). Нет бояться.

       На обратном пути я попросила Любу сесть за руль. Нужно было осознать смысл жутковатого языческого обряда – очиститься, исцелиться, переродиться через кровь, обрести новый смысл и силы жить дальше.  Одно было несомненно, той женщины, которая сегодня утром села за руль и поехала с подругами в Унгуртас, больше нет. В город возвращался совершенно другой человек без сомнений, без страхов, способный принять и пользоваться способностью, которая открылась несколько лет назад в Лисьей норе. Стоило закрыть глаза, сразу всплывали картины первой поездки: отвесная каменная стена, в ней на уровне груди округлое отверстие. Возникло знакомое ощущение покалывания в пальцах, когда коснулась камня в глубине этой норы, теплых волн, пробегающих по телу. Только в этот раз видение было другим, когда выбралась оттуда. Будто в немом кино видела Любу. Она вернулась домой с работы. Из кухни ей навстречу вышел мужчина с горячим пирогом на противне. Они смеются, что-то обсуждая. Наташенька, повзрослевшая и все такая же красивая, ведёт старшего сына в первый класс. Двое мальчишек помладше важно вышагивают рядом со старшим братом. Её муж несёт на руках девчушку лет двух. Пятый ребёнок должен скоро родиться, судя по слегка округлившемуся животику. Дальше – ночь. Открывается входная дверь. Жанна выходит из комнаты. Её муж вталкивает в прихожую девушку. Она пьяна. Пытается разуться, садится на пол и глупо хихикает. По щекам Жанны катятся слезы. Но почему я не вижу ничего о себе?! Усиливается волнение. Уже почти паника. Откуда-то издалека доносится звук биения огромного сердца, становится громче и громче.  Волнение отступает. На смену ему приходит уверенность – ведь я знаю, чего хочу добиться, знаю, как и что бы ни случилось в моей жизни, со всем справлюсь. 

Еще почитать:
Перелет
Александр Бут
Истории написанные на луне
Виалетта Хромова
Луна и Долина — Часть 3
Пустынь
Клим Сувалов
05.06.2023
Ирина Балан

«Если хотя бы одному человеку нужно ваше творчество — не бросайте его. Даже если этот человек — вы.» Не знаю, кто автор этих слов, но они определяют всю мою жизнь.
Внешняя ссылк на социальную сеть Litnet Проза Стихи


Похожие рассказы на Penfox

Мы очень рады, что вам понравился этот рассказ

Лайкать могут только зарегистрированные пользователи

Закрыть