… Здесь художник, не договорив еще своей речи, обратил глаза на стену с тем, чтобы взглянуть еще раз на портрет. То же самое движение сделала в один миг вся толпа слушавших, ища глазами необыкновенного портрета. Но, к величайшему изумлению, его уже не было на стене. Невнятный говор и шум пробежал по всей толпе, и вслед за тем послышались явственно слова: «украден». Кто-то успел уже стащить его, воспользовавшись вниманьем слушателей, увлеченных рассказом. И долго все присутствовавшие оставались в недоумении, не зная, действительно ли они видели эти необыкновенные глаза, или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утружденным долгим рассматриванием старинных картин.
Как оказалось, портрет действительно украли, но вернёмся на несколько дней назад до прихода художника Б. на аукцион. Молодой зодчий Ермолаев шёл домой к своей тётушке Кларе, неся подмышкой буханку хлеба и насвистывая себе под нос. Ермолаев ранее жил вместе со своими родителями, у него была счастливая семья и они всегда были при деньгах. Отец обучал его мастерству зодчества, и Ермолаев рос образованным и порядочным гражданином. В один день случилось несчастье, его родители сильно заболели, и как бы сильно Ермолаев не ухаживал за ними, через неделю они умерли. Эта утрата сильно повлияла на него, ведь ему было всего 19 лет, и не смотря на его образованность, он не знал, как распоряжаться с семейным бизнесом и попросту разорился, пытаясь прокормить себя. Всё что осталось у него от родителей это сюртук из чёрного бархата с позолоченными пуговицами и маленькой красной розочкой, расположенной на левой верхней части сюртука. Узнав о смерти его родителей к нему начали наведываться домовладельцы, прося всё больше и больше денег, а после и вовсе квартиру. Не зная куда податься, Ермолаев вспомнил о своей тётке Кларе, которая жила неподалёку. Собрав все оставшиеся вещи из дома, коих было немного, он попрощался с ним и направился к Кларе, которая также, как и он жила не богато. Она великодушно приняла его и вместе с ним погоревала о погибших родителях. Живя с тёткой Ермолаев осознал, что зодчество не привлекает его, и он стал интересоваться искусством, параллельно сам рисуя всё, что придёт в голову. Несмотря на все невзгоды Ермолаев всегда оставался жизнерадостным и неунывающим. Так они прожили вместе год. Клара работала на рынке, а Ермолаев так и продолжал рисовать, иногда помогая начинающим архитекторам советом.
Вернувшись в квартиру, Ермолаев сразу же уселся за стол и хотел было начать творить, как вдруг понял, что не знает, что ему рисовать. Он сидел 20 минут над пустым листом бумаги и не знал, что ему делать. Отойдя от стола, он пошёл выпить воды и вдруг как будто бы прозрел. Он огляделся вокруг и понял, что живёт в катастрофических плохих условиях. Квартира тётушки Клары была меньше чем его прошлая, сама же Клара, будучи вечно на работе, совсем не следила за ней и поэтому в квартире стояла жуткая пыль, кровать в квартире была всего одна, поэтому Ермолаеву приходилось спать на полу, укрывшись тонким одеялом и подложив под голову наполовину заполненную перьевую подушку. Единственное место где можно было бы расположиться Ермолаю было под окном, поэтому уже в течение полугода его не покидает насморк и лёгкий румянец на щеках. Ермолаев понял, что он несчастен. Его не покидала мысль о том, что всё могло бы быть иначе, будь он ответственен с деньгами родителей. После этих размышлений он вернулся за стол и впал в раздумья. Его размышления прервал скрип открывшейся двери и вошедшей в неё тётушки.
— Здравствуй Виктор, как ты?
— Как и всегда, прекрасно! Я принёс хлеб, который я купил на те деньги, что заработал на прошлой неделе за помощь тому солидному мужчине.
— Ой, спасибо тебе Виктор, век буду должна!
— Ну что вы, не стоит. Что нового на улицах нашего прекрасного города?
— Ты слышал про портрет ростовщика?
После этого Клара поведала Ермолаеву о портрете, и о том какие несчастья настигали людей после того как он попадал к ним в руки.
Следующие пару дней Ермолаев размышлял над портретом, он думал о том, правда ли у него живые глаза, действительно ли он приносит несчастья своим обладателям. Параллельно с этим он всё больше удручал себя своим плачевным положением. Один раз выйдя на прогулку к нему в голову пришла мысль, если портрет попадал в руки к состоятельным и довольным своей жизнью людям, то он приносил несчастья, но что будет если портрет попадёт в руки к несчастному, отчаявшемуся человеку, что случится тогда? Думая над этим вопросом, он не заметил проходящего рядом молодого человека и столкнулся с ним. Этим человеком, как позже выяснилось, оказался художник Б.
— Прошу меня простить, я слишком увлёкся своими мыслями.
— Ничего страшного. Хочу заметить у вас весьма солидный сюртук, несмотря на остальную невзрачную часть вашего наряда. Вы, быть может, художник.
— В какой-то степени.
— Что ж, тогда вы, наверное, слышали об аукционе, который вот-вот начнётся в доме на соседней улице?
Ермолаев ничего не знал об этом аукционе, но мимика его лица говорила обратное.
— Конечно слышал, только вот не заинтересовал он меня, больно уж там банальные работы.
— Пожалуй, вы правы, но есть там один экспонат, который я непременно должен выкупить, поэтому если позволите, я поспешу туда, и рекомендую вам тоже направится на него.
— Что ж, возможно я и присоединюсь к вам чуть позже.
— Тогда до встречи.
С этими словами художник Б. стремительно направился в сторону аукциона.
Ермолаев был ошеломлён такой неожиданной встречей, но его мысли занял тот самый экспонат, о котором упоминал художник Б. Неужели это тот самый портрет? В тот же миг он устремился на аукцион, в нем загорелась надежда лучшей жизни.
Придя на аукцион, он тут же увидел всю палитру красок, которую можно было себе представить, но его внимание привлекла кучка людей, столпившихся возле одной картины. Это был тот самый портрет ростовщика, и в момент, когда Ермолаев увидел его, взгляд ростовщика будто пронзил его насквозь, его взгляд был живее, чем взгляд любого живого человека. Ермолаев тут же отвёл взгляд и увидел своего нового знакомого.
— Я пришёл, как вы и рекомендовали.
— Это же отлично, я вот-вот начну свой рассказ, но мы не успели представиться. Я художник Б.
— Моё имя Виктор, приятно с вами познакомиться.
— Что ж, Виктор, сейчас начнётся мой рассказ, надеюсь вам будет интересно.
Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.
Когда начался его рассказ, все посетители аукциона были увлечены им, а сам художник Б. вовсе не замечал, что происходит вокруг него. В этот момент Ермолаеву пришла в голову безумная идея. Его тело перестало слушаться его и действовало будто само, он лёгким движением рук бесшумно снял картину со стены и моментально удалился с аукциона, оставшись никем не замеченным. Он не помнил, как добрался до квартиры Клары, но запомнил, что для восстановления сил ему пришлось отлеживаться пол часа. Для того чтобы Клара не узнала про портрет, Ермолаев поставил его лицевой стороной к стене, и задник картины слился со стеной. После этого оставшуюся часть дня он провёл в постели, так как не знал, что его ждёт. Придя домой поздно, Клара не заметила портрет и легла спать, её примеру последовал и Ермолаев.
Ночью ему приснился сон. Ермолаев лежал под своим одеялом и услышал звон бьющихся о друг друга червонцев. Он поднялся и понял, что звук исходил из портрета. Ермолаев подошёл к портрету, повернул его лицевой стороной к себе и в этот же момент старик, нарисованный на портрете, вылез из него, начал бросаться мешочками с червонцами, и, неожиданно для Ермолаева, заговорил с ним.
— Чего ты хочешь Виктор? Богатства? Славы? Женщин? Может быть в тебе пылает завиться или гнев к кому или чему-либо?
— Отнюдь нет, ничего из этого я не желаю. Я хочу лишь хорошей жизни для своей тётушки Клары. Она уже год держит меня у себя и ни разу не жаловалась, но у меня не хватает сил чтобы отблагодарить её в полной мере.
— ЧТО? НЕУЖЕЛИ ТЕБЯ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ, БАЛЫ, РОСКОШЬ?!
— Ничуть. Я был слишком молод и глуп, поэтому довёл себя до такого состояния, и я хочу, чтобы моя тётушка не повторила моих ошибок.
— Похоже с тобой не всё в порядке.
С этими словами ростовщик залез обратно в картину. Червонцы остались лежать на полу, но Ермолаев не спешил их подбирать. Через пару секунд он проснулся.
Это был обычный день, Клара, как и всегда ушла на рынок, а Ермолаев вновь решил сесть за стол и начать творить. Идя к столу, он услышал тихий звон монет, который доносился от каждого его шага. Он тут же понял в чём дело и ринулся к портрету, повернул его, и во взгляде ростовщика больше не было той живости и злости что царили там ранее, теперь он не мог увидеть в них ничего. После того как он рассмотрел портрет он увидел выпирающий кусочек такни из-под рамы и достал мешочек с надписью ”1000 червонцев”.
После этого случая Ермолаев выкупил обратно свою квартиру, он создал свой архитектурный бизнес, с помощью которого он зарабатывал достаточно для прокормления себя и тётушки Клары. Он продал квартиру тётушки и переселил её к себе, в более благоприятные условия. Теперь тётушке не нужно было ходить работать на рынок, и поэтому она была счастлива. Он поборол насморк, и обновил свой наряд. К нему вернулось вдохновение и каждый день он писал новое произведение искусства, которые позже его хороший друг художник Б. выставит в галерее под именем неизвестного автора. Ермолаев и его тётушка Клара будут жить жизнью спокойной, которой они и хотели. Что же до портрета, то после того как об Ермолаеве начали писать в газетах как о выдающемся архитекторе, его нашёл художник Б., и попросил рассказать почему Ермолаев украл картину и что с ней произошло. Художник Б. также более не видел злобы во взгляде ростовщика, но всё-таки выполнил просьбу отца и уничтожил портрет. Так и закончилась история изображения духа тьмы – портрета ростовщика.